Методологические основы построения бизнес-плана в кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, целью данной работы является исследовать методологические основы бизнес-планирования в экономической деятельности кредитной организации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования в кредитных организациях;
2. провести сравнительный анализ зарубежного опыта бизнес-планирования в кредитных организациях;
3. исследовать общую технологию бизнес-планирования,
4. раскрыть порядок составления основных разделов бизнес-плана;
5. проанализировать основные проблемы, возникающие в процессе составления бизнес-плана, и определить направления совершенствования бизнес-планирования;

Содержание работы

Введение............................................................................................................................................3
Раздел 1. Теоретические основы бизнес-планирования в кредитной организации...........5
Необходимость планирования банковского бизнеса в современных условиях..................5
Понятие бизнес-плана, его место и роль в стратегическом планировании
кредитной организации....................................................................................................................6
Структура бизнес-плана кредитной организации. Этапы планирования............................8
Нормативно-правовые аспекты при составлении бизнес-плана кредитной
организации.......................................................................................................................................9
Зарубежный опыт бизнес-планирования в кредитных организациях (сравнительный
анализ)...............................................................................................................................................10
Раздел 2. Технология бизнес-планирования в кредитных организациях Российской Федерации........................................................................................................................................12
2.1. Предварительный этап бизнес-планирования........................................................................12
2.2. Порядок составления основных разделов бизнес-плана.......................................................14
2.2.1. Планирование объема структуры пассивов кредитной организации................................14
2.2.2. Планирование объема структуры активов кредитной организации..................................17
2.2.3. Планирование доходов, расходов и прибыли кредитной организации.............................19
2.3. Анализ результатов деятельности кредитной организации...................................................20
Раздел 3. Совершенствование бизнес-планирования кредитных организаций.................22
3.1. Проблемы кредитных организаций в процессе составления бизнес-планов.......................22
3.2. Направления совершенствования бизнес-планирования в кредитных организациях.........22
Заключение.......................................................................................................................................25
Библиографический список.................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая 2013г..doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

Бизнес-планирование – это процесс, определяющий локальные и общие перспективы развития банка, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Бизнес-планирование согласует определенные на первом этапе цели и стратегии с внутренними возможностями банка и требованиями внешней среды. В его рамках осуществляется планирование персонала, необходимое для определения потребности в трудовых ресурсах и их характеристик [8, с.79].

Таким образом, бизнес-план банка - это документ, убедительно демонстрирующий успешность бизнеса и его достаточную прибыльность, привлекательность для тех, кто потенциально может стать инвестором или партнером, обосновывающий выбор той или иной стратегической альтернативы  и в котором изложено краткое, точное и ясное описание его целей, задач, проведен результаты изучения рынка и возможностей банка, сформированы и обоснованы направления развития, проанализированы клиенты, партнеры и конкуренты, оценено качество предлагаемых продуктов и услуг, оценены риски и предложены меры по их снижению, произведены расчеты денежных потоков, рассчитаны прогнозные отчетные финансовые документы, рассчитаны финансовые коэффициенты, определены и рассчитаны показатели эффективности бизнеса [9, с.97].

               Главное назначение бизнес-плана как внутреннего документа – обоснование реализации выбранного направления развития, выбранной стратегии. Обоснование должно быть как качественным (например, SWOT-анализ является неотъемлемой частью бизнес-плана), так и количественным – путем проведения расчетов денежных потоков доходов и затрат компании и расчета эффективности рассматриваемого плана действий.

Бизнес-план представляет собой подробное изложение стратегии, тактики и бюджета банка. Он нацелен  на обеспечение общего понимания  задач организации, а также определение  количества, качества и распределения  ресурсов, выделяемых или имеющихся  в распоряжении для выполнения этих задач. Такой подход позволяет разграничить эти два процесса, хотя они очень тесно связаны между собой: при разработке бизнес-плана обязательно уточняются стратегические цели организации и ее маркетинговые задачи, стратегический план, в свою очередь, может пересматриваться в зависимости от результатов анализа и прогноза внутреннего состояния банка и состояния внешней среды, полученных в процессе бизнес планирования.

Задачами бизнес-плана, в рамках обоснования стратегической альтернативы, являются следующие:

1) изучить перспективы  развития будущего рынка сбыта  банковских услуг, чтобы предоставлять  то, что можно продавать, а не  продавать то, что можно предоставить;

2) оценить затраты,  которые будут необходимы для  разработки, внедрения и сбыта нужных рынку услуг, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать, чтобы определить потенциальную прибыльность бизнеса;

3) обнаружить всевозможные  «подводные камни»;

4) определить критерии  оптимальных финансовых результатов  при ограничении совокупного уровня риска банка.

Бизнес-план содержит предполагаемую программу действий кредитной организации, включая параметры (показатели), ожидаемые  результаты деятельности, и позволяет  оценить:

  • способность кредитной организации обеспечить финансовую стабильность, выполнять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования, следовать нормам законодательства по обеспечению интересов кредиторов и вкладчиков;
  • способность кредитной организации к долговременному существованию как прибыльной коммерческой организации;
  • адекватность системы управления кредитной организации принимаемым рискам [4, п.1.1.].

Бизнес–план представляет собой результат исследований и  организационной работы, цель которых  – изучение конкретного направления  деятельности банка на определенном рынке в сложившихся организационно – экономических условиях. Он не является раз и навсегда составленным документом. Его необходимо контролировать и уточнять (корректировать) в соответствии с меняющимися условиями. Бизнес-план базируется на общей концепции развития банка и является одним из документов, определяющих стратегию развития банка. Особенностями бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность в постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей банка. Разработка бизнес-плана во многом позволяет определить потенциал банка, поставить новые цели, задачи, выработать наиболее рациональные управленческие решения, согласовать действия подразделений, выявить сильные и слабые стороны кадров и всей кредитной организации.

Таким образом, бизнес план нацелен на обеспечение общего понимания  задач Банка, вытекающих из выбранной  стратегической альтернативы, а также  определение количества, качества и  распределения ресурсов, выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач. Особое внимание Банка России в бизнес-плане направлено на способность кредитной организации оценить свое будущее в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры, на наличие финансовых, кадровых, технологических и др. внутренних возможностей для эффективной деятельности в конкурентной среде.

 

1.3. Структура  бизнес-плана кредитной организации.  Этапы планирования.

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации можно  отнести следующие: специфику и масштабы деятельности; цели составления бизнес-плана; общую стратегию Банка и перспективы развития; размеры рынка, наличие конкурентов. Чем крупнее кредитная организация, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка бизнес-плана. Бизнес-план небольшого банка проще по составу, структуре и объему. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие значительной конкуренции требует более детального изучения наиболее крупных конкурентов, что требует усложнения структуры бизнес-плана.

Типовая структура бизнес-плана  кредитной организации согласно Указанию Банка России "О бизнес - планах  кредитных организаций" от 5 июля 2002 г. N 1176-У [4] состоит из следующих разделов (Приложение №1):

1. Общая информация  о кредитной организации;

2. Перспективы развития  бизнеса кредитной организации;

3. Система управления  кредитной организации;

4. Учредители (участники)  кредитной организации и группы  лиц;

5. Обеспечение деятельности  кредитной организации;

6. Иные существенные  показатели, которые, по мнению  кредитной организации, необходимы  для раскрытия основных целей  бизнес - плана.

Помимо описательной части бизнес-план содержит ряд таблиц: расчетный баланс; расшифровка статей расчетного баланса; структура активов и пассивов кредитной организации; расчетный план доходов, расходов и прибыли; расшифровки отдельных статей доходов, расходов и прибыли; обязательные нормативы.

Процесс разработки бизнес плана представляет собой достаточно длительный и трудоемкий процесс, который осуществляется при непосредственном участии руководителя организации и группы  специалистов, и состоит из нескольких последовательных этапов:

  1.      На первой стадии разработки бизнес-плана определяются источники необходимой для создания документа информации.
  2. Вторым этапом является определение целей разработки бизнес-плана. Цели определяются тем перечнем проблем, которые призван решать бизнес-план, и должны быть ясно и кратко сформулированы. В качестве целей могут, например, выступать, привлечение финансовых средств для запуска в производство технологически новой продукции, увеличение доли потребителей товаров компании среди участников рынка за счет привлечения новых групп покупателей и пр.
  3. На третьем этапе разработки бизнес- плана необходимо определить его целевых читателей, поскольку выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности, экономических показателей
  4. Четвертым этапом является установление общей структуры документа.
  5. Пятым этапом является непосредственно сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана.
  6. Шестой этап - непосредственное написание бизнес-плана.  В современной российской практике бизнес-планы создаются специализированными предприятиями и фирмами.
  7. На последнем, седьмом,  этапе бизнес-план предлагается для анализа и критики незаинтересованному лицу. На основании высказанных замечаний производится окончательная доработка и усовершенствование документа.

В стратегической работе организации прослеживается следующий порядок:1-й этап -  Разработка концепции развития; 2-й этап - Инвестиционная программа; 3-й этап - Бизнес-план на среднесрочный период; 4-й этап - Мероприятия по реализации бизнес-плана.

    1.       Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок составления бизнес-плана кредитной организации.

 

Основным нормативным  документом, регулирующим порядок создания и содержания бизнес-плана кредитной организации, является Указание от 5 июля 2002г. N 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» (в ред. Указания ЦБ РФ от 05.11.2009 N 2325-У) [4], определяющее требования к содержанию бизнес-плана кредитной организации и его представлению в Банк России в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-I [1].

Указание Банка России от 12 ноября 2009 г. N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления  и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный  банк Российской Федерации" (с изменениями  и дополнениями) устанавливает формы отчетности кредитных организаций и порядок их составления и представления в Центральный банк Российской Федерации а также перечень форм отчетности и другой информации, представляемых кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации. Кредитные организации используют данное указание для составления форм отчетности, используемых в бизнес-плане [5].

Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего  контроля в кредитных организациях и банковских группах" (с изменениями и дополнениями) устанавливает правила организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, а также особенности порядка осуществления Банком России надзора за соблюдением правил. Руководствуясь данным положением, формируется информация о системе управления кредитной организации, входящей в структуру составления бизнес-плана [2].

Инструкция ЦБ РФ от 3 декабря 2012 г. N 139-И "Об обязательных нормативах" устанавливает в целях  регулирования (ограничения) принимаемых банками рисков числовые значения и методику расчета обязательных нормативов банков, а также порядок осуществления Банком России надзора за их соблюдением. В соответствии с данной инструкцией кредитная организация дает в бизнес-плане оценку соблюдения обязательных нормативов и обязательных резервных требований [3].

  • 1.5. Зарубежный опыт построения бизнес-плана.

  •  

    Российская практика бизнес-планирования во многом основана на зарубежном опыте. Это объясняется  тем, что к началу 90-х годов XX века в России возникла необходимость в разработке бизнес-плана для получения финансирования, а практики в этой сфере деятельности не существовало.

    Особенности бизнес-планирования заключаются в сочетании значительного  опыта планирования с точки зрения административно-командной системы и объективной необходимости коммерческого бизнес-планирования в новых экономических условиях.

    Но не следует во всем полагаться на зарубежный опыт бизнес-планирования, так как он не всегда учитывает  особенности ведения и учета  и процедуры финансирования.

    Американская специфика  бизнес-планирования включает 3 аспекта.

    • Коммерческая деятельность ассоциируется со свободой, независимостью и самореализацией.
    • Руководитель подвержен сильному давлению конкуренции и постоянно находится под контролем рыночных механизмов. Его деятельность определяется тем, насколько верно он способен оценить влияние рынка.
    • Бизнес имеет особое отношение к показателю отдачи капитала. Доход в абсолютном выражении не является самым важным показателем. Однако если деньги вложены в проект - они обязательно должны приносить больший доход, чем банковский депозит.

    К особенностям американской практики бизнес-планирования относится  также всемирная поддержка государства  по консультированию и информационному  обслуживанию. Кроме того, в США  и России различно отношение к бухгалтерскому учету. Учет в России ведется для отчета перед контролирующими органами. В США учет является инструментом для лучшего понимания своего бизнеса и поиска путей увеличения его доходности. Для американского предпринимателя особое значение имеет также наличие в кассе свободных денег, как гарантии процветания.

    В рыночной экономике  бизнес-план является исключительно  эффективным рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так  и для действующих организаций  во всех сферах деятельности. Бизнес-план побуждает тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного мероприятия. Практически всегда в этом процессе обнаружится немало слабых мест и пробелов, устранению которых нельзя не уделить внимания.

    Бизнес-планирование занимает все более существенную долю на современном уровне. В постоянно преобразующемся деловом мире для бизнеса открывается множество новых возможностей. Бизнес-планирование помогает не упустить их и использовать для преобразования и повышения эффективности деятельности на рынке

     

    Таким образом, бизнес-план излагает краткое, точное и ясное описание его целей, задач, проведенных результатов изучения рынка и возможностей банка, сформировывает и обосновывает направления развития, анализирует клиентов, партнеров и конкурентов, оценивает качество предлагаемых продуктов и услуг, риски и предложенные меры по их снижению, отражает расчеты денежных потоков, расчеты прогнозных отчетных финансовых документов,  определяет и рассчитывает показатели эффективности бизнеса. Бизнес-план представляет собой подробное изложение стратегии, тактики и бюджета банка. Он нацелен на обеспечение общего понимания задач организации, а также определение количества, качества и распределения ресурсов, выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач. Бизнес-планирование призвано определить конкретные пути решения стратегических задач, внедрения перспективных банковских услуг и структурные ограничения на операции банка, которые позволяют ему достичь оптимальных финансовых результатов при ограничении совокупного уровня риска банка.

    Информация о работе Методологические основы построения бизнес-плана в кредитной организации