Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:45, дипломная работа
Актуальность. Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.
Как известно, просчеты в экономической политике, нерациональная народнохозяйственная структура, не со¬ответствующая требованиям объективных законов разви¬тия общества, могут стать питательной средой для внеэкономи¬ческих методов перераспределения национального дохо¬да, торможения развития производства, развития «теневой» экономики.
Переход к рынку потребовал решения огромного ко¬личества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансовыми рычагами, стимулами, нормативами, которые являются элементами финансового механизма. Современный финансовый механизм призван не толь¬ко создать реальную финансовую базу, для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и мно¬гоукладной экономики.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……. 4
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ ………..……………………….. 6
1.1.Понятие финансовых рычагов и их характеристика …….…....……...….... 6
1.2.Понятие финансовых стимулов, нормативов и их характеристика ….… 14
1.3.Нормативно-правовое обеспечение использования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в деятельности предприятия …………………...…… 20
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ .....……………………………… 30
2.1. Анализ финансовых рычагов …...………………………………………. 30
2.2. Анализ финансовых стимулов и нормативов……………………………44
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….………………….. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…...……………………………… ……………….………... 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….….….….………..…… 65
ПРИЛОЖЕНИЯ ...……………………………………………………………… 67
3. нормативы ограничения крупных рисков области привлечения и размещения ресурсов.
Посредством экономических нормативов регулируется, во-первых, абсолютный и относительный уровень собственного капитала организации, во-вторых, ликвидность баланса, в-третьих, диверсификация активных и пассивных операций организации, в-четвёртых, создание каждой кредитной организацией централизованных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банковской системы в целом.
Для соблюдения
указанных экономических
3.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Основными
направлениями
-
использование эффективных
- отмена сбора в
Основные направления совершенствования расположены в целях финансовой политики. Целью финансовой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем.
Для этого необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Следует обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.
Предполагается, что эти цели будут достигаться сочетанием бюджетных и налоговых реформ.
На первом этапе (до 2015 г.) должны быть полностью отменены налоги, взимаемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), значительно снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, осуществлен переход к пропорциональной ставке подоходного налога с одновременным увеличением размера необлагаемого налогом минимума доходов. Требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин с 32 по действующему законодательству до 19.
Дальнейшее развитие получит правовая основа налогообложения на базе практического применения Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, что будет способствовать укреплению экономической интеграции в рамках Союзного государства и СНГ, а также привлечению внешних капиталов и обеспечению конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках.
На втором этапе (2016–2020 гг.) общее количество налогов должно быть сведено к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику на 7,5–8,5 процентных пунктов к ВВП, в том числе в 2016–2020 гг. – на 2–4 процентных пункта, а также на достижение следующих целей:
Одновременно
с уменьшением налоговой
Наиболее существенным сокращениям будут подвергнуты необоснованные расходы бюджета на субсидирование нерентабельных отраслей и секторов экономики. До 2020 г. их объем должен быть сокращен с 9,4 до 3–5% к ВВП.
Предполагается
полностью ликвидировать
Часть избыточных обязательств социального характера будет переводиться в целевую форму или компенсироваться повышением заработной платы. Социальная направленность бюджета, гарантирующая защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения, сохранится.
Отказ государства от финансирования направлений, где его участие необязательно и неэффективно, позволит увеличить расходы на социальную политику и бюджетную сферу. Предполагается, что до 2020 г. расходы бюджета на образование увеличатся с 7 до 8,5–10% к ВВП, на науку – с 0,4 до 1,5%, на здравоохранение и физическую культуру – с 5,3 до 7,5%.
Расширение сети предоставляемых платных услуг будет осуществляться одновременно с адекватным увеличением доходов основной массы населения.
В политике управления государственным долгом и активами ключевым моментом станет достижение бездефицитного бюджета. Уровни внутреннего и внешнего долга составят соответственно 4,0% и 0,6% к ВВП (в 2015 г. – 5,6% и 5,6%).
Денежно-кредитная политика в прогнозируемый период должна быть подчинена достижению общих стратегических целей устойчивого социально-экономического развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы.
Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:
Развитие банковской системы должно осуществляться по следующим основным направлениям:
Результатом реализации комплекса мероприятий денежно-кредитной политики должно стать обеспечение финансовой стабильности на макроэкономическом уровне и достижение денежно-кредитной системой страны пропорций и параметров, присущих системам экономически развитых государств.
Стратегической целью государственной ценовой политики должны стать достижение и поддержание динамически сбалансированных внутренних и внешнеторговых цен. Необходимо ценовую политику ориентировать на решение экологических проблем, используя относительные цены как инструмент для регулирования структуры потребления энергоресурсов и соответственно величины выбросов в окружающую среду, ограничения вредных производств.
На первом этапе (до 2015 г.) ценовая политика будет направлена на достижение рациональных с точки зрения эффективной экономической структуры ценовых пропорций. Ценовой механизм следует настроить таким образом, чтобы он стимулировал реструктуризацию и модернизацию отраслей реального сектора экономики, переход на технологии с более высокой производительностью труда, переориентацию с трудоемких на капиталоемкие технологии.
В результате структурной перестройки и модернизации произойдет изменение ценовых пропорций факторов производства в пользу роста относительной цены труда, средней заработной платы. Повышение цены труда позволит реально рассматривать население страны в качестве платежеспособного потребителя и, таким образом, обеспечит отечественному производителю базу для разработки и сбыта новой конкурентоспособной продукции с более высокими потребительскими характеристиками.
Основной акцент во внешнеторговой ценовой политике предусматривается сместить на повышение качества экспортируемой продукции, переориентацию производителя на сложную наукоемкую продукцию, на конкуренцию не по цене, а по качеству и на этой основе обеспечить повышение среднего уровня цен экспорта.
Таким образом, для решения задач первого этапа необходимо: