Маржинальный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать роль и значение маржинального анализа в принятии управленческих решений.
Объект исследования - мастерская по ремонту аудио и видео аппаратуры ООО «Радар».
Предмет исследования - применение маржинального подхода к определению прибыли создаваемого предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и значение маржинального анализа
1.1. Сущность маржинального анализа 5
1.2. Показатели и методика проведения маржинального анализа 7
2. Принятие управленческого решения создания мастерской ООО «Радар» на основе маржинального анализа
2.1. Общая характеристика предприятия 13
2.2. Определение оптимального развития предприятия на основе маржинального анализа 19
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 1. 29
Приложение 2. 30
Приложение 3. 31
Приложение 4. 32
Приложение 5. 33

Файлы: 1 файл

Маржинальный анализ.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение 3

1. Понятие и значение маржинального  анализа

1.1. Сущность маржинального анализа 5

1.2. Показатели и методика проведения  маржинального анализа 7

2. Принятие управленческого  решения создания мастерской  ООО «Радар» на основе маржинального анализа

2.1. Общая характеристика предприятия 13

2.2. Определение оптимального развития  предприятия на основе маржинального анализа 19

Заключение 26

Список литературы 28

Приложение 1. 29

Приложение 2. 30

Приложение 3. 31

Приложение 4. 32

Приложение 5. 33

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует  экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. Анализ хозяйственной деятельности предприятий является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности производства. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются и прогнозируются результаты деятельности хозяйствующего субъекта, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Каждое принимаемое управленческое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы. Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства. Его еще называют анализом соотношения «затраты-объем-прибыль» или маржинальный анализ.

В данной курсовой работе предполагается рассмотреть сущность маржинального анализа, изучить методику его проведения.

Актуальность темы исследования объясняется значением этого вида анализа как одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

Цель курсовой работы - исследовать роль и значение маржинального  анализа в принятии управленческих решений.

Объект исследования - мастерская по ремонту аудио и видео аппаратуры ООО «Радар».

Предмет исследования - применение маржинального подхода к определению прибыли создаваемого предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность и значение маржинального анализа в принятии управленческих решений;

- определить методику  его проведения;

- дать общую характеристику предприятия;

- провести маржинальный анализ прибыли ООО «Радар».

При разработке данной темы предпринята попытка проанализировать имеющийся в наличии научный материал по данной теме. В частности, труды таких авторов как Ю.А. Бабаев, П.С. Безруких, Б.Е. Бродский, Е.П. Жарковская, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, Н.П.Кондраков, Г.В. Савицкая, А.Д. Шеремет и других ученых.

Структура курсовой работы предполагает в ней наличие введения, двух глав, разбитых на подглавы, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1. Понятие и значение маржинального  анализа

 

1.1. Сущность маржинального  анализа

 

По данным доклада Международного Валютного Фонда о перспективах развития России, основным источником экономического чуда должен стать платежеспособный спрос. Традиционный метод управления «Выпуск - затраты» в условиях рыночной экономики показал свою неэффективность. В странах с развитой рыночной экономикой уже более 10 лет применяется новый метод финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования, который называется маржинальным анализом. Сущность этого метода заключается в делении затрат на постоянные (не зависят от объема производства) и переменные. Спрос оказывает влияние только на постоянные затраты: чем больше выпуск продукции, тем меньше удельные постоянные затраты (хотя валовые постоянные затраты остаются неизменными), тем ниже себестоимость единицы продукции и выше прибыль. Таким образом, можно сделать вывод о том, что не только объем производства и цена зависят от спроса, но и себестоимость, и прибыль. С помощью маржинального анализа можно рассчитать производственную программу, разработать оптимальную ассортиментную политику, определить величину предпринимательского риска. Маржинальный подход к определению прибыли обеспечивает получение данных, необходимых для управленческого планирования и принятия решений. Такой подход применяется: 1) при равновесном анализе (анализ безубыточности производства) и анализе соотношения издержки - объем - прибыль; 2) при оценке эффективности работы структурного подразделения и его руководителя; 3) при принятии краткосрочных и нестандартных решений. Вместе с тем, форма отчета с выведением маржинальной прибыли неприменима для целей налогообложения и внешней отчетности, т. к. постоянные накладные расходы не считаются у нее элементом производственной себестоимости.

Проведение маржинального анализа  базируется на современной системе учета себестоимости «директ-костинг», которую еще называют «системой управления себестоимостью» или «системой управления предприятием»1. В этой системе себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на финансовый результат предприятия. При этом они также находятся под постоянным контролем, т.е. осуществляется жесткая проверка обоснованности их уровня, контролируются сметы по предприятию и цехам, так как экономия или перерасход в части постоянных расходов также оказывает влияние на формирование прибыли.

Оптимизация прибыли предприятия  в условиях рыночных отношений требует  постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего - о формировании затрат на производство и себестоимости продукции. Эта информация опирается на систему производственного учета расходов по местам их возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете результатов реализации по видам изделий.

Система «директ-костинг» является атрибутом рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа, и принятия управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

Наиболее важные аналитические  возможности маржинального анализа  состоят в определении: 1) действия операционного (производственного) рычага; 2) безубыточного объема производства (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат; 3) запаса финансовой прочности предприятия); 4) необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли2.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

- определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

- установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

 

1.2. Показатели  и методика проведения маржинального  анализа

 

Методика маржинального анализа базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Разработан в 1930 г. американским инженером У. Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко3, а позднее - А.П. Зудилиным4. Этот метод основан на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинального дохода. Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на неё. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль. Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий: 1) необходимости деления издержек на две части переменные и постоянные; 2) переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции; 3) постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию; 4) тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются; 5) эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода; 6) пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции5. В процессе финансового и производственного планирования деятельности предприятия на перспективу особое значение имеет определение и анализ таких показателей, как уровень безубыточности и маржинальная прибыль.

Под точкой безубыточности понимается такой уровень производства (продаж), при котором обеспечивается нулевой  уровень прибыли, т.е. точка безубыточности подразумевает равенство общих издержек и полученных доходов. Иными словами, это тот предельный уровень производства, спускаясь ниже которого предприятие терпит убытки. Понятие точки безубыточности хорошо изложено в литературе, поэтому лишь кратко остановимся на основных моментах ее определения. Более детально остановимся на модификациях данного показателя, учитывающих необходимость осуществления затрат из прибыли и выполнения долговых обязательств.

В рамках определения уровня безубыточности все затраты предприятия разделяют на две группы: условно-переменные (меняются пропорционально изменению объемов производства) и условно-постоянные (не меняются при изменении объемов производства). Следует отметить, что деление затрат на переменные и постоянные, особенно что касается накладных (общепроизводственных) расходов, носит достаточно условный характер. Реально, существует группа расходов, содержащих в себе компоненты как переменных, так и постоянных затрат - так называемые смешанные издержки. Последние относятся к переменным затратам в части доли переменной компоненты и к постоянным - в части доли постоянных. Согласно Национальным стандартам бухгалтерского учета, перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных затрат устанавливаются предприятием.

В классическом варианте, расчет точки безубыточности осуществляется исходя из простого соотношения, основанного на балансе выручки, при условии нулевой прибыли.

В стоимостном выражении, для производства (реализации) многономенклатурной продукции:

Точка безубыточности = Постоянные затраты / (1 - Доля переменных затрат);

Доля переменных затрат = Переменные затраты / Объем производства (реализации);

В количественном выражении, для производства (реализации) монономенклатурной (или усредненной) продукции:

Точка безубыточности = Постоянные затраты / Вложенный доход на единицу продукции;

Вложенный доход на единицу продукции = Цена - Переменные расходы на единицу  продукции,

где постоянные и переменные затраты - это затраты, относимые  на себестоимость продукции.

Соответственно, рассчитанный таким образом уровень безубыточности отражает уровень производства, который необходимо обеспечить для возмещения всех затрат, формирующих себестоимость производства. Однако, точка безубыточности, рассчитанная по вышеприведенному классическому варианту, не дает достаточно полного представления о том, какой уровень производства (продаж) необходимо обеспечивать предприятию, чтобы покрыть все необходимые затраты. Ведь на практике предприятие должно не только возмещать затраты по производству, но и, например, содержать объекты социальной сферы, рассчитываться по кредитам и т. п.

Информация о работе Маржинальный анализ