Методологические основы построения бизнес-плана в кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, целью данной работы является исследовать методологические основы бизнес-планирования в экономической деятельности кредитной организации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования в кредитных организациях;
2. провести сравнительный анализ зарубежного опыта бизнес-планирования в кредитных организациях;
3. исследовать общую технологию бизнес-планирования,
4. раскрыть порядок составления основных разделов бизнес-плана;
5. проанализировать основные проблемы, возникающие в процессе составления бизнес-плана, и определить направления совершенствования бизнес-планирования;

Содержание работы

Введение............................................................................................................................................3
Раздел 1. Теоретические основы бизнес-планирования в кредитной организации...........5
Необходимость планирования банковского бизнеса в современных условиях..................5
Понятие бизнес-плана, его место и роль в стратегическом планировании
кредитной организации....................................................................................................................6
Структура бизнес-плана кредитной организации. Этапы планирования............................8
Нормативно-правовые аспекты при составлении бизнес-плана кредитной
организации.......................................................................................................................................9
Зарубежный опыт бизнес-планирования в кредитных организациях (сравнительный
анализ)...............................................................................................................................................10
Раздел 2. Технология бизнес-планирования в кредитных организациях Российской Федерации........................................................................................................................................12
2.1. Предварительный этап бизнес-планирования........................................................................12
2.2. Порядок составления основных разделов бизнес-плана.......................................................14
2.2.1. Планирование объема структуры пассивов кредитной организации................................14
2.2.2. Планирование объема структуры активов кредитной организации..................................17
2.2.3. Планирование доходов, расходов и прибыли кредитной организации.............................19
2.3. Анализ результатов деятельности кредитной организации...................................................20
Раздел 3. Совершенствование бизнес-планирования кредитных организаций.................22
3.1. Проблемы кредитных организаций в процессе составления бизнес-планов.......................22
3.2. Направления совершенствования бизнес-планирования в кредитных организациях.........22
Заключение.......................................................................................................................................25
Библиографический список.................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая 2013г..doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

Кафедра профессиональных дисциплин 

Специальность Банковское дело - 080110

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине    «Финансовый банковский менеджмент»

 

 

на тему: Методологические основы построения бизнес-плана в кредитной организации

 

    студентка: Макуева Мата Лукмановна

 

 

                               группа № ___402___

 

 

 

 

    Руководитель работы: Молчанова Елена Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Орел,  2013

 

Содержание

 

Введение............................................................................................................................................3

Раздел 1. Теоретические  основы бизнес-планирования в кредитной организации...........5

    1. Необходимость планирования банковского бизнеса в современных условиях..................5
    2. Понятие бизнес-плана, его место и роль в стратегическом планировании

кредитной организации....................................................................................................................6

    1. Структура бизнес-плана кредитной организации. Этапы планирования............................8
    2. Нормативно-правовые аспекты при составлении бизнес-плана кредитной

организации.......................................................................................................................................9

    1. Зарубежный опыт бизнес-планирования в кредитных организациях  (сравнительный

анализ)...............................................................................................................................................10

Раздел 2. Технология бизнес-планирования в кредитных  организациях Российской Федерации........................................................................................................................................12

2.1. Предварительный этап  бизнес-планирования........................................................................12

2.2. Порядок составления  основных разделов бизнес-плана.......................................................14

2.2.1. Планирование объема структуры  пассивов кредитной организации................................14

2.2.2. Планирование объема структуры  активов кредитной организации..................................17

2.2.3. Планирование доходов, расходов и прибыли кредитной организации.............................19

2.3. Анализ результатов деятельности  кредитной организации...................................................20

Раздел 3. Совершенствование бизнес-планирования кредитных организаций.................22

3.1. Проблемы кредитных организаций  в процессе составления бизнес-планов.......................22

3.2. Направления совершенствования  бизнес-планирования в кредитных  организациях.........22

Заключение.......................................................................................................................................25

Библиографический список..............................................................................................................27

Приложение 1 "Типовая структура бизнес-плана кредитной организации"...............................28

Приложение 2 "Показатели инфляции по Орловской области"..............................................29

Приложение 3 "Динамика вкладов физических лиц по кредитным организациям

и филиалам области".........................................................................................................................30

Приложение 4 "Структура ссудной задолженности по видам экономической деятельности"..31

Приложение 5 "Динамика валюты сводного баланса кредитных организаций".........................32

Приложение 6 "Динамика ресурсов кредитных организаций и филиалов"................................33

Приложение 7 "Профицит (дефицит) консолидированного бюджета"........................................34

Приложение 8 "Значение обязательных нормативов ОАО "Сбербанка России"........................35

Приложение 9 "Таблица № 1 Расчетный баланс ОАО "Х"...........................................................36

Приложение 10 "Таблица №2 План доходов, расходов, прибыли  ОАО "Х"..............................37

Приложение 11 "Таблица №3 План доходов, расходов, прибыли ОАО "Сбербанка России"...38

Введение.

 

Экономическая ситуация в России и  мире постоянно меняется. Весьма динамично развивается и ситуация на рынке банковских продуктов. Происходит перераспределение долей этого рынка между участниками, изменяется их количество и состав, значительно растет уровень требований со стороны клиентов, на рынок выходят новые услуги и способы их оказания, государство периодически совершенствует политику в сфере регулирования рыночных взаимоотношений. Любая кредитная организация, если она собирается продолжать свою деятельность, должна адекватно реагировать на перемены. А если кроме выживания перед банком стоят задачи развития и достижения лидирующих позиций на рынке, то помимо оперативного реагирования на экономическую ситуацию необходимо осуществлять постоянный прогноз изменений и планирование соответствующих мероприятий для достижения поставленных целей.

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Бизнес-план является одной из самых важных составляющих внутреннего планирования. Этот план дает характеристику процесса, как функционирует организация, показывает, как руководители будут достигать поставленные задачи, в первую очередь — увеличения прибыли. Проблематика данной темы заключается в том, что в процессе универсализация банков, расширения спектра предлагаемых услуг, увеличивающаяся скорость изменений, происходящих во внешней среде, приводит к увеличению рисков в деятельности кредитной организации, полностью устранить которые невозможно. Но, осуществляя планирование своей деятельности, их можно учесть и спрогнозировать с целью минимизации возможных потерь. Качественное планирование деятельности позволяет достичь более значительных экономических результатов, активно развивать свою деятельность, быть привлекательным для инвесторов, партнеров и клиентов.

По мнению ученых и специалистов, таких как  Куницына Н.Н., Ушвицкий Л.И., Малеева А.В.,  Поморина М.А.,  Панова Г., бизнес-план помогает принести  существенную пользу банкам, особенно в условиях  усиливающейся банковской конкуренции и при стремлении банков  повысить эффективность своих операций. Не только план как формальный документ, но и сам процесс планирования  побуждает руководство заглянуть в будущее, распознать проблемы и найти способы их решения.

В связи с этим, целью данной работы является исследовать методологические основы бизнес-планирования в экономической деятельности кредитной организации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования в кредитных организациях;

2. провести сравнительный анализ  зарубежного опыта бизнес-планирования в кредитных организациях;

3. исследовать общую технологию  бизнес-планирования,

4. раскрыть порядок составления основных разделов бизнес-плана;

5. проанализировать основные проблемы, возникающие в процессе составления бизнес-плана, и определить направления совершенствования бизнес-планирования;

Объектом исследования является система бизнес-планирования на современном этапе в кредитной организации.

Предметом исследования является технология формирования бизнес-плана, как инструмента финансового планирования в банке.

Теоретической и информационной базой работы послужили учебные пособия, электронные ресурсы сети интернет, а также законодательные акты, основными из которых явились Указание от 5 июля 2002г. № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» (в ред. Указания ЦБ РФ от 05.11.2009 N 2325-У), Указание Банка России от 12 ноября 2009 г. N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Инструкция ЦБ РФ от 3 декабря 2012 г. N 139-И "Об обязательных нормативах".

Методологической  основой исследования данного курсового проекта являются ретроспективный метод, диалектический метод, системный анализ, метод сравнения.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы при организации самостоятельной работы студента, для более углубленного изучения данной темы.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, трех разделов, заключения, приложений и библиографического списка. В первом разделе (теоретическом) раскрывается необходимость бизнес-планирования, его понятие, место и роль, а также структура бизнес-плана, также внимание уделяется зарубежному опыту построения бизнес-плана. Во втором разделе подробно рассматривается технология бизнес-планирования в кредитных организациях Российской Федерации, раскрывается порядок составления основных разделов бизнес-плана, а также осуществляется анализ результатов деятельности. В третьем разделе были выявлены основные проблемы, возникающие в процессе бизнес-планирования, и рассмотрены перспективы развития бизнес-планирования в Российской Федерации.

 

Объем работы составляет  27 листов и 11 приложений.

 

1.Теоретические  основы бизнес-планирования в  кредитной организации

1.1. Необходимость  планирования банковского бизнеса  в современных условиях.

В условиях постоянно  меняющейся конъюнктуры финансового  рынка наиболее ответственной частью  банковского управления является планирование, в процессе которого вырабатывается политика банка, начиная с появления  основополагающей идеи и вплоть до ее воплощения в планы  конкретных мероприятий и количественные (цифровые)  показатели.

Планирование деятельности банка предполагает изучение финансово-экономических  результатов деятельности,  выявление факторов, тенденций и пропорций хозяйственных  процессов, обоснованных направлений развития. Вместе с тем план не должен быть твердым и жестким, поскольку внешняя среда банка развивается по рыночным законам и в соответствии с ними динамична и гибка.  Результаты деятельности не могут принести успеха, если банк будет строго придерживаться только выполнения плана без учета требований внешней среды (потребностей и спроса  клиентов, действий конкурентов, различных общественных  организаций, поведения прессы и т. д.). Плану нельзя придавать исключительное значение. Его следует оперативно менять в зависимости от конъюнктуры на финансовом рынке, он  может претерпевать изменения в зависимости от рыночных ситуаций. Тем не менее, планирование позволяет предвидеть перспективу  развития банка на будущее, более рационально использовать все ресурсы, избежать возможных рисков в результате  осуществления активных и пассивных операций, своевременно  внедрять новые виды услуг, повышать качество предоставления услуг в соответствии с конъюнктурой рынка, обеспечить  прибыльность деятельности и последовательное наращивание  капитала. Процесс планирования включает составление  перспективных планов — прогнозов. Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также имеющихся ресурсов.

В каждой кредитной организации  практика разработки и принятия решений  имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, организационной структурой, действующей системой коммуникаций. Тем не менее имеются общие характерные особенности процесса планирования деятельности, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию  разработки и принятия плана, используемую любой кредитной  организацией [6, с.54-56].

Следует также учитывать  крайнюю нестабильность внешней  среды. Теоретически можно выделить четыре блока перемен, которые способны повлиять на кредитную организацию: I) политические изменения; 2) экономические изменения; 3) технологические изменения; 4) социальные изменения. 

В последнее время  скорость изменений, происходящих во внешней  среде, значительно возросла, что  повышает риск и неопределенность. Для преодоления риска необходима гибкая структура планирования. Концепция стратегического  планирования банковской деятельности представляет несомненный интерес, поскольку данная форма планирования эффективна при высоком уровне нестабильности, который характеризуется степенью привычности событий, темпом изменений и  предсказуемостью будущего. Факторы, влияющие на значения этих характеристик, могут быть самыми различными, что  позволяет надеяться на положительные результаты применения стратегического планирования в наших условиях. На современном банковском рынке встречаются и  подвергаются конкурентной проверке не столько предлагаемые банковские продукты, сколько системы планирования,  способности банковских институтов делать правильные выводы из всего потока информации и в соответствии с ними  принимать обдуманные решения.

Элементы планирования присутствуют в деятельности любой  кредитной организации. Причем это  касается не  только текущего, но и  перспективного планирования, от качества которого зависит успех деятельности банка. Без плана трудно добиться согласованных действий внутри банковской  организации, сложно поддерживать приоритетность одних  направлений деятельности не в ущерб другим и, наконец, без плана искажается само понятие контроля, который без учета  ориентиров, вырабатываемых в процессе планирования,  превращается в пустую формальность.

    1. Понятие бизнес-плана, его место и роль в стратегическом планировании кредитной организацией

 

Бизнес-планирование связано с перспективной деятельностью  банка. Бизнес-план должен охватывать все направления работ и все подразделения банка. Бизнес-планирование призвано обосновать и определить конкретные пути решения стратегических задач, бизнес-план банка фактически должен быть документом, обосновывающим выбор из нескольких стратегических альтернатив, содержащим финансовую модель банка в виде прогноза потоков денежных средств, увязывающих притоки и оттоки денег в банке.

Информация о работе Методологические основы построения бизнес-плана в кредитной организации