Финансовое планирование в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов финансового планирования. рассмотрение финансового планирования организации на примере компании ОАО «Лукойл».
На пути к поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - охарактеризовать сущность и содержание финансового планирования не предприятии; - изучить задачи, функции и методы финансового планирования;
- предоставить финансовую отчетность исследуемой компании; - проанализировать существующую систему финансового планирования компании ОАО «Лукойл».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Содержание и основные понятия финансового планирования в организации………………………………………………...……………...………5
1.1 Сущность, задачи и функции финансового планирования ……………..……………………………………………………………...………..5
1.2 Методика финансового планирования в организации...…………………....7
1.3 Принципы и этапы финансового планирования ………………...………...10
1.4 Виды финансового планирования и их роль в управлении предприятием…………………………………………………………………….13
Глава 2. Финансовое планирование в компании ОАО «Лукойл»…………....18
2.1 Краткая информация о компании…………………………………………..18
2.2 Финансовое состояние компании…………………………………………..19
2.3 Система финансового планирования в организации……………………...25
2.4 Анализ системы планирования финансовых показателей и финансовых результатов компании ОАО «Лукойл»…………………...……..……………...29
Заключение………………………………………………………….……………37
Список используемой литературы…………………...…………………….…..39
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

Основой для внедрения финансовой модели планирования выступают результаты анализа финансового состояния, планы всех подразделений и финансовая отчетность. Выбор финансовой модели планирования зависит как от задач, стоящих перед предприятием, так и от объема информации и периода бюджетирования.

Цель бизнес-финансового  моделирования – получение реально  достижимых планов и простота корректировки  текущих планов предприятия.

Представленный формат финансовой модели плана компании ОАО «Лукойл» учитывает изменения в финансовом положении предприятия и дает представление об эффективности использования имеющихся в распоряжении предприятии ресурсах в любой момент времени.

Рис. 3. Содержание и алгоритм работы бизнес-финансовой модели компании «Лукойл» (Модель EFQM в системе бизнес-деятельности )

 

Финансовое моделирование компании проводится поэтапно. Совершенствование методики и процесса финансового планирования, основанного на бизнес-финансовом моделировании, начинают с формирования «финансового комитета» - мобильного органа при руководителе, который координирует составляющие финансового планирования.

К основным задачам финансового отдела ОАО «Лукойл» относятся:

• Управление движением  финансовых ресурсов предприятия.

• Регулирование финансовых отношений.

• Обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

• Определение финансовой стратегии предприятия.

• Осуществление инвестиционной политики предприятия.

• Анализ и контроль финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.     

Функции финансового отдела ОАО «Лукойл»:

1. Управление движением  финансовых ресурсов предприятия  и регулирование финансовых отношений,  возникающих между хозяйствующими  субъектами в условиях рынка,  в целях наиболее эффективного  использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли.

2. Разработку проектов  перспективных и текущих финансовых  планов, прогнозных балансов и  бюджетов денежных средств.

3. Разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовой устойчивости.

4. Доведение утвержденных  финансовых показателей до подразделений  предприятия.

5. Подготовку проектов  планов реализации продукции  (работ, услуг), капитальных вложении, научных исследований и разработок, планирования себестоимости продукции и рентабельности производства.

6. Расчет прибыли и  налога на прибыль.

7. Осуществление инвестиционной  политики и управление активами  предприятия, определение оптимальной  их структуры, подготовку предложения  по замене, ликвидации активов, контроль портфеля ценных бумаг, проведение анализа и оценки эффективности финансовых вложений.

8. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, разработку  предложений, направленных на  обеспечение платежеспособности, предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых товарно-материальных ценностей, повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на производство и реализацию продукции, укрепление финансовой дисциплины.

В финансовом комитете рассматриваются вопросы, которые входят в его компетенцию: процедура согласования и взаимосвязь плановых показателей; унификация разработочных таблиц и регистров; методика расчетов показателей и коэффициентов; подход к ценообразованию; утверждение содержания сводного плана и др.

 Финансовый комитет организует выполнение следующих этапов:

- формулировка финансовой  проблемы для выполнения целей предприятия;

- поиск вариантов решения  проблем;

- оценка и проработка вариантов;

- принятие решений по существу поставленных вопросов;

- обеспечение реализации  принятых решений.

Важные композиционные признаки использования финансовой модели планирования применительно к исследуемому предприятию заключены в расчетах, выполняемых в следующих регистрах:

- финансовый план (бюджет доходов и расходов);

- план движения денежных  средств;

- финансовый расчет прибыли;

- бюджет финансовых средств;

- бюджетированный баланс.

При этом расчет бюджета финансовых средств и план движения денежных средств выполнен в соответствии с международными принципами формирования отчетности (МСФО).

Современный подход к ведению финансового планирования выявил существующую тесную взаимосвязь между  текущими и стратегическими планами предприятия. С одной стороны финансовый план выступает заключительным этапом планирования, а с другой – устанавливает ограничения, связанные выбором оптимального уровня ликвидности и прибыльности бизнеса.

 

2.4 Анализ  системы планирования финансовых показателей и финансовых результатов 

компании ОАО «Лукойл».

 

На основе мнений о системе ключевых показателей деятельности, в качестве основных, индикативных, показателей рассматриваемого предприятия избраны:

1. MV (market value) – рыночная капитализация;

2. MVA (market value added) – рыночная добавленная стоимость;

• выручка от реализации продукции;

• чистая прибыль;

• активы;

3. ROA (return on assets) – рентабельность активов;

4. ROE (return on equity) – рентабельность собственного (акционерного) капитала;

5. EPS (earnings per share) – прибыль на акцию;

6. P/E (price-to-earnings ratio) – отношение рыночной цены акции к EPS;

7. P/S (price-to-sales ratio) – капитализация к выручке от реализации;

• отношение капитализации к собственному капиталу;

• отношение капитализации к активам;

• отношение долга к совокупному капиталу.

Данные показатели определяются по следующим формулам:

• MV = Рыночная цена одной акции * Количество акций в обращении (Формула 2.);

• MVA = Рыночная капитализация – Стоимость чистых активов (Формула 3.);

• ROA = Чистая прибыль / Активы (Формула 4.);

• ROE = Чистая прибыль / Собственный (акционерный) капитал (Формула 5.);

• EPS = Чистая прибыль / Количество акций в обращении (Формула 6.);

• P/E = Рыночная капитализация / Чистая прибыль = Рыночная цена одной акции / EPS (Формула 7.);

• P/S = Рыночная капитализация / Выручка от реализации продукции (Формула 8.).

Выбор вышеприведенных  показателей в качестве основных финансовых индикаторов ОАО «Лукойл» обусловлен несколькими факторами:

1. Динамика показателей выручки, чистой прибыли и активов предприятия сама по себе демонстрирует тенденции в развитии масштабов и результатов его деятельности, показывает, насколько компания продвинулась на рынке реализуемых товаров, увеличила стоимость своего имущества и накопленный финансовый результат.

2. Кроме того, значения выручки, чистой прибыли и стоимости активов хозяйствующего субъекта используются для расчета относительных производных показателей, таких как ROA, ROE, EPS, которые, в свою очередь демонстрируют эффективность деятельности фирмы и качество управления ее имуществом.

3. Коэффициенты рыночной стоимости (P/E, P/S, отношение капитализации к собственному (акционерному) капиталу, отношение капитализации к активам) рассчитываются только для открытых компаний, которые продают свои акции на открытых торговых площадках, и демонстрируют, сколько инвесторы готовы платить за рубль текущей прибыли, выручки, стоимости собственного капитала и активов соответственно. Их высокие значения обычно расценивают как сигналы о хороших перспективах будущего роста фирмы [10].

4. Отношение долга к совокупному капиталу выражает долговую нагрузку компании и применяется для мониторинга ее финансовой устойчивости и платежеспособности, а также предупреждения банкротства предприятия (высокая положительная динамика данного показателя свидетельствует об ухудшении финансового состояния организации).

5. Показатели рыночной капитализации компании (MV) и ее рыночной добавленной стоимости (MVA) по мнению Т. Коупленда, Т. Колера и Дж. Муррина, являются «главным итоговым критерием результативности фирмы».

Так, как эти показатели являются обобщающими и итоговыми, менеджеры не могут ими пользоваться в качестве инструмента для принятия решений, но могут устанавливать целевые нормативы стоимости для акционеров.

Применительно к избранным финансовым показателям алгоритм построения прогнозных моделей, выглядит следующим образом.

В качестве основных факторов внешнего окружения ОАО «Лукойл» сама компания называет:

- изменение цен на  нефть и продукции нефтепереработки;

- обменный курс рубля  к доллару США и темпы инфляции;

- налоговая нагрузка;

- транспортировка нефти  и нефтепродуктов в России.

Перечисленные факторы  в полной мере совпадают с теми, которые указывает в качестве определяющих результаты своей операционной деятельности другая нефтяная российская компания – ОАО «НК Роснефть».

Следовательно, указанные факторы внешней  среды являются наиболее характерными не только для ОАО «Лукойл», но и для всей нефтегазовой отрасли Российской Федерации.

Кроме того, учитывая, что ОАО «Лукойл» является компанией, акции которой занимали первое место по объемам торгов среди акций иностранных компаний, торгуемых на Лондонской фондовой бирже (IOB), по результатам 2011 г., можно сделать предположение, что на ее основные финансовые показатели могут влиять также такие индикаторы мировых финансовых рынков, как курс доллара к евро, фондовый индекс Доу-Джонса и учетная ставка Федеральной резервной системы США.

Поэтому, прогнозирование остальных ключевых показателей деятельности ОАО «Лукойл» можно осуществить путем комбинированного применения других методов прогнозирования:

1. Показатель чистой  прибыли предприятия можно прогнозировать  на основе коэффициента удельного  веса в прибыли от продаж.

Для ОАО «Лукойл» в среднем за период с 2008 по 2012 годы он составляет 79%. Так как действующая ставка по налогу на прибыль составляет 20%, а расходы, относящиеся к непроизводственным операционным и внереализационным расходам, занимают около 1% прибыли от продаж, выбранный норматив чистой прибыли выглядит вполне оправданным (100% – 20% – 1% = 79%).

Чистая прибыль = Прибыль от продаж * 79% (Формула 9.)

2. Прибыль от продаж  при этом находится как разница  между построенными на основе  модели множественной линейной  регрессии значениями выручки  от реализации и полной себестоимости  продукции.

Прибыль от продаж = Выручка от реализации – Полная себестоимость (Формула 10.)

3. Показатель рыночной  добавленной стоимости можно  прогнозировать, исходя из смоделированных  значений рыночной капитализации  предприятия [13,19] и чистых активов  (путем построения множественной линейной регрессии) по формуле 3.

4. С учетом прогнозного  значения чистой прибыли предприятия,  а также среднего значения  той части прибыли, которая  направляется на выплату дивидендов, можно смоделировать показатель  собственного капитала компании  на конец прогнозного периода. Для ОАО «Лукойл» за период с 2008 по 2012 год этот уровень составил 35%.

Собственный капитал на конец года = Собственный капитал на начало года + Чистая прибыль * 35% (Формула 11.)

 5. Используемое найденное таким образом прогнозное значение собственного капитала предприятия, можно определить ожидаемые значения рентабельности собственного капитала ROE и отношение капитализации к собственному (акционерному) капиталу.

6. Эконометрические  регрессионные модели, построенные для  прогнозирования размера совокупного долга компании и его удельного веса в структуре капитала ОАО «Лукойл», имеют неоднозначные качественные характеристики (значимые показатели коэффициентов корреляции, детерминации и F-статистики).

7. Полученные на основе  регрессионных моделей прогнозные значения активов и совокупного долга предприятия корректируются на величины осуществленных ОАО «Лукойл» за январь-сентябрь 2012 года долгосрочных финансовых вложений и привлеченных заемных средств соответственно. Это связано с нехарактерным ростом задолженности ОАО «Лукойл» в 2012 году, вызванным текущими расчетами по приобретенным долгосрочным финансовым активам внутри Группы «Лукойл», совершенным в целях реструктуризации финансовых вложений, а также ростом займов от дочерних предприятий компании в рамках управления свободными денежными средствами в Группе «Лукойл» в целом.

8. Далее, на основании  полученных результатов и в  соответствии с формулами 4 и 5 рассчитываются ожидаемые значения рентабельности активов (ROA) и рентабельности собственного капитала (ROE).

9. Затем вычисляются  прогнозные значения отношений  капитализации к активам и  долга к совокупному капиталу.

Информация о работе Финансовое планирование в организации