Финансовые рычаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.
Как известно, просчеты в экономической политике, нерациональная народнохозяйственная структура, не со¬ответствующая требованиям объективных законов разви¬тия общества, могут стать питательной средой для внеэкономи¬ческих методов перераспределения национального дохо¬да, торможения развития производства, развития «теневой» экономики.
Переход к рынку потребовал решения огромного ко¬личества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансовыми рычагами, стимулами, нормативами, которые являются элементами финансового механизма. Современный финансовый механизм призван не толь¬ко создать реальную финансовую базу, для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и мно¬гоукладной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……. 4
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ ………..……………………….. 6
1.1.Понятие финансовых рычагов и их характеристика …….…....……...….... 6
1.2.Понятие финансовых стимулов, нормативов и их характеристика ….… 14
1.3.Нормативно-правовое обеспечение использования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в деятельности предприятия …………………...…… 20
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ .....……………………………… 30
2.1. Анализ финансовых рычагов …...………………………………………. 30
2.2. Анализ финансовых стимулов и нормативов……………………………44
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….………………….. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…...……………………………… ……………….………... 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….….….….………..…… 65
ПРИЛОЖЕНИЯ ...……………………………………………………………… 67

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 591.45 Кб (Скачать файл)

     При этом организациям, обеспечившим по итогам предыдущего года выполнение установленного задания по уровню рентабельности реализованной  продукции, предоставляется право  включать в затраты до 100% указанных  выплат.

     С принятием Декрета наниматель самостоятельно вправе определять приоритетность видов  стимулирующих выплат высококвалифицированным  специалистам, внесшим наибольший вклад  в выполнение показателей финансово-хозяйственной  деятельности организации.

     Порядок использования стимулирующих выплат будет устанавливаться нанимателем  на основании локального нормативного правового акта.

      Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49 ”О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году“

     Указом  предоставлено право руководителям  коммерческих организаций независимо от формы собственности:

     - ежемесячно выплачивать вознаграждение  работникам, обеспечивающим реализацию  продукции, в том числе на  экспорт, и снижение запасов  готовой продукции;

     - устанавливать руководителям и  специалистам структурных подразделений  организаций, обеспечивающим поступление  валютной выручки, персональные  условия оплаты их труда, предусматривающие  повышенные размеры окладов и  выплат стимулирующего характера  (надбавки, премии).

     При этом указанные выплаты не будут  ограничиваться размерами, установленными действующим законодательством, и  в полном объеме будут относиться на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении.

     Перечень  работников, конкретные размеры и  условия выплаты указанных видов  вознаграждений будут определяться локальными нормативными правовыми актами организаций (коллективный договор, положение).

      Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта 2009 г. № 288 ”О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 и признании утратившими силу отдельных положений постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам оплаты труда“

     Данное  постановление направлено на максимальное упрощение системы оплаты труда  руководителей организаций Беларуси, а также усиление материальных стимулов их деятельности.

     Указ Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2008 г. № 703 ”О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь“

     Данным  Указом частично изменены условия налогообложения  индивидуальных предпринимателей в  Беларуси.

     Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2007 г. № 703 ”О населенных пунктах, в которых применяются пониженные ставки налога при упрощенной системе налогообложения”

     Постановлением, исходя из установленных критериев, утвержден перечень 137 населенных пунктов, в которых действуют пониженные ставки налога при упрощенной системе  налогообложения.

      Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. № 5 ”О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. № 43“

     Данный  Декрет направлен на создание благоприятных  условий для развития рынка ценных бумаг путем создания эффективной  системы налогообложения, стимулирующей  юридических лиц выпускать ценные бумаги (акции и облигации) для  привлечения в реальный сектор экономики  дополнительных финансовых ресурсов.

     Декретом  предусмотрено снижение ставки налога на доходы, полученные юридическими лицами от операций с ценными бумагами с 40 процентов до 24 процентов –  уровня ставки налога на прибыль от большинства иных видов деятельности. Данная норма призвана стимулировать  юридических лиц привлекать недостающие  ресурсы путем выпуска ценных бумаг, а инвесторов – приобретать  эти ценные бумаги.

      Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 ”О мерах по развитию придорожного сервиса“

     Документ  предусматривает снижение уровня налогообложения  владельцев объектов придорожного сервиса  и предоставление им льготных кредитов для строительства данных объектов и инженерной инфраструктуры к ним.

     В области социального страхования  юридической базой является Конституция Республики Беларусь. Особое значение имеет ст. 1, которая характеризует основы конституционного строя Республики Беларусь по целевой направленности социальной политики. Кроме того в целом ряде статей Конституции (ст.ст. 21, 24, 32, 42, 45, 47-49) изложены основные права человека в сфере социального обеспечения.

     Статья 47   Конституции  Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на социальное обеспечение.

     Помимо  главного законодательного акта в развитие конституционных положений приняты  следующие законы:

     - Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХII «Об основах государственного социального страхования» (с изм. и доп. от 06.01.2000 г., 12.11.2001 г., 14.06.2003 г., 05.07.2004 г., 16.05.2006 г., 19.07.2006 г.), закрепляющий основные принципы государственного социального страхования, круг лиц, на которых распространяется государственное социальное страхование, страховые случаи и виды выплат, которыми обеспечиваются застрахованные при наступлении страховых случаев [18];

     - Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 года «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» в редакции Закона Республики Беларусь от 28 июля 2003 года, определяющий плательщиков обязательных страховых взносов, объект для начисления обязательных страховых взносов и их размеры;

     - Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 230-3 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (с изм. и доп. от 25.10.2000 г., 05.07.2004 г., 19.07.2006 г.), предусматривающий цели персонифицированного учета и принципы его организации, права и обязанности застрахованных лиц, плательщиков страховых взносов и органов, осуществляющих персонифицированных учет;

     - Закон от 17.04.1992 г. № 1596-ХII «О пенсионном обеспечении» (с изм. и доп. от 02.02.1994 г., 24.02.1994 г., 21.02.1995 г., 01 03.1995 г., 21.03.1995 г., 06.11.1996 г., 15.07.1998 г., 09.07.1999 г., 01 12.1999 г., 22.06.2001 г., 08.01.2002 г., 15.07.2002 г., 14.06.2003 г., 05.07.2004 г., 22.12.2005 г., 19.07.2006 г., 29.12.2006 г.);

     - Закон Республики Беларусь 17 декабря 1992 г. № 2050-ХII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» (с изм. и доп. от 18.03.1994 г. (изменения внесены законами № 2885-ХП и 2887-ХII), 22.02.1995 г., 24.09.1996 г., 17.05.1997 г., 07.12.1998 г., 09.07.1999 г., 31.12.1999 г., 15.05.2000 г., 22.06.2001 г., 03.01.2002 г., 11.01.2002 г., 15.07.2002 г., 05.11.2003 г., 22.12.2005 г., 19.07.2006 г.);

     - Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-3 «О социальном  обслуживании» (с изм. и доп.  от 29.06.2006 г.);

     - Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-ХII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (в ред. от 14.07.2000 г., с изм. и доп. от 29.10.2004 г.);

     - Закон Республики Беларусь от 17 октября 1994 г. № 3317-ХII «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (с изм. и доп. от 28.11.2003 г., 29.06.2006 г., 20.07.2006 г.);

     - Закон Республики  Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» от 30 октября 1992 г. № 1898-ХII (в ред. от 19.03.2002 г., с изм. и доп. от 12.12.2005 г., 16.05.2006 г 08.11.2006 г.);

     Особое  место в системе законодательных  актов по социальному обеспечению  занимают декреты и указы Президента, имеющие нормативный характер и  восполняющие пробелы в законодательстве:

     - Указ Президента Республики Беларусь 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (с изм. и доп. от 12.01.2007 г., 01.03.2007 г.);

     - Указ Президента Республики Беларусь  от 5 июня 2000 г. № 318 «О Фонде  социальной защиты населения  Министерства труда и социальной  защиты».

     Постановления Совета Министров Республики Беларусь не только координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых законов, но и  определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан.

     - Постановление Совета Министров  Республики Беларусь 25 января 1999 г.  № 115 «Об утверждении Перечня  видов выплат, на которые не  начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (с изм. и доп. от 17.08.2000 г., 28.02.2002 г., 14.07.2004 г., 06.01.2006 г., 04.08.2006  г., 17.10.2006 г.,26.04.2007г., 09.10.2008г.).

     - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1997 г. № 837 «Об утверждении Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования» (с изм. и доп. от 13.04.2000 г., 26.02.2001 г., 28.02.2002 г., 26.04.2002 г., 05.12.2003 г., 20.05.2005 г., 17.10.2006 г., 26.04.2007г., 09.10.2008г.).

     Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь утверждены следующие Положения:

     -  Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (утв. постановлением от 30.09.1997 г. № 1290);

     -    Положение о медико-реабилитационных экспертных комиссиях (утв. постановлением от 31.12.1992 г. № 801);

     -  Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий (утв. постановлением от 24.12.1992 г. № 777);

     Если  международным договором предусмотрены  иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о государственном социальном страховании, то применяются правила международного договора.

     Таким образом, из вышеизложенного следует, что в Республике Беларусь создана правовая база для функционирования финансовых рычагов, стимулов, нормативов. Вопросы нормативно-правового обеспечения использования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в деятельности предприятия регулируются четко структурированным законодательством, которое постоянно совершенствуется и обновляется. 
 
 

  1. АНАЛИЗ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ И НОРМАТИВОВ
 
    1. Анализ финансовых рычагов
 

     Экономическая ситуация в 2009 году по сравнению с 2008 годом, как свидетельствуют данные официальной статистики и результаты опроса предприятий, проводимого Национальным банком, характеризовалась снижением деловой и инвестиционной активности, замедлением темпов роста денежных доходов населения, ухудшением внешнеторгового баланса и увеличением внешнего долга страны на фоне замедления инфляционных процессов.

     Экономическое положение многих предприятий в 2009 году было хуже, чем в 2008 году. Так, уровень физических объемов производства и реализации, загрузки производственных мощностей, спроса, физических объемов  заказов на внешнем и внутреннем рынках, чистой прибыли, остатков денежных средств был ниже уровня 2008 года. Кроме того, в 2009 году по сравнению с 2008 годом отмечен более высокий уровень просроченной кредиторской и дебиторской задолженности.

     В 2009 году по сравнению с 2008 годом усилилось  влияние на хозяйственную деятельность предприятий спроса, изменений обменного  курса белорусского рубля, рисков предприятий (прежде всего, экономических), условий  кредитования, а также просроченной дебиторской задолженности и  обеспеченности оборотными средствами. При этом во второй половине 2009 года обозначились определенные позитивные тенденции в динамике ряда экономических индикаторов, прежде всего, в части внешнего спроса и внешнеторгового баланса, финансового состояния предприятий, ожиданий субъектов хозяйствования.

     Большинство установленных уровней важнейших  параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год не выполнено (таблица 2.1 и приложение 1), что в значительной мере обусловлено негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса на экономику страны.

     Объем валового внутреннего продукта в 2009 году составил 136,8 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2008 года на 0,2 процента (прогноз на год - рост на 10 - 12 процентов). Впервые, начиная с марта 1999 г., зафиксировано снижение реального ВВП в августе, сентябре, октябре и ноябре 2009 г. в исчислении период к периоду.

Информация о работе Финансовые рычаги