Методы планирования и прогнозирования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой объясняется следующим. Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия, как субъекта рынка, - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 . Теоретические основы понятия прибыль
1.1 Характеристика прибы
1.2 Особенности управления прибылью
1.3 Методы управления прибылью
1.4 Распределение, планирование и использование прибыли
Глава 2. Использования методов планирования и прогнозирования прибыли на примере ООО «АТ Систем»
2.2 Оптимизация затрат как фактор увеличения прибыли на предприятии
2.3 Совершенствование анализа и прогнозирования прибыли на предприятии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Методы планирования и прогнозирования прибыли.rtf

— 712.39 Кб (Скачать файл)

 

В отличие от переменных постоянные затраты при спаде производства и уменьшении выручки от реализации продукции не так легко снизить. И в эти периоды предприятие должно в тех же размерах начислять амортизацию (если при этом не распродается), выплачивать проценты по ранее полученным ссудам, платить заработную плату, так как массовое увольнение лишней численности работников - дело очень сложное.

 

Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции, для которого определялись эти расходы. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли. Поэтому списание постоянных затрат в зарубежной практике рассматривается как одно из направлений распределения доходов.

 

Большое значение имеет точное определение суммы постоянных и переменных затрат, так как от этого во многом зависят результаты маржинального анализа. Для этой цели используются разные методы: алгебраический, графический, статистический, основанный на корреляционно-регрессионном анализе, содержательный, построенный на основе анализа каждой статьи и элементов затрат.

 

Итак, маржинальный анализ необходим в первую очередь самому предприятию для выявления сильных и слабых сторон своей деятельности, определения приоритетных направлений развития, в том числе тех, реализация которых либо затруднительна, либо вовсе невозможна без государственной поддержки.

 

Из вышесказанного видно, что маржинальный анализ является одним из методов поддержки принятия стратегических решений.

 

Ключевыми элементами маржинального анализа выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

 

Маржинальный доход - это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат:

 

     МД = Выручка – Обще переменные затраты (VC)                            (1)

 

Порог рентабельности, или точка безубыточности, - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

 

Маржинальный запас прочности - это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от «пороговой» выручки (порога рентабельности).

 

           ,                                            (2)

где: 

Вфакт -  

фактическая выручка от реализации продукции (работ, услуг), руб.;

 

  

Впор  -  

порог рентабельности, руб.

 

 

Величина МД показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли:

 

МД = FC + П                                                      (3)

где: 

  

 

 

  

  

 

 

 

где       FC- постоянные затраты,

 

П- прибыль

 

Для вычисления точки безубыточности используют три метода: графический, метод уравнений и метод нормы маржинального дохода.

1)Графический метод

 

Графический метод нахождения точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика “затраты - объем - прибыль”.

 

Последовательность построения графика заключается в следующем:

наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс;

выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;

вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению.

 

Точка безубыточности на графике - это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (рис. 2).

 

Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль.

 

Рис. 2.  Графический метод вычисления точки безубыточности

 

2) Метод уравнений

 

П = В - VC - FC = Ц*X - AVC*X – FC = 0                      (4)

 

X = Nпор = FC/(Ц - AVC),

 

где       В – выручка;

 

            VC –  общие переменные затраты;

 

            FC – постоянные затраты;

 

            Ц – цена;

 

АVC – средние переменные затраты;

 

X – объём.

 

Метод уравнений, кроме того, можно использовать при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура реализации меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль будет больше или меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента в сторону низко рентабельного или высоко рентабельного вида продукции.

 

3) Метод нормы МД

 

Впор = FC / Норма МД                                                         (5)

 

Nпор = Bпор/Ц

 

Цпор=Впор/Nфакт

 

где      FC – постоянные затраты;

 

Bпор – пороговая выручка;

 

Ц – цена;

 

Цпор – пороговая цена.

 

Основные этапы маржинального анализа:

1.Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

2.Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

3.Расчет величины исследуемых показателей.

4.Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.

5.Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

6.Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

 

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;

переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются; эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

 

Особого внимания заслуживает метод управления прибылью на основе организации центров финансовой ответственности (ЦФО). Данный метод представляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам формирования, распределения и использования прибыли и несущих ответственность за результаты этих решений.

 

Целями применения методики управления прибылью по ЦФО являются оценка, прогнозирование и достижение оптимальной прибыли, рентабельности и эффективности деятельности ЦФО и предприятия в целом.

 

Основное содержание методики управления прибылью на основе организации ЦФО представлено в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Характеристика методики управления прибылью на основе

 

организации ЦФО

Наименование 

Содержание

 

Цель управления прибылью  

Обеспечение максимизации прибыли предприятия в текущем и перспективном

периоде                              

 

Методический инструментарий управления прибылью:

 

Маржинальный анализ на  

основе развитого директ-костинга           

Маржинальный доход                   

Относительный доход                  

Передаточное отношение               

(Производственный рычаг)             

Точка безубыточности                 

Зона финансовой безопасности         

 

Разработка гибкого бюджета                   

Обеспечение прогнозных данных для разных уровней выпуска в пределах уровней деятельности                 

Контроль и анализ отклонений         

 

Анализ и контроль       

отклонений                

По материалам                        

По труду                             

По накладным расходам                

По валовой прибыли                   

 

 

Использование развитого директ-костинга позволяет рассчитывать ряд экономических показателей, на основании которых можно делать выводы о рентабельности и устойчивости производства продукции, выполнения работ ЦФО, прогнозировать изменение прибыли и рентабельности в зависимости от изменения объема производства, выполнения работ (продаж), цен на продукцию и работы, величины переменных или постоянных затрат.

 

Гибкий бюджет применяется в целях обеспечения прогнозными данными для разных уровней выпуска в диапазоне релевантности (пределах уровней деятельности).

 

На основании сравнения фактических и сметных затрат для одного и того же объема выпуска продукции рассчитываются и анализируются отклонения. Сметные данные пересчитываются по формуле гибкой сметы так, что они отражают реальный (фактический) уровень выпуска продукции.

 

Формула гибкой сметы = ПОС + ПЕРед х ОР                (6)

 

где     ПОС - постоянные затраты, которые не изменяются в зависимости от изменения объема выпуска;

 

ПЕРед - переменные затраты на единицу выхода продукции;

 

ОР - объем реализации продукции.

 

Гибкий бюджет используется при планировании и способствует выбору оптимального объема продаж и производства, а при анализе - оценке фактических результатов.

 

Анализ отклонений - это первый шаг в оценке деятельности предприятия, который обеспечит определение области эффективности или неэффективности. Когда причина отклонения известна, руководитель центра ответственности может предпринять соответствующие действия для решения проблемы и тем самым оптимизировать финансовые результаты деятельности. Под анализом отклонений подразумевается процесс вычисления сумм и определения причин отклонений между фактическими и нормативными затратами. Если фактические затраты выше нормативных, такое отклонение считается неблагоприятным, в противном случае отклонение будет благоприятным. Только сравнивая всю сумму фактических затрат с совокупными нормативными затратами по каждой операции ЦФО за период, можно эффективно контролировать затраты. Отклонения по каждому ЦФО должны определяться по каждому элементу и анализироваться в соответствии с ценами и количеством ресурсов.

 

Управление прибылью на основе организации ЦФО включает следующие этапы:

 

-                исследование особенностей функционирования отдельных структурных подразделений с позиций их влияния на отдельные аспекты формирования и использования прибыли;

 

-                определение основных типов ЦФО в разрезе структурных подразделений предприятия;

 

-                формирование системы прав, обязанностей и меры ответственности руководителей структурных подразделений, определенных как ЦФО;

 

-                разработка и доведение ЦФО плановых (нормативных) заданий в форме текущих или капитальных бюджетов;

 

-                обеспечение контроля за выполнением установленных заданий центрами ответственности путем получения соответствующей информации (отчетов), ее анализа и установления причин отклонений.

 

Управление предприятием через ЦФО - это инструмент для тех, кто хочет оперативно управлять бизнесом и воздействовать на него, а также иметь системное представление о направлении и темпах развития предприятия; понимать, благодаря чему стало возможным достижение результата, кто реально приложил к этому усилия; знать, какое звено предприятия тормозит движение; определить наиболее эффективные подразделения предприятия, при воздействии на которые можно добиться максимального эффекта и достичь качественно новых результатов.

 

Управление факторами прибыльной работы осуществляется не только с помощью натурально-стоимостных индикаторов, но и путем регулярного исчисления разнообразных показателей рентабельности.

 

Управление рентабельностью означает, по сути, обеспечение желаемой динамики значений этих коэффициентов. Поскольку при расчете тех или иных коэффициентов рентабельности используются различные базы (т. е. показатели, с которыми сопоставляется некоторая прибыль), управление рентабельностью предусматривает не только воздействие на факторы формирования прибыли (т. е. отдельные виды доходов и расходов), но и выбор структуры активов, источников финансирования, видов производственной деятельности. В частности, меняя целевую структуру капитала, можно влиять на показатели рентабельности инвестиций; меняя структуру производства, можно воздействовать на рентабельность продаж и т. п. В любом случае эффективность и целесообразность принимаемых решений будет оцениваться комплексно - показателями прибыли и коэффициентами рентабельности; кроме того, по возможности должны учитываться и субъективные неформализуемые моменты, факторы и результаты.

1.4 Распределение, планирование и использование прибыли

 

Распределение, планирование и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.

Информация о работе Методы планирования и прогнозирования прибыли