Методы планирования и прогнозирования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой объясняется следующим. Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия, как субъекта рынка, - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 . Теоретические основы понятия прибыль
1.1 Характеристика прибы
1.2 Особенности управления прибылью
1.3 Методы управления прибылью
1.4 Распределение, планирование и использование прибыли
Глава 2. Использования методов планирования и прогнозирования прибыли на примере ООО «АТ Систем»
2.2 Оптимизация затрат как фактор увеличения прибыли на предприятии
2.3 Совершенствование анализа и прогнозирования прибыли на предприятии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Методы планирования и прогнозирования прибыли.rtf

— 712.39 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 6

 

Матрица парных коэффициентов корреляции

Показатели 

Объем товарооборота,

 

 млн. руб. 

Затраты на мероприятия по продвижению товара, млн. руб.

 

Объем товарооборота,

 

 млн. руб. 

 

Затраты на мероприятия по продвижению товара, млн. руб. 

0,908045 

1

 

 

Данные регрессионной статистики (табл. 6) показывают, что коэффициент корреляции (Парный -R) статистически значим, так как его значение близко к единице (0,908). Критерий сильной силы связи в зависимости от величины коэффициента корреляции составляет: от +0,81 до +1,00.То есть, сила связи между затратами на мероприятия по продвижению товаров (в том числе рекламу) и объемом продаж - сильная.

 

Таблица 7

 

Данные регрессионной статистики

Показатели 

Значение

 

Парный - R 

0,908045

 

R-квадрат 

0,824546

 

Нормированный R-квадрат 

0,736819

 

Стандартная ошибка 

338,0552

 

Наблюдения 

4

 

 

Квадрат коэффициента корреляции (R–квадрат), выражает долю вариации моделируемого показателя (товарооборота), обусловленную влиянием фактора; то есть данные табл. 7 показывают, что вариация объема продаж на 82,5 % вызвана изменением расходов на продвижение товаров (в том числе и на рекламу), 17,5 % - вызваны действием других факторов.

 

Проведенный корреляционный анализ подтверждает зависимость роста продаж от затрат на рекламу. Стандартная автоматизированная система проведения корреляционно-регрессионного анализа позволяет рассчитать уравнение регрессии (см. табл. 8).

 

Таблица 8

 

Данные для составления уравнения регрессии

Показатель 

Коэффициенты 

Стандартная ошибка 

t-статистика 

P-Значение 

Нижние 95% 

Верхние 95%

 

Y-постоянная 

-1688,9 

1509,649 

-1,11874 

0,379587 

-8184,4 

4806,601

 

Переменная X 

17,93041 

5,848565 

3,065779 

0,091955 

-7,23395 

43,09477

 

 

Используя данные табл. 8 получаем:

 

Y= - 1688,9 + Х * 17,93   (1.),

 

Где - Y - результативный показатель (объем продаж фирмы), млн. руб.

 

- 1688,9 - постоянный коэффициент уравнения,

 

Х - факторный показатель (затраты на рекламу), млн. руб.

 

17,93 - коэффициент степени влияния фактора на результативный показатель.

 

Таким образом, используя уравнение 1., рассчитаем объем продаж на плановый период, при увеличении совокупных затрат на рекламу на 8,6 % (по среднему темпу роста): Y= - 1688,9 + (284*1,086) * 17,93 = 3841,1 (млн. руб.).

 

Исходя из среднего уровень рентабельности продаж (2,5%), объем возможной прибыли составит 96,0 млн. руб. (3841,1*2,5/100 %).

 

Проведенный анализ показал, что связь между затратами фирмы ООО «АТ Систем» на рекламные мероприятия по продвижению товара и величиной продаж - значительная. Разработка программы по продвижению товара, конкретизация целевой сегмента покупателей и системное воздействие на него позволит ООО «АТ Систем» увеличить объем продаж - первичный прибылеобразующий фактор.

2.2 Оптимизация затрат как фактор увеличения прибыли на предприятии

 

Исходя из разработанной модели формирования прибыли следует, что одним из направлений роста прибыли является - оптимизация совокупных издержек.

 

Проведенный анализ прибыли и прибылеобразующих факторов,  рассмотренные в п. 2.1. основные направления совершенствования деятельности по формированию прибыли определяет необходимость при  рассмотрении оптимизации затрат как фактора увеличения прибыли исследовать с позиции соотношения и влияния постоянных и переменных затрат на максимизацию прибыли.

 

В этих целях будем рассматривать варианты сочетания постоянных и переменных затрат и интерпретации результатов  при следующих условиях:

 

А) товарооборот и неизменные постоянные затраты, позволяющие рассмотреть варианты оптимизации переменных затрат;

 

В) товарооборот и переменные затраты, при изменение постоянных затрат, что позволит определить оптимальные постоянные затраты, обеспечивающие максимизацию прибыли.

 

По направлению (А) - рассмотрим следующие три варианта (см. табл. 8):

1.Существующие показатели деятельности ООО «АТ Систем»;

2.Показатели деятельности ООО «АТ Систем» при увеличении оборота и использовании существующей логистической системы поставок товаров;

3.Показатели деятельности ООО «АТ Систем» при увеличении оборота в случае использования логистической системы закупки товаров на основе прогнозов сбыта (формирование портфеля заказа).

 

Таблица 9

 

Варианты сочетания постоянных и переменных затрат фирмы при росте товарооборота и неизменности постоянных затрат на 2011 г.

Показатели 

Отчетный год 

Вариант 1

 

(рост оборота и действующая система поставок) 

Вариант 2

 

(рост оборота и система заказного портфеля)

 

1. Товарооборот, млн. руб. 

11641 

34586 

34586

 

2. Переменные затраты,

 

млн. руб.

 

доля (коэфф.) 

10301

 

0,885 

30593

 

0,885 

27533

 

0,796

 

3. Результат от продаж после возмещения переменных затрат - маржинальный доход (стр.1-стр.2.),

 

млн. руб.

 

доля (коэфф.) 

1340

 

0,115 

3993

 

0,115 

7053

 

0,204

 

4. Постоянные затраты, млн. руб. 

1048 

1048 

1048

 

5. Прибыль (стр. 3-стр.4.) 

292 

2945 

6005

 

6. Прирост прибыли,

 

- млн. руб.

 

- %  

По отношению к отчетному году:

 

+ 2653

 

+ 908,6 

По отношению к варианту1:

 

+3060

 

+103,9

 

7. Сила воздействия операционного рычага (стр.3/стр.5) 

4,59 

1,36 

1,17

 

8. Порог рентабельности (стр. 4/стр.3 (коэфф.)), млн. руб. 

9113 

9113 

5137

 

9. "Запас финансовой прочности" (стр.1 - стр.8.),

 

млн. руб.

 

% к обороту 

2528

 

21,7 

25473

 

73,6 

29449

 

85,1

 

 

Прогноз сбыта рассчитаем, используя следующие методы:

v"прошлый товарооборот" (формула 2.)

v"экспоненциальное сглаживание" (формула 3.)

vкомбинированный метод (формула 4)

 

Тпр  (а) = Ттг* (Ттг/ Тпг),  (2)

 

Где Тпр - товарооборот прогнозный;

 

 Ттг - товарооборот отчетного года;

 

Тпг - товарооборот прошлого года.

 

Тпр (а) = 11641 * (11641/2079) = 65182 (млн. руб.)

 

Тпр (в) = 0,2 * Ттг + 0,8 * Тпг,  (3.3.)

 

Тпр (в) = 0,2 * 11641 + 0,8 * 2079 = 3991 (млн. руб.)

 

Тпр(комбинированный) = (Тпр(а) + Тпр(в)) / n,   (3)

 

Где, n - количество методов.

 

Тпр(комбинированный) = (65182+3991) / 2 = 34586 (млн. руб.).

 

Таким образом, прирост прогнозного объема продаж составит 197 %. Соответственно увеличатся и переменные совокупные затраты. Темпы прироста переменных затрат по второму варианту ниже, по сравнению с первым вариантом, поскольку формирование портфеля заказов на основе прогноза сбыта и изучения реальной потребности в товарах позволяет снизить транспортные затраты (занимающих до 70 % в общем объеме издержек).

 

Проведенные расчеты показывают, что при дальнейшем развитии фирмы (создание сервисного центра), рост объемов продаж сопровождается ростом переменных затрат. Однако сохранение существующей системы поставок товаров приведет к меньшему эффекту. Формирование портфеля заказов на основе изучения и прогнозирования спроса позволит фирме добиться более высоких результатов, о чем свидетельствуют следующие показатели:

максимальная прибыль по варианту 2 - 6005 млн. руб.

сила воздействия операционного  рычага составляет - 1,17 - то есть, при увеличении оборота фирмы на 1 %, прибыль возрастет на 1,17 % (и наоборот, при снижении оборота на 1 %, прибыль снизится на 1,17 %).

 

Снижение силы воздействия операционного рычага по сравнению с текущим годом и вариантом 1 свидетельствует о стабилизации деятельности фирмы.

При совершенствовании логистической системы запас финансовой прочности фирмы солидный - 81,5 %.

 

Исходя из проведенных расчетов, оптимальным вариантом переменных затрат будет составлять второй вариант (при развитии деятельности фирмы и применение системы формирование заказного портфеля на основе изучения спроса): сумма затрат - 27533 млн. руб., удельный вес в обороте - 79,6 %.

 

Создание сервисного центра, рост объемов продаж повлечет за собой рост не только переменных, но и условно-постоянных затрат. Варианты сочетания постоянных и переменных затрат при прогнозном объеме продаж и выбранном варианте переменных затрат представлены в табл. 22.

 

Таблица 10

 

Варианты сочетания постоянных и переменных затрат фирмы (при прогнозном  товарообороте и переменных затратах) на 2011 г.

Показатели 

Вариант 1

 

(рост оборота и система заказного портфеля) 

Вариант 2

 

1. Товарооборот, млн. руб. 

34586 

34586

 

2. Переменные затраты,

 

млн. руб.

 

доля (коэфф.) 

27533

 

0,796 

27533

 

0,796

 

3. Результат от продаж после возмещения переменных затрат - маржинальный доход (стр.1-стр.2.),

 

млн. руб.

 

доля (коэфф.) 

7053

 

0,204 

7053

 

0,204

 

Постоянные затраты,

 

-  млн. руб.

 

- % (прирост в сравнении с вариантом 1) 

1048 

1284

 

+22,5

 

5. Прибыль (стр. 3-стр.4.) 

6005 

5769

 

6. Сила воздействия операционного рычага (стр.3/стр.5) 

1,17 

1,22

 

7. Порог рентабельности

 

(стр. 4/стр.3 (коэфф.)), млн. руб. 

5137 

6294

 

8. "Запас финансовой прочности" (стр.1 - стр.7.),

 

млн. руб.

 

% к обороту 

29449

 

85,1 

28292

 

81,8

 

 

Данные табл. 10 показывают, что увеличение условно-постоянных затрат на 22,5 % (повышение арендной платы, складских затрат, оплаты труда) дает некоторое сокращение прибыли (на 3,9 %) и возрастание операционного рычага (на 0,05 пунктов). "Запас финансовой прочности" слегка сократился (на 3,3 %). Таким образом, оптимальное соотношение переменных и постоянных затрат при создании сервисного центра должно составлять - 4:1. При данном оптимальном соотношении фирма получает прибыль в размере 5769 млн. руб. (при достижении прогнозного уровня продаж товаров).

 

Операционный рычаг отчетного года составляет 4,59 - таким образом, увеличение прибыли будет почти пятикратно по отношению к увеличению выручки. Кроме того, данный коэффициент позволяет говорить о среднем предпринимательском риске. Целесообразно, в условиях существующей тенденции роста реализации продукции и незначительных постоянных издержках (9 % от оборота) решить вопрос о распределении прибыли по факту увеличения постоянных расходов, в том числе создание сервисного центра, что позволит формировать ассортимент услуг, обеспечивающих дополнительные поступления средств, увеличение товарооборота, и как следствие, увеличение прибыли.

 

Приведенная методика оптимизации совокупных затрат фирмы позволяет вырабатывать детали коммерческой политики ООО «АТ Систем». При оптимистичных прогнозах объемов продаж в долгосрочной перспективе фирме целесообразно увеличивать долю постоянных затрат. Однако это увеличение следует рассматривать в комплексе с изменением всех прибылеобразующих показателей.

 

Из приведенных данных видно, что анализируя показатели постоянных и переменных расходов, объемов продаж и прибыли, можно добиваться результатов по управлению затратами, и как следствие - образованию и росту прибыли.

2.3 Совершенствование анализа и прогнозирования прибыли на предприятии

 

Основная цель работы ООО «АТ Систем» - получение прибыли. Совершенствование механизма управления прибылью на предприятии в современных условиях требует комплексного подхода по всем направлениям системы управления: планирования, учета, контроля, анализа и регулирования. Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

 

Осуществление внутрифирменного планирования или прогнозирования экономических показателей ООО «АТ Систем» должен стать одним из главнейших методов, используемых для принятия управленческих решений. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятии имеет ключевое значение в системе управления прибылью.

 

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты работникам предприятия, а также своевременные расчеты с бюджетом, поставщиками.

 

Высокие устойчивые темпы роста эффективности хозяйственной деятельности фирмы будут обеспечены в том случае, если исходные показатели будут возрастать в следующей последовательности:

 

Тпр>Тто >Тио >Тч,  (4)

 

Где Тпр- темп роста прибыли, %;

 

       Тто -темп роста товарооборота, %;

 

      Тио - темп роста издержек обращения, %;

 

       Тч - темп роста среднесписочной численности работников, %

 

В отчетном году главное соотношение основных показателей деятельности фирмы соблюдается: Тпр>Тто >Тио >Тч: 1217>560 >374 > 125. Что свидетельствует о повышении эффективности деятельности фирмы.

 

Таким образом, при планировании прибыли фирма должна сохранить соотношение роста показателей и производить планирование потребности в чистой прибыли в увязке с реальными возможностями ее получения в будущем периоде.

 

Таким образом, последовательность расчетов плановых показателей осуществляется "снизу - вверх".

 

Первый шаг планирования прибыли - вычисление необходимой величины прибыли, остающейся в распоряжении фирмы и направляемую для реализации программ развития ООО «АТ Систем», а также удовлетворения экономических интересов собственника. Для этого используем метод целевого планирования прибыли, который позволяет обеспечить увязку ее размеров с целями развития предприятия.

 

Таким образом, сумма чистой прибыли, которая необходима фирме для реализации целей по развитию в планируемом году, составит 222 млн. руб. (см. табл. 11).

Информация о работе Методы планирования и прогнозирования прибыли