Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:15, курсовая работа
Целью исследования являются экономические отношения, связанные с выявлением особенностей и проблем финансирования бюджетных учреждений.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть общую характеристику и значение финансового плана бюджетного учреждения;
рассмотреть основные особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений;
проанализировать источники финансирования сферы образования России;
выявить особенности организации деятельности и проблемы финансирования системы образования в период экономического кризиса.
– прочие расходы на оплату коммунальных услуг.
Разумеется, указанным типам расходов присваиваются соответствующие аналитические коды.
Соответствие показателей
бюджетной сметы лимитам
Форма бюджетной сметы
должна содержать следующие
– гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) соответствующего руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения (свод смет учреждений), и дату утверждения;
– наименование формы документа;
– финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;
– наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) / наименование главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, составившего документ (свод смет учреждений);
– код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);
– наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);
– содержательную и оформляющую части.
Содержательная часть формы сметы должна представляться в виде таблицы, содержащей коды строк, наименования направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, а также суммы по каждому направлению.
Оформляющая часть формы сметы должна содержать подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за содержащиеся в смете данные: руководителя учреждения, руководителя планово-финансовой службы учреждения или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа, а также дату подписания (подготовки) сметы (свода смет учреждений).
Утверждение смет. В порядке составления, утверждения и ведения бюджетных смет, установленном главным распорядителем средств бюджета, должна быть четко описана схема их утверждения. При этом имеются следующие варианты утверждения бюджетных смет:
– руководитель каждого бюджетного учреждения наделяется правом утверждения бюджетной сметы руководимого им бюджетного учреждения;
– правом утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений (нижестоящих распорядителей, получателей средств бюджета) наделяется руководитель распорядителя средств бюджета;
– правом утверждения бюджетных смет наделяется руководитель главного распорядителя средств бюджета.
В то же время необходимо иметь в виду, что в случае доведения до подведомственного бюджетного учреждения государственного (муниципального) задания руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета должен предоставить право утверждения сметы бюджетного учреждения его руководителю. Других ограничений, установленных новым БК РФ и Приказом №112н, по выбору вариантов утверждения бюджетных смет не существует.
Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета вправе формировать свод бюджетных смет бюджетных учреждений, содержащий обобщенные показатели смет учреждений, находящихся в его ведении.9 При этом следует подчеркнуть, что утверждение и ведение главным распорядителем средств бюджета свода бюджетных смет не является обязательным. На наш взгляд, утверждение и ведение главным распорядителем средств бюджета свода бюджетных смет может быть целесообразным в том случае, если правом утверждения бюджетной сметы непосредственно наделены бюджетные учреждения, подведомственные главному распорядителю средств бюджета.
Утверждение свода бюджетных смет осуществляется в следующем порядке. Распорядитель средств бюджета формирует свод бюджетных смет подведомственных ему бюджетных учреждений и направляет его на утверждение главному распорядителю средств бюджета. При этом форма свода бюджетных смет в целом аналогична форме самой бюджетной сметы.
Согласно ст. 221 БК РФ помимо порядка составления и утверждения бюджетных смет главный распорядитель средств бюджета должен установить порядок их ведения. Под ведением бюджетной сметы понимается внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Внесение изменений в бюджетную смету осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений:
– изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема лимитов бюджетных обязательств;
– изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств;
– изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации операций сектора государственного управления, требующих изменения утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;
– изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.
Если изменения в бюджетной смете затрагивают показатели бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств, то такие изменения возможны только после внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты бюджетных обязательств. Утверждение изменений в бюджетную смету осуществляется тем же, кто утверждает бюджетную смету.
И так отметим, что
от правильного и грамотного составления
финансового плана зависит
Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования.
Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей образовательной системы. Это одна из причин оттока наиболее квалифицированных кадров из системы образования, а также старения преподавательского состава: у 64% школьных учителей стаж работы превышает 25 лет, около ¼ перешагнули пенсионный возраст.
Однако даже при нынешнем недостаточном финансировании у российской системы образования есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования.
1.2 Формирование финансового плана бюджетного учреждения и его особенности
Основными финансовыми документами, определяющими объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделенных учредителем на содержание бюджетного учреждения, являются смета (финансовый план) и лимиты бюджетного финансирования.
Согласно п. 6 ст. 161 БК РФ, бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной бюджетной сметой. При этом п.7 данной статьи устанавливает, что бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством. Касательно учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений такие ограничения устанавливают непосредственно органы власти регионов и органы местного самоуправления.
Расходы, включаемые в смету, должны подтверждаться соответствующими расчетами и составляться на основании производственных показателей, в качестве которых могут рассматриваются ставки педагогических работников и другого персонала и т.д.
При расчете сметы на следующий финансовый год (с 1 января по 31 декабря) необходимо учитывать рост цен и тарифов на товары первой необходимости и на коммунальные услуги.
Финансовый план бюджетного учреждения, находящегося на самостоятельном балансе, составляется директором и бухгалтером учреждения. Смета учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, составляется директором и экономистом или бухгалтером ЦБ, которому поручено составление сметы. Бюджетные учреждение при составлении бюджетной сметы должно сформировать потребность в финансовых ресурсах по статьям расходов. Смета представляется в соответствующий финансовый орган управления в установленный срок в двух экземплярах.
При рассмотрении проекта сметы тщательно проверяется правильность определения основных показателей работы бюджетного учреждения, необходимость, целесообразность и обоснованность включенных в бюджетную смету, соблюдение установленных норм расходов. При проверке планируемых сумм расходов на приобретение мягкого инвентаря и учебного оборудования особое внимание обращается на фактическую обеспеченность ими бюджетного учреждения; при рассмотрении хозяйственных расходов и затрат по капитальному ремонту учитывается действительное состояние зданий бюджетных учреждений, их территориальное расположение и другие индивидуальные особенности.
В ходе рассмотрения в проект сметы вносятся необходимые уточнения. После проверки расчетов производится поквартальное распределение расходов по каждой статье сметы, которое должно учитывать сезонный характер осуществления отдельных затрат (например, отпускные в летний период, время отопительного сезона и т.д.).
Ст. 159 и 221 БК РФ установлено, что бюджетная смета бюджетных учреждений утверждает распорядитель средств федерального бюджета.
Доходы бюджетного учреждения складываются из следующих основных источников:
1. Средства, поступающие из бюджета для финансирования данного учреждения.
2. Средства, полученные от оказания платных услуг и предпринимательской деятельности.
3. Средства от использования имущества, находящегося в муниципальной или государственной собственности и закрепленного за учреждением на праве оперативного управления (например, от сдачи помещений в аренду).
При этом два последних источника относятся к неналоговым доходам бюджета и в рамках Бюджетного кодекса РФ рассматриваются в качестве бюджетных средств. В п.2 ст.42 БК РФ определяется, что «доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг».
Смета доходов и расходов
по предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности - документ, составляемый
бюджетным учреждением на текущий
финансовый год, утверждаемый в порядке,
установленном главным
В доходной части сметы доходов и расходов указывается общая сумма источников внебюджетных средств, указанных в разрешении.
В расходной части сметы доходов и расходов указываются направления расходования внебюджетных средств в структуре кодов экономической классификации. При этом в смете доходов и расходов не осуществляется привязка расходов, осуществляемых за счет доходов, полученных от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, к конкретным источникам образования этих средств.
Расходы бюджетного учреждения подразделяются на статьи расходов, каждая из которых имеет свой код экономической классификации. Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации определяет направления расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
Информация о работе Особенности и проблемы финансирования бюджетных учреждений