Финансовые рычаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.
Как известно, просчеты в экономической политике, нерациональная народнохозяйственная структура, не со¬ответствующая требованиям объективных законов разви¬тия общества, могут стать питательной средой для внеэкономи¬ческих методов перераспределения национального дохо¬да, торможения развития производства, развития «теневой» экономики.
Переход к рынку потребовал решения огромного ко¬личества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансовыми рычагами, стимулами, нормативами, которые являются элементами финансового механизма. Современный финансовый механизм призван не толь¬ко создать реальную финансовую базу, для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и мно¬гоукладной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……. 4
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ ………..……………………….. 6
1.1.Понятие финансовых рычагов и их характеристика …….…....……...….... 6
1.2.Понятие финансовых стимулов, нормативов и их характеристика ….… 14
1.3.Нормативно-правовое обеспечение использования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в деятельности предприятия …………………...…… 20
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ .....……………………………… 30
2.1. Анализ финансовых рычагов …...………………………………………. 30
2.2. Анализ финансовых стимулов и нормативов……………………………44
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….………………….. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…...……………………………… ……………….………... 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….….….….………..…… 65
ПРИЛОЖЕНИЯ ...……………………………………………………………… 67

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 591.45 Кб (Скачать файл)

     3.    нормативы ограничения крупных  рисков области привлечения и  размещения ресурсов.

     Посредством экономических нормативов регулируется, во-первых, абсолютный и относительный уровень собственного капитала организации, во-вторых, ликвидность баланса, в-третьих, диверсификация активных и пассивных операций организации, в-четвёртых, создание каждой кредитной организацией централизованных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банковской системы в целом.

Для соблюдения указанных экономических нормативов в организациях создаётся система анализа и контроля. Подобной работой занимается группа аналитиков, которой разрабатываются специальные методики анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     Основными направлениями совершенствования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в Республике Беларусь являются:

     - использование эффективных финансовых  рычагов, проверенных мировой  практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов). В налогообложении на 2010 год приняты следующие изменения [3, с.11]:

      - отмена сбора в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Это оборотный налог, имевший каскадный характер, то есть он взимался на каждой стадии реализации. Ему присущ так называемый кумулятивный, или накопительный, эффект, что приводило к многократному налогообложению, сокращало оборотные средства субъектов хозяйствования и увеличивало налоговую нагрузку. Кроме того, этот сбор являлся составным элементом цены и оказывал влияние на удорожание отечественной продукции. Он уплачивался 12 раз в году, что, безусловно, снижало рейтинг белорусской системы налогообложения.

     Основные  направления совершенствования  расположены в целях финансовой политики. Целью финансовой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем.

     Для этого необходимо продолжить налоговую  реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Следует обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.

     Предполагается, что эти цели будут достигаться  сочетанием бюджетных и налоговых реформ.

     На  первом этапе (до 2015 г.) должны быть полностью отменены налоги, взимаемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), значительно снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, осуществлен переход к пропорциональной ставке подоходного налога с одновременным увеличением размера необлагаемого налогом минимума доходов. Требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин с 32 по действующему законодательству до 19.

     Дальнейшее  развитие получит правовая основа налогообложения  на базе практического применения Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, что будет способствовать укреплению экономической интеграции в рамках Союзного государства и СНГ, а также привлечению внешних капиталов и обеспечению конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках.

     На  втором этапе (2016–2020 гг.) общее количество налогов должно быть сведено к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику на 7,5–8,5 процентных пунктов к ВВП, в том числе в 2016–2020 гг. – на 2–4 процентных пункта, а также на достижение следующих целей:

  • повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствования моделей построения налогов и сборов;
  • улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет создания в стране самостоятельной отрасли законодательства - налогового права, имеющей свой  собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификация налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;
  • обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы. В ходе проведения налоговых реформ повысится фискальное значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды, а также имущественных налогов, которые станут основой формирования местных бюджетов. В общем объеме налоговых поступлений при значительной доле НДС и акцизов должно возрасти значение прямых налогов на доходы и прибыль юридических и физических лиц.

     Одновременно  с уменьшением налоговой нагрузки на экономику предусматривается осуществлять сокращение объемов перераспределяемых государством финансовых ресурсов с 47,4% к ВВП в 2010 г. до 41–42% к ВВП в 2015 г. и 40% к 2020 г. Доходы консолидированного бюджета составят соответственно 33,8, 31 и 28% к ВВП.

     Наиболее  существенным сокращениям будут  подвергнуты необоснованные расходы бюджета на субсидирование нерентабельных отраслей и секторов экономики. До 2020 г. их объем должен быть сокращен с 9,4 до 3–5% к ВВП.

     Предполагается  полностью ликвидировать бюджетные  субсидии, предоставляемые отдельным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, организациям жилищно-коммунального хозяйства с переводом части расходов в адресные субсидии малообеспеченным группам населения. Бюджетные средства будут использоваться исключительно в соответствии с получаемыми обществом результатами по приоритетным направлениям структурных преобразований в экономике.

     Часть избыточных обязательств социального  характера будет переводиться в целевую форму или компенсироваться повышением заработной платы. Социальная направленность бюджета, гарантирующая защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения, сохранится.

     Отказ государства от финансирования направлений, где его участие необязательно и неэффективно, позволит увеличить расходы на социальную политику и бюджетную сферу. Предполагается, что до 2020 г. расходы бюджета на образование увеличатся с 7 до 8,5–10% к ВВП, на науку – с 0,4 до 1,5%, на здравоохранение и физическую культуру – с 5,3 до 7,5%.

     Расширение  сети предоставляемых платных услуг будет осуществляться одновременно с адекватным увеличением доходов основной массы населения.

     В политике управления государственным  долгом и активами ключевым моментом станет достижение бездефицитного бюджета. Уровни внутреннего и внешнего долга составят соответственно 4,0% и 0,6% к ВВП (в 2015 г. – 5,6% и 5,6%).

     Денежно-кредитная  политика в прогнозируемый период должна быть подчинена достижению общих стратегических целей устойчивого социально-экономического развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы.

     Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:

  • снижение темпов инфляции на основе постепенного ужесточения монетарной политики. Оно должно осуществляться в рамках плавной траектории, предусматривающей увязку с темпами повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики. Такой подход позволит минимизировать издержки и негативные эффекты переходного периода, поддерживая высокий уровень занятости, загрузки производственных мощностей и социальной защиты населения;
  • регулирование номинального обменного курса таким образом, чтобы реальный обменный курс обеспечивал приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны, и стимулировал динамичные темпы экономического роста;
  • меры по развитию банковского сектора, предусматривающие повышение эффективности механизма аккумуляции свободных денежных средств и их инвестирования в реальный сектор экономики.

     Развитие  банковской системы должно осуществляться по следующим основным направлениям:

  • повышение институциональной самостоятельности и независимости Национального банка в вопросах разработки и реализации денежно-кредитной политики с одновременным повышением ответственности Национального банка за ее результаты;
  • повышение надежности и ликвидности банковской системы за счет приближения принципов и практики банковского надзора к международным стандартам, внедрения современных методологических подходов и инструментария (средства раннего обнаружения финансовых затруднений в банках, повышение уровня транспарентности банков и небанковских финансовых организаций, развитие трансграничного надзора и т.д.), оптимизация структуры банковских активов и пассивов;
  • формирование финансово-промышленных групп, обеспечивающих объединение финансов банковской системы и предприятий реального сектора экономики;
  • развитие фондового рынка за счет расширения перечня и общей стоимости обращающихся ценных бумаг (векселя, права требования по кредитным договорам, акции и т.д.) и внедрения залоговой формы инвестиционного кредитования;
  • расширение сети предметно и территориально ориентированных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, специализирующихся в работе на фондовом рынке и обеспечивающих привлечение ресурсов пенсионных, страховых и инвестиционных фондов;
  • привлечение иностранных инвестиций в банковскую систему, обеспечивающую расширение ресурсной базы коммерческих банков, увеличение их собственного капитала.

     Результатом реализации комплекса мероприятий  денежно-кредитной политики должно стать обеспечение финансовой стабильности на макроэкономическом уровне и достижение денежно-кредитной системой страны пропорций и параметров, присущих системам экономически развитых государств.

     Стратегической  целью государственной ценовой политики должны стать достижение и поддержание динамически сбалансированных внутренних и внешнеторговых цен. Необходимо ценовую политику ориентировать на решение экологических проблем, используя относительные цены как инструмент для регулирования структуры потребления энергоресурсов и соответственно величины выбросов в окружающую среду, ограничения вредных производств.

     На  первом этапе (до 2015 г.) ценовая политика будет направлена на достижение рациональных с точки зрения эффективной экономической структуры ценовых пропорций. Ценовой механизм следует настроить таким образом, чтобы он стимулировал реструктуризацию и модернизацию отраслей реального сектора экономики, переход на технологии с более высокой производительностью труда, переориентацию с трудоемких на капиталоемкие технологии.

     В результате структурной перестройки  и модернизации произойдет изменение ценовых пропорций факторов производства в пользу роста относительной цены труда, средней заработной платы. Повышение цены труда позволит реально рассматривать население страны в качестве платежеспособного потребителя и, таким образом, обеспечит отечественному производителю базу для разработки и сбыта новой конкурентоспособной продукции с более высокими потребительскими характеристиками.

     Основной  акцент во внешнеторговой ценовой политике предусматривается сместить на повышение качества экспортируемой продукции, переориентацию производителя на сложную наукоемкую продукцию, на конкуренцию не по цене, а по качеству и на этой основе обеспечить повышение среднего уровня цен экспорта.

     Таким образом, для решения задач первого  этапа необходимо:

  • обеспечение уровня цен на внутреннем рынке, соответствующего уровню экономического развития страны, для чего необходимо повысить стоимость труда в республике;
  • повышение уровня экспортных цен посредством смещения структуры экспорта в сторону преобладания в нем сложных наукоемких изделий, способствующих снижению себестоимости, повышения конкурентоспособности отечественной продукции;
  • согласование ценовой политики с другими аспектами государственной экономической политики, прежде всего, это касается институциональных преобразований, создания высокотехнологичных производств, занятости, инвестиционной и экспортной политики;
  • придание ценовой политике стимулирующего фактора при решении экологических проблем, используя относительные цены для регулирования структуры потребления энергоресурсов, определения критических величин выбросов вредных веществ в окружающую среду, ограничения вредных производств.

Информация о работе Финансовые рычаги