Оптимизация управления закупками материально-технических ресурсов в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является получение опыта в исследовании ОАО «Алтай-Пригород», также цель курсовой работы заключается в получении новых знаний относительно сущности изучаемого предприятия, проблемных вопросов темы и возможных путей их решения.
Для достижения указанной цели в процессе исследования были поставлены следующие задачи: изучить оптимизацию управления закупками материально-технических ресурсов в организации, изучить методы анализа запасов, методы планирования, рассмотреть варианты выбора поставщика.

Файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент 19 вариант.docx

— 296.19 Кб (Скачать файл)

Вывод: Производственный цикл представляет собой период нахождения его в предприятии от запуска и исходных материалов в основное производство и до получения готовой продукции (в нашем случае оказание транспортных услуг). В 2012 г. ПЦ равен 1,9 дням, это очень хороший показатель, потому что это приводит к высокой оборачиваемости ПЦ, следовательно приводит к высвобождению денежных ресурсов, которые могут быть направлены на расширение производства.

Операционный цикл показывает время, на которое ресурсы компании, включая полученные в виде отсрочек платежа, коммерческих или товарных кредитов (кредиторской задолженности) замораживаются в запасах и дебиторской задолженности. В 2013 году он составил 22,28 дня. По отношению к 2012 году операционный цикл повысился на 3,92 дня.

Финансовый цикл представляет собой период, в течение которого денежные средства вовлечены в оборот и не могут быть использованы предприятием произвольным образом. Иначе говоря, финансовый цикл – это период времени между оплатой кредиторской задолженности (аванса) поставщику сырья и поступлением средств от дебиторов за отгруженную продукцию. Он сократился на 2,6%, это послужило тому, что снизился период оборачиваемости кредиторской задолженности на 10,5 дня.

2.6 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Этот раздел анализа является очень важным, поскольку его показатели дают обобщенную оценку работы фирмы как единого организма. Анализ результативности и экономической целесообразности функционирования хозяйствующего субъекта осуществляется с помощью системы абсолютных и относительных показателей, к которым относятся прибыль и различные показатели рентабельности.

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов, наиболее важные из которых представляются в форме № 2 финансовой отчетности.

Рассмотрим динамику величины и состава прибыли. Для удобства построим табл. 2.11, в которой наглядно показано формирование общего финансового результата организации в отчетном и предыдущем годах.

Таблица 2.11

Анализ финансовых результатов

Показатель

Ед.

изм.

За

2012 г.

За

2013 г.

Изменение

тыс. руб.

%

п.п.

1

2

3

4

5

6

7

1. Всего доходов и поступлений (с.2110+с.2310+с.2320+с.2340

+с.2450)

тыс.руб.

562202

630265

68063

121,6

х

%

100

100

х

х

-

2. Общие расходы финансово-хозяйственной  деятельности (с.2120+с.2210+с.2220+с.2330+

с.2350)

 

тыс.руб.

559954

626132

66178

11,8

х

То же, %, к сумме доходов и поступлений

(п.2 : п.1)·100

 

%

99,6

99,3

х

х

-0,3

3. Выручка от продаж (от реализации) (с.2110)

тыс.руб.

354670

379744

25074

7,07

х

То же, %, к сумме доходов и поступлений

(п.3 : п.1)·100

 

%

63,1

60,2

х

х

-2,9

4. Затраты на производство и  сбыт продукции 

тыс.руб.

527276

594312

67036

12,7

х

То же, %, к выручке от продаж (п.4:п.3)·100

 

%

148,7

156,5

х

х

7,8

В том числе:

           

4.1. Себестоимость продукции (с.2120)

тыс.руб.

527276

594312

67036

12,7

х

То же, %, к затратам на производство и сбыт продукции (п.4.1:п.4)·100

 

%

100

100

х

х

0

4.2. Коммерческие расходы (с.2210)

тыс.руб.

2224

2527

303

13,6

х

То же, %, к затратам на производство и сбыт продукции (п.4.2:п.4)·100

 

%

0,4

0,4

х

х

0

4.3. Управленческие расходы (с.2220)

тыс.руб.

25971

26199

228

0,9

х

То же, %, к затратам на производство и сбыт продукции (п.4.3:п.4)·100

 

%

4,9

4,4

х

х

-0,5

5. Прибыль, (убыток) от продаж (с.2200)

тыс.руб.

200801

243294

42493

21,2

х

То же, %, к выручке от продаж (п.5:п.3)·100

 

%

56,6

64,1

х

х

7,5

6. Доходы по операциям финансового  характера (с.2310+с.2320)

тыс.руб.

-

-

-

-

х

То же, %, к сумме доходов и поступлений

(п.6:п.1)·100

 

%

-

-

х

х

-

7. Расходы по операциям финансового  характера (с.2330)

тыс.руб.

-

-

-

-

х

То же, %, к общим расходам (п.7: п.2)·100

 

%

-

-

х

х

-

8. Прочие доходы (с.2340)

тыс.руб.

206441

248973

   

х

То же, %, к сумме доходов и поступлений

(п.8: п.1)·100

 

%

36,7

39,5

х

х

2,8

9. Прочие расходы (с.2350)

тыс.руб.

4483

3094

-1389

-31

х

То же, %, к общим расходам (п.9: п.2)·100

 

%

0,8

0,5

х

х

-0,3

10. Прибыль (убыток) до налогообложения (балансовая) (с.2300)

тыс.руб.

1157

2585

1428

123,4

х

То же, %, к сумме доходов и поступлений (п.10:п.1)·100

 

%

0,2

0,4

х

х

0,2

11. Текущий налог на прибыль (с.2410)

тыс.руб.

-

-

-

-

х

То же, %, к прибыли до налогообложения        (п.11: п.10)·100

 

%

-

-

х

х

-

12.Чистая прибыль (с.2400)

тыс.руб.

65

1037

972

1495,4

х

То же, %, к прибыли до налогообложения      (п.12: п.10)·100

 

%

5,6

40,1

х

х

34,5


Выводы: Увеличение показателя “выручка от продаж”, который вырос на 7,07%, свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект все больший доход получает от основной деятельности.

Увеличение удельного веса показателей “общие расходы по финансово-хозяйственной деятельности”, который вырос на 11,8% и “затраты на производство и сбыт продукции”, который вырос на 12,7%, свидетельствует об отрицательной тенденции .

Рост абсолютного значения прибыли от продаж, которая выросла на 21,2% и её удельного веса в выручке от продаж благоприятен и свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и производства.

Рост прибыли до налогооблажения, которая выросла на 123,4% или 1428 тыс.руб. и чистой прибыли, которая выросла на 1495,4% или 972 тыс.руб., свидетельствует о положительных тенденциях в деятельности хозяйствующего субъекта. 

2.7 Анализ показателей  рентабельности

Абсолютные показатели прибыли, не дают полной информации о эффективности функционирования организации, а лишь характеризуют масштабы получаемых результатов. Для относительной оценки эффективности используют показатели рентабельности, которые характеризуют относительный эффект от использования организацией тех или иных активов, капитала, затрат и т.д. Проанализируем финансовую отдачу от вложенного капитала. Экономический смысл показателей эффективности заключается в получении прибыли на 1 рубль используемых активов, капитала или затрат понесенных для получения данной прибыли.

Результаты расчетов приведены в табл. 2.12.

 

 

 

Таблица 2.12

Анализ рентабельности организации

 

 

Показатели

Расчет показателя

Сумма

Изменения

Абс.

Относитель-

ные, %

За

2012 г.

За

2013 г.

1

2

3

4

5

6

7

1

Выручка за период (), тыс. руб.

Ф.№2

354670

379744

25074

7,1

2

Себестоимость реализованной продукции (С/С)

Ф.№2

527276

594312

67036

12,7

3

Прибыль от продаж (), тыс. руб.

Ф.№2

200801

243294

42493

21,2

4

Чистая прибыль (), тыс. руб.

Ф.№2

65

1037

972

1495,4

5

Средний объем ОА (), тыс. руб.

 

37343,5

62227

24883,5

66,6

6

Средний объем активов (Аср), тыс. руб.

 

99028,5

125416

26387,5

26,6

7

Рентабельность продаж по прибыли от продаж (), %

 

56,6

64,1

7,5

13,3

8

Рентабельность ОА по прибыли от продаж (), %

 

537,7

391

-145,7

-27,3

9

Рентабельность ОА по чистой прибыли

(), %

 

0,2

1,7

1,5

750

10

Общая рентабельность производства

(), %

 

36,1

39,1

3

8,3

11

Чистая рентабельность производства

(), %

 

0,01

0,2

0,19

1900

12

Общая рентабельность собственного капитала  (), %

 

-83

-100,8

-17,8

21,4

13

Чистая рентабельность собственного капитала  (), %

 

-0,03

-0,4

-0,37

1233,3

14

Общая рентабельность инвестированного капитала ( ), %

 

-88,9

-110,6

-21,7

24,4

15

Чистая рентабельность инвестированного капитала ( ), %

 

-0,03

-0,5

-0,47

1566,7

16

Общая рентабельность продукции ( ), %

 

38,1

40,9

2,8

7,3

17

Чистая рентабельность проудкции ( ), %

 

0,01

0,2

0,19

19


Вывод: Рентабельность продаж повысилась на 13,3%, это значит, что предприятие получает 13,3% с каждого рубля продаваемой продукции(услуги).

Рентабельность ОА по прибыли от продаж снизилась на27,3%, следовательно, на 27,3% понизилась степень эффективности использования имущества предприятия, соответственно снизилась норма прибыли на 27,3%. Рентабельность ОА по чистой прибыли повысилась на 750%, это означает, что увеличилась мера доходности предприятия.

Общая рентабельность производства увеличилась на 8,3%, это свидетельствует о том, что на 8,3% увеличилось размещение прибыли на каждую единицу денежных средств вложенных в производство.

Чистая рентабельность производства показывает, что на 1900% увеличилась прибыль, которую получит предприятие на единицу стоимости капитала.

Чистая рентабельность собственного капитала увеличилась на 1233,3% и составила на 2013 год. -0,4, что говорит о том, что величина прибыли, которую получит предприятие на единицу стоимости собственного капитала, будет равняться показателю “чистой рентабельности инвестиционного капитала”.

Чистая рентабельность продукции увеличилась на 19%, это означает то, что величина прибыли, которую получит предприятие на единицу стоимости продукции составит 19%.

Основными путями повышения рентабельности продаж являются:

1. Снижение  затрат на единицу продукции.

2. Улучшение  использования производственных  ресурсов, формирующих себестоимость (снижение фондоемкости, материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациоемкости продукции и повышение обратных им показателей фондоотдачи, материалоотдачи и т.д.)

3. Увеличение  объема производства.

4. Увеличение  цен на продукцию, сопровождаемый  улучшением ее качества.

Факторный анализ рентабельности собственного капитала при помощи модели Дюпон

Математическое представление модифицированной модели Дюпон имеет вид:

       (2.9)

где:

 ЧРск– чистая рентабельность собственного капитала;

ЧП - чистая прибыль;

Активы – среднегодовая сумма активов организации;

Выручка - (объем производства) выручка от реализации;

СК - собственный капитал организации;

 

 

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает форму №2 “Отчет о финансовых результатах”, второй – актив баланса, третий – пассив баланса.

Данная модель позволяет принимать управленческие решения для повышения рентабельности СК организации, как основного показателя характеризующего ее деятельность. Кроме того, существует двухфакторная модель Дюпон, которая характеризует рентабельность активов.

Вывод: Из расчетов можно сделать вывод, сколько чистой прибыли приходится на 1 рубль собственного капитала. В нашем случае этот показатель увеличился на 0,37% и составил на 2013 год -0,4, это можно объяснить тем, что снизилась эффективность использования собственных средств предприятия.

 

2.8 Оценка вероятности  банкротства предприятия по модели  Альтмана

Для успешного хозяйствования на основе рыночных отношений существенно важной становится оценка вероятности банкротства субъектов предпринимательской и другой деятельности.

Одной из методик такой оценки является пятифакторная модель Альтмана.

Индекс Альтмана «Z» определяется численно по формуле

Z = 1,2* Х1 + 1,4* Х2 + 3,3* Х3 + 0,6 *Х4 + 1,0* Х5       (2.10)                   

где:

 Х1 = оборотный  капитал/активы

Х2 = нераспределенная прибыль/активы

Х3 = прибыль до налогообложения/активы

Х4 = собственный капитал/обязательства предприятия

Х5 = выручка (общий доход) /активы

Таким образом, рассчитанные коэффициенты (Х1, Х2, Х3, Х4, Х5) умножаются на соответствующие веса.  Рассчитаем Z в табл. 2.14.

Таблица 2.13

Расчет вероятности банкротства по модели Альтмана

Показатели

2012г

2013г

Х1

0,4

0,5

Х2

-2,3

-1,6

Х3

0,01

0,02

Х4

-0,7

-0,6

Х5

3,4

2,6

Z

0,273

0,666


Вывод: Значение индекса Z ниже 1,8, следовательно ситуация на предприятии ОАО «Алтай-Пригород» нестабильна, степень вероятности банкротства очень высокая, 80-100%.

СТЕПЕНЬ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЯЕМОЙ ПО ИНДЕКСУ Э. Альтмана

Таблица 2.14

Значение индекса «Z»

Степень вероятности банкротства

1,8 и ниже

Очень высокая, 80-100%

От 1,81 до 2,6

Средняя, 35-50%

От 2,61 до 2,9

Вероятность невелика, 15-20%

От 2,91 до 3,0 и выше

Ситуация на предприятии стабильна, риск неплатежеспособности мал


С учетом отраслевой специфики возможна и другая шкала, индекс интерпретации значения.

2.9 Анализ безубыточности предприятия

Безубыточная деятельность предприятия характеризуется таким объемом производства продукции при котором выручкой от реализации покрываются все издержки предприятия, т.е. прибыль равно 0. Такой объем производства и реализации продукции называется критическим. Для определения критического объема производства может использоваться аналитический и графический методы.

Выполним анализ соотношение переменных и постоянных затрат на производство в следующей таблице 2.15.

Таблица 2.15

Анализ соотношения переменных и постоянных затрат

Наименование показателя

Годы

Изменение

2012

2013

2012-2013

1. Выручка от реализации продукции, т.р.

354670

379744

25074

2. Затраты на производство и  реализацию продукции, т.р.

527276

594312

67036

2.1.Переменные затраты, всего

     

2.2. Переменные затраты на единицу  продукции

     

2.3. Постоянные затраты, всего

     

3. Точка безубыточности, шт.

     

4. Порог рентабельности, т.р.

     

5. Запас финансовой прочности, т.р.

     

6. Операционный рычаг

     

 

Таблица 2.16

2012

Период

Пассажирооборот

СС

Пасс.

527276

389700

1 квартал

   

2 квартал

   

3 квартал

   

4 квартал

   

Среднее значение

   

Информация о работе Оптимизация управления закупками материально-технических ресурсов в организации