Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:02, курсовая работа
В связи с этим, целью данной работы является исследовать методологические основы бизнес-планирования в экономической деятельности кредитной организации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования в кредитных организациях;
2. провести сравнительный анализ зарубежного опыта бизнес-планирования в кредитных организациях;
3. исследовать общую технологию бизнес-планирования,
4. раскрыть порядок составления основных разделов бизнес-плана;
5. проанализировать основные проблемы, возникающие в процессе составления бизнес-плана, и определить направления совершенствования бизнес-планирования;
Введение............................................................................................................................................3
Раздел 1. Теоретические основы бизнес-планирования в кредитной организации...........5
Необходимость планирования банковского бизнеса в современных условиях..................5
Понятие бизнес-плана, его место и роль в стратегическом планировании
кредитной организации....................................................................................................................6
Структура бизнес-плана кредитной организации. Этапы планирования............................8
Нормативно-правовые аспекты при составлении бизнес-плана кредитной
организации.......................................................................................................................................9
Зарубежный опыт бизнес-планирования в кредитных организациях (сравнительный
анализ)...............................................................................................................................................10
Раздел 2. Технология бизнес-планирования в кредитных организациях Российской Федерации........................................................................................................................................12
2.1. Предварительный этап бизнес-планирования........................................................................12
2.2. Порядок составления основных разделов бизнес-плана.......................................................14
2.2.1. Планирование объема структуры пассивов кредитной организации................................14
2.2.2. Планирование объема структуры активов кредитной организации..................................17
2.2.3. Планирование доходов, расходов и прибыли кредитной организации.............................19
2.3. Анализ результатов деятельности кредитной организации...................................................20
Раздел 3. Совершенствование бизнес-планирования кредитных организаций.................22
3.1. Проблемы кредитных организаций в процессе составления бизнес-планов.......................22
3.2. Направления совершенствования бизнес-планирования в кредитных организациях.........22
Заключение.......................................................................................................................................25
Библиографический список.................................................
Бизнес-планирование – это процесс, определяющий локальные и общие перспективы развития банка, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Бизнес-планирование согласует определенные на первом этапе цели и стратегии с внутренними возможностями банка и требованиями внешней среды. В его рамках осуществляется планирование персонала, необходимое для определения потребности в трудовых ресурсах и их характеристик [8, с.79].
Таким образом, бизнес-план банка - это документ, убедительно демонстрирующий успешность бизнеса и его достаточную прибыльность, привлекательность для тех, кто потенциально может стать инвестором или партнером, обосновывающий выбор той или иной стратегической альтернативы и в котором изложено краткое, точное и ясное описание его целей, задач, проведен результаты изучения рынка и возможностей банка, сформированы и обоснованы направления развития, проанализированы клиенты, партнеры и конкуренты, оценено качество предлагаемых продуктов и услуг, оценены риски и предложены меры по их снижению, произведены расчеты денежных потоков, рассчитаны прогнозные отчетные финансовые документы, рассчитаны финансовые коэффициенты, определены и рассчитаны показатели эффективности бизнеса [9, с.97].
Главное назначение бизнес-плана как внутреннего документа – обоснование реализации выбранного направления развития, выбранной стратегии. Обоснование должно быть как качественным (например, SWOT-анализ является неотъемлемой частью бизнес-плана), так и количественным – путем проведения расчетов денежных потоков доходов и затрат компании и расчета эффективности рассматриваемого плана действий.
Бизнес-план представляет
собой подробное изложение
Задачами бизнес-плана, в рамках обоснования стратегической альтернативы, являются следующие:
1) изучить перспективы
развития будущего рынка сбыта
банковских услуг, чтобы
2) оценить затраты, которые будут необходимы для разработки, внедрения и сбыта нужных рынку услуг, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать, чтобы определить потенциальную прибыльность бизнеса;
3) обнаружить всевозможные «подводные камни»;
4) определить критерии
оптимальных финансовых
Бизнес-план содержит предполагаемую программу действий кредитной организации, включая параметры (показатели), ожидаемые результаты деятельности, и позволяет оценить:
Бизнес–план представляет собой результат исследований и организационной работы, цель которых – изучение конкретного направления деятельности банка на определенном рынке в сложившихся организационно – экономических условиях. Он не является раз и навсегда составленным документом. Его необходимо контролировать и уточнять (корректировать) в соответствии с меняющимися условиями. Бизнес-план базируется на общей концепции развития банка и является одним из документов, определяющих стратегию развития банка. Особенностями бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность в постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей банка. Разработка бизнес-плана во многом позволяет определить потенциал банка, поставить новые цели, задачи, выработать наиболее рациональные управленческие решения, согласовать действия подразделений, выявить сильные и слабые стороны кадров и всей кредитной организации.
Таким образом, бизнес план нацелен на обеспечение общего понимания задач Банка, вытекающих из выбранной стратегической альтернативы, а также определение количества, качества и распределения ресурсов, выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач. Особое внимание Банка России в бизнес-плане направлено на способность кредитной организации оценить свое будущее в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры, на наличие финансовых, кадровых, технологических и др. внутренних возможностей для эффективной деятельности в конкурентной среде.
1.3. Структура
бизнес-плана кредитной
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации можно отнести следующие: специфику и масштабы деятельности; цели составления бизнес-плана; общую стратегию Банка и перспективы развития; размеры рынка, наличие конкурентов. Чем крупнее кредитная организация, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка бизнес-плана. Бизнес-план небольшого банка проще по составу, структуре и объему. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие значительной конкуренции требует более детального изучения наиболее крупных конкурентов, что требует усложнения структуры бизнес-плана.
Типовая структура бизнес-плана кредитной организации согласно Указанию Банка России "О бизнес - планах кредитных организаций" от 5 июля 2002 г. N 1176-У [4] состоит из следующих разделов (Приложение №1):
1. Общая информация о кредитной организации;
2. Перспективы развития бизнеса кредитной организации;
3. Система управления кредитной организации;
4. Учредители (участники)
кредитной организации и
5. Обеспечение деятельности кредитной организации;
6. Иные существенные
показатели, которые, по мнению
кредитной организации,
Помимо описательной части бизнес-план содержит ряд таблиц: расчетный баланс; расшифровка статей расчетного баланса; структура активов и пассивов кредитной организации; расчетный план доходов, расходов и прибыли; расшифровки отдельных статей доходов, расходов и прибыли; обязательные нормативы.
Процесс разработки бизнес плана представляет собой достаточно длительный и трудоемкий процесс, который осуществляется при непосредственном участии руководителя организации и группы специалистов, и состоит из нескольких последовательных этапов:
В стратегической работе организации прослеживается следующий порядок:1-й этап - Разработка концепции развития; 2-й этап - Инвестиционная программа; 3-й этап - Бизнес-план на среднесрочный период; 4-й этап - Мероприятия по реализации бизнес-плана.
Основным нормативным документом, регулирующим порядок создания и содержания бизнес-плана кредитной организации, является Указание от 5 июля 2002г. N 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» (в ред. Указания ЦБ РФ от 05.11.2009 N 2325-У) [4], определяющее требования к содержанию бизнес-плана кредитной организации и его представлению в Банк России в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-I [1].
Указание Банка России
от 12 ноября 2009 г. N 2332-У "О перечне,
формах и порядке составления
и представления форм отчетности
кредитных организаций в
Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (с изменениями и дополнениями) устанавливает правила организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, а также особенности порядка осуществления Банком России надзора за соблюдением правил. Руководствуясь данным положением, формируется информация о системе управления кредитной организации, входящей в структуру составления бизнес-плана [2].
Инструкция ЦБ РФ от 3 декабря 2012 г. N 139-И "Об обязательных нормативах" устанавливает в целях регулирования (ограничения) принимаемых банками рисков числовые значения и методику расчета обязательных нормативов банков, а также порядок осуществления Банком России надзора за их соблюдением. В соответствии с данной инструкцией кредитная организация дает в бизнес-плане оценку соблюдения обязательных нормативов и обязательных резервных требований [3].
Российская практика бизнес-планирования во многом основана на зарубежном опыте. Это объясняется тем, что к началу 90-х годов XX века в России возникла необходимость в разработке бизнес-плана для получения финансирования, а практики в этой сфере деятельности не существовало.
Особенности бизнес-планирования
заключаются в сочетании
Но не следует во всем полагаться на зарубежный опыт бизнес-планирования, так как он не всегда учитывает особенности ведения и учета и процедуры финансирования.
Американская специфика бизнес-планирования включает 3 аспекта.
К особенностям американской
практики бизнес-планирования относится
также всемирная поддержка
В рыночной экономике
бизнес-план является исключительно
эффективным рабочим
Бизнес-планирование занимает все более существенную долю на современном уровне. В постоянно преобразующемся деловом мире для бизнеса открывается множество новых возможностей. Бизнес-планирование помогает не упустить их и использовать для преобразования и повышения эффективности деятельности на рынке
Таким образом, бизнес-план излагает краткое, точное и ясное описание его целей, задач, проведенных результатов изучения рынка и возможностей банка, сформировывает и обосновывает направления развития, анализирует клиентов, партнеров и конкурентов, оценивает качество предлагаемых продуктов и услуг, риски и предложенные меры по их снижению, отражает расчеты денежных потоков, расчеты прогнозных отчетных финансовых документов, определяет и рассчитывает показатели эффективности бизнеса. Бизнес-план представляет собой подробное изложение стратегии, тактики и бюджета банка. Он нацелен на обеспечение общего понимания задач организации, а также определение количества, качества и распределения ресурсов, выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач. Бизнес-планирование призвано определить конкретные пути решения стратегических задач, внедрения перспективных банковских услуг и структурные ограничения на операции банка, которые позволяют ему достичь оптимальных финансовых результатов при ограничении совокупного уровня риска банка.
Информация о работе Методологические основы построения бизнес-плана в кредитной организации