Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:15, курсовая работа
Целью исследования являются экономические отношения, связанные с выявлением особенностей и проблем финансирования бюджетных учреждений.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть общую характеристику и значение финансового плана бюджетного учреждения;
рассмотреть основные особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений;
проанализировать источники финансирования сферы образования России;
выявить особенности организации деятельности и проблемы финансирования системы образования в период экономического кризиса.
Экономическая классификация, в соответствии с которой осуществляется планирование и финансирование бюджетных учреждений, утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.96 № 115-ФЗ с изменениями и дополнениями. Разъяснения к ней утверждены Приказом Министерства финансов от 28 октября 2009 г. № 107н «О порядке применения бюджетной классификации Российской».
Экономическая классификация расходов бюджетов (ЭКР) определяет направления расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления. В зависимости от степени влияния на чистую стоимость активов экономическая классификация расходов бюджетов РФ состоит из следующих групп (1-й разряд кода ЭКР):
200 – расходы;
300 – поступление нефинансовых активов;
500 – поступление финансовых активов;
600 – выбытие финансовых активов.
Кроме того, экономическая классификация расходов состоит из статей и соответствующих подстатей, отражающих наиболее детальное распределение расходов бюджетов. При этом в новой экономической классификации расходов затраты бюджетного учреждения представлены по сравнению с ранее действовавшей экономической классификацией более обобщенно.
Расходы на оплату труда - наиболее крупный по объему вид расходов бюджетного учреждения. Учитывая, что они, как правило, относятся к так называемым «защищенным» статьям бюджета и финансируются в полном объеме, к их расчету следует подойти с особой тщательностью10.
Расходы на оплату труда рассчитываются отдельно по категориям работающего персонала:
а) педагогического;
б) руководящих работников, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного;
в) дополнительная оплата, прочие денежные выплаты.
После расчета фонда
оплаты труда необходимо
Расчетный объем средств на оплату коммунальных услуг зависит от объема и площади помещений, от условий обеспечения тепловыми и энергетическими ресурсами. При этом должна рассчитываться кубатура отапливаемых помещений. При определении потребности в финансовых ресурсах по данной статье расходов необходимо обеспечить выполнение установленных санитарно-гигиенических требований к учебным помещениям.
Потребность определяется исходя из объемов утвержденного лимита потребления тепловой энергии и стоимости данного вида тепловой энергии, а также затрат на техобслуживание котельных, доставку и разгрузку топлива.
Затраты на освещение зависят от площади освещаемых помещений, их функционального назначения (кабинет, коридор и т.д.), тарифов на электроэнергию, а также климатических и географических условий. Ассигнования на освещение помещений определяются по нормам, на основе утвержденных лимитов потребления электроэнергии в натуральном выражении (тыс. кВт час) или по среднесложившимся удельным величинам расхода электроэнергии на 1 м2 площади в год.
Расчетный объем средств по прочим коммунальным расходам определяется обычно исходя из фактического расхода за ряд предшествующих лет. При наличии кредиторской задолженности поставщикам услуг эти суммы также следует учитывать при формировании потребности на очередной финансовый год.
Затраты на капитальный ремонт, как правило, планируются учредителем по адресной программе ремонтных работ. При выделении средств определяется приоритетность, учитывается техническое состояние зданий и сооружений, составляется проектно-сметная документация.
Размер необходимых ассигнований на осуществление капитального ремонта определяется на основе прилагаемых актов технического состояния (аварийности) и проектов смет на капитальный ремонт. При долгосрочном (переходящем на новый финансовый год) капитальном ремонте используются данные заключенных государственных контрактов.
Вознаграждения физическим лицам за выполненные работы (услуги) по договорам гражданско-правового характера, с учетом начисленных сумм единого социального налога, отражаются по соответствующим подстатьям ст. 220 «Приобретение услуг» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Расходы при выполнении работ хозяйственным способом (ремонт, строительство и т.п.) отражаются по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации, исходя из их экономического содержания. В случае выполнения указанных работ подрядным способом, они подлежат отражению по конкретной (одной) статье или подстатье экономической классификации, исходя из предмета договора (соглашения) на проведение работ (оказание услуг).
Определение объемов расходов обычно осуществляется исходя из заключенных и планируемых к заключению договоров с учетом фактического исполнения сметы предыдущего планового периода и динамики цен и тарифов.
Ст. 290 «Прочие расходы» включает в себя расходы по выплате стипендий и оплату налогов в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, производимые бюджетными учреждениями. На эту же статью относятся все остальные затраты, за исключением капитальных вложений в нефинансовые активы, а также расходы, связанные с обслуживанием финансовых активов.
В то же время оплата налогов, не включаемая в состав расходов (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость), отражается со знаком «минус» по соответствующим кодам доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, отражающих объекты налогообложения.
Капитальные расходы включены в статью 300 «Поступление нефинансовых активов».
Расходы на приобретение мягкого инвентаря чаще всего планируются по школам-интернатам и дошкольным учреждениям. Планируемые средства зависят от наличия постельных принадлежностей, одежды и обуви; потребности в них; цены продукции.
Расходы на проведение культурно-массовых, спортивных, оздоровительных, социальных и иных мероприятий – по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, планируются исходя из экономического содержания проводимых в рамках указанных мероприятий расходов.
Расходы на проведение культурно-массовых, спортивных, оздоровительных, социальных и иных мероприятий, могут быть осуществлены двумя способами11:
– путем оформления между заказчиком мероприятия (получателем бюджетных средств) и исполнителем договора, в рамках которого исполнитель берет на себя организацию мероприятия и осуществление всех расходов, связанных с его реализацией (аренда помещений, транспортные и иные расходы). В этом случае заказчик мероприятия расходы по оплате договора на организацию и проведение работ и мероприятий в рамках текущей деятельности должен относить на подстатью 226 «Прочие услуги» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
– путем оформления между заказчиком мероприятия (получателем бюджетных средств) и исполнителем договора на оказание соответствующих услуг (договор на оказание транспортных услуг, договор аренды, договор на приобретение нефинансовых активов и т.д.). В этом случае заказчик мероприятия расходы по оплате договоров в рамках текущей деятельности должен осуществлять по соответствующим статьям и подстатьям экономической классификации расходов, исходя из их экономического содержания. Расходы на реализацию федеральных или региональных целевых программ относят на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации исходя из их экономического содержания (в том числе по подстатье 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»)12.
Исходя из вышеизложенного, оплата расходов, связанных с повышением квалификации и профессиональной переподготовкой работников, включая расходы, связанные с оплатой командировок, отражается по соответствующим статьям и подстатьям:
– суточные - по подстатье 212 «Прочие выплаты»;
– оплата проезда - по подстатье 222 «Транспортные услуги»;
– оплата общежития, мест в гостиницах - по подстатье 226 «Прочие услуги»;
– оплата стоимости обучения на курсах повышения квалификации, участия в семинарах - по подстатье 226 «Прочие услуги».
Служебной командировкой считается поездка работников по распоряжению руководителя образовательного учреждения на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, не рассматриваются в качестве командировок.
Командировка оформляется приказом по учреждению с указанием пункта назначения, учреждения (организации), куда командируется работник, срока и цели командировки, Время пребывания работника в месте командировки определяется по отметкам о дне прибытия и дне выбытия, проставляемым в его командировочном удостоверении. Приказ о направлении работника в командировку не издается и командировочное удостоверение не выписывается, если работник должен возвратится из командировки на место постоянной работы в тот же день. За командированным работником сохраняются место работы и средний заработок за время командировки, включая время нахождения в пути. При отправлении транспорта до 24 ч. включительно днем отъезда считаются текущие сутки, а с 0 ч. - следующие сутки. Аналогично определяется и дата приезда. Командированному работнику выплачиваются суточные за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздничные дни и дни нахождения в пути.
При финансировании бюджетных учреждений соблюдается строгий режим экономии в расходовании государственных средств.
Руководители учреждений, которым
предоставлено право
В условиях перехода к рынку, Правительство
ведет интенсивную работу по реализации
концепции совершенствования
– сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;
– определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;
– создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.
Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач формируемых по территориям России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Расходы бюджета подразделяются
по их влиянию на процесс расширенного
воспроизводства. В этом случае выделяются
текущие и капитальные
1.3 Основные проблемы бюджетного финансирования
Характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом:
– оплата труда;
– стипендия;
– трансферты;
– оплата коммунальных услуг;
– остальные виды расходов.
Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо.
2. Действующий порядок
бюджетного финансирования, установленный
БК РФ, характеризуется наличием
противоречий с действующим
3. Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает ряд проблем, решить которые не удаётся.
Информация о работе Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений