Оптимизация налогообложения малого предприятия (на примере ООО «Развитие»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Налоговое планирование является составной частью финансового менеджмента. Цель формирования эффективной модели налогового планирования в настоящее время ставит перед собой практически каждый налогоплательщик. Такая необходимость диктуется как объективными (существование возможности выбора режима налогообложения, потребность планирования финансовых потоков), так и субъективными (желание плательщиков оптимизировать налоговые платежи) причинами. К сожалению, действующее законодательство, комментарии Минфина РФ, налоговых органов не содержат четких определений налогового планирования и налоговой оптимизации, к тому же приравнивают их к действиям, требующим особого внимания при проверке деятельности хозяйствующих субъектов.

Содержание работы

Введение 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1.Налоговое планирование в системе управления финансами малого предприятия 5
1.2.Методы расчета налоговой нагрузки малого предприятия 12
1.3.Налоговые риски и ответственность налогоплательщика 17
2.АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «РАЗВИТИЕ» 22
2.1.Организационно-экономическая характеристика общества 22
2.2.Анализ налоговой нагрузки и тенденций ее изменения 29
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)
  1. какую сумму налогов, и в какие сроки должен уплатить  налогоплательщик?
  2. имеется ли возможность минимизировать налоговые платежи?
  3. как выявить и минимизировать налоговые риски?

Первый вопрос решается путем организации планирования деятельности налогоплательщика. Налоговое  законодательство устанавливает сроки  уплаты налогов, ставки налогов и прочие элементы налогообложения. Налогоплательщик сможет спрогнозировать плановые показатели своей деятельности, которые формируют налоговую базу.

Решение второго вопроса  заключается в использовании  налогоплательщиком допустимых законом  способов для предельного уменьшения своих налоговых обязательств. При этом следует различать налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов [21,с.6].

Граница между уклонением от уплаты налогов и их оптимизацией не всегда ясна и очевидна. Поэтому  совершенно естественно, что налогоплательщиков, которые стремятся уменьшить налоговые платежи, интересует вопрос, где она проходит.

Деятельность, направленная исключительно на минимизацию налогов  без цели достижения хозяйственного результата, рассматривается как  уклонение от уплаты налогов. То есть государственные органы все больше обращают внимание не на законность или незаконность действий налогоплательщика, а на его намерения.

В зависимости от характера  действий, совершаемых налогоплательщиком при минимизации налоговых платежей, различают криминальное и некриминальное уклонение от уплаты платежей. Если налогоплательщик при уклонении от уплаты платежей совершает действия, которые нарушают законодательство о налогах и сборах, но не образуют состава налогового преступления, такие действия считаются некриминальным уклонением. Если же налогоплательщик при уклонении от уплаты платежей совершает действия, которые нарушают законодательство о налогах и сборах, а также образуют состав налогового преступления, такие действия считаются криминальным уклонением.

Говорить об уклонении  от уплаты налогов можно лишь тогда, когда налогоплательщик действовал умышленно.

Третий вопрос в последнее  время особенно актуален. Практически  любой налогоплательщик сталкивается с ситуациями, когда возможен спор с налоговыми органами по тому или иному вопросу. Поэтому первостепенной задачей является выявление этих рисковых зон и принятие соответствующих мер. [21, с.8].

При осуществлении налогового планирования следует придерживаться следующих принципов:

    1. Принцип законности - соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;
    2. Принцип выгодности - снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования;
    3. Принцип реальности и эффективности - использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;
    4. Принцип альтернативности - рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;

5. Принцип оперативности  - корректировка процедуры налогового  планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;

6. Принцип понятности  и обоснованности - требование, чтобы  схема была понятна, а все  ее составные части имели экономическое  и правовое обоснование.

Чтобы определить место и роль налогового планирования в системе финансового менеджмента, необходимо определить само понятие «финансовый менеджмент». Прежде всего, необходимо отметить, что как менеджмент, так и финансовый менеджмент являются молодыми науками. В современном менеджменте выделяют, как правило, четыре функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Финансовый менеджмент как часть менеджмента — еще молодая наука не только в России, но и за рубежом. Российских разработок в данной области еще очень мало, в основном используются труды западных экономистов, построивших изящную, хорошо проработанную систему финансового менеджмента, который ими определяется как управление финансами фирмы, имеющее главной своей целью максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли.

В условиях рыночной экономики  управление финансами становится важнейшей задачей любого предприятия независимо от вида и масштабов его деятельности.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия,  означает управление  денежными средствами,  финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Финансовый менеджмент как наука управления  финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Целью финансового менеджмента  является выработка определенных  решений для достижения оптимальных  конечных результатов  и  нахождения  оптимального соотношения   между   краткосрочными   и   долгосрочными   целями   развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем  и  перспективном  финансовом управлении.

С помощью менеджмента  решаются текущие (обеспечение  сбалансированности  поступления денежных   средств, обеспечение достаточного уровня  рентабельности  и  продаж  за  счет  гибкой ценовой политики и снижения издержек,  избежание  банкротства  и  крупных финансовых неудач) и стратегические (максимизация  прибыли, обеспечение  инвестиционной   привлекательности,   обеспечение финансовой устойчивости в долгосрочном периоде) задачи.

Все задачи тесно связаны  между собой, и решаются в рамках  финансовой политики предприятия, состоящей  из следующих элементов:

1. учетная политика;

2. кредитная;

3. политика   в   отношении   управления;

4. налоговая   политика  и  налоговое  планирование;

5. дивидендная  политика;

6.  политика  управления  денежными средствами;

7. инвестиционная  политика.

В разработке финансовой политики необходимо  согласование  с    другими   службами и отделами предприятия.

Так целью деятельности хозяйствующего субъекта является, как  правило, увеличение стоимости фирмы, повышение благосостояния акционеров. И важнейшим фактором для достижения этой цели является получение предпринимательской прибыли, т. е. прибыли, очищенной от налогов. Именно поэтому крайне актуально рассмотрение влияния налогов на принятие предпринимательских решений.

В идеале налоги не должны занимать доминирующую позицию в  принятии предпринимательских и  управленческих решений хозяйствующими субъектами, не должны существенно менять философию бизнеса. Однако на практике налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, подчиняясь принципам корпоративных финансов, оказывают существенное влияние на принятие стратегических и тактических решений. Налоги вносят «смущение» в экономические взаимоотношения хозяйствующих субъектов и принятие решений. Бизнес-решения и в прошлом, и в настоящее время анализируются исходя из наличия или отсутствия того или иного налога, размера налоговых ставок, вычетов и освобождений и других положений налогового законодательства — упрощенная схема этого приведена на рис.1.

Налоговое законодательство, устанавливающее элементы налогообложения  и тем самым формирующее налоговое бремя

 

Налоговые органы и органы полиции, проверяющие налогоплательщиков и применяющие налоговые санкции

 

 

 
 

Предпринимательские решения

 

 

Рисунок 1 - Влияние налогов на принятие предпринимательских решений

 

Предпринимательские решения  должны приниматься только с учетом действующих налогов, возможностей их оптимизации с учетом прогнозируемых изменений налогового законодательства. Поэтому одной из целей налогового планирования является сокращение влияния налоговой системы на разработку стратегии и тактики организации и использование возможностей, ею предоставляемых, с выгодой для бизнеса. Побеждает не тот, кто просто минимизирует налоги, а тот, кто сокращает их негативное влияние на процесс принятия и изменения стратегических и тактических предпринимательских решений.

Налоговое планирование осуществляется на различных стадиях, на которых принимаются предпринимательские решения. И налоговый фактор играет огромную роль, начиная от принятия решения: где и какую компанию создать — и заканчивая инвестиционными решениями с учетом дисконтирования.

Организация налогового планирования заключается:

  • в предварительном анализе финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • в исследовании действующего законодательства;
  • в исследовании и анализе налоговых проблем конкретного налогоплательщика с целью выявления наиболее перспективных направлений налогового планирования;
  • в изучении схем оптимизации налогообложения партнеров и конкурентов в конкретных видах деятельности, а также применении наиболее выгодных способов налогообложения на предприятии.

 

1.2. Методы расчета налоговой нагрузки малого предприятия

 

В настоящее время  в отечественной экономической  литературе основными направлениями экономической дискуссии о методике расчета налогового бремени на уровне хозяйствующего субъекта являются следующие:

  1. включать ли в расчет налогового бремени хозяйствующего субъекта налог на доходы физических лиц? Вылкова и Романовский считают, что утяжеление налогового бремени за счет данного налога будет являться элементом двойного счета, так как бремя несут и работник, и организация;
  2. учитывать или нет в расчете косвенные налоги, исходя из их «перелагаемости» на конечного потребителя? Авторы учебника считают обязательным учет данных налогов, однако — в строгом соответствии с методикой их расчета. Именно поэтому в предлагаемой далее модели налоге продаж считается с общей суммы, включающей и НДС, а по НДС учитывается налоговый вычет. Следует отметить, что большинство отечественных авторов в своих формулах расчета налогового бремени не учитывают существование налоговых вычетов по НДС, что заведомо приводит к завышению уровня налогового бремени;
  3. принципиальное значение имеет решение вопроса по определению базы, с чем сравнивать сумму уплаченных хозяйствующим субъектом налогов при расчете налогового бремени. В качестве такого показателя в экономической литературе предлагается:
  • прибыль. Такой подход принципиально неверен, во-первых, так как прибыль является далеко не единственным источником уплаты налогов, как в России, так и в зарубежных странах. Во-вторых, так как использование данного показателя приводит к явному завышению значения налогового бремени и возможно получение абсурдного показателя более 100%, особенно притом, что особенно в современных российских условиях, для многих хозяйствующих субъектов приоритетом является не максимизация прибыли, а различные другие цели;
  • добавленная или вновь созданная стоимость. При всей привлекательности данного показателя следует отметить, что ряд налогов имеют более широкую налоговую базу: налог с продаж, налог на имущество. Именно поэтому в своей модели мы начинаем расчет налогового бремени с соотнесения суммы налогов с добавленной стоимостью (для большей наглядности и простоты осуществляемых расчетов), но логически заканчиваем использованием показателя доходов (выручки брутто);
  • выручка. При использовании данного показателя необходимо определить методологические подходы к обоснованию того, какую же выручку целесообразно использовать. Например, В. Г. Пансков солидарен с рядом ученых и практиков и предлагает в качестве такого показателя использовать объем реализованной продукции, включая выручку от прочей реализации.

В этой связи можно  сделать вывод о необходимости  использовать показатель налоговых доходов брутто, т. е. сформированный по правилам налогового учета, включающий как выручку от реализации, так и внереализационные доходы, увеличенные на сумму косвенных налогов. Применение такого подхода позволит рассчитать, сколько же налогов уплачено в бюджет и внебюджетные фонды при продвижении товара, работы, услуги к конечному потребителю. Как показывает практика, для бюджетных и т. п. организаций в знаменатель формулы расчета налогового бремени целесообразно включать сумму целевого финансирования, чтобы не допускать завышения значения данного показателя. При использовании данного показателя необходимо также учитывать отраслевые особенности, прежде всего это относится к строительству, транспорту, торговле, сельскому хозяйству, финансовым посредникам и др.;

  • следует отметить интересное предложение Н, Г. Верстиной об определении налогового бремени по отношению к рыночной стоимости бизнеса. Однако в связи с тем, что теория и практика финансового менеджмента в России в настоящее время находится только на стадии становления, такой расчет пока что невозможно осуществить для большинства хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Оптимизация налогообложения малого предприятия (на примере ООО «Развитие»)