Инвестиционный риск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Рыночный механизм инвестирования предполагает наличие развитой инфраструктуры инвестиционного процесса, представленной институтами, обеспечивающими аккумулирование временно свободных денежных средств и их наиболее эффективное размещение. Основными типами этих институтов являются: коммерческие банки, небанковские институты и инвестиционные институты.
В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, хозяйственная, производственная или коммерческая деятельность невозможна без рисков.

Файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 115.86 Кб (Скачать файл)

С - объем собственных  финансовых ресурсов с учетом точно  известных поступлений средств, тг». [11]

Реализация второго правила  требует, чтобы финансовый менеджер, зная максимально возможную величину убытка, определил бы, к чему она  может привести, какова вероятность  риска, и принял решение об отказе от риска, принятии риска на свою ответственность или передаче риска на ответственность другому лицу.

Действие третьего правила  особенно ярко проявляется при передаче риска, т.е. при страховании. В этом случае он означает, что финансовый менеджер должен определить и выбрать  приемлемое для него соотношение  между страховым взносом и  страховой суммой.

Реализация остальных  правил означает, что в ситуации, для которой имеется только одно решение (положительное или отрицательное), надо сначала попытаться найти другие решения. Возможно, они действительно  существуют. Если же анализ показывает, что других решений нет, то действуют  по правилу «в расчете на худшее», т.е. если сомневаешься, то принимай отрицательное  решение.

Залогом выживаемости и основой  стабильного положения предприятия  служит его устойчивость. Различают  следующие грани устойчивости: общая, ценовая, финансовая и т.п. Финансовая устойчивость является главным компонентом  общей устойчивости предприятия.

«Финансовая устойчивость предприятия - это такое состояние его финансовых ресурсов, их перераспределения и  использования, когда обеспечиваются развитие предприятия на основе собственной  прибыли и рост капитала при сохранении его платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня финансового  риска. Таким образом, задача финансового  менеджера заключается в том, чтобы привести в соответствие различные  параметры финансовой устойчивости предприятия и общий уровень риска».[16]

Целью управления инвестиционным риском является снижение потерь, связанных  с данным риском до минимума. Для  снижения степени риска применяются  различные приемы. Наиболее распространенными  являются:

  1. диверсификация;
  2. приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
  3. лимитирование;
  4. самострахование;
  5. страхование;
  6. хеджирование;
  7. приобретение контроля над деятельностью в связанных областях;
  8. учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах и др.

Диверсификация представляет собой процесс распределения  капитала между различными объектами  вложения, которые непосредственно  не связаны между собой. Диверсификация позволяет избежать части риска  при распределении капитала между  разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвестором акций  пяти разных акционерных обществ  вместо акций одного общества увеличивает  вероятность получения им среднего дохода в пять раз и соответственно в пять раз снижает степень риска. Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска. Диверсификация - это рассеивание инвестиционного риска.

Важную роль в снижении рисков инвестиционного проекта  играет приобретение дополнительной информации. Цель такого приобретения – уточнение  некоторых параметров проекта, повышение  уровня надежности и достоверности  исходной информации, что позволит снизить вероятность принятия неэффективного решения. Способы получения дополнительной информации включают ее приобретение у других организаций (предприятий, научно – исследовательских и  проектных организаций, консалтинговых фирм и т. д.), проведение дополнительного  эксперимента и т. д.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование  является важным приемом снижения степени  риска и применяется хозяйствующими субъектами при предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование  представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и  страховых (резервных) фондов непосредственно  в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Создание предпринимателем обособленного  фонда возмещения возможных убытков  в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования.

Хеджирование (англ. heaging - ограждать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения  различных методов страхования  валютных рисков. Хеджирование - система  заключения срочных контрактов и  сделок, учитывающая вероятностные  в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий  этих изменений. В отечественной  литературе термин «хеджирование» стал применяться в более широком  смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен  на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Контракт, который служит для страховки  от рисков изменения курсов (цен), носит  название «хедж». ».

Рассматривая все вышеперечисленное, можно заключить, что в настоящее  время необходимость оценки рисков инвестиционных проектов уже ни у  кого не вызывает сомнений, хотя процесс  оценки неточен и часто возникает  искушение проигнорировать соображения, касающиеся риска. Тем не менее риск проекта следует оценивать и  включать в рассмотрение в процессе принятия инвестиционного решения.

2.Анализ и оценка инвестиционных рисков предприятия в системе инвестиционных решений

2.1 Анализ рисков инвестиционного  проекта

 

Наиболее распространенной ошибкой предприятий, планирующих  реализацию инвестиционных проектов, является недостаточная проработка рисков, которые могут повлиять на доходность проектов. Поскольку такие  ошибки могут привести к неверным инвестиционным решениям и значительным убыткам, очень важно своевременно выявить и оценить все проектные  риски.

«Под проектными рисками  понимается, как правило, предполагаемое ухудшение итоговых показателей  эффективности проекта, возникающее  под влиянием неопределенности. В  количественном выражении риск обычно определяется как изменение численных  показателей проекта: чистой приведенной  стоимости (NPV), внутренней нормы доходности (IRR) и срока окупаемости (PB)». [15]

На данный момент единой классификации проектных рисков предприятия не существует. Однако можно выделить следующие основные риски, присущие практически всем проектам: маркетинговый риск, риск несоблюдения графика проекта, риск превышения бюджета  проекта, а также общеэкономические  риски.

Далее будут рассмотрены  риски проекта на примере ювелирного завода, который решил вывести  на рынок новый продукт - золотые  цепочки. Для производства продукта приобретается импортное оборудование. Оно будет установлено в помещениях предприятия, которые планируется  построить. Цена на основное сырье - золото - определяется в долларах США по итогам торгов на Лондонской бирже  металлов. Планируемый объем реализации - 15 кг в месяц. Продукцию предполагается продавать как через собственные  магазины (30%), часть которых расположена  в крупных торговых центрах, так  и через дилеров (70%). Реализация имеет  ярко выраженную сезонность с всплеском  в декабре и снижением продаж в апреле-мае. Запуск оборудования должен состояться перед зимним пиком продаж. Срок реализации проекта - пять лет. В  качестве основного показателя эффективности  проекта менеджеры рассматривают  чистую приведенную стоимость (NPV). Расчетная  плановая NPV равна 1765 тыс. долл. США.

Рассмотрим основные типы проектных рисков:

«Маркетинговый риск - это  риск недополучения прибыли в  результате снижения объема реализации или цены товара. Этот риск является одним из наиболее значимых для большинства  инвестиционных проектов. Причиной его  возникновения может быть неприятие  нового продукта рынком или слишком  оптимистическая оценка будущего объема продаж. Ошибки в планировании маркетинговой  стратегии возникают главным  образом из-за недостаточного изучения потребностей рынка: неправильного позиционирования товара, неверной оценки конкурентоспособности рынка или неправильного ценообразования».[25]

Так, в нашем примере 30% цепочек планируется продавать  самостоятельно, а 70% - через дилеров. Если же структура сбыта окажется иной, например 20% - через магазины и 80% - через дилеров, для которых  устанавливаются более низкие цены, то компания недополучит первоначально  запланированную прибыль и, как  следствие, ухудшатся показатели проекта. Избежать подобной ситуации можно в  первую очередь за счет всесторонней оценки рыночной среды маркетинговым  отделом.

На темпы роста продаж могут оказывать влияние и  внешние факторы. Например, часть  собственных магазинов компании в рассматриваемом случае открывается  в новых торговых центрах, соответственно объем продаж в них будет зависеть от степени «раскрутки» этих центров. Поэтому для снижения риска в  договоре аренды необходимо установить качественные параметры. Так, ставка арендной платы может зависеть от выполнения торговым центром графика запуска  торговых площадей, обеспечения транспортировки  покупателей к месту продаж, своевременного строительства автостоянок, запуска  развлекательных центров и т. п.

Риски несоблюдения графика  и превышения бюджета проекта - причины  возникновения таких рисков могут  быть объективными (например, изменение  таможенного законодательства в  момент растаможивания оборудования и, как следствие, задержка груза) и  субъективными (например, недостаточная  проработка и несогласованность  работ по реализации проекта). Риск несоблюдения графика проекта приводит к увеличению срока его окупаемости  как напрямую, так и за счет недополученной выручки. В нашем случае этот риск будет велик: если компания не успеет начать реализацию нового товара до конца  зимнего пика продаж, то понесет  большие убытки. Аналогичным образом  на общие показатели эффективности  проекта влияет и риск превышения бюджета.

«Для более точной оценки срока и бюджета проекта существуют особые методики, в частности метод PERT-анализа (Program Evaluation and Review Technique), разработанный  в 60-е годы XX века ВМФ США и NASA для  оценки сроков строительства баллистической ракеты Polaris. Методика оказалась эффективной  и впоследствии была использована для  оценки не только сроков, но и ресурсов проекта. В настоящее время PERT-анализ является одной из самых популярных и простых методик».[26]

Смысл этого метода в том, что при подготовке проекта задаются три оценки срока реализации (стоимости  проекта) - оптимистическая, пессимистическая и наиболее вероятная. После этого  ожидаемые значения рассчитываются с использованием следующей формулы:

 

Ожидаемый срок (стоимость) = (Оптимистический срок (стоимость) + 4 х Наиболее вероятный срок (стоимость) + Пессимистический срок (стоимость)): 6

Коэффициенты 4 и 6 получены эмпирическим путем на основе статистических данных большого количества проектов. Результат расчета используется в дальнейшем как основа для получения  остальных показателей проекта.

Если работы выполняют  внешние подрядчики, то в качестве способа минимизации данных рисков можно оговорить в контракте  особые условия. Так, в нашем примере  при подготовке проекта запланированы  работы по строительству помещения  и установке оборудования, выполняемые  внешним контрагентом. Длительность этих работ должна составить три  месяца, стоимость - 500 тыс. долл. США. После  завершения работ компания планирует  получать дополнительную выручку от производства цепочек в размере 120 тыс. долл. США в месяц при  рентабельности 25%. Если по вине поставщика длительность ремонта и установки  возрастает, скажем, на один месяц, то компания недополучит прибыль в размере 30 тыс. долл. США (1 х 120 х 25%). Чтобы этого  избежать, в договоре определены санкции  в размере 6% от стоимости контракта  за один месяц задержки по вине подрядчика, то есть 30 тыс. долл. США (500 тыс. х 6%). Таким  образом, размер санкций равен возможному убытку.

При реализации проекта только собственными силами минимизировать риски  значительно сложнее, при этом объем  убытков может возрасти. В нашем примере при установке оборудования своими силами в случае задержки на один месяц потери прибыли составят также 30 тыс. долл. США. Однако следует учесть дополнительные затраты на труд работников в течение этого месяца. Пусть в нашем примере такие затраты составляют 7 тыс. долл. США. Таким образом, совокупные потери компании будут равны 37 тыс. долл. США, а срок окупаемости проекта возрастет на 1,23 месяца (1 мес. + 7 тыс. долл. США : (120 тыс. долл. США х 25%)). Поэтому в данном случае необходимы более точная оценка длительности и стоимости работ, а также эффективное управление процессом реализации проекта и его постоянный мониторинг.

«К общеэкономическим  относят риски, связанные с внешними по отношению к предприятию факторами, например риски изменения курсов валют и процентных ставок, усиления или ослабления инфляции. К таким  рискам можно также отнести риск увеличения конкуренции в отрасли  из-за общего развития экономики в  стране и риск выхода на рынок новых игроков».[26]

Информация о работе Инвестиционный риск