Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 15:04, курсовая работа
Целью работы является получение опыта в исследовании ОАО «Алтай-Пригород», также цель курсовой работы заключается в получении новых знаний относительно сущности изучаемого предприятия, проблемных вопросов темы и возможных путей их решения.
Для достижения указанной цели в процессе исследования были поставлены следующие задачи: изучить оптимизацию управления закупками материально-технических ресурсов в организации, изучить методы анализа запасов, методы планирования, рассмотреть варианты выбора поставщика.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО «УрГУПС»)
Кафедра: «Экономика транспорта»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: «Финансовый менеджмент»
на тему «Оптимизация управления закупками материально-технических ресурсов в организации »
Вариант 19
Проверил: |
Выполнил: |
преподаватель |
студент группы ЭКп-372 |
Выварец К.А. |
Мусина Д.М. шифр 20120929) |
(дата, подпись студента) |
Екатеринбург
2014
Процессы материально-технического обеспечения (МТО) занимают важное место в деятельности любого предприятия. От эффективной работы всей цепочки МТО - формирования заказов, закупки материально-технических ресурсов, их доставки, распределения и хранения - зависит эффективность деятельности предприятия в целом и успешное выполнение его производственных планов. В структуре затрат предприятия издержки, связанные с движением материальных потоков, достигают 50%. Успешное руководство этими статьями расхода является для компании одним из главных рычагов воздействия на стоимость конечного продукта.
На протяжении пяти последних лет большинство крупных предприятий России, в процессе реорганизации и структурных преобразований внутри компании, столкнулись с проблемой отсутствия реального контроля над системой материально-технического обеспечения и прозрачности движения финансовых и материальных потоков.
В то время как задачи, связанные с управлением производством, получили значительное развитие в предшествующие десятилетия, сфера материально-технического снабжения продолжает оставаться наиболее ресурсоемкой, рутинной и малоэффективной сферой работы многих компаний.
Сложившаяся на предприятиях ситуация обусловливает необходимость формирования новых методических основ и разработки практических рекомендаций по оптимизации системы МТО, как одного из важнейших условий развития отечественных предприятий и системообразующих факторов повышения эффективности производства. Повышение эффективности корпоративного бизнеса и конкурентоспособности предприятия в условиях современного рынка в настоящее время непосредственно связано с задачами оптимизации системы материально-технического снабжения.
Проблемы совершенствования системы материально-технического обеспечения в России на современном этапе еще недостаточно решены и требуют особого внимания. Это определило актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является получение опыта в исследовании ОАО «Алтай-Пригород», также цель курсовой работы заключается в получении новых знаний относительно сущности изучаемого предприятия, проблемных вопросов темы и возможных путей их решения.
Для достижения указанной цели в процессе исследования были поставлены следующие задачи: изучить оптимизацию управления закупками материально-технических ресурсов в организации, изучить методы анализа запасов, методы планирования, рассмотреть варианты выбора поставщика.
В работе предлагаются следующие мероприятия, направленные на повышение эффективности работы ОАО «Алтай-Пригород».
Объект исследования - экономические процессы, происходящие в экономике предприятия ОАО «Алтай-Пригород».
Предмет исследования – баланс предприятия ОАО «Алтай-Пригород».
Методы, использованные при написании работы - сравнение, наблюдение, анализ и т.д.
Работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и справочной литературы, а также из других источников: нормативно-правовых актов, периодических изданий, документации предприятия, суждений экспертов, открытой статистической информации.
Материально-техническое обеспечение (МТО) представляет собой вид коммерческой деятельности по обеспечению материально-техническими ресурсами процесса производства, осуществляемой, как правило, до начала производства. Основная цель МТО — доведение материальных ресурсов до конкретных производственных предприятий в заранее определенное договором место потребления. Функции МТО классифицируются на основные и вспомогательные, которые в свою очередь делятся на коммерческие и технологические. К основным коммерческим функциям относятся: непосредственная покупка и аренда материальных ресурсов промышленными предприятиями, сопровождаемая изменением формы стоимости.
Вспомогательные коммерческие функции — это маркетинговые и юридические. Маркетинговые функции включают вопросы определения и выбора конкретных поставщиков материальных ресурсов. В ряде случаев в качестве поставщиков могут выступать посреднические структуры. Юридические функции связаны с правовым обеспечением и защитой прав собственности, подготовкой и ведением деловых переговоров, юридическим оформлением сделок и контролем за их исполнением. Технологические функции включают вопросы доставки и хранения материальных ресурсов. Им предшествует ряд вспомогательных функций по распаковке, расконсервации, заготовке и предварительной обработке.
Потребляемые материальные ресурсы на промышленных предприятиях можно разделить на основные и вспомогательные. К основным относятся сырьевые материалы, не прошедшие первичной обработки. Исходные материалы, прошедшие небольшую степень обработки, и предварительно смонтированные детали, составляющие значительную часть конечного продукта, относят к полуфабрикатам. Их закупка не отличается от закупок обычного сырья и материалов. Вспомогательные материалы занимают обычно небольшую часть в составе конечного продукта. К ним можно отнести всевозможные металлические изделия, проволоку, монтажные болты и др. Существует и группа производственных материалов, которые обеспечивают ввод в эксплуатацию машин и оборудования. К ним относятся различного рода горюче-смазочные материалы, охлаждающая жидкость, электроэнергия и др. К числу комплектующих изделий относятся продукты, которые не требуют дополнительной обработки.
В зависимости от системы обеспечения и особенностей движения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям различают транзитную и складскую формы материально-технического обеспечения. МТО предприятий направлено на обеспечение сокращения издержек производства и создание условий для бесперебойного процесса производства. Оно предполагает решение следующих задач:
Решение этих задач требует применения логистических подходов. Логистика охватывает все виды деятельности по перемещению материальных ресурсов во времени и в пространстве. Функции логистики реализуются на всех стадиях производства и движения материальных ресурсов. Поэтому разделяют логистику производства, снабжения и сбыта. Функции логистики тесно переплетаются с другими функциями по обеспечению движения материальных потоков.
Организация МТО — это организация системы обеспечения производственного предприятия материально-техническими ресурсами. Каждая организационная структура материально-технического обеспечения промышленного предприятия имеет в составе инфраструктуру снабжения и организационную структуру управления МТО. Рассмотрим каждую из этих составляющих. Инфраструктура МТО включает подразделения складского, транспортного и заготовительного хозяйства. На отдельных предприятиях могут быть также подразделения по переработке отходов производства и тарного хозяйства. Складское хозяйство — это основное структурное подразделение службы МТО предприятия. Его собственная организационная структура устанавливается в зависимости от производственной структуры самого предприятия. Поэтому состав складского хозяйства может быть представлен сетью общезаводских складов или складами отдельных производств, сетью цеховых складов и складских участков на крупных специализированных участках. По выполняемым функциям склады на промышленных предприятиях могут быть: материальными, производственными, сбытовыми и прочие.
Материальные склады, или склады материально-технического обеспечения, в основном предназначены для осуществления складских операций со всеми поступающими материально-техническими ресурсами. Это могут быть сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и др. Производственные склады предназначены для осуществления складских операций с материалами собственного производства. Это могут быть склады для размещения собственного оборудования и инструментов. Сбытовые склады предназначены для размещения готовой продукции предприятия. Прочие специализированные склады на предприятии предназначены для осуществления складских операций с материалами специального назначения.
Общезаводские склады могут быть разделены также и по уровню специализации. Для специальных материалов, преимущественно одного назначения, создаются специализированные склады, для многономенклатурных материалов — универсальные. Склады могут быть устроены под стеллажное и штабельное хранение материалов или их сочетание. По устройству склады можно разделить на закрытые, открытые площадки и навесы (полузакрытые). В целом структура складского хозяйства на промышленных предприятиях может обусловливаться: отраслевым характером производства, масштабом и размером предприятия, масштабами и типом производства, а также организацией производства и управления. Структура складов МТО на промышленных предприятиях характеризуется также номенклатурой хранимых материалов, объемами, функциональным назначением, потребительскими свойствами и особенностями их производственного потребления. Для выполнения технологических функций по предварительной обработке материалов, заготовке и подготовке продукции к производственному потреблению на промышленных предприятиях создается заготовительное хозяйство, которое входит в организационную структуру службы МТО предприятия. Таким образом, МТО предприятия материальными ресурсами включает выполнение следующих функций:
Существуют логистические системы, ориентированные на планирование потребностей ресурсов. Наиболее известные из них MRP-1и MRP-2.
MRP-1 является одной из самых распространённых в логистике систем, основанных на толкающем принципе. Эта система представляет собой совокупность программных средств обработки данных, направленную на формирование планов, графиков производства для синхронизации процессов перемещения материальных ресурсов и снижения процессов запасов.
MRP-1 опирается на:
Сначала анализируется спрос и собирается информация о заказах, из этого составляется производственная программа. После этого уже собирается информация о нормах расходов материальных ресурсов и о запасах, на базе этой информации создаётся программный комплекс MRP-1, который в свою очередь позволяет составлять планы, графики и программы производства.
Цели системы MRP-1:
Система MRP-2 - система планирования потребностей/ресурсов второго поколения, представляет собой интегрированную микрологистическую систему, в которой объединены финансовое планирование и логистические операции.
Данная система является эффективным инструментом планирования для реализации стратегических целей предприятия в логистике, маркетинге, производстве, финансах, планировании и управлении организационными ресурсами предприятия с целью достижения минимального уровня запасов в процессе контроля над всеми стадиями производственного процесса.
Преимущество систем MRP-2 перед системами MRP-1: более полное удовлетворение потребительского спроса, достигаемое путем сокращения продолжительности производственных циклов, уменьшения запасов, лучшей организации поставок, быстрой реакции на изменения спроса, большей гибкости планирования, что способствует уменьшению логистических издержек по управлению запасами
В основу определения организационной структуры управления МТО должны быть положены принципы, которые обеспечивают весь спектр функций управления совокупностью подразделений. Это прежде всего малозвенность в управлении, гибкость, эффективная система связи, принцип единоначалия и четкое разграничение функций. Существуют три формы организации управления МТО: централизованная, децентрализованная и смешанная. Централизованная система управления предусматривает сосредоточение функций в пределах единой службы МТО, которая обусловлена территориальной целостностью предприятия, производственным единством предприятия и относительно узкой номенклатурой потребляемых материалов. Децентрализованная система управления предусматривает рассредоточение функций, что обусловлено территориальной разобщенностью предприятия, производственной самостоятельностью подразделений и относительно широкой номенклатурой материалов. Смешанная система МТО объединяет обе приведенные выше структуры.
Информация о работе Оптимизация управления закупками материально-технических ресурсов в организации