Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов финансового планирования. рассмотрение финансового планирования организации на примере компании ОАО «Лукойл».
На пути к поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - охарактеризовать сущность и содержание финансового планирования не предприятии; - изучить задачи, функции и методы финансового планирования;
- предоставить финансовую отчетность исследуемой компании; - проанализировать существующую систему финансового планирования компании ОАО «Лукойл».
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Содержание и основные понятия финансового планирования в организации………………………………………………...……………...………5
1.1 Сущность, задачи и функции финансового планирования ……………..……………………………………………………………...………..5
1.2 Методика финансового планирования в организации...…………………....7
1.3 Принципы и этапы финансового планирования ………………...………...10
1.4 Виды финансового планирования и их роль в управлении предприятием…………………………………………………………………….13
Глава 2. Финансовое планирование в компании ОАО «Лукойл»…………....18
2.1 Краткая информация о компании…………………………………………..18
2.2 Финансовое состояние компании…………………………………………..19
2.3 Система финансового планирования в организации……………………...25
2.4 Анализ системы планирования финансовых показателей и финансовых результатов компании ОАО «Лукойл»…………………...……..……………...29
Заключение………………………………………………………….……………37
Список используемой литературы…………………...…………………….…..39
Приложения
В качестве основного метода прогнозирования рыночной стоимости акций ОАО «Лукойл» предлагается использовать метод построения нейронных сетей, который является нелинейным способом моделирования.
В качестве объясняющих (независимых) переменных (входов нейронной сети) в этой модели были использованы промышленный фондовый индекс Доу-Джонса, цена на нефть марки Brent2 и базовая процентная ставка Федеральной резервной системы США (ФРС)3 [13, 19]. Включение в данную модель промышленного индекса Доу-Джонса наряду с процентной ставкой ФРС США обусловлено тем, что корреляция между этими показателями незначительна (R = 0,52).
В итоге путем комбинирования различных известных методов прогнозирования (нейросетевое моделирование, многофакторный регрессионный анализ, метод пропорциональных зависимостей) сформирована система прогнозирования основных финансовых показателей ОАО «Лукойл». В данной системе отображены следующие процессы ( рис.5):
1- создание набора
предположений о величинах
2 - формирование прогнозных
2.1. - регрессионных моделей;
2.2.- нейросетевой модели
3 - прогнозирование значений выручки от реализации, себестоимости продаж, совокупного долга, совокупных и чистых активов;
4 - прогнозирование курса акций
5 - расчет прогнозной стоимости
6 - прогноз рыночной
7 - расчет отношения долга к
8 - расчет отношения
и выручке (P/S);
9 - расчет рыночной добавленной
10 - расчет прогнозной величины
11 - прогноз чистой прибыли ОАО «
12 - расчет значения
13 - расчет показателя
14 - расчет отношения рыночной
15 - расчет величины показателя EPS (чистая прибыль из расчета на 1 акцию).
Рис. 4. Планирование финансовых показателей ОАО «Лукойл».
По итогам обобщения
и анализа прогнозов официальны
При этом, для цены на нефть и курса доллара к рублю принималось во внимание как информация из официальных правительственных источников (Министерство Экономического развития и торговли – МЭРТ, Министерства финансов), так и различных независимых экспертов и научно-исследовательских объединений.
При построении прогнозного диапазона учетной ставки Федеральной Резервной Системы США на 2013 год прежде всего принимались во внимание результаты опросов ведущих зарубежных коммерческих банков и информационно-аналитических агенств.
Таблица 10
Прогнозные значения финансовых показателей ОАО «Лукойл» на 2013 год.
Наименование показателя |
Сценарий 1 |
Сценарий 2 |
Сценарий 3 |
Экзогенные (внешние) факторы | |||
Цена на нефть, $/ баррель |
97 |
99.8 |
93,4 |
Курс USD/RUR, руб. |
31,7 |
30,8 |
32,1 |
Ставка ФРС, % |
0,25 |
0,15 |
5,25 |
Индекс DJIA, пунктов |
15295,35 |
15356,2 |
14164,53 |
Основные финансовые показатели ОАО «ЛУКОЙЛ» | |||
MV (market value) – рыночная капитализация, млн. руб. |
1759139, 0 |
182376, 1 |
1623098,0 |
MVA (market value added) – рыночная добавленная стоимость, млн. руб. |
1686821,5 |
1785640,3 |
132006,2 |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
139175 |
142064 |
135217 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
11012 |
12360 |
9564 |
Активы, млн. руб. |
308773,1 |
313463,8 |
282695,2 |
ROA (return on assets) – рентабельность активов, % |
18,6 |
19,9 |
16,3 |
ROE ( return on equity) – рентабельность собственного (акционерного) капитала, % |
19,5 |
21,6 |
15,4 |
EPS (earnings per share) – прибыль на акцию, руб. |
102,45 |
100,9 |
99.21 |
P/E (price-to-earnings ratio) – отношение рыночной цены акции к EPS |
27,2 |
25 |
15,2 |
P/S (price-to-sales ratio) – капитализация к выручке от реализации |
12,6 |
12,9 |
12,0 |
Отношение капитализации к собственному (акционерному) капиталу |
4,9 |
3.9 |
2,5 |
Отношение капитализации к активам |
3,8 |
1,9 |
1,75 |
Отношение долга к совокупному капиталу |
0,28 |
0,24 |
0,31 |
Сценарий № 3 предусматривает пессимистический вариант развития событий, сценарий № 2 – оптимистический, а сценарий № 1 является наиболее вероятным вариантом.
Результаты данного сценарного прогноза демонстрируют высокую степень зависимости финансовых показателей ОАО «Лукойл» от уровня мировых цен на нефть, а также учетной ставки процента Федеральной Резервной Системы США. Это подтверждается также мнением самой Компании «Лукойл», которая считает, что ее деятельность существенно зависит от мировых цен на энергоносители [24].
Мировые цены на нефть, нефтепродукты и газ исторически подвержены значительным колебаниям, которые зависят от множества факторов:
• состояния мировой экономики, а также политическая и экономическая обстановка в нефтедобывающих регионах;
• мировой спрос и предложение, а также оценка будущего спроса и предложения на нефть и газ (в меньшей степени);
• возможности ОПЕК и других стран – экспортеров нефти контролировать уровень мировых цен;
• стоимость и доступность альтернативных источников энергии;
• действия и постановления российских и зарубежных органов государственной власти, в том числе в отношении налогообложения и регулирования экспорта;
• погодные условия в странах, являющихся основными потребителями нефти и газа[21].
ОАО «Лукойл» не может влиять на факторы, определяющие цены на нефть и газ. Также компания считает, что она подвержена рискам неблагоприятного изменения валютных курсов, основным из которых является укрепление рубля по отношению к доллару США. Это связано с тем, что основная часть выручки компании поступает от экспортных операций и номинирована в долларах США, в то время как часть расходов компании номинирована в рублях[21].
Вместе с тем доходы компании от продаж нефти/нефтепродуктов на внутреннем рынке номинированы в рублях, что снижает негативный эффект от возможного укрепления курса рубля. Кроме того, валютная структура долга компании в целом отражает структуру ее доходов, что также снижает зависимость от колебаний валютных курсов [21].
Включение наименьшей величины курса доллара США к рублю из трех прогнозных значений в оптимистический сценарий финансового развития ОАО «Лукойл» мотивировано тем, что именно приток экспортной выручки в страну за счет роста мировых цен на энергоносители и является одной из основных причин укрепления реального курса рубля.
Основным источником заимствований ОАО «Лукойл» является международный рынок ссудных капиталов. Поэтому показатели финансовой устойчивости и долговой нагрузки компании чувствительны к изменению учетных ставок, особенно ФРС США. Если ФРС будет повышать учетные ставки, это приведет к удорожанию кредитов для компании [21].
Очевидно, что «колебания во внешней среде могут резко
В связи с этим можно предложить три основных направления применения прогнозных моделей финансовых показателей:
1. Применение финансового прогнозирования собственниками фирмы в процессе формирования идеологии и финансовой политики хозяйствующего субъекта с целью учесть влияние внешней среды при установлении целевых ориентиров деятельности предприятия.
2. Моделирование прогнозных финансовых показателей менеджментом компании при разработке ее финансовой стратегии, в процессе перспективного бизнес-планирования.
3. Использование методов финансового прогнозирования кредитными организациями при анализе платежеспособности потенциальных клиентов – промышленных предприятий.
При этом на каждом из этих направлений возможен альтернативный выбор из различных сценариев предпосылок формирования финансовой политики (оптимистичного, пессимистичного и наиболее вероятного), полученных в процессе прогнозирования и моделирования ключевых финансовых показателей фирмы.
ОАО «Лукойл» декларирует, что рост акционерной стоимости является ее основной стратегической задачей. Во многих случаях рост акционерной стоимости неразрывно связан с процессом минимизации цены капитала фирмы. В связи с этим ОАО «Лукойл» ведет финансово-кредитную политику, способствующую минимизации цены задействованного капитала при разумном уровне риска[18]. Данная идеология соответствует мнению, высказанному Р. Брейли и С. Майерсом, о том, что «иногда целью финансовых решений служит не «максимизация общей рыночной стоимости», а «минимизация средневзвешенных затрат на капитал».
Это связано с тем, что «структура капитала, которая максимизирует рыночную стоимость фирмы, также минимизирует средневзвешенные затраты на капитал при условии, что операционная прибыль не зависит от структуры капитала».
Заключение
Финансовое планирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей. Оно дает возможность определить, насколько перспективен тот или иной проект, новое направление деятельности. Также финансовое планирование является инструментом получения инвестиций.
Активное воздействие финансового планирования на результаты деятельности предприятий во многом зависит от соблюдения принципов планирования и от используемых методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий.
Субъекты хозяйствования самостоятельно определяют виды планов и горизонты планирования. Однако в современной отечественной практике финансовое планирование не стало эффективным инструментом управления предприятием, несмотря на то, что на предприятиях составляются текущие (годовые) финансовые планы, бизнес планы, платежные календари, расчеты потоков денежных средств. Общим недостатком существующего положения является то, что отдельные планы не увязаны в систему, формально анализируется их выполнение, отсутствует необходимое нормативно-правовое и методическое обеспечение.
Сегодня на отечественных предприятиях приоритет отдается текущему финансовому планированию. В то же время возрастает потребность в стратегическом финансовом планировании, актуальность которого обусловлена рыночными преобразованиями.
Необходимо отметить, что в процессе выполнения курсовой работы, было доказано, что схема, используемая компанией ОАО «Лукойл», является актуальной, что соответствует уровню развития компании. Так же в пользу использования данной схемы говорит наличие положительных финансовых результатов у компании на протяжении многих лет работы.
ОАО «Лукойл» считает стратегической целью создание новой стоимости, поддержание высокой прибыльности и стабильности своего бизнеса, обеспечение акционеров высоким доходом на инвестированный капитал путем повышения стоимости активов Компании и выплаты денежных дивидендов.
Для достижения этих целей ОАО «Лукойл» будет использовать все возможности, включая дальнейшие усилия по сокращению затрат, росту эффективности своих операций, улучшению качества производимой продукции и предоставляемых услуг, применению новых прогрессивных технологий.
Например, в стратегическом плане развития ОАО «Лукойл» на период с 2010 по 2019 г. поставлена цель — увеличить стоимость компании до 150—200 млрд. долл. При этом соотношение долг/капитал не должно превышать 30%, а рентабельность инвестиций — быть менее 15—17%. Уровень дивидендных выплат запланирован в размере до 30% от чистой прибыли.
Учитывая то, что рост акционерной стоимости ОАО «Лукойл» является основной стратегической задачей этой компании, необходимо при неблагоприятно складывающейся внешней конъюнктуре (падении цен на нефть и мировых фондовых индексов, повышении учетной процентной ставки ФРС США) применять заранее разработанные для таких ситуаций комплексы мероприятий, позволяющих поддерживать привлекательность акций предприятия на приемлемом для него уровне.
Как заявляет сама Компания «Лукойл», в случае неблагоприятной ценовой конъюнктуры она будет вынуждена снижать текущие издержки, пересматривать свои инвестиционные проекты, ускорять продажу непрофильных активов, а также части малоприбыльных месторождений.