Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:02, курсовая работа
В связи с этим, целью данной работы является исследовать методологические основы бизнес-планирования в экономической деятельности кредитной организации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы бизнес-планирования в кредитных организациях;
2. провести сравнительный анализ зарубежного опыта бизнес-планирования в кредитных организациях;
3. исследовать общую технологию бизнес-планирования,
4. раскрыть порядок составления основных разделов бизнес-плана;
5. проанализировать основные проблемы, возникающие в процессе составления бизнес-плана, и определить направления совершенствования бизнес-планирования;
Введение............................................................................................................................................3
Раздел 1. Теоретические основы бизнес-планирования в кредитной организации...........5
Необходимость планирования банковского бизнеса в современных условиях..................5
Понятие бизнес-плана, его место и роль в стратегическом планировании
кредитной организации....................................................................................................................6
Структура бизнес-плана кредитной организации. Этапы планирования............................8
Нормативно-правовые аспекты при составлении бизнес-плана кредитной
организации.......................................................................................................................................9
Зарубежный опыт бизнес-планирования в кредитных организациях (сравнительный
анализ)...............................................................................................................................................10
Раздел 2. Технология бизнес-планирования в кредитных организациях Российской Федерации........................................................................................................................................12
2.1. Предварительный этап бизнес-планирования........................................................................12
2.2. Порядок составления основных разделов бизнес-плана.......................................................14
2.2.1. Планирование объема структуры пассивов кредитной организации................................14
2.2.2. Планирование объема структуры активов кредитной организации..................................17
2.2.3. Планирование доходов, расходов и прибыли кредитной организации.............................19
2.3. Анализ результатов деятельности кредитной организации...................................................20
Раздел 3. Совершенствование бизнес-планирования кредитных организаций.................22
3.1. Проблемы кредитных организаций в процессе составления бизнес-планов.......................22
3.2. Направления совершенствования бизнес-планирования в кредитных организациях.........22
Заключение.......................................................................................................................................25
Библиографический список.................................................
2. Технология
бизнес-планирования в
2.1. Предварительный этап бизнес-планирования
Предварительный этап бизнес-планирования включает в себя следующие виды анализа и оценок:
- анализ экономической ситуации в регионе
Для правильной оценки экономической ситуации в регионе необходимо по возможности иметь полную и объективную информацию, характеризующую экономику региона. Источники информации: Главное управление Центрального банка России по области (краю); органы местной исполнительной власти; данные открытой печати; собственные исследования; банковские ассоциации и прочие. Результаты анализа экономической ситуации в регионе помогают в принятии решений по управлению банком и планированию его развития, а также в выявлении неблагоприятных тенденций и ослаблении их воздействия, с одной стороны, и использовании благоприятных возможностей, открывающихся на рынке — с другой.
Рассмотрим экономическую ситуацию в нашем регионе, в Орловской области [12].
Инфляция: с начала 2012 г. цены (тарифы) увеличились на 3,6%. В свою очередь, темп роста их уровня за январь-июнь 2011 г. составил 105,3%. В течение I полугодия 2012 г. наибольший темп инфляции имел место в марте и в июне (соответственно по 100,9%), наименьший - в апреле (100,1%). Цены на строительную продукцию снизились на 1,3%, в том числе на строительно-монтажные работы на 5,1%. Цены производителей сельскохозяйственной продукции увеличились с начала года на 1,4% (Приложение № 2).
Динамика вкладов населения в коммерческих банках региона: увеличение объема привлеченных средств обеспечено приростом главной составляющей - вкладами физических лиц. Их объем по сравнению с началом 2012 г. увеличился на 3,1% и составил 32 млрд. рублей или 64,8% в привлеченных средствах кредитных организаций и филиалов области (Приложение № 3).
Финансовое положение предприятий: задача данного анализа — выявление наиболее значимых и привлекательных для банка с точки зрения вложения ресурсов экономики, а также субъектов местного потребительского (розничного) и корпоративного рынков, оценка их текущего состояния и исследование зависимости влияния их финансово-экономических показателей на реализацию поставленных банком целей.
Позитивный результат (прибыль) от финансово-хозяйственной деятельности отмечался на 66,8% предприятий, в аналогичном периоде 2011 г. – на 63,9%. В структуре основных видов экономической деятельности максимальная доля убыточных предприятий отмечалась в образовании (100%), минимальная на предприятиях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг – 10,5%. В обрабатывающих производствах имело место 40,7% убыточных предприятий.
Кроме того, исследуются кредитоспособность основных видов экономической деятельности (Приложение № 4); структура и динамика денежных доходов и расходов основных групп населения в регионе как возможных потребителей продуктов/услуг банка потенциальные возможности привлечения дополнительных денежных средств. Цель оценки — выделение того сектора промышленности, обслуживание которого наиболее выгодно и кредитование которого сопряжено с наименьшим риском.
Доходы и сбережения населения: по сравнению с I полугодием 2011 г. денежные доходы и расходы населения увеличились соответственно на 13,7% и 12,4%, составив 70,7 млрд. и 64,4 млрд. рублей. В свою очередь, реальные располагаемые денежные доходы по сравнению с январем-июнем 2011 г. увеличились на 12,2%. При этом среднедушевой денежный доход в июне 2012 г. составил 16761 рублей (в июне 2011 г. – 15672 руб.). Структура денежных расходов населения в июне 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. несколько изменилась. Максимальное увеличение доли расходов приходилось на покупку валюты (на 0,4 процентных пункта), напротив, максимально уменьшилась доля денежных средств, направленных во вклады с целью сбережения (на 10,1 процентных пункта).
Занятость: во II квартале 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., по предварительным данным официальной статистики, общая численность занятых по Орловской Области увеличилась на 3,3% и составила 390,2 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных на конец июня 2012 г. составила 5,1 тыс. человек или 1,2% экономически активного населения. В июне 2012 г. статус безработного получили 739 человек, из них 422 – трудоустроено. В течение I полугодия 2012 г. потребность организаций в работниках, заявленная в службу занятости, изменялась от 4,6 тыс. в январе до 8,9 тыс. человек – в июне.
- оценка конкурентной среды
В условиях перехода к рыночной экономике и обострения конкурентной борьбы на рынке финансовых услуг необходимо осуществлять систематический анализ складывающейся ситуации. На основе этого анализа разрабатываются меры по укреплению позиций банка на финансовом рынке. Оценка конкурентной среды, сбор информации о конкурентах необходимы для определения доли финансового рынка, которую контролирует банк, и доли рынка, которую он стремится завоевать. Анализируются банки-конкуренты, их традиционные и перспективные рынки (клиентура, продукты/услуги), отраслевой разрез кредитной задолженности, степень их рыночной агрессивности/пассивности, их преимущества и слабые стороны. В связи с этим рассматриваются влияние политики банков-конкурентов на рыночную позицию, реальные и потенциальные возможности по предложению новых банковских продуктов.
В отчетном периоде интенсивность коммерческой деятельности кредитных организаций и филиалов Орловской области по сравнению с аналогичным периодом 2011 года несколько уменьшилась. Удельный вес региональных банков в сводном балансе по сравнению с 01.01.2012
сократился на 8,5 процентных пункта и составил на конец отчетного периода 3,9% (Приложение № 5). Ресурсная база кредитных организаций и филиалов области по сравнению с началом 2012 г. снизилась на 1,4% за счет статьи «Фонды и прибыль» (Приложение № 6). Объем кредитов, выданных банковским сектором области, в отчетном полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизился на 3,2% и составил 24,2 млрд. рублей. В структуре предоставленных кредитов величина потребительских кредитов возросла в 1,6 раза, их доля в общем объеме выданных кредитов увеличилась с 13,4 до 22,7%. При этом величина кредитов, предоставленных нефинансовому сектору, снизилась на 9,3 процентных пункта.
- оценка места банка на финансовом рынке региона
На основе анализа экономического положения региона и конкурентой среды необходимо определить долю финансового рынка, которую контролирует банк, по направлениям деятельности. Исполнение местного бюджета. Сальдо бюджета, процент превышения доходов, процент превышения расходов: такая информация может быть полезна с точки зрения оценки того, насколько вероятными являются решения местной власти по введению новых налогов и сборов.
Консолидированный бюджет по Орловской области области за январь–май 2012 г. исполнен с профицитом в сумме 410 млн. рублей. В январе-мае 2011 г. также имел место профицит бюджета в сумме 1624,5 млн. рублей. Величина налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет области за январь-май 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. увеличилась на 5,6%. В том числе, поступления в доходную часть за счет налога на прибыль (доход) предприятий и организаций возросли на 12,6% и составили в общей сумме доходов 14% (в январе - мае 2011 г. – 13,1%). В свою очередь, объем безвозмездных поступлений за январь-май 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. снизился на 0,6% и составил в доходной части консолидированного бюджета области 41,9% (в январе-мае 2011 г. – 44,5%) (Приложение № 7).
2.2. Порядок составления основных разделов бизнес-плана.
2.2.1. Планирование
объема структуры пассивов
Начальным, достаточно важным этапом в планировании деятельности кредитной организации являются анализ привлеченных и размещенных ресурсов и разработка перспективного плана привлечения и размещения средств.
Планирование привлечения и размещения финансовых ресурсов должно проводиться по принципу: оптимальная структура размещения при максимально возможных (в складывающейся ситуации) объемах привлечения средств. В случае перевыполнения или недовыполнения показателей бизнес-плана по объемам привлечения размещение должно проводиться в соответствии с утвержденной для банка структурой активных операций. В условиях рыночной экономики исключительное значение приобретают процесс формирования банковских пассивов, оптимизация их структуры и в связи с этим — качество управления всеми источниками денежных средств, которые образуют ресурсный потенциал банка [6, c.75].
Кредитные организации
могут осуществлять активные кредитные
и другие операции в пределах
имеющихся собственных и
При составлении плана по привлечению денежных средств преследуется цель установления необходимых размеров привлеченных ресурсов, обеспечивающих рациональную структуру для соблюдения ликвидности баланса, а также решения приоритетных задач, стоящих перед банком. Структура собственных средств банка неоднородна по качественному составу и изменяется на протяжении года в зависимости от ряда факторов, в частности от характера использования получаемой банком прибыли, она имеет собственную специфику, может составлять лишь 12-20%, а остальная часть – привлеченные средства.
При определении необходимого размера
капитала банка следует в первую
очередь учитывать минимально допустимый
размер его капитала и нормативы,
установленные регулирующими органами,
при расчете которых
Построенная таблица обязательных нормативов, используемая в бизнес-плане представлена на примере обязательных нормативов ОАО "Сбербанка России" (Приложение №8).
Основной проблемой при планировании капитала, или, иначе говоря, определении его целесообразного значения, является выбор приемлемого соотношения собственных средств (капитала) банка и его обязательств в области допустимых значений, обеспечивающих выполнение нормативов регулирующих органов. Такая задача является одной из основных в планировании. Важность ее обусловлена тем, что, с одной стороны, чем больше такое отношение, тем больше финансовая независимость или степень надежности банка, с другой стороны, чем больше доля заемных (привлеченных) средств в общей сумме средств банка, тем при прочих равных условиях будет больше прибыльность собственного капитала. Такой эффект называется эффектом финансового рычага. Это связано с тем, что прибыль, заработанная путем использования всех средств банка (как собственных, так заемных и привлеченных), будет относиться к сумме собственных средств. Следовательно, чем меньше сумма собственных средств в общей сумме средств банка, тем больше будет прибыль на их единицу — акцию или пай.
Таким образом, при определении необходимого размера капитала банка приходится идти на компромисс, выбирая между степенью его надежности с точки зрения возможности успешно противостоять непредвиденным финансовым осложнениям и прибыльностью капитала, которая при прочих равных условиях (стоимость привлеченных средств, прибыльность активных операций) будет тем больше, чем меньше будет доля собственного капитала банка в его средствах. Кроме того, с учетом существующих нормативов регулирующих органов необходимо, как уже отмечалось, учитывать предполагаемый рост объема активов банка и требования к минимальному размеру его капитала, если регулирующими органами будет принято решение об его увеличении.
Однако собственные
средства — это лишь отправная
точка для организации
Информация о работе Методологические основы построения бизнес-плана в кредитной организации