Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:45, дипломная работа
Актуальность. Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.
Как известно, просчеты в экономической политике, нерациональная народнохозяйственная структура, не со¬ответствующая требованиям объективных законов разви¬тия общества, могут стать питательной средой для внеэкономи¬ческих методов перераспределения национального дохо¬да, торможения развития производства, развития «теневой» экономики.
Переход к рынку потребовал решения огромного ко¬личества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансовыми рычагами, стимулами, нормативами, которые являются элементами финансового механизма. Современный финансовый механизм призван не толь¬ко создать реальную финансовую базу, для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и мно¬гоукладной экономики.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……. 4
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ ………..……………………….. 6
1.1.Понятие финансовых рычагов и их характеристика …….…....……...….... 6
1.2.Понятие финансовых стимулов, нормативов и их характеристика ….… 14
1.3.Нормативно-правовое обеспечение использования финансовых рычагов, стимулов, нормативов в деятельности предприятия …………………...…… 20
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ .....……………………………… 30
2.1. Анализ финансовых рычагов …...………………………………………. 30
2.2. Анализ финансовых стимулов и нормативов……………………………44
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫЧАГОВ, СТИМУЛОВ, НОРМАТИВОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….………………….. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…...……………………………… ……………….………... 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….….….….………..…… 65
ПРИЛОЖЕНИЯ ...……………………………………………………………… 67
Изменения
условий хозяйствования проявились
в сокращении доли капитальных вложений
за счет собственных средств
Рисунок 2.5 Структура источников инвестиций в основной капитал в 2008-2009 гг. процентов
В результате ограничения инвестиционных расходов за счет средств республиканского и местных бюджетов, что являлось одним из требований Международного валютного фонда в плане снижения нагрузки на расходную часть бюджета, объем государственной поддержки инвестиционной деятельности составил 9,4 трлн. рублей, что на 9,2 процента меньше, чем годом ранее. В структуре источников финансирования инвестиций доля бюджетных ресурсов сократилась на 4,3 процентного пункта.
На капиталовложения за счет кредитов банков (включая кредиты иностранных банков и кредиты по иностранным кредитным линиям) приходилось 11,3 трлн. рублей, что на 36 процентов в сопоставимых ценах больше, чем в 2008 году (годом ранее - на 30,6 процента). Доля кредитных ресурсов возросла на 5 процентных пунктов до 26,3 процента всех инвестиций в основной капитал.
В жилищном строительстве освоено 4,3 трлн. рублей, или 38,2 процента всех инвестиционных кредитов.
В структуре источников капитальных затрат в жилищном строительстве кредитные ресурсы составляли 48,6 процента, в остальных отраслях экономики - 20,4 процента (рисунок 2.6).
Рисунок 2.6 Структура источников инвестиций в основной капитал в жилищном строительстве и в других отраслях экономики в 2008-2009 гг. процентов
В
связи с изменением условий кредитования,
удорожанием кредитных
В то же время объем использованных кредитов, предоставленных по льготным процентным ставкам, увеличился более чем в 1,7 раза и составил 6,9 трлн. рублей. Обеспечивалось финансирование инвестиционных проектов предприятий, реализуемых с государственной поддержкой, а также дополнительной потребности в льготных кредитных ресурсах, обусловленной изменением критерия отнесения граждан к категории малообеспеченных и увеличением числа граждан, имеющих право на получение государственной поддержки при осуществлении жилищного строительства.
В результате доля льготных кредитов во всех кредитных ресурсах, использованных на инвестиции в основной капитал, возросла до 60,9 процента, что на 14,6 процентного пункта больше, чем в 2008 году.
Объем льготных инвестиционных кредитов распределился следующим образом: 60 процентов использовано в жилищном строительстве, 40 процентов в других отраслях экономики (рисунок 2.7).
За
счет льготных кредитных ресурсов удалось
поддержать инвестиционный спрос, привлечь
большее число семей в жилищное
строительство и увеличить
По сравнению с 2008 годом реальный объем капиталовложений за счет собственных средств населения увеличился на 21,7 процента (годом ранее - на 14,3 процента) и составил около 3,5 трлн. рублей.
Рисунок 2.7. Использование льготных кредитов на инвестиции в основной капитал по отраслям экономики (в % к общему объему льготных кредитов)
В соответствии с расчетными балансовыми показателями Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год долю прямых иностранных инвестиций в структуре источников инвестиций в основной капитал предполагалось довести до 13 процентов12.
Вместе с тем, в условиях мирового финансового кризиса прямые вложения иностранных инвесторов в основной капитал в структуре источников занимали лишь 1,4 процента, их реальный объем по сравнению с 2008 годом сократился на 4,3 процента (рисунок 2.8).
Объем кредитов иностранных банков в сопоставимых ценах увеличился в 2 раза.
Рисунок 2.8 Иностранные источники в структуре инвестиций в основной капитал в 2008-2009 гг. в процентах к общему объему инвестиций
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 198.
Доля прямых вложений иностранных инвесторов и кредитов иностранных банков в объеме инвестиций в основной капитал с 2,5 процента в 2008 году повысилась до 2,7 процента до 2009 году. В долларовом эквиваленте объем внешних источников инвестиций в основной капитал составил 410,3 млн. долларов США.
С учетом кредитов, привлеченных отечественными банками по иностранным кредитным линиям, доля всех внешних ресурсов в структуре источников инвестиций в 2009 году составила 4,7 процента, или 723,1 млн. долларов США.
По предварительной информации Министерства финансов, в 2009 г., в бюджет государства поступило 55,9 трлн. рублей доходов (или 45,2 процента к ВВП против 50,6 процента в 2008 г.). По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года доходы консолидированного бюджета уменьшились на 6,7 процента
Доходная часть консолидированного бюджета формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают 5 основных налогов. Это налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. Удельный вес этих налогов в общих доходах консолидированного бюджета в 2009 г. составил 48,3 процента (в 2008 г. - 51,3 процента).
Рисунок 2.9 Структура доходов консолидированного бюджета
в 2008-2009 гг. процентов
Налоговые доходы и взносы на государственное социальное страхование консолидированного бюджета в 2009 г. составили 41,6 процента к ВВП, их доля снизилась по сравнению с 2008 г. на 5,6 процентного пункта. Изменение данного показателя было связано, в основном, со снижением поступлений от внешнеэкономической деятельности до 5,5 процента к ВВП в 2009 г. против 8,2 процента в 2008 г. При этом налоговые доходы в структуре доходов консолидированного бюджета составили 66,4 процентов (в 2008 г. - 66 процентов), рисунок 2.9.
Расходы консолидированного бюджета 2009 г. Составили трлн. рублей, что на 6,7 процента больше, чем за 2008 г. (или процента к ВВП против 44,9 процента в 2008 г.).
Основная доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы и отраслей национальной экономики. Объем средств, направленных на финансирование социально-культурных мероприятий (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 28,4 трлн. рублей, или 50,3 процента от всех расходов консолидированного бюджета (за 2008 г. - 25,7 трлн. рублей, или 48,3 процента от всех расходов).
На финансирование национальной экономики направлено 12,4 трлн. рублей, или 24,2 процента к общей сумме расходов (в 2008 г. - 12,8 млрд. рублей, или 26,5 процента к общей доле расходов).
Консолидированный бюджет в 2009 г. был исполнен с дефицитом на сумму 0,8 трлн. рублей (или 0,6 процента к ВВП), в том числе республиканский бюджет - с дефицитом на сумму 0,5 трлн. рублей (или 0,4 процента к ВВП). Доходы республиканского бюджета в 2009 г. составили 41,3 трлн. рублей (или 33,4 процента к ВВП), а расходы - 40,8 трлн. рублей (или 33 процента к ВВП).
Таблица
2.6 Источники финансирования дефицита
консолидированного бюджета в 2009 г.
Поступления от взносов на государственное социальное страхование в 2009 г. составили 14,3 трлн. рублей (или 11,6 процента к ВВП). В 2008 г. они составляли 12,9 трлн. рублей (или 10,9 процента к ВВП).
Государственный внутренний долг на 1 декабря 2009 г., по предварительным данным, составил 10,1 трлн. рублей и возрос по сравнению с началом года на 1,5 трлн. рублей (или на 17,8 процента).
Государственный основной внешний долг22 Республики Беларусь на 1 декабря 2009 г. составил 6,9 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с началом года на 3,2 млрд. долларов США (на 85,4 процента).
21 Данные по финансированию дефицита республиканского бюджета приведены с включением ФСЗН.
22 Без учета платы по процентам.
Проводя активную финансовую политику, государство может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства. Чтобы бюджетные доходы превратились в бюджетные стимулы, нужно, чтобы каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию.
Национальный
банк РБ устанавливает для банков
следующие экономические
Показатели деятельности банковской системы за 2009 г. на 01.04.09
Собственный капитал, млн. руб. 3 044 226.0
Совокупный уставный фонд, млн. руб. 2 161 233.3
Прибыль,
млн. руб.
Рентабельность активов, % 0.3
Рентабельность собственного капитала, % 1.6
Развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь было направлено на повышение устойчивости банковской системы, расширение ее финансового потенциала, улучшение количества и качества выполняемых банковских операций и оказываемых услуг. Решение указанных задач осуществлялось за счет расширения ресурсной базы банков, оптимизации структуры активов и пассивов, повышения капитализации банков, снижения всех видов рисков, повышения качества управления банками.
Банковская система республики функционировала достаточно устойчиво. Значимым участником проведения государственной социально-экономической политики является группа ведущих банков, специализирующихся на обслуживании крупных народнохозяйственных комплексов и кредитной поддержке ключевых государственных социально-экономических программ. В нее входят 6 банков: открытые акционерные общества "Сберегательный банк "Беларусбанк", "Белагропромбанк", "Белпромстройбанк", "Белинвестбанк", "Приорбанк", "Белвнешэкономбанк", доля которых в общем объеме валовых активов банковской системы республики составляет 87,9 процента.
К основным положительным результатам качественного характера развития банковской системы Республики Беларусь можно отнести значительное повышение кредитной дисциплины, снижение доли проблемной задолженности, расширение ресурсной базы, повышение доверия населения к белорусским банкам.
Собственный капитал банков за 2009 г. увеличился на 10,1% , или на 293,1 млрд. руб., и на 1 сентября 2009 г. составил 3188,7 млрд. руб.
Ресурсы банков (пассивы) в белорусских рублях и иностранной валюте за 2009 г. увеличились на 17,6 % , или на 2562,8 млрд. руб. (за 2008 г. – на 24,7 %), и на первое сентября составили 171333,5 млрд. руб. В реальном выражении они увеличились на 12,4 процентного пункта.
Сложившиеся темпы прироста ресурсной базы соответствуют темпам развития экономики в целом. Так, ресурсная база, выраженная в процентах к ВВП, в 2009 г. составила 25,4 %, что на 2 % больше, чем в 2008 г. При этом следует отметить, что в целом 2005 г. тенденция роста данного соотношения, что характеризует положительную динамику развития банковской системы.
Наибольшую долю в ресурсной базе банков на 1 сентября 2009 г занимали средства (депозиты) населения (28,6 %) и средства (депозиты) субъектов хозяйствования (23,3 %). На первое сентября 2008 г. их удельный вес составлял 25,6 и 25,3 процента соответственно.
Таким образом, рост ресурсной базы банков в определяющей мере зависит от эффективности и сбалансированности функционирования всех секторов экономики и прежде всего от роста реальных доходов предприятий и населения.
Централизованно
установленные экономические
1.
норматив достаточности
2. нормативы ликвидности баланса кредитной организации