Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования являются экономические отношения, связанные с выявлением особенностей и проблем финансирования бюджетных учреждений.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть общую характеристику и значение финансового плана бюджетного учреждения;
рассмотреть основные особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений;
проанализировать источники финансирования сферы образования России;
выявить особенности организации деятельности и проблемы финансирования системы образования в период экономического кризиса.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

4. В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием – целями, на достижение которых направляются бюджетные средства.

5. Возможности маневрирования  ресурсами носят ограниченный  характер, связанный с необходимостью  строгого соблюдения установленных  бюджетных процедур.

 Всё это позволяет  предположить, что бюджетная   политика государства  направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования.

По итогам первой главы можно сделать вывод:

1. Бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы (ст. 161 БК РФ).

2. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основе сметы, т.е. плана расходов бюджетного учреждения, который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной приносящей доход деятельности.

3. Проблемой финансирования бюджетных учреждений является катастрофическая нехватка средств и недофинансирование из бюджета.

Во второй главе проведём анализ источников финансирования бюджетных учреждений сферы образования, также анализ особенностей организации деятельности и проблем финансирования системы образования в период финансово-экономического кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ  БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

2.1 Анализ источники финансирования бюджетных учреждений сферы образования

 

В Российской Федерации  в настоящее время действуют государственные, муниципальные и частные учебные заведения.

Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан. За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений.

Начальное и среднее  профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.

Расходы на образование  и подготовку кадров - самый крупный раздел расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах - более 30%. В расходах региональных бюджетов она составляет примерно 7%.

Из общей суммы расходов территориальных бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля (примерно 62%) направляется на содержание общеобразовательных  учреждений, на втором месте дошкольные учреждения - 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% на начальное и среднее профессиональное образование и примерно 1% на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используются на капитальные вложения.

Финансовое обеспечение  образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными  органами власти государственных и  местных нормативов.

В основе этих нормативов лежат следующие параметры, заложенные в Законе РФ «Об образовании»: финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. чел. населения Российской Федерации; для этого ежегодное выделение финансовых ресурсов должно составлять не менее 10% величины национального дохода; на финансирование вузов должно выделяться не менее 3% расходов федерального бюджета. Однако в настоящее время эти нормативы не выдерживаются, так как финансирование образования зависит от величины бюджетных доходов13.

Во многих странах  мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.

Рынок образовательных  услуг призван удовлетворять  не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:

– предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;

– взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования выступает доход от сдачи в  аренду свободных помещений.

Важным механизмом бюджетного финансирования образовательных учреждений выступает нормативная величина федерального норматива бюджетного финансирования. Федеральный норматив бюджетного финансирования – нормативная стоимость реализации государственной образовательной программы в течение года по типам и видам образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося. Размер федерального норматива – минимальная стоимость, обязательная для исполнения бюджетов всех уровней. При его расчете не принимаются во внимание следующие расходы:

– текущие (коммунальные, т.е.: отопление, освещение, водоснабжение, канализация и другие);

– долгосрочные (капитальные) расходы.

Их финансирование происходит дополнительно к нормативу.

Федеральный норматив бюджетного финансирования рассчитывается по формуле14:

 

                                         ФНбф = ФОТ + ФМО,                                             (1)

 

где ФНбф – федеральный норматив бюджетного финансирования;

ФОТ – заработная плата (тарифная и надтарифная части); начисления на заработную плату; компенсационные  выплаты за книгоиздательскую продукцию; расходы на повышение разрядов и аттестацию педагогических работников;

 ФМО – учебные  расходы; канцелярские и хозяйственные расходы; расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования; прочее.

ФОТ и ФМО классифицируются   по типам   и видам образовательного

учреждения. При этом сумма норматива бюджетного финансирования регламентирована экономическими нормативами  на ФОТ и ФМО.

Соотношения на ФОТ и  ФМО устанавливаются на соответствующий  период на уровне федерального бюджета  и обязательны для региональных и муниципальных бюджетных уровней. Этот подход в потребности на нормативной    основе   в   финансовых    средствах    по общеобразовательным

учреждениям используется на всех уровнях бюджетного финансирования. В частности, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Рассмотрим виды бюджетных учреждений и источники их финансирования на рисунке 1.

 


Рисунок 1 – Финансирование бюджетных учреждений

 

С 1 января 2011 г. для ряда государственных и муниципальных учреждений вводится новая организационно-правовая форма - казенное учреждение. Особенности правового положения казенных учреждений установлены обновленной редакцией статьи 161 Бюджетного кодекса РФ. В целом, статус казенного учреждения аналогичен статусу бюджетного учреждения, определенному действующим в настоящее время законодательством.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Особенности правового положения бюджетных учреждений установлены статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о НКО)15.

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением  работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Определение автономного  учреждения, которое дает Закон об автономных учреждениях, практически  полностью совпадает с приведенным  выше понятием бюджетного учреждения. Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем  в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Правовое положение  автономных учреждений определяет Федеральный  закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях). Действие Закона о некоммерческих организациях на автономные учреждения не распространяется. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

 

2.2 Особенности организации деятельности и проблем финансирования системы образования в период финансово-экономического кризиса

 

Программа антикризисных  мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. предусматривает принятие конкретных мер на федеральном и региональном уровнях, в том числе выполнение в полном объеме публичных обязательств государства перед населением, усиление социальной защиты граждан, опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, поддержка студентов на весь период обучения, обеспечение занятости выпускников учебных заведений.

Начавшийся в 2008 г. финансово-экономический  кризис в определенной мере затрагивает  и систему образования России. Вопросы деятельности образовательных учреждений в условиях кризиса будут рассматриваться нами в рубрике «Финансовая академия»16.

В целях оказания методической помощи мы постараемся ответить на такие актуальные вопросы, как:

  • особенности организации деятельности и финансирования системы образования в период финансово-экономического кризиса;
  • бизнес и власть в доле с образованием и наукой;
  • модернизация и финансирование региональной системы образования в условиях кризиса;
  • обеспечение бюджетного финансирования образовательных учреждений;
  • о платности образовательных услуг;
  • о сохранении и укреплении материально-технической базы образовательных учреждений;
  • проблемы образовательных кредитов;
  • инновации в сфере образования и привлечение средств на ее развитие;
  • на что тратят президентский грант учителя;
  • о расходах на охрану образовательных учреждений;
  • о совершенствовании структуры системы профессионального образования;
  • образовательные учреждения расплачиваются за нарушение стандартов образования;
  • о решении финансовых вопросов в отношении правонарушителей, потерпевших и свидетелей;
  • о создании научно-образовательных центров.

Докатившийся до России мировой финансово-экономический  кризис затронул все отрасли ее экономики, включая систему образования. В этих непростых условиях образовательным учреждениям предстоит сохраняться и действовать, возможно, длительный период.

Информация о работе Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений