Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 14:41, курсовая работа
В конце XX века Российская Федерация вступила в новую фазу своего развития. Началось формирование частной собственности, на смену административно-командного управления пришла рыночная экономика, с её самостоятельностью и независимостью хозяйствующих субъектов. В связи с этим изменились не только приоритеты, цели и задачи экономики, но и используемые для руководства экономическими процессами методы. Внимание участников гражданского оборота привлекли как возможности использовать дополнительные ресурсы для получения прибыли, так и иметь определенные гарантии защиты своих интересов от действий недобросовестных контрагентов, нестабильности экономики переходного периода.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...6
1.1 Понятие договора финансовой аренды……………………………………...6
1.2 Правовое регулирование финансовой аренды (лизинга) взаконодательстве Российской Федерации……………………………………...12
1.3 Преимущества финансовой аренды (лизинга) и его отличия от арендных отношений………………………………………………………………………..19
1.4 Особенности регулирования международной финансовой аренды (лизинга)………………………………………………………………………….26
2 СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ………………….35
2.1 Стороны договора финансовой аренды (лизинга)………………………35
2.2 Предмет договора финансовой аренды (лизинга)……………………..…..37
2.3 Форма и содержание договора финансовой аренды (лизинга)………..….41
2.4 Существенные условия лизинга…………………………………………….42
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ……………………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………71
Уже после первых месяцев
работы над проектом Конвенции стало
ясно, что создать документ прямого
действия невозможно. Он должен был
содержать общий контур, дополняемый
по усмотрению участников сделки и
в зависимости от конкретных условий.
Разработчики полагали, что будущие
унифицированные нормы будут
не только регулировать сделки по международному
лизингу, но и служить основой
национального лизингового
По мере завершения работ
над проектом документа в марте
1984 г. на четвертой сессии рабочей
группы UNIDROIT было решено повысить статус
разработки и создать Комитет
правительственных экспертов
— признания лизинга
— рассмотрения двух контрактов
— купли-продажи и
Желание подогнать лизинг
под один из известных правовых институтов
приводило к неразрешимым противоречиям,
а признание его
Необходимо отметить два принципиальных момента, из которых исходили авторы. Первый — определяющую роль пользователя как инициатора всей сделки: он выбирает оборудование, поставщика и несет практически все риски собственника, не являясь таковым юридически. Активной роли пользователя соответствует пассивная роль лизингодателя, чье участие в сделке сведено к финансированию. Второй — срок договора лизинга должен позволить лизингодателю вернуть свои капиталовложения в оборудование, т. е. срок договора должен приблизительно равняться сроку амортизации оборудования.
Конвенция разрабатывалась
с учетом существующего законодательства
различных правовых систем с той
целью, чтобы сама Конвенция могла
быть взята за основу формирования
национального лизингового
Вопросы, связанные со сделками
международного лизинга, решаются с
учетом положений международного права.
В виду того, что разные законодательные
системы по-разному
Вопросы о применимом праве к конкретной сделке определяются в соответствии с разделом VII Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (Основ), действующие на территории России в настоящее время. Согласно пункта 1 статьи 166 Основ, права и обязанности сторон по внешнеэкономическим сделкам определяются по праву страны, избранному сторонами при совершении сделки или в силу последующего соглашения. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны, где учреждена или имеет основное место деятельности сторона, являющаяся наймодателем (лизингодателем) в договоре имущественного найма (договора лизинга). При определении применимого права необходимо также учитывать тот факт, что Россия является страной-участницей Конвенции.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, если сделка лизинга является международной, то существует три возможных варианта применимого к ней права:
Право страны, избранное сторонами сделки. Применяется если стороны определили право при совершении сделки, либо в результате последующего соглашения сторон. Здесь не существует никаких ограничений в выборе. Это может быть как право страны лизингодателя или лизингополучателя, так и право любой другой страны.
Оттавская Конвенция о международном финансовом лизинге. Используется, если лизингодатель и лизингополучатель находятся в странах-участницах Конвенции или, если договоры лизинга и поставки предмета лизинга регулируются правом одной из стран-участниц Конвенции.
Право страны лизингодателя. Применяется в случаях, когда сделка не регулируется Конвенцией и стороны не определили применимое право. Следовательно, российское законодательство о лизинге будет применяться к сделкам международного лизинга, где российским юридическим лицом является лизинговая компания29.
Согласно Оттавской конвенции 1988 г. к международной финансовой аренде относятся операции, при которых местонахождение арендодателя и арендатора находятся в разных странах. При этом, поскольку операция финансовой аренды обычно регулируется трехсторонним контрактом с участием поставщика, Конвенция применяется при следующих двух условиях:
- эти страны, а также государство поставщика являются членами Конвенции;
- контракт на поставку и контракт на аренду регулируются законодательством страны, являющейся участником Конвенции.
Россия присоединилась к Оттавской конвенции в 1998 г.
Поскольку Россия стала участницей Оттавской конвенции, то указанные условия должны быть соблюдены, чтобы операция финансовой аренды регулировалась этой Конвенцией.
Во второй половине 90-х гг. в России к международным лизинговым операциям (финансовой аренде) часто относили те, в которых зарубежным партнером по отношению к российскому арендодателю и арендатору являлся иностранный поставщик оборудования, что, во-первых, противоречит трактовке Оттавской конвенции, во-вторых, вообще не соответствует понятию финансовой аренды (лизинга), поскольку российские арендные компании обычно закупают оборудование не по заказам будущих арендаторов, а самостоятельно, сообразуясь с оценкой потребностей российского рынка. Это вообще противоречит определению финансовой аренды (лизинга), содержащемуся в ГК РФ. Тот факт, что часть арендных компаний являлась совместными предприятиями с участием иностранного капитала, дела не меняет.
В большей степени принципам Оттавской конвенции отвечают арендные операции, направленные на сдачу в аренду оборудования за рубеж, если арендодателем является компания, находящаяся на территории России. Наибольшее распространение такие операции получили при сдаче в оперативную и финансовую аренду зарубежным арендаторам советской и российской авиационной техники.
Поэтому в тех случаях, когда по отношению к российским арендодателю и арендатору поставщиком оборудования является зарубежная фирма, то это аренда с импортом оборудования на основе контракта международной купли-продажи, если поставщиком по отношению к зарубежным арендодателю и арендатору является российская фирма, то это экспорт оборудования по контракту международной купли-продажи*.
Поскольку при разработке
российского законодательства были
использованы многие нормы, закрепленные
в Конвенции, рассмотрим некоторые
различия, которые имеются в
отсутствие возвратного лизинга;
договор лизинга, как правило, должен быть заключен к моменту приобретения оборудования, хотя допускается и более позднее заключение лизингового соглашения. Российское законодательство о лизинге вообще не рассматривает этот вопрос;
некоторые различия в видах имущества, которое может быть предметом лизинга. По Конвенции предметом лизинга может быть комплектное оборудование, средства производства и иное оборудование. Таким образом, Конвенция не предусматривает передачи в лизинг, например, предприятия, что является допустимым по нормам российского законодательства;
сроки договора лизинга. По Конвенции совокупные лизинговые платежи по лизинговому соглашению должны соответствовать всей или существенной части амортизации оборудования. Закон хотя и устанавливает аналогичное требование, но оно является недействительным;
при существенном нарушении
договора лизингополучателем лизингодатель
правомочен потребовать ускоренной
выплаты лизинговых платежей, если
это предусмотрено договором, или
расторгнуть договор с
договор поставки и внесение в него изменений в части условий, которые затрагивают интересы лизингополучателя, подлежат согласованию с последним;
ответственность за поставку
недоброкачественного имущества - лизингополучатель
имеет в отношении
Таким образом, с учетом вышесказанного, автором весь комплекс финансовой аренды характеризуется следующим образом.
Договор финансовой аренды по своей правовой природе является двусторонним, консенсуальным договором, заключенным между лизингодателем и лизингополучателем. На стадии исполнения договора лизингодатель свою обязанность по приобретению лизингового имущества у конкретного продавца и передаче его лизингополучателю реализует путем заключения договора купли-продажи. Но, так как обязанности лизингодателя предоставить имущество во временное владение и пользование лизингополучателя противостоит право последнего требовать такого предоставления, и в соответствии с договором купли-продажи обязанность предоставить имущество возлагается на продавца, а право требования передачи имущества принадлежит покупателю (лизингодателю), продавец исполняет обязанность по передаче имущества непосредственно лизингополучателю. Таким образом, осуществление лизинга представляет собой динамичный процесс: для реализации договора лизинга заключается договор купли-продажи, одна сторона которого (продавец) имеет непосредственное отношение к исполнению другой стороной (покупателя-лизингодателя) обязанности по договору лизинга.
В результате, сложный юридический факт, связанный с осуществлением финансовой аренды, состоит из следующих простых юридических фактов: договор лизинга, как юридический факт - правоотношение лизинга — договор купли-продажи, как юридический факт возложение обязанности по передаче имущества на продавца и право требования имущества у лизингополучателя — правоотношение лизингополучателя и продавца. Причем правоотношение финансовой аренды, возникающее на основе заключенного между лизингодателем и лизингополучателем договора, продолжает свое существование, и после исполнения договора купли-продажи, т.е. до наступления условий, с которыми стороны договора лизинга связали его окончание.
Таким образом, отношения финансовой аренды, невозможно вписать в рамки института аренды, поскольку договор аренды, как юридический факт, связан с возникновением на его основе арендных отношений, которые предполагают обязанность арендодателя предоставить имущество арендатору. Как видим, арендные отношения не могут в полной мере охватить даже такой элемент лизинговых отношений, как договор лизинга, поскольку последний предполагает не только обязанность лизингодателя предоставить имущество лизингополучателю, но еще и приобрести его в собственность. Институт аренды, таким образом, объясняет лишь часть отношений, вытекающих из договора лизинга.