Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:15, курсовая работа
Целью исследования являются экономические отношения, связанные с выявлением особенностей и проблем финансирования бюджетных учреждений.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть общую характеристику и значение финансового плана бюджетного учреждения;
рассмотреть основные особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений;
проанализировать источники финансирования сферы образования России;
выявить особенности организации деятельности и проблемы финансирования системы образования в период экономического кризиса.
Согласно прогнозам
наших ученых-экономистов, на территории
Российской Федерации финансово-
Этому будут способствовать принимаемые финансовые меры, прежде всего в США, где, собственно, возник финансовый кризис, постепенно распространившийся на всю их экономику. А поскольку доллары США фактически сейчас являются важнейшим общемировым финансово-кредитно-денежным эквивалентом, то кризис стал быстро распространяться по всему миру, захватывая национальные финансово-кредитные системы других стран практически на всех континентах.
Глобальный финансовый кризис отрицательно отражается на экономике, во всех странах мира сокращается производство, растет безработица, снижаются доходы населения, что влечет за собой уменьшение спроса на товары и услуги.
Волнообразный характер кризиса в России связан с тем, что у нас одновременно используются в расчетах доллары США, евро и российские рубли. Многие российские предприятия и банки занимали в значительном размере средства за рубежом, что привело к огромным зарубежным долгам. Поэтому ослабление кризиса в России будет периодически возникать в случаях принятия в США, Евросоюзе и других странах конкретных мер по стабилизации финансового рынка.
При организации деятельности и финансировании системы образования России в 2009 – 2010 гг. требуется предусматривать финансирование образовательных учреждений в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ на проведение дополнительных антикризисных мер в сфере образования.
В Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. предусмотрено, что дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации. Эти субсидии составят девяносто процентов стоимости принятых региональных антикризисных программ.
В условиях кризиса в федеральном бюджете на 2009 г. намечается определенное сокращение непервоочередных расходов.
Такой же принцип бюджетного финансирования образовательных учреждений в кризисный период должен соблюдаться и во всех регионах России.
Это поможет выстоять в условиях финансово-экономического кризиса системе образования, обеспечить повсеместно выполнение гарантированной государством приоритетности образования.
Программа антикризисных
мер Правительства Российской Федерации
на 2009 г. содержит ряд важных для
системы образования мероприяти
Так, в приложении А «Основные мероприятия Правительства Российской Федерации и Банка России по оздоровлению российской экономики в 2009 г.» (п.1.1.8) предусмотрено включение расходов на заработную плату работникам бюджетных учреждений в перечень расходов, защищенных от сокращения.
Для практической реализации этого мероприятия требуется дополнительное принятие пакета нормативных правовых актов, регламентирующих механизм его осуществления. Необходимо детально определить права и обязанности всех участников процесса бюджетного финансирования бюджетных учреждений в период кризиса, ответственность за несоблюдение данного порядка государственного финансирования.
Сделать это обязательно требуется, так как прежняя подобная практика превращалась в диктат финансирующих органов, сопровождалась их самоуправством и безответственностью при фактическом нарушении установленного порядка.
Прежде всего, надо оперативно внести в Бюджетный кодекс РФ соответствующую дополнительную статью о включении расходов на заработную плату работникам бюджетных учреждений в перечень расходов, защищенных от сокращения в период кризиса.
Цена данного вопроса
весьма высока, ведь только в бюджетных
учреждениях системы
В пп.2.1 и 3.2 приложения А предусматривается увеличение авансирования выполнения мероприятий федеральных целевых программ.
В то же время сумма увеличения авансирования не определена, что затруднит реализацию этого мероприятия. Для системы образования данный источник бюджетного финансирования очень важен, так как только на федеральном уровне действует несколько федеральных целевых программ, в которых определено финансирование за счет средств федерального бюджета учреждений системы образования, исчисляемое в миллиардах рублей ежегодно.
В п.1.2 приложения А намечается поддержка образования (расходы всего 394,3 млрд. руб.). Подробной расшифровки с указанием конкретных мероприятий и сумм расходов по каждому из них в этом пункте не содержится, что затрудняет контроль за целевым и эффективным расходованием государственных средств в кризисный период.
Лишь в п.1.2.1 приложения А указаны субсидии на поддержку образовательного кредита в сумме 27,0 млн. руб. Это явно незначительная сумма, так как только в вузах на платной основе обучаются порядка 4,5 млн. студентов, среди которых многие нуждаются в получении образовательного кредита при условии соответствующей государственной поддержки.
При этом в самой Программе
антикризисных мер
Система образования призвана принимать активную роль в выполнении программы антикризисных мер.
Правительство запланировало направить в 2009 г. на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. чел.
Система образования
располагает возможностями
Это дает возможность
образовательным учреждениям
Однако намечаемые меры в рамках борьбы с безработицей в части профессиональной переподготовки порядка 3% от общего числа безработных, или в среднем по 2 тыс. чел. в каждом регионе страны, явно недостаточны, чтобы существенно повлиять на ситуацию с безработицей.
Важные меры предусмотрены
антикризисной программой по поддержке
обучающихся и выпускников
Правительство рассматривает возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения студентов, обучающихся с полным возмещением затрат. Это коснется почти 40% всех студентов вузов, обеспечив им гарантии стабильности оплаты за все время обучения.
На российском съезде ректоров вузов это мероприятие правительства нашло широкую поддержку, так как именно ректоры в пределах своей компетенции должны принимать такие решения.
Важной задачей антикризисной программы является обеспечение занятости выпускников школ, ВУЗов и ССУЗов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса.
Здесь намечаются меры по сохранению бюджетных мест на очных отдалениях вузов на уровне 2008 г., увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тыс. мест (в настоящее время 20 тысяч), в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тыс. мест).
Предусматривается изменение структуры подготовки в ВУЗах и ССУЗах. Имеется в виду увеличение числа бюджетных мест по наиболее востребованным техническим специальностям и снижение по специальностям в области экономики и управления, гуманитарных наук.
Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г. определила важные направления, однако при наличии в стране почти 3 тыс. вузов и их филиалов в расчете на одно учебное заведение высшего профессионального образования намечаемое, например, увеличение бюджетных мест в магистратуре и аспирантуре может оказаться недостаточным17.
Антикризисная программа предусматривает такое значимое мероприятия, как принятие закона, позволяющего образовательным учреждениям и научным организациям в системе образования создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространие практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.
Одновременно с принятием
такого закона, на мой взгляд, целесообразно
предусматривать в бюджетах суммы
государственной поддержки
Также следовало бы на субъекты малого предпринимательства в системе Минобрнауки России распространить предусмотренные в Основных мероприятиях Правительства Российской Федерации и Банка России по оздоровлению российской экономики в 2009 г.:
В условиях финансово – экономического кризиса в России, полагаю возможным возвратиться к ранее обсуждавшимся предложениям о заключении с поступающими в вузы договора о приеме на обучение на бюджетной основе с обязательством по окончании вуза отработать соответствующий срок (3 года) по полученной специальности в определенном регионе или отрасли экономики.
При этом государство, оплачивающее обучение, устанавливает порядок заключения таких договоров с обучающимися по наиболее востребованным в экономике специальностям с указанием конкретных льгот, включая производственную практику на современных предприятиях и в учреждениях, адаптированных к условиям рыночных отношений, внедряющих инновационные методы, выпускающих продукцию и оказывающих услуги, конкурентоспособные на российском и мировом рынке. Все это будет способствовать трудоустройству выпускников вузов.
Считаю целесообразным
не ограничиваться принятием Программы
антикризисных мер
В этом федеральном законе следовало бы отразить особенности организации деятельности и финансирования образовательных учреждений в условиях кризиса: стабильность бюджетного финансирования учебных заведений всех организационно-правовых форм, типов и видов; первоочередную подготовку по наиболее востребованным в экономике специальностям; развитие льготного образовательного кредитования; техническое перевооружение учебных заведений; обеспечение стипендиями и общежитиями обучающихся; создание рабочих мест для молодежи в период каникул; оказание социальной помощи учащимся-инвалидам, детям, лишившимся родителей, и из малообеспеченных семей; расширение переподготовки безработных; обеспечение школьников бюджетным питанием; оказание содействия в трудоустройстве выпускников школ и учреждений профессионального образования.
Во второй главе мы
проанализировали источники финансирования
бюджетных учреждений сферы образования.
Подробно рассмотрели анализ
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Бюджетное учреждение это организация созданная органами государственной власти и органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.
2. Задачей бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях является полное, своевременное и достоверное отражение финансово-хозяйственных операций по исполнению финансового плана. Бюджетный учет позволяет: осуществлять управление процессом исполнения финансового плана бюджетных учреждений; осуществлять контроль за эффективным использованием бюджетных и внебюджетных средств, состоянием расчетов с организациями и физическими лицами; обеспечивать сохранность материальных ценностей бюджетных учреждений.
3. Смета бюджетного учреждения – основной финансовый документ на соответствующий отчетный период.
Информация о работе Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений