Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов финансового планирования. рассмотрение финансового планирования организации на примере компании ОАО «Лукойл».
На пути к поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - охарактеризовать сущность и содержание финансового планирования не предприятии; - изучить задачи, функции и методы финансового планирования;
- предоставить финансовую отчетность исследуемой компании; - проанализировать существующую систему финансового планирования компании ОАО «Лукойл».
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Содержание и основные понятия финансового планирования в организации………………………………………………...……………...………5
1.1 Сущность, задачи и функции финансового планирования ……………..……………………………………………………………...………..5
1.2 Методика финансового планирования в организации...…………………....7
1.3 Принципы и этапы финансового планирования ………………...………...10
1.4 Виды финансового планирования и их роль в управлении предприятием…………………………………………………………………….13
Глава 2. Финансовое планирование в компании ОАО «Лукойл»…………....18
2.1 Краткая информация о компании…………………………………………..18
2.2 Финансовое состояние компании…………………………………………..19
2.3 Система финансового планирования в организации……………………...25
2.4 Анализ системы планирования финансовых показателей и финансовых результатов компании ОАО «Лукойл»…………………...……..……………...29
Заключение………………………………………………………….……………37
Список используемой литературы…………………...…………………….…..39
Приложения
5) Пятый этап - это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов фирмы.
6) Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причини следствий отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.
Важно помнить, что максимальной эффективности можно добиться только при последовательном выполнении всех этапов процесса финансового планирования, так как они взаимосвязаны.
1.4 Виды финансового планирования и их роль в управлении предприятием.
Финансовое планирование в организации бывает трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку, на который он разрабатывается.
Таблица 1
Виды финансового планирования и формы представления его результатов
Виды финансового планирования |
Перспективное (стратегическое) финансовое планирование |
Текущее финансовое планирование |
Оперативное финансовое планирование |
Формы разрабатываемых финансовых планов |
Прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса |
План доходов и расходов по операционной деятельности; план доходов и расходов по инвестиционной деятельности; план поступления и расходования денежных средств; балансовый план |
Платежный календарь, кассовый план |
Период планирования |
1 -3 года |
1 год |
Декада, квартал, месяц |
Все виды финансового планирования на фирме связаны друг с другом и осуществляются в определенной последовательности ( Рис. 2).
Исходной точкой планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь основа для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.
Рис.2 Виды финансовых планов и их взаимосвязь.
В современных условиях перспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Перспективное планирование состоит из разработки финансовой стратегии предприятия и прогнозирования финансовой деятельности. Финансовая стратегия предприятия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов их достижения.
Процесс формирования финансовой стратегии предприятия состоит из следующих этапов:
1) определение периода реализации стратегии;
2) анализ факторов влияния внешней среды фирмы;
3) формирование стратегических целей финансовой деятельности;
4) разработка финансовой политики фирмы;
5) разработка системы мероприятий по обеспечению финансовой стратегии фирмы;
6) оценка разработанной финансовой стратегии.
При разработке финансовой стратегии фирмы очень важно четко и изначально честно и правильно определить период реализации стратегии. Большое внимание в процессе формирования финансовой стратегии должно отводиться анализу факторов внешней среды, изучению экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы. Следующий этап составления финансовой стратегии предприятия это формирование стратегических целей финансовой деятельности. Главной целью должно стать максимальное увеличение рыночной стоимости предприятия. Все цели должны быть сформулированы наиболее четко и кратко. Цели должны быть отражены в конкретных показателях-нормативах. Обычно в качестве стратегических нормативов используют такие как:
- среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов;
- коэффициент рентабельности собственного капитала фирмы;
- соотношение оборотных и внеоборотных активов фирмы и т.д.
Система стратегических целей фирмы должна формироваться четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях — нормативах. Обычно в качестве таких стратегических нормативов используются; среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников; коэффициент рентабельности собственного капитала фирмы; соотношение оборотных и внеоборотных активов фирмы и др. [2, с. 444-445].
Например, стратегическая цель ОАО «Лукойл» заключается в динамичном устойчивом развитии, соответствующем лучшим показателям мировых нефтяных компаний по эффективности и конкурентоспособности, создание новой стоимости, поддержание высокой прибыльности и стабильности своего бизнеса, обеспечение акционеров высоким доходом на инвестированный капитал путем повышения стоимости активов Компании и выплаты денежных дивидендов.
Для достижения этих целей ОАО «Лукойл» будет использовать все возможности, включая дальнейшие усилия по сокращению затрат, росту эффективности своих операций, улучшению качества производимой продукции и предоставляемых услуг, применению новых прогрессивных технологий.
На основе финансовой стратегии фирмы формируется финансовая политика фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности фирмы: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.
Далее происходит разработка системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, определяются права, обязанности и меры ответственности руководителей отделов и подразделений фирмы за результаты реализации финансовой стратегии фирмы.
Заключительный этап разработки финансовой стратегии фирмы это оценка эффективности данной стратегии.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
- прогноза отчета о прибылях и убытках;
- прогноза движения денежных средств;
- прогноза бухгалтерского баланса.
Основной целью создания этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.
Перспективный финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темп расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей фирмы.
Таким образом, этот вид
финансового планирования связан с
принятием основополагающих решений:
привлечение стратегического
Например, в стратегическом плане развития ОАО «Лукойл» на период с 2010 по 2019 г. поставлена цель — увеличить стоимость компании до 150 -200 млрд. долл. При этом соотношение долг/капитал не должно превышать 30%, а рентабельность инвестиций - быть менее 15-17%. Уровень дивидендных выплат запланирован в размере до 30% от чистой прибыли.
В итоге перспективный финансовые планы должны содержать: прогноз объема продаж; расчет точки безубыточности, прогноз движения денежных средств; прогнозный баланс.
Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой конкретизацию его показателей. Разрабатываемые конкретные виды текущих финансовых планов дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру доходов и затрат фирмы, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода.
Текущие финансовые планы предприятия разрабатываются на основе данных о:
- финансовой стратегии фирмы;
- результатах финансового анализа за прошедший период;
- планируемых объемах
производства и реализации
- других экономических
показателях операционной
Также на разрабатываемые планы влияет действующее законодательство, система налогообложения и иные внешние факторы.
Текущее финансовое планирование состоит в разработке трех основных документов:
- плана движения денежных средств;
- плана отчета о прибылях и убытках;
- плана бухгалтерского баланса.
Основная цель этих документов - оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план создается на период в один год.
Оперативное финансовое планирование является как бы логическим продолжением текущего финансового планирования. Оно осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия. Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, а это требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Он включает в себя составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой на месяцы и более короткие периоды. При его осуществлении необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансовых обязательств.
Главной особенностью правильно составленного платежа является его сбалансированность. Такой календарь помогает выявить финансовые ошибки, недостаток средств, понять причину такого положения, наметить и выполнить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.
Календарь платежей составляется на основе следующих документов:
- плана реализации продукции;
- сметы затрат на производство;
- плана капитальных вложений;
- выписок по счетам предприятия и приложений к ним;
- договоров;
- внутренних приказов;
- графика выплаты заработной платы;
- счетов-фактуры;
а также установленных сроков платежей для финансовых обязательств.
На многих фирмах наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, а также платежные календари по отдельным видам движения денежных средств.
Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план - план оборота наличных денежных средств. Этот план отражает поступление и выплаты наличных денежных средств через кассу. Он необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.
Банку, обсуживающему предприятие также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. Кассовый план разрабатывается на квартал.
Заключительным этапом
финансового планирования является
составление сводной аналитичес
Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет обеспечить целенаправленность финансовой деятельности организации и повысить ее эффективность.
Субъекты хозяйствования самостоятельно определяют виды планов и горизонты планирования. Однако в современной отечественной практике финансовое планирование не стало эффективным инструментом управления предприятием, несмотря на то, что на предприятиях составляются текущие (годовые) финансовые планы, бизнес планы, платежные календари, расчеты потоков денежных средств. Общим недостатком существующего положения является то, что отдельные планы не увязаны в систему, формально анализируется их выполнение, отсутствует необходимое нормативно-правовое и методическое обеспечение.
Сегодня на отечественных предприятиях приоритет отдается текущему финансовому планированию. В то же время возрастает потребность в стратегическом финансовом планировании, актуальность которого обусловлена рыночными преобразованиями.
2. Финансового планирование в компании ОАО «Лукойл».
2.1. Краткая информация о компании.
ОАО «Лукойл» — одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, обеспечивающая 2,2% мировой добычи нефти.
Лидирующие позиции Компании являются результатом двадцатилетней работы по расширению ресурсной базы благодаря увеличению масштабов деятельности и заключению стратегических сделок.