Финансовые рычаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.
Как известно, просчеты в экономической политике, нерациональная народнохозяйственная структура, не со¬ответствующая требованиям объективных законов разви¬тия общества, могут стать питательной средой для внеэкономи¬ческих методов перераспределения национального дохо¬да, торможения развития производства, развития «теневой» экономики.
Переход к рынку потребовал решения огромного ко¬личества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансовыми рычагами, стимулами, нормативами, которые являются элементами финансового механизма. Современный финансовый механизм призван не толь¬ко создать реальную финансовую базу, для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и мно¬гоукладной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……. 4
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ ………..……………………….. 6
1.1.Понятие финансовых рычагов и их характеристика …….…....……...….... 6
1.2.Понятие финансовых стимулов, нормативов и их характеристика ….… 14
1.3.Нормативно-правовое обеспечение использования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в деятельности предприятия …………………...…… 20
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ .....……………………………… 30
2.1. Анализ финансовых рычагов …...………………………………………. 30
2.2. Анализ финансовых стимулов и нормативов……………………………44
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….………………….. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…...……………………………… ……………….………... 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….….….….………..…… 65
ПРИЛОЖЕНИЯ ...……………………………………………………………… 67

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 591.45 Кб (Скачать файл)

     Совокупность  налоговых ставок и налоговых  льгот составляет налоговый режим.

     Главным недостатком большинства действующих  налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической  системе, не учитывающей развития общественных отношений. Конкретные фазы экономического цикла: подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение прожиточного уровня, изменение в распределении личных доходов, не говоря уже о глобальных экстремальных обстоятельствах (неурожай, аварии с тяжелыми последствиями, стихийные бедствия и пр.), — изменяют действенность тех или иных налогов, рассчитанных на функционирование в определенных, зафиксированных статической моделью условиях.

     Цена. Цены являются важнейшим инструментом управления  экономикой. Особенно возросла их роль и актуальность в современных условиях, когда они стали одним из главных инструментов регулирования рыночной экономикой. Цена — сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные отношения в обществе, прежде всего — производство и реализация товаров, формирование их стоимости, создание, распределение и использование денежных накоплений.

     В обществе с рыночной экономикой цена выполняет многие функции: экономическую, социальную, распределительную, стимулирующую и др. Распределительная функция заключается в том, что производитель через цену ориентируется в распределении полученного дохода. Сначала из выручки от реализации по действующим ценам возмещаются издержки производства. Оставшийся прибавочный продукт делится на две части, одна из которых поступает государству в виде налогов и обязательных платежей, а другая остается у производителя и используется им на свои нужды [12, с.70]. Распределительная функция заключается также в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара.

     Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую  функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором — только цену.

     Процент на капитал. Доход, порождаемый ссудным капиталом, называется процентом. В основе процента лежит норма прибыли. Ставка (норма) процента есть отношение дохода, полученного от предоставления в ссуду капитала к величине ссужаемого капитала, выраженное в процентах. Определение ставки процента и дохода на капитал полностью согласуются с теорией спроса и предложения. На спрос на капитал воздействует желание инвестировать капитал, а на предложение - его количество. Следовательно, доход на капитал выступает функцией соотношения между стремлениями к потреблению (сегодняшнему) и накоплению. На доход на капитал воздействуют также инвестиционные возможности.

     Ставки  процента на капитал и ссудного процента - важнейшие составные элементы экономической  жизни. Естественно, что воздействие  на них со стороны правительства, и, прежде всего, центрального банка страны (в Республике Беларусь - Национального банка), определяет направление всей экономической политики. Так, снижая ставку процента по своим ссудам, Национальный банк увеличивает резервы банков. Продавая ценные бумаги с высоким процентом, он выкачивает из банков резервы. При этом действует мультипликационный эффект. Уменьшение резервов коммерческих банков сказывается на объеме кредитования и ссудном проценте.

     Банк, повышая ставку процента на капитал, может не всегда увеличить свою прибыль, а главное – может  сдерживать развитие производства, и наоборот. Государство, в условиях экономического кризиса, подходит дифференцировано к  предоставлению кредитов предприятиям. Это дает возможность развитию одних  сфер производства и сдерживание  других, согласно государственной программе  развития приоритетных направлений. Уменьшение спроса населения на товары и услуги может быть достигнуто за счет некоторого увеличения процента на вклады населения в сберегательный банк по государственным ценным бумагам.

     Амортизационные отчисления. Амортизация - это обесценение основного капитала в результате его износа. Для возмещения изношенного за весь срок службы основного капитала создается фонд амортизации, куда поступают денежные средства (амортизационные отчисления) после продажи готовой продукции.

     Норма амортизации - это отношение ежегодной  суммы амортизационных отчислений к стоимости капитального блага, выраженное в процентах. Нормы амортизации  для различных видов машин  и оборудования устанавливаются  законодательно [7, с. 252]. Государство, устанавливая, в частности, практику ускоренной амортизации, позволяет фирмам за достаточно короткий период (а не за 10-15 лет) сформировать фонд амортизации для многих видов оборудования. Существуют различные схемы амортизационных отчислений:

      - метод прямолинейной амортизации, когда амортизационные отчисления, как в нашем первом примере, представляют собой одну и ту же сумму  в течение срока работы капитального блага;

     - метод ускоренной амортизации,  уже рассмотренный нами;

     - метод снижающегося остатка, когда  амортизационные отчисления рассчитываются  как отношение одной и той  же амортизационной нормы (например, 10%), но не к первоначальной  стоимости станка, а к его остаточной  стоимости на каждый год. 

     Итак, участвуя в формировании и использовании  фондов денежных ресурсов, финансовые рычаги должны воздействовать на экономическую деятельность хозорганов, стимулировать экономический рост, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, выполнять все другие задачи, связанные с организацией производства в условиях коммерческого расчета. Воздействие финансовых рычагов на развитие общественного производства зависит от функций, которыми они наделены, и от реализации этих функций на практике. Отсюда вывод - все финансовые рычаги требуют к себе самого внимательного отношения, как при их разработке, так и при применении. 

    1. Понятие финансовых стимулов, нормативов и их характеристика
 

     Важное  значение, как в производственной, так и непроизводственной деятельности, играет система финансовых стимулов, являющихся рычагами воздействия на общественное производство. Финансовые стимулы представляют собой возможность той или иной формы финансовых отношений (или финансового рычага) материально воздействовать  на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы [13].

     Превращение финансов в инструмент, обеспечивающий органическое включение товарно-денежных отношений в механизм управления рыночной экономикой, усиление воздействия финансов на производство в современных условиях хозяйствования происходит путем совершенствования всех форм финансовых отношений, в том числе и посредством активизации финансовых стимулов - поощрением за хорошие показатели деятельности и применением санкций за нарушения [12, 149].

     Если  рассматривать стимулы с точки  зрения моральные и материальные, то финансовые стимулы в большей мере являются материальными. Финансовое стимулирование выражается в материальном  вознаграждении  предприятия за  достижение  определенных  результатов или применение мер (штрафных санкций) за отклонение от желаемых результатов. Стимулирование может осуществляться также путем увеличения отчислений в различные фонды, средства  которые затем используются  на  социально- экономическое развитие  предприятия, работников [2,с.100].

     Различного  рода стимулы, выражающие содержание финансового  механизма, могут быть применены  при формировании доходов, накоплений и фондов. Широкий спектр различных  льгот предусмотрен по налогам, взимаемым в бюджет путем частичного или полного освобождения предприятий от их уплаты. Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с развитием производства, с  социальными потребностями работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением производства отдельных видов продукции (работ, услуг). При сокрытии же доходов или уплате их с опозданием применяются разного рода санкции как экономического, так и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.

     Льготы  и санкции применяются и при  организации финансирования и кредитования производственной деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Например, они могут быть применены за нецелевое использование средств, несвоевременное погашение банковских ссуд.

     Важное  значение имеет и разработка количественных параметров каждого элемента финансового  механизма, т. е. определение ставок, норм и нормативов выделения и  изъятия средств, объема отдельных  фондов, уровня расходования финансовых ресурсов и пр.

     Одним из основополагающих принципов деятельности законодательных и исполнительных органов, связанных с применением финансовых рычагов и стимулов, разработкой норм и нормативов, является оперативный учет изменений хозяйственных процессов и своевременное воздействие на них, направленное на повышение эффективности экономического развития государства [12, с.150].

     При   стимулировании качественной  стороны  финансы  используют  в  общественном  производстве  в направлении  обеспечения  экономических  интересов,   стимулов.   При   этом преобладает  качественное стимулирование экономики.

     Выделяют  следующие группы финансовых стимулов:

      1.  Финансовые  стимулы,  которые   позволяют  обеспечить  выбор   наиболее эффективных   направлений    инвестирования    ресурсов    в    общественное производство. В этой связи важно правильно  разработать целевые  программы   и обеспечить их достаточными  ресурсами (с помощью бюджета).

       При выборе основных направлений  инвестирования  средств  большое   внимание уделяется  показателям   финансоемкости   и   финансоотдаче.   Они   являются критериями для  выработки целевых программ.

       Финансоемкость  –  какое   количество  финансовых  ресурсов  требуется   на выполнение той  или иной программы.

       Финансоотдача  –  количество  прибыли,  получаемой  на  вложенные ресурсы.

     Основной  задачей является снижение финансоемкости и повышение  финансоотдачи в  общественном  производстве.  При  этом  необходимо  помнить,  что  важным резервом роста финансовых ресурсов выступает улучшенная  воспроизводственная  структура финансовых ресурсов стоимости  общественного продукта.

       Так  как  основным  источником  финансовых  ресурсов  является  добавочный капитал (прибыль), то  чем  выше  доля  прибыли   в  стоимости  общественного  продукта, тем выше  резервы роста  финансовых ресурсов.

      2. Использование специальных поощрительных  фондов.

      3. Финансовые стимулы,  связанные   с  бюджетными  методами  интенсификации  производства.

       Проводя  активную  финансовую  политику,  государство  может   использовать бюджетные доходы  и расходы для стимулирования  производства.  Чтобы бюджетные  доходы превратились  в  бюджетные   стимулы,  нужно,  чтобы каждый  вид  платежа  выполнял  не  только  фискальную,  но  и   стимулирующую функцию.

      4. Специальные финансовые льготы  и санкции

     Различают следующие основные направления  инвестирования финансовых ресурсов [13]:

     а) финансирование структурной перестройки  экономики с целью развития наиболее приоритетных направлений; б) финансирование и финансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах; в) финансирование новых перспективных  конкурентоспособных отраслей, направлений  и отдельных производств; г) финансирование затрат, связанных с развитием  непроизводственной инфраструктуры, воспроизводством рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкой кадров и ориентацией  на новые технологии.

     Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот  по налогам, полного или частичного освобождения от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы  бюджетного финансирования состоит  в поддержке высокоэффективных  или социально значимых проектов.

Информация о работе Финансовые рычаги