Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:45, дипломная работа
Актуальность. Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.
Как известно, просчеты в экономической политике, нерациональная народнохозяйственная структура, не со¬ответствующая требованиям объективных законов разви¬тия общества, могут стать питательной средой для внеэкономи¬ческих методов перераспределения национального дохо¬да, торможения развития производства, развития «теневой» экономики.
Переход к рынку потребовал решения огромного ко¬личества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансовыми рычагами, стимулами, нормативами, которые являются элементами финансового механизма. Современный финансовый механизм призван не толь¬ко создать реальную финансовую базу, для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и мно¬гоукладной экономики.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……. 4
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ ………..……………………….. 6
1.1.Понятие финансовых рычагов и их характеристика …….…....……...….... 6
1.2.Понятие финансовых стимулов, нормативов и их характеристика ….… 14
1.3.Нормативно-правовое обеспечение использования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в деятельности предприятия …………………...…… 20
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ .....……………………………… 30
2.1. Анализ финансовых рычагов …...………………………………………. 30
2.2. Анализ финансовых стимулов и нормативов……………………………44
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….………………….. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…...……………………………… ……………….………... 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….….….….………..…… 65
ПРИЛОЖЕНИЯ ...……………………………………………………………… 67
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……. 4
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1.Понятие финансовых рычагов и их характеристика …….…....……...….... 6
1.2.Понятие финансовых стимулов, нормативов и их характеристика ….… 14
1.3.Нормативно-правовое обеспечение использования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в деятельности предприятия …………………...…… 20
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ .....……………………………… 30
2.1. Анализ финансовых рычагов …...………………………………………. 30
2.2. Анализ финансовых стимулов и нормативов……………………………44
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….………………….. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…...……………………………… ……………….………... 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….….….….………..…… 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
...………………………………………………………………
67
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.
Как известно, просчеты в экономической политике, нерациональная народнохозяйственная структура, не соответствующая требованиям объективных законов развития общества, могут стать питательной средой для внеэкономических методов перераспределения национального дохода, торможения развития производства, развития «теневой» экономики.
Переход к рынку потребовал решения огромного количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансовыми рычагами, стимулами, нормативами, которые являются элементами финансового механизма. Современный финансовый механизм призван не только создать реальную финансовую базу, для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и многоукладной экономики.
Большое значение имеет выработка финансового механизма для выполнения финансовой политики. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества. Главной задачей финансовой политики является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Важнейшими частями финансовой политики являются: бюджетная, ценовая, налоговая и кредитная политика. Они прямо влияют на результаты хозяйственной деятельности, обеспечивая ее успешные результаты или же устраняя отрицательные последствия. В свою очередь финансовая политика является составной частью экономической политики и в результате этого определяется следующими факторами: закономерностями развития экономических отношений в обществе; историческими условиями, в которых государство осуществляет свои функции; конкретными задачами и целями на данном этапе развития. В связи с этим финансовая политика не является неизменной, установленной раз и навсегда. Наоборот, финансовая политика меняется на разных этапах развития общества.
Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.
Объектом исследования выступают финансовые отношения.
Предметом исследования настоящей работы являются финансовые рычаги, стимулы, нормативы.
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов финансовых рычагов, стимулов, нормативов, а также сделать анализ эффективности использования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятия финансовых рычагов, стимулов и нормативов;
- изучить нормативно-правовое обеспечение использования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в деятельности предприятия
- сделать анализ эффективности использования финансовых рычагов, стимулов, нормативов;
- выявить направления совершенствования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в Республике Беларусь.
Методологической
основой послужили труды
Важнейшими факторами успешного развития народного хозяйства является устойчивость финансов, бездефицитность бюджета и стабильность денег, что может быть обеспечено только эффективным развитием производства и товарооборота. А эффективное развитие производства и товарооборота немыслимо без управления финансами. Результатом управления финансами в области создания форм финансовых отношений является выработка финансовых рычагов. Финансовый рычаг - это форма финансового отношения, являющаяся частью финансового механизма, при помощи которой осуществляется материальное воздействие на экономические интересы субъекта (предприятия, организации, учреждения, отдельного работника) [12, с.148]. Инструментами же формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода являются финансовые рычаги.
В их состав входят [13]: прибыль, налоги, цена, процент на капитал, дисконт, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование, страховые платежи и т. п.
Каждый финансовый рычаг выполняет определенную функцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности они взаимосвязаны между собой и представляют целостную систему показателей, используемых при организации и регулировании финансовых отношений.
Прибыль представляет собой реализованную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом коллектива. Она является обобщающим результативным показателем производственно-финансовой деятельности предприятия и источником финансовых накоплений [9, с. 633].
Значение
прибыли обусловлено тем, что, с
одной стороны, она зависит в
основном от качества работы, создает
экономическую
С
увеличением общей суммы
Прибыль
представляет собой часть чистого
дохода, созданного в процессе производства
и реализованного в сфере обращения,
который непосредственно
Различных
пользователей бухгалтерской
Основным финансовым рычагом являются налоги. Как показывает мировой опыт, с помощью налогов и государственных расходов можно эффективно воздействовать на экономический рост в стране. Так, исторический опыт показывает, что налоги при правильном их применении приносят огромную пользу государству, а при ошибочном - непоправимый вред. Даже технический момент в налоговой практике играет очень важную роль. Классическим примером этого в истории советской экономики является факт замены продразверстки продналогом. В результате этого налог стал взиматься в другой форме и это привело к положительным результатам, хотя тяжесть обложения сохранилась почти на прежнем уровне.
Второй пример: Швеция, где доля государственных расходов превышает 60% национального дохода, а жизненный уровень населения один из самых высоких в мире.
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги — это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы [6, с.447].
Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две — «фискальная» и «экономическая» [11, с. 281].
Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение.
Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т. е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль.
Налоги содержат обязательные элементы:
- Субъект налогообложения — юридическое или физическое лицо (например, работник, предприятие, наследник и т. д.), являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени и на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога. Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог.
— Объект налогообложения — доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог. В настоящее время общей чертой большинства налоговых систем является материально-денежный, а не личностный характер объектов налогообложения. Использование в качестве объекта налогообложения физического лица (подушный налог) утратило свое значение, практически этот вид налога нигде не используется.
Объект налогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога, то есть доходом, из которого выплачивается налог.
— Из какого источника уплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденд и т. п.);
— В каких единицах измеряется объект налогообложения (например, денежная единица страны — в подоходном налоге, налоге на прибыль; гектар или акр — в поземельном, человек — в подушном налоге);
—
Налоговая ставка (норма налогообложения)
— это величина налога на единицу
обложения (доход, имущество и т.п.).
Различают предельную ставку, ставку
обложения налогом
Налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования. Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.