Методы планирования и прогнозирования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой объясняется следующим. Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия, как субъекта рынка, - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 . Теоретические основы понятия прибыль
1.1 Характеристика прибы
1.2 Особенности управления прибылью
1.3 Методы управления прибылью
1.4 Распределение, планирование и использование прибыли
Глава 2. Использования методов планирования и прогнозирования прибыли на примере ООО «АТ Систем»
2.2 Оптимизация затрат как фактор увеличения прибыли на предприятии
2.3 Совершенствование анализа и прогнозирования прибыли на предприятии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Методы планирования и прогнозирования прибыли.rtf

— 712.39 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 11

 

Ожидаемое использование чистой прибыли на фирме в 2011 году

Направление использования 

Сумма, млн. руб. 

Структура, %

 

1. Уплата местных налогов и обязательных платежей 

26 

11.7

 

2. Финансирование оборотного капитала 

108 

48.6

 

3. Финансирование основного капитала в совершенствовании материально-технической базы 

46 

20.7

 

4. Плановая нераспределенная прибыль 

42 

19.0

 

5. Итого чистая прибыль 

222 

100,0

 

 

Сумма валовой прибыли, необходимой фирме для удовлетворения собственных потребностей и выполнения обязательств перед бюджетом по уплате налога на прибыль и других обязательных платежей определяется по формуле:

 

ВПпл = ЧП / (1-С),  (15)

 

Где, ВПпл - сумма валовой прибыли фирмы в планированном году, млн. руб.

 

        ЧП - Сумма чистой прибыли фирмы в планируемом году, млн. руб.

 

         С - установленная ставка налога на прибыль (коэффициент - 0,20)

 

Удельный вес прочих обязательных платежей - 3 % (0,03). Общий коэффициент обязательных выплат - 0,23.

 

Таким образом, плановая валовая прибыль составляет: 222 / (1-0,23) = 154 (млн. руб.).

 

Следующий этап планирования предусматривает увязку рассчитанной потребности в чистой прибыли с возможностями ее получения при прогнозировании объемов продаж товаров. Для этого необходимо рассчитать прогноз формирования не только самого объема продаж, но и вытекающих из него таких прибылеобразующих показателей, как валовой доход и издержки обращения.  Произведем  комплексную увязку основных показателей хозяйственной деятельности фирмы на планируемый год исходя из следующих данных (см. табл. 12).

 

Таблица 12

 

Комплексная увязка основных показателей хозяйственной деятельности ООО «АТ Систем» на 2011 г., млн. руб.

Показатели 

2011 год 

2011 год

 

Расчеты

 

1-й вариант 

2-й вариант 

3-й вариант

 

Товарооборот, млн. руб. 

11641 

11713 

11641 

11641

 

Валовой доход, млн. руб. 

1538 

1546 

1545 

1538

 

Уровень валового дохода, % к обороту 

13,2 

13,2 

13,3 

13,2

 

Издержки обращения, млн. руб. 

1246 

1247 

1246 

1384

 

Уровень издержек, % к обороту 

10,7 

10,6 

10,7 

10,64

 

В том числе:

 

Условно-переменные

 

Млн. руб.

 

% к обороту 

198

 

1,7 

199

 

1,7 

198

 

1,7 

198

 

1,7

 

Условно-постоянные

 

Млн. руб.

 

% к обороту 

1048

 

9,0 

1048

 

8,9 

1048

 

9,0 

1041

 

8,94

 

Валовая прибыль

 

Млн. руб.

 

% к обороту 

263

 

2,26 

154

 

2,55 

154

 

2,57 

154

 

2,57

 

Налог на прибыль и прочие обязательные платежи

 

Ставка, %

 

Млн. руб. 

41,4

 

109 

33,0

 

99 

33,0

 

99 

33,0

 

99

 

Чистая прибыль

 

Млн. руб.

 

% к обороту 

154

 

1,32 

222

 

1,71 

222

 

1,72 

222

 

1,72

 

 

В 2011 году объем товарооборота составил 11641 млн. руб., средний уровень торговой надбавки - 13,2 % к обороту, сумма условно-постоянных издержек обращения - 1048 млн. руб. Для полного удовлетворения внутренних потребностей ООО «АТ Систем» в 2011 году потребуется 222 млн. руб. чистой прибыли. Вышеприведенные расчеты показали, что для получения необходимой суммы чистой прибыли и уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей фирме требуется валовая прибыль в размере 154 млн. руб.

 

Далее рассмотрим варианты расчета плановых прибылеобразующих показателей: объем товарооборота, средний уровень валового дохода, изменение среднего уровня издержек обращения.

1.вариант расчета:

 

При среднем уровне валового дохода, уровне условно-переменных издержек обращения и сумме условно-постоянных расходов отчетного года фирме для получения суммы валовой прибыли в размере 154 млн. руб. необходимо запланировать объем товарооборота:

 

Тпл = (ВПпл +ИОпост.ф.+Упер.ф.*Тпл) / (Ув.д.),  (16)

 

Где, ИОпост.ф - фактическая сумма условно-постоянных издержек обращения фирмы в отчетном году, млн. руб.

 

        Упер.ф.- уровень условно-переменных издержек обращения в отчетном году (выраженный десятичной дробью)

 

        Тпл- объем товарооборота в планируемом году, млн. руб.

 

       Ув.д.- уровень валового дохода в плановом году (выраженный десятичной дробью).

 

Тогда, Тпл = (154+1048+0,017 *Тпл) / 0,132 = 11713 (млн. руб.).

 

Зная плановый объем товарооборота, рассчитываем остальные показатели (валовой доход, издержки обращения).

 

2-й вариант расчета:

 

При объеме товарооборота, уровне условно-переменных расходов и сумме условно-постоянных издержек обращения отчетного года для получения суммы валовой прибыли в размере 154 млн. руб. ООО «АТ Систем» необходимо получить в планируемом году 1545 млн. руб. валового дохода:

 

ВДпл= (ВПпл+ИОпл),  (17)

 

Где, ВПпл - плановая сумма валовой прибыли, млн. руб.

 

ИОпл- плановая сумма издержек обращения, млн. руб.

 

Используя формулу 17 получаем: ВДпл= (154 + 1048+0,017*11641) = 1545 (млн. руб.).

 

3-й вариант расчета:

 

При объеме товарооборота и среднем уровне валового дохода отчетного года для получения суммы валовой прибыли 154 млн. руб. ООО «АТ Систем» необходимо запланировать сумму издержек обращения в размере  1384 млн. руб.:

 

ИОпл= ВДпл- ВПпл,  (18)

 

ИОпл  = 1538-154 = 1384 (млн. руб.)

 

Таким образом, ООО «АТ Систем» для получения в планируемом году суммы чистой прибыли в размере 222 млн. руб., необходимо:

либо увеличить объем товарооборота по сравнению с отчетным годом на 0,62 % (11713/11641*100-100);

либо повысить средний уровень валового дохода на  0,46 % (1545/1538*100-100);

либо снизить уровень издержек обращения на 0,06 % к обороту (10,64-10,7).

 

В приведенной модели планирования чистой прибыли в увязке с остальными прибылеобразующими факторами, изменению подвергался один из основных показателей, формирующих сумму прибыли ООО «АТ Систем», а остальные оставались на уровне отчетного года.

 

Вместе с тем, фирма для получения необходимой суммы прибыли может одновременно проводить мероприятия по увеличению объема товарооборота, изменению торговых надбавок (ценовая политика), оптимизации издержек обращения, выбирая себе наиболее приемлемый вариант. Однако ООО «АТ Систем» необходимо знать экстремальные значения объема товарооборота, уровня валового дохода и уровня переменных издержек обращения.

 

Для оценки критической точки объема продаж целесообразно использовать следующее равенство:

 

ВД - ИО = 0 , (19)

 

Или Увд*Тмин.- (Упер.ф. *Тмин.+ИОпост.ф.) = 0,  (20)

 

Где, ВД -валовой доход, млн. руб.

 

        ИО - сумма издержек обращения, млн. руб.

 

        Увд -фактический средний уровень валового дохода (выраженный десятичной дробью),

 

        Тмин.- минимальный объем товарооборота, обеспечивающий фирме безубыточную работу;

 

        Упер.ф. - фактический уровень переменных издержек обращения (выраженный десятичной дробью),

 

        ИОпост.ф.- фактическая сумма постоянных издержек обращения, млн. руб.

 

Используя формулу 20 и данные табл. 25, определяем минимальный объем товарооборота: 0,132*Тмин.- (0,017*Тмин.+1048) = 0

 

Отсюда, Тмин = 9113 (млн. руб.)

 

Минимальный средний уровень валового дохода для обеспечения безубыточности торговой деятельности равен фактическому уровню издержек обращения, т.е.: 10,7 %.

 

Максимальный уровень переменных издержек обращения равен:

 

Упер.мах = Увд-Упост.ф., (21),

 

Где, Упост.ф.- фактический уровень постоянных издержек обращения (выраженных десятичной дробью)

 

Используя формулу 21, получаем: Упер.мах = 0,132 -0,09 = 0,042 (или 4,2 %).

 

Таким образом, для обеспечения безубыточности торговой деятельности и недопущения попадания фирмы в зону убытка, объем товарооборота должен быть не меньше чем, 9113 млн. руб.; средний уровень валового дохода - не ниже 10,7 % к обороту; уровень переменных издержек обращения - не выше 4,2 % к обороту.

 

Кроме того, при планировании основных показателей, образующих прибыль необходимо учитывать "запас финансовой прочности" (то есть предел, в рамках которого, может изменяться тот или иной показатель)- см. формулу 22.

 

Зф.пр.= (П - Кт)/ П * 100 %,  (22)

 

Где, Зф.пр. - "запас финансовой прочности",

 

        П - запланированная величина показателя,

 

        Кт - рассчитанная критическая точка показателя.

 

Таким образом, исходя из плановых объемов продаж и валового дохода, определим запас финансовой прочности (см. табл. 12)

 

Таблица 12

 

Расчеты "запаса финансовой прочности" в 2011 г.

Показатель 

Товарооборот 

Валовой доход

 

Критический показатель, млн. руб. 

9113 

1246

 

Запланированный показатель, млн. руб. 

11713 

1545

 

Запас финансовой прочности, % 

(11713-9113) /11713*100 = 22,2  

(1545-1246)/1545*100 =

 

19,4

 

 

Данные табл. 26 показывают, что снижение запланированной величины объема продаж и валового дохода более чем на 22,2 % и 19,4 %, соответственно, означает для фирмы переход к убыточности продаж, а значит снижение платежеспособности и вероятность роста хозяйственного риска.

 

Рассмотренная методика планирования прибыли ООО «АТ Систем» позволяет выбрать оптимальную стратегию ООО "АТ Систем" в управлении прибылью и затратами.

 

Возможны следующие стратегические шаги:

оптимизация переменных затрат;

оптимизация постоянных затрат и рост их доли в обороте;

увеличение объема продаж;

увеличение доходной ставки за счет изменения ассортиментной структуры товарооборота.

 

 

Заключение

 

Целью данной работы было – проведение анализа формирования, использования и планирование прибыли фирмы ООО "АТ Систем" с целью увеличения ее доходности.

 

Актуальность темы определяется тем, что фирма, желающая иметь долгосрочный успех на рынке должна постоянно отслеживать:

результативность своей коммерческой работы;

факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров;

оптимальные пути решения коммерческих проблем.

 

Результаты работы подтвердили актуальность вопроса для ООО «АТ Систем». Компания "АТ Систем" поставила целью своей деятельности - получение прибыли, что на этапе выведение товаров на Московский рынок и роста объемов продаж является главной финансовой целью фирмы.

 

Изучение теоретического аспекта вопросов значения, формирования и методики анализа прибыли ООО «АТ Систем» показывает следующее. Сводным (интегрирующим) показателем, характеризующим финансовый результат деятельности фирмы, является прибыль. Получение прибыли и ее максимизация - главная цель экономической деятельности ООО «АТ Систем».

 

В условиях рыночной экономики прибыль является:

vОдним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственного и местных бюджетов;

vИсточником самофинансирования развития ООО «АТ Систем»;

vОсновой принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности фирмы;

vИсточником удовлетворения материальных интересов трудового коллектива и собственника фирмы.

 

Прибыль является мерой эффективности бизнеса. Поэтому реальная величина прибыли должна рассматриваться как мера жизнеспособности фирмы.

 

Цели коммерческой деятельности предприятия:

vПолучение прибыли как основы развития фирмы;

vОбеспечение потребителя товарами высокого качества;

 

Анализ прибыли фирмы "АТ Систем" показал:

vДинамика прибыли фирмы положительная (в абсолютном выражении на 316 млн. руб. по сравнению с прошлым годом, или на 1216,7 %);

vОпережающие темпы товарооборота (459,9 %) и валового дохода (397,7 %) по сравнению с приростом издержек обращения (274,2 %) свидетельствуют о повышении эффективности мероприятий по повышению прибыли и оптимизации коммерческих расходов.

 

Среди основных проблемных вопросов можно выделить:

 

-               Низкая эффективность сбыта фирмы (рентабельность продаж составляет всего 1,3 %);

 

-               Достаточно высокий операционный рычаг (4,6), что свидетельствует о нестабильных объемах продаж и среднем предпринимательском риске; Снижение товарооборота на 1 % может привести к падению прибыли почти на 5 %.

 

-               Низкая платежеспособность спроса потенциальны  покупателей фирмы;

 

-               Реальный спрос на товары ПТН не определен.

 

В целях решения указанных проблем в работе предложены следующие рекомендации по совершенствованию механизма формирования прибыли ООО «АТ Систем».

1.Использовать маркетингового подхода организации коммерческой деятельности.

 

Данная стратегия позволит фирме: создать сервисный центр (в долгосрочной перспективе). Для реализации данного направления получения прибыли, фирме "АТ Систем" рекомендовано сосредоточить свои усилия на более активной продаже запасных частей и навесного оборудования.

 

В данном случае ставка делается на следующую категорию покупателей: коммерческие, некоммерческие фирмы, организации, приобретающие товар для себя. Кроме того увеличение объемов продаж запасных частей  позволит фирме увеличить оборачиваемость средств и формировать резерв для продвижения основной товарной группы (офисного оборудования).

 

   Принятая стратегия дифференцированного маркетинга позволит успешно решить задачи коммерческого поведения на рынке.

 

В целях совершенствования закупочной деятельности фирмы следует изменить  номенклатуру закупаемых товаров (увеличить удельный вес запасных частей и навесного оборудования в товарообороте до 20,0 %).

Информация о работе Методы планирования и прогнозирования прибыли