Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:15, курсовая работа
Целью исследования являются экономические отношения, связанные с выявлением особенностей и проблем финансирования бюджетных учреждений.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть общую характеристику и значение финансового плана бюджетного учреждения;
рассмотреть основные особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений;
проанализировать источники финансирования сферы образования России;
выявить особенности организации деятельности и проблемы финансирования системы образования в период экономического кризиса.
введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время в России осуществляют свою деятельность достаточно большое количество учреждений, финансируемых из бюджета, внимание к которым со стороны государства недостаточно или вообще отсутствует. Основной проблемой является катастрофическая нехватка средств и недофинансирование из бюджета. Бюджетные организации - сейчас это наименее экономически защищенная категория хозяйствующих субъектов. В настоящее время обостряет проблему финансирования то, что бюджет обеспечивает не более 60% потребности образовательных учреждений. В основном эти средства идут на заработную плату с начислениями.
Финансирование всех бюджетных учреждений производится на основании утвержденных бюджетных смет. Бюджетная смета представляет собой утвержденный в установленном порядке финансовый план, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований. Бюджетная смета должна составляться на основе прогнозируемых объемов предлагаемых государственных или муниципальных услуг с учетом установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление и затем утверждаться главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, в ведении которых находятся бюджетные учреждения.
От правильного и грамотного составления финансового плана зависит четкая, бесперебойная и эффективная работа финансового механизма бюджетной организации, а также рациональное расходование бюджетных средств всех уровней.
Сложность и ответственность при составлении финансового плана бюджетного учреждения заключается в том, что выделенные по плану ассигнования должны точно соответствовать произведенным за год расходам. При недофинансировании бюджетного учреждения произойдут сбои в его нормальной работе, и оно не сможет эффективно выполнять свои функции, возложенные на него государством. При излишнем финансировании средства отвлекаются от других важных социальных нужд государства. Поэтому важно оптимизировать порядок предоставления средств из бюджета, добиваясь, чтобы они использовались с наибольшим эффектом.
Исполнение финансового плана каждого бюджетного учреждения важная часть бюджетной политики в целом. Во-первых, расходование полученных средств должно быть строго по целевому назначению. Во-вторых, необходимо своевременно реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и при возможности вносить изменения в бюджетные ассигнования в пределах региона или на уровне главного распорядителя бюджетных средств.
Степень разработанности проблемы исследования. Теоретические и практические вопросы, связанные с особенностями финансирования государственных общеобразовательных учреждений, являются важным направлением в российской финансовой науке. Специфика финансирования бюджетных учреждений посвящено большое количество работ как западных так и отечественных экономистов. Среди них: Д.Л. Бакиева1, Н.И. Вишняков2, В.М. Миняев,С.В. Галицкая3, Г.В. Савицкая4, Л.Я. Гервиц5 и других.
Целью исследования являются экономические отношения, связанные с выявлением особенностей и проблем финансирования бюджетных учреждений.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть общую характеристику и значение финансового плана бюджетного учреждения;
Объектом исследования является бюджетное учреждение МОБУ СОШ №2 г. Агидель РБ.
Предметом исследования является экономические отношения, в части особенностей и проблем финансирования бюджетных учреждений.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, посвященные вопросам государственного финансирования социальных расходов, проблемам организации финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях, созданию необходимых финансовых условий для повышения качества образования. Для решения поставленных в работе задач применялись методы системного анализа, имитационного моделирования, классификационного и статистического анализа В процессе исследования были использованы законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность государственных общеобразовательных учреждений, а также, статистические данные государственной статистики, международных организаций, характеризующие финансовые и организационные аспекты функционирования и развития системы образования.
Информационную базу исследования сформировали федеральные законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты Минфина России и иных органов исполнительной власти Российской Федерации, официальные статистические материалы, статьи отечественных и зарубежных экономистов. В ходе исследования использовались данные бухгалтерского учета и отчетности муниципальных учреждений, а также собственные расчеты автора.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации, полученные в процессе работы, углубляют теоретико-методологические аспекты организации и ведения бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях, обеспечивают функционирование эффективной системы бухгалтерского учета доходов и расходов в рамках управленческого учета, на их основе могут проводиться дальнейшие теоретические и методологические исследования в этой области.
Практическая значимость исследования результатов курсовой работы состоит в том, что методические положения, практические рекомендации и выводы, изложенные в работе, могут быть использованы государственными общеобразовательными учреждениями, а также государственными органами власти при определении основных параметров финансирования с учетом специфики общеобразовательных учреждений.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, 2 таблиц, 1 рисунка и 1 формулы, списка использованной литературы и источников, включающего 30 наименований. Общий объем курсовой работы составляет 56 страниц машинописного текста.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОсобенностЕЙ финансирования бюджетных организаций
1.1 Характеристика и значение финансового плана бюджетного учреждения, проблемы финансирования
Общая характеристика сметно-бюджетного финансирования.
Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы (ст.161 БК РФ)6. Среди бюджетных учреждений школы, вузы, поликлиники, больницы, детские сады и др.
В бюджетном праве смета – это утвержденный в установленном порядке финансовый план, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований7.
Бюджетным кодексом с 1 января 2008 г. РФ введено понятие «бюджетная смета». В соответствии со ст.221 измененного Бюджетного кодекса РФ утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения, к которым согласно ст. 70 Бюджетного кодекса РФ относятся обязательства по:
– оплате труда работников бюджетных учреждений, денежному содержанию (денежному вознаграждению, денежному довольствию, заработной плате) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
– оплате поставок товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных (муниципальных) нужд;
– уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
– возмещению вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.
Согласно ст. 221 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации
Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений принимается в форме единого документа, который устанавливается главным распорядителем средств бюджета.
Наличие финансового плана обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств.
В течение переходного периода бюджетное учреждение составляет два отдельных документа:
– бюджетную смету;
– смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности. То есть бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последние представим в виде таблицы 1.
Таблица 1 – Внебюджетные поступления бюджетных учреждений
Внебюджетные поступления | ||
№ |
Подгруппы |
Описание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Целевые средства и безвозмездные поступления |
Целевые средства являются специфическим источником приобретения активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия. |
2 |
Средства, поступившие во временное распоряжение учреждения |
Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений, подлежат учету в кредитных организациях на лицевых счетах, открываемых бюджетным учреждениям на балансовых счетах. Такие средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению. К ним, например, относятся средства, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия, не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества, а также залоговые суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора. |
3 |
Средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др. |
Для учета средств, поступающих в бюджетные учреждения от государственных внебюджетных фондов, предназначен субсчет 115, который может применяться органами социальной защиты населения при получении средств из Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий и пособий, а также учреждениями здравоохранения при осуществлении медицинского обслуживания населения за счет средств Фонда социального страхования РФ. |
4 |
Средства, полученные от предпринимательской деятельности |
Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. |
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ч.1 ст.2)8.
Деятельность бюджетного
учреждения финансируется из соответствующего
бюджета или бюджета государств
Финансирование бюджетных учреждений состоит из следующих этапов:
– составление и утверждение бюджетной росписи;
– утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, также утверждение бюджетных смет распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
– утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
– принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
– подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Составление и утверждение смет.
Показатели бюджетной сметы, устанавливающие объем и распределение направлений расходования, формируются:
– на период одного финансового года в соответствии с лимитами бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения;
– в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.
При этом в целях ведения аналитического учета главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели бюджетной сметы по кодам аналитических показателей. Так, например, расходы бюджетного учреждения на оплату коммунальных услуг, отражаемые по коду классификации операций сектора государственного управления 223 «Коммунальные услуги», можно разделить на:
– оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению;
– оплату услуг по холодному водоснабжению;
– оплату услуг по газоснабжению;
– оплату услуг по предоставлению электроэнергии;
Информация о работе Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений