Финансовые рычаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.
Как известно, просчеты в экономической политике, нерациональная народнохозяйственная структура, не со¬ответствующая требованиям объективных законов разви¬тия общества, могут стать питательной средой для внеэкономи¬ческих методов перераспределения национального дохо¬да, торможения развития производства, развития «теневой» экономики.
Переход к рынку потребовал решения огромного ко¬личества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансовыми рычагами, стимулами, нормативами, которые являются элементами финансового механизма. Современный финансовый механизм призван не толь¬ко создать реальную финансовую базу, для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и мно¬гоукладной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……. 4
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ ………..……………………….. 6
1.1.Понятие финансовых рычагов и их характеристика …….…....……...….... 6
1.2.Понятие финансовых стимулов, нормативов и их характеристика ….… 14
1.3.Нормативно-правовое обеспечение использования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в деятельности предприятия …………………...…… 20
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ .....……………………………… 30
2.1. Анализ финансовых рычагов …...………………………………………. 30
2.2. Анализ финансовых стимулов и нормативов……………………………44
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….………………….. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…...……………………………… ……………….………... 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….….….….………..…… 65
ПРИЛОЖЕНИЯ ...……………………………………………………………… 67

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 591.45 Кб (Скачать файл)

     На  втором этапе (2016–2020 гг.) проведение ценовой политики будет зависеть от того, насколько успешно были выполнены социально-экономические, общественно-политические и экологические задачи первого этапа. В случае достижения намеченных ориентиров, формирование и проведение ценовой политики в стране будет определяться степенью конвергенции отечественной экономики с мировой. Предполагается, что серьезные ценовые подвижки, изменения ценовой структуры могут произойти в связи со значительным удорожанием различных видов минерально-сырьевых ресурсов и/или отставания в освоении новейших технологий при переходе на новые и модернизации традиционных источников энергии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Таким образом, участвуя в формировании и  использовании фондов денежных ресурсов, финансовые рычаги должны воздействовать на экономическую деятельность хозорганов, стимулировать экономический рост, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, выполнять все другие задачи, связанные с организацией производства в условиях коммерческого расчета. Воздействие финансовых рычагов на развитие общественного производства зависит от функций, которыми они наделены, и от реализации этих функций на практике.

     Финансовые  стимулы представляют собой возможность  той или иной формы финансовых отношений (или финансового рычага) материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы. Выделяют следующие   группы финансовых стимулов: финансовые  стимулы,  которые  позволяют  обеспечить  выбор   наиболее эффективных   направлений    инвестирования    ресурсов    в    общественное производство; использование специальных поощрительных фондов; финансовые стимулы,  связанные  с  бюджетными  методами  интенсификации производства; специальные финансовые льготы и санкции.

     Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия связанные  с развитием производства, с социальными  потребностями, направляемых на развитие производства, благотворительность, природоохранные  действия. Различного рода стимулы, выражающие содержание финансового механизма  могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов. Широкий  спектр различных льгот предусмотрен по налогам, взимаемым в бюджет путём  частичного или полного освобождения предприятий от уплаты.

     Финансовые  нормативы обеспечивают реальность, результативность финансовых рычагов. Нормативное  обеспечение  включает  в  себя:  нормативы,  нормы,  тарифные ставки, инструкции, методические указания и разъяснения, оно всегда должно быть динамично и действенно. в Республике Беларусь создана правовая база для функционирования финансовых рычагов, стимулов, нормативов. Вопросы нормативно-правового обеспечения использования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в деятельности предприятия регулируются четко структурированным законодательством, которое постоянно совершенствуется и обновляется.

      Характеризуя  состояние финансовых рычагов, стимулов, нормативов Республики Беларусь, можно отметить, что правительство старается ограничивать свое вмешательство в деятельность субъектов хозяйствования, совершенствовать налоговый метод регулирования. В настоящее время государство активно использует различные экономические инструменты в виде акций, облигаций и т.д.

      К тенденциям развития финансовых рычагов, стимулов, нормативов можно отнести развитие негосударственных форм финансирования, постепенная ликвидация монополии государства на рынке страховых услуг, планирование сокращение государственных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств, повышается информированность, постепенно налоговая система переходит на международные стандарты - сближение (в первую очередь снижение) ставок, ликвидация некоторых видов налогов, применение новых методов исчисления и т.д.

      И все же, несмотря на проделанную  работу, приложенных усилий все еще  не достаточно. Например, действующий  механизм налогообложения не полностью  отвечает требованиям коммерческого  расчета, ограничивает возможности  роста. В области правового и  нормативного обеспечения также  достаточно высокий удельный вес  нормотворчества, негативно сказывающийся  на нормальном функционировании предприятий  и т.д. Все это дает основания  утверждать, что финансовый механизм в Республике Беларусь требует дальнейшего  совершенствования

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Видяпина, В.И. Стимулы. [Электронный ресурс]/ В.И. Видяпина.- Режим доступа -  http://library.by/portalus/modules/economics.- Дата доступа: 28.04.10г.
  2. Воробьев, М.К. Теория финансов: учебно-методический комплекс / М.К.Воробьев, И.А. Осипов. - Минск: «МИУ», 2005. -300с.
  3. Герасимова, В. Хорошая новость - налогов меньше. Правда, ставка НДС - больше/В. Герасимова//ФИНАНСЫ УЧЕТ АУДИТ, 2010.-№5.- c.11-12.
  4. Зубко, Н.М. Экономическая теория/Н.М. Зубко. - Минск: НТЦ АПИ, 1998. - 311с.
  5. Ковалева, А.М.  Финансы фирмы: учебник/ А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 416 с.
  6. Курс экономики: учебник. -/ Под ред. Б.А. Райзберга./ 3-е изд., доп.- М.: ИНФРА-М, 2001. - 716с. - (Серия «Высшее образование»).
  7. Курс экономической теории: учебник /под ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А./4-е изд. доп. и переработ./- Киров «АСА», 2000г. - 400с.
  8. Общая теория финансов: учебник/ Л.А. Дробозина [и др.]; под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. -256 с.
  9. Раицкий, К.А. Экономика предприятия/К.А. Раицкий.- М.: Информационно внедренческий центр «Маркетинг»,2000.- 696с.
  10. Совершенствование системы налогообложения. [Электронный ресурс].- Режим доступа - http://businessacts.government.by/ru/rus.- Дата доступа: 28.04.2010г.
  11. Современная экономика: многоуровневое учебное пособие./ под. ред. доктор экономических наук, профессор О. Ю. Мамедов. - Ростов-н/Д, Феникс,1998г.-400с.
  12. Теория финансов: учеб. пособие / Н. Е. Заяц [и др.] - Минск: Выш. школа, 1997. - 368 с.
  13. Финансовые рычаги, стимулы, нормативы. [Электронный  ресурс]. - Режим доступа - http://lib.4i5.ru/cu691.htm. - Дата доступа: 28.04.2010г.
  14. Финансы предприятий: учеб. пособие /Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской.- 2-е изд. - Минск: Выш. шк., 2005.—528 с.
  15. Финансы предприятий: учебник / Л. Г. Колпина [и др.]; под ред. Л. Г. Колпиной. — Минск: Выш. шк., 2003 - 336 с.
  16. Ханкевич, Л.А. Финансы: практическое пособие/Л.А. Ханкевич. - Минск.: Молодежное научное общество, 2000. - 172с.
  17. Шуляк, П.Н. Финансы предприятия/П.Н. Шуляк. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2002.-   752с.
  18. Эволюция становления и развития финансовой науки.  [Электронный ресурс].- Режим доступа - http://taxfin.ru/?p=15. - Дата доступа: 28.04.2010г.
  19. Эффект финансового рычага. [Электронный ресурс].- Режим доступа -  http://www.unilib.org/page.php?idb=1&page=041100. - Дата доступа: 28.04.2010г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ПРИЛОЖЕНИЯ

      Приложение 1

      Консолидированный бюджет Республики Беларусь, млрд. рублей

  2007 год  2008 год  2009 год 
1. ДОХОДЫ- всего  48 049 65 663,4 62 807,6
1.1 НАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ, из них:  34 235,6 46 808,4 41 304,7
Подоходный  налог  3 081,0 4 182,9 4 305,3
Налог на прибыль  3 837,1 5 993,3 4 607,7
Налоги  на собственность  1 519,2 2 004,8 1 626,7
НДС 8 669,6 11 399,2 12 083,1
Акцизы  3 045,9 3 900,8 3 637,4
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 6 281,3 10 612,6 7 969,5
1.2 ВЗНОСЫ  НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ  
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
11 256,7 14 496,5 15 799,4
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ  2 556,7 4 358,4 5 703,5
2. РАСХОДЫ (функциональная  классификация)  47 626,8 63 811,3 63 766,0
2.1 Общегосударственные  расходы  6 471,1 10 708,0 8 053,5
2.1 Национальная  оборона  1 206,2 1 373,3 1 323,7
2.3 Судебная  власть, правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности  2 062,7 2 325,8 2 433,9
2.4 Национальная  экономика  11 189,0 16 494,9 16 359,9
2.5 Охрана  окружающей среды  537,8 537,1 396,9
2.6 Жилищно-коммунальные  услуги и жилищное строительство  2 152,5 3 109,6 3 042,6
2.7 Здравоохранение  4 325,2 5 024,9 5 354,0
2.8 Физическая  культура, спорт, культура и средства  массовой информации  1 120,4 1 426,3 1 414,2
2.9 Образование  5 547,3 6 635,3 6 767,1
2.10 Социальная  политика (с ФСЗН) 13 014,5 16 176,0 18 620,1
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 47 626,8 63 811,3 63 766,0
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 37 417,8 48 199,1 47 609,2
Заработная  плата  7 501,9 8 650,4 9 282,4
Начисления  на заработную плату  2 048,8 2 355,6 2 479,0
Обслуживание  государственного долга Республики Беларусь 386,8 742,1 1 069,3
Текущие бюджетные трансферты 20 347,5 27 611,6 25 933,4
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ  9 596,5 13 003,2 11 177,3
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ  КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ  
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ
612,5 2 609,0 4 979,5
Дефицит (профицит) 422,1 1 852,0 -958,3
Финансирование  -422,1 -1 852,0 958,3
Внутреннее  финансирование -3 513,6 -4 864,4 -10 524,8
Внешнее финансирование 3 091,5 3 012,4 11 483,1
Справочно:      
ФОНД  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ       
Доходы  11 421,7 14 715,7 16 180,9
Расходы 10 484,8 12 995,8 14 679,3
Сальдо  936,8 1 719,9 1 501,6
       
* по данным Белстата      

      Приложение 2

      Республиканский бюджет Республики Беларусь, млрд. рублей

  2007 год  2008 год  2009 год 
1. ДОХОДЫ- всего  36 235,0 49 052,0 46 818,8
1.1 НАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ, из них:  23 054,1 31 367,2 26 470,9
Налог на прибыль  2 283,9 3 285,8 2 712,8
НДС 6 069,1 8 066,5 8 198,3
Акцизы  2 884,0 3 730,6 3 475,3
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 6 281,3 10 612,6 7 969,5
1.2 ВЗНОСЫ  НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ  
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
11 256,7 14 496,5 15 799,4
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ  1 924,2 3 188,2 4 548,5
2. РАСХОДЫ (функциональная  классификация)  35 909,0 48 130,5 46 326,2
2.1 Общегосударственные  расходы  8 734,2 12 086,1 8 731,5
2.2 Национальная  оборона  1 189,0 1 355,5 1 305,5
2.3 Судебная  власть, правоохранительная деятельность  и обеспечение  
безопасности
1 753,9 1 967,9 2 071,7
2.4 Национальная  экономика  9 169,5 14 424,2 13 528,4
2.5 Охрана  окружающей среды  537,8 555,5 402,8
2.6 Жилищно-коммунальные  услуги и жилищное  
строительство
8,8 22,6 24,2
2.7 Здравоохранение  937,5 1 014,3 1 164,1
2.8 Физическая  культура, спорт, культура и средства  
массовой информации
416,0 493,5 522,3
2.9 Образование  1 077,3 1 258,7 1 272,7
2.10 Социальная  политика (с ФСЗН) 12 085,1 14 952,3 17 303,0
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 35 909,0 48 130,5 46 326,2
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 30 494,9 39 347,4 35 801,7
Заработная  плата  2 889,4 3 358,4 3 602,2
Начисления  на заработную плату  550,4 642,7 662,1
Обслуживание  государственного долга Республики Беларусь 343,9 693,2 1 002,7
Текущие бюджетные трансферты 23 236,9 30 667,5 26 391,1
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ  5 363,5 6 685,4 6 233,4
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ  КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ  
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ
50,5 2 097,7 4 291,1
Дефицит (профицит) 326,0 921,5 492,5
Финансирование  -326,0 -921,5 -492,5
Внутреннее  финансирование -3 417,5 -3 933,9 -11 975,6
Внешнее финансирование 3 091,5 3 012,4 11 483,1
Справочно:      
ФОНД  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ       
Доходы  11 421,7 14 715,7 16 180,9
Расходы 10 484,8 12 995,8 14 679,3
Сальдо  936,8 1 719,9 1 501,6
       
* по данным Белстата      

      Приложение 3

      Местные бюджеты  Республики Беларусь, млрд. рублей

  2007 год  2008 год  2009 год 
1. ДОХОДЫ- всего  17 989,3 23 360,4 21 988,2
1.1 НАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ, из них:  11 181,5 15 441,2 14 833,9
Подоходный  налог  3 081,0 4 182,9 4 305,3
Налог на прибыль  1 651,9 2 707,5 1 894,8
Налоги  на собственность  1 519,2 2 004,8 1 626,7
НДС 2 600,6 3 332,7 3 884,8
Акцизы  162,0 170,2 162,1
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ  632,4 1 170,2 1 155,0
1.4 БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ  ПОСТУПЛЕНИЯ  6 175,3 6 749,0 5 999,3
2. РАСХОДЫ (функциональная  классификация)  17 825,9 23 049,3 23 446,4
2.1 Общегосударственная  деятельность  3 617,5 5 536,6 5 019,6
2.1 Национальная  оборона  17,2 18,7 18,2
2.3 Судебная  власть, правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности  308,8 357,9 362,2
2.4 Национальная  экономика  2 148,7 2 335,0 2 884,4
2.5 Охрана  окружающей среды  0,1 63,1 136,2
2.6 Жилищно-коммунальные  услуги и жилищное  
строительство
2 143,7 3 087,2 3 018,4
2.7 Здравоохранение  3 387,8 4 010,7 4 189,8
2.8 Физическая  культура, спорт, культура и средства  массовой информации  704,4 933,1 891,9
2.9 Образование  4 470,0 5 376,7 5 494,4
2.10 Социальная  политика  1027,8 1 330,4 1 431,3
РАСХОДЫ (экономическая классификация) 17 825,9 23 049,3 23 446,4
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 13 089,7 15 600,8 17 069,4
Заработная  плата  4 612,5 5 292,0 5 680,2
Начисления  на заработную плату  1 498,3 1 713,0 1 816,9
Обслуживание  государственного долга Республики Беларусь 42,9 48,9 66,7
Текущие бюджетные трансферты 3 277,4 3 693,0 4 804,2
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ  4 241,5 6 317,7 5 681,4
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ  КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ  494,7 1 130,8 695,7
Дефицит (профицит) 163,4 311,1 -1 458,2
Финансирование  -163,4 -311,1 1 458,2
Внутреннее  финансирование -163,4 -311,1 1 458,2
Внешнее финансирование 0,0 0,0 0,0
       
* по данным Белстата      

Информация о работе Финансовые рычаги