Особенности налогообложения коммерческих предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы на тему: «Налогообложение коммерческих предприятий и его развитие в современных условиях» является раскрыть теоретический и практический аспект осуществления порядка и процедуры налогообложения предприятия в современных условиях его функционирования, которое работает с целью получения прибыли и решения социально-экономических задач в своей деятельности.
Для достижения поставленной цели решить следующие задачи:
Раскрыть особенности и порядок налогообложения в современных условиях. Представить генезис налогообложения в структуре развития налоговой системы.
Дать характеристику и рассмотреть порядок налогообложение коммерческого предприятия ОАО «Эллис».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЕЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1.Взаимоотношение предприятий с налоговыми органами: принципы и условия. Классификация налогов предприятий 5
1.2. Процесс постановки на налоговый учет и исполнение обязанностей по уплате налоговых платежей 15
1.3. Генезис налогообложения 17
1.4. Правовой режим доходов и расходов организации 25
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЭЛЛИС». ПУТИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 30
2.1. Характеристика коммерческого предприятия ОАО «Эллис» 30
2.2 Оценка стоимости материалов при списании материалов, используемых при производстве продукции ОАО «Эллиc» 32
2.2. Определение стоимости амортизируемого имущества и расчет сумм амортизации 34
2.3. Расходы на оплату труда и начисление единого социального налога 36
2.4. Расчет полной фактической себестоимости и продажной цены единицы готовой продукции 38
2.5. Налоговый учет процесса реализации продукции и результата продаж. Налог на прибыль организаций 41
2.6. Определение суммы налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет 44
2.7. Определение суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) 45
2.8. Выявление проблем и поиск путей совершенствования налоговой системы РФ на 2013-2014гг. в современных условиях 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Файлы: 1 файл

Курсовая фин. менеджмент.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

Налоги не были преобладающим  источником государственных доходов. Общепринятой была точка зрения, что  государственная власть должна осуществлять публичные функции за счет своих собственных источников, прежде всего, за счет эксплуатации государственной собственности. Заметную роль в формировании публичных доходов играли военная добыча, данничество, регалии (государственные монополии на отдельные виды производств), домены (доходы от государственной собственности). В средневековой Европе "налоговые платежи повсеместно имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных налогов"1.

В период позднего средневековья  на смену разрозненным, временным, подчас необоснованным платежам и повинностям  приходят рационально сформированные налоговые системы. Резко усилившиеся  потребности государств в финансовых ресурсах привели к появлению массы новых налогов, где преобладали косвенные платежи. Налоги превращаются в основной источник доходов государства. Вытеснение натуральных отношений товарно-денежными привело к переходу на денежную форму уплаты налогов.

Постепенно начинает формироваться научная теория налоговедения, связанная, прежде всего, с именем шотландского ученого А. Смита (1723 - 1790 гг.), который  в знаменитом труде "Исследование о природе и причинах богатства  народов" впервые обосновал ряд принципов налогообложения, актуальных и сегодня.

Новое и новейшее время (с XVI в. по настоящее время). Этот период отличается меньшим количеством  налогов и их большим однообразием: формы налогов становятся более  определенными, правила налогового администрирования - более выработанными и при выборе оказывается предпочтение таким податным источникам, которые обещают более крупный доход. Продолжается снижение общих масштабов косвенного налогообложения, включая, прежде всего, отмену налогов на товары первой необходимости. Усиливается регулятивная функция налогообложения. Складываются правовые конструкции большинства современных налогов и сборов. Постепенно формируются налоговедение как комплексная экономико-правовая наука и развернутая система налогового законодательства2.

После Первой мировой  войны большинство европейских  государств переходит к организации  налоговых систем на научной основе. В настоящее время в Европе начинает складываться международное  налоговое право Европейского сообщества.

История налогообложения в России насчитывает немногим более тысячелетия и начинается с объединения славянских племен в Древнерусское государство (примерно к концу IX в.). История России наглядно показывает, что любые серьезные политические или экономические преобразования неизбежно сопровождаются налоговыми реформами.

Исторически первой формой налогообложения на Древней Руси было полюдье - прямое взимание дани княжеской  дружиной с зависимых общин. Впоследствии стал практиковаться повоз - самостоятельный  сбор и доставка дани подвластными племенами в Киев. Единицей обложения выступали количество печных труб в хозяйстве (т.н. "дым"). Вплоть до XVIII в. налоги именовались податями. В силу неразвитости товарно-денежных отношений налоговые обязанности исполнялись, как правило, в натуральной форме - медом, мехами, сельскохозяйственными продуктами. Повсеместно практиковались государственные повинности в форме гужевых, строительных, военных и иных обязательных работ. Постепенно вводятся торговые пошлины ("мыт"), взимаемые за провоз товаров через заставы. Этот исторически первый этап налогообложения на Руси характеризуется множественностью разнообразных повинностей, регулируемых в большинстве своем нормами обычного права.

Старославянский правовой источник Русская Правда (IX - XII вв.) содержит целый ряд положений о княжеских поборах с населения. "Вот урочные пошлины в пользу строителя города: при закладке стены брать куницу (гривну), а по окончании ногату (0,05 гривен); на пищу и на питье, на мясо и рыбу полагается 7 кун на неделю, 7 хлебов, 7 мер пшеницы, 7 четвериков овса на 4 лошади - что и получать городнику (княжескому чиновнику, ведавшему строительством), пока не будет город срублен", - отмечается в ст. 96 Русской Правды. Целый ряд статей регулируют уплату судебных и административных пошлин. Например, ст. 107 устанавливает: "Вот урочные судебные пошлины: от присуждения к платежу штрафа судье - 9 куниц, метельнику (помощнику судьи) - 9 белок; с дела о бортной земле 30 куниц, а во всех прочих тяжбах с того, кому присудят, судье брать по 4 куницы, а метельнику (помощнику) - по 6 белок"3.

В период монголо-татарского завоевания (XIII - XV вв.) большое значение приобретает дань (выход) в пользу монголо-татарских ханов, носящая  характер контрибуции. Освобождение от монголо-татарского ига, становление централизованного Московского государства (с середины XV в.) и, как следствие, отказ от уплаты дани монгольским ханам знаменуют важную веху в развитии налогообложения. Большое значение имела перепись платежеспособного населения, проведенная при Великом князе Иване III (1440 - 1505 гг.). Появляются целевые налоги для финансирования отдельных публичных функций: ямской налог, ямчужный (на изготовление пороха), стрелецкий (на содержание армии), полоняничный (на выкуп плененных россиян) и др.

Начиная с XVII в. формируется  государственная система фискальных органов (приказов). При царе Алексее  Михайловиче (1629 - 1676 гг.) создается Счетная  палата - прообраз современного Министерства финансов, отвечавшая за поступление  доходов в бюджет страны. Главным объектом налогообложения становится земельный надел. Становление национальной денежной системы на основе серебряных денег обусловливает постепенный переход от натуральных повинностей к денежной форме уплаты налогов. В 1679 г. была проведена налоговая реформа, в результате которой основной единицей прямого налогообложения был признан двор, определяемый по числу ворот.

Преобразования Петра I (1672 - 1725 гг.) напрямую затронули и  сферу налогообложения. Военные  расходы и проведение радикальных  реформ внутри страны потребовали резкого усиления налогового бремени. Были увеличены ставки действующих налогов, введены новые налоги, прежде всего, косвенные. К этому времени обнаружились все изъяны подворного налогообложения: "Крестьяне начали сгущать дворы, скучивая в них возможно больше людей, ли сгораживали по три, по пяти, даже по десяти крестьянских дворов в один, оставляя для прохода одни ворота, а прочие забирали воротами. Сельское хозяйство не улучшалось, а казенные доходы убавлялись". Поэтому важным этапом преобразований стала замена подворного налогообложения на подушную подать, взимаемую с каждого трудоспособного мужчины податных сословий - всех разрядов крестьян, ремесленников, купцов. Размер подати был оставлен одинаковым по всей стране, что не соответствовало идее соразмерности налогообложения.

Дальнейшее развитие отечественная система налогообложения  получает при Екатерине II (1729 - 1796 гг.); в частности, была введена гильдейская  подать для купеческого сословия, взимаемая с объявленного "по совести" (то есть самим купцом) капитала.

К началу XIX в. подушная подать как основной налог исчерпала  свой финансовый ресурс: объект обложения  и налоговая база все менее  соответствовали хозяйственным  реалиям. Вводятся акцизы на предметы массового потребления - соль, табак, керосин, сахар и др. В целом на протяжении столетий косвенное налогообложение доминирует над прямым, поступления от косвенных налогов более чем в два раза превышают поступления от прямых налогов. Наибольшая часть косвенных налогов в это время собирается за счет питейного и соляного сборов4.

Реформы 1861 г. в налоговой  сфере ознаменовались заменой подушной подати на обложение строений (недвижимости), приносящих доход. При этом была сохранена  ведущая роль косвенного налогообложения  с упором на винную монополию государства. Ставки земельного налога дифференцируются в зависимости от качественных характеристик земли и лесных угодий, развивается система местных (земских) налогов.

С конца XIX в. начинается налогообложение наследуемого и  подаренного имущества, а также доходов с денежных капиталов (доходы от оборота фондовых ценностей, банковских вкладов, аукционных продаж, выигрышей по государственным займам). В 1863 г. вводится патентная система взимания пошлин за право торговли и выдачу разрешений на занятие различными видами предпринимательской деятельности. В 1802 г. учреждено Министерство финансов, ставшее ведущим фискальным органом государства. Весной 1916 г. сделана попытка ввести подоходное налогообложение, но революционные потрясения не позволили реализовать ее на практике.

Придя к власти в 1917 г., большевики провозгласили курс на безналоговое государство. В первые годы советской  власти и особенно в период "военного коммунизма" основным доходным источником выступают эмиссия и прямые изъятия  классового характера - конфискации, контрибуции, продразверстка. "В эпоху диктатуры пролетариата и государственной собственности на важнейшие средства производства, - утверждал В.И. Ленин, - финансы государства должны строиться на непосредственном обращении известной части доходов от различных государственных монополий на нужды государства" <*>. Таким образом, история сделала замысловатый "виток", вернувшись к уже давно забытым регалиям, доменам, трудовым повинностям, натуральной форме уплаты налогов.

Крах военного коммунизма заставил большевиков перейти к нэпу, в основе которого была замена продразверстки продовольственным налогом. Как отмечается в литературе, на развитие советского налогообложения времен нэпа большое влияние оказала налоговая система дореволюционной России. Среди прямых налоговых изъятий основными являлись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-поимущественный налог прогрессивного характера и сельскохозяйственный налог5.

Упразднение нэпа в начале 30-х гг. XX в. сопровождалось крупномасштабной налоговой реформой, в результате которой основными налогами в Советском Союзе становятся налог с оборота, консолидировавший несколько десятков взимаемых ранее платежей, и отчисления от прибыли государственных предприятий. В условиях тоталитарного социалистического режима и планово-распределительной экономики роль налогов в системе доходных источников государства была крайне принижена. Прямые налоги с населения не играли существенной роли в формировании бюджета. Монополия государственной собственности в экономике обусловливала возможность прямого административного изъятия прибыли государственных предприятий. Последним оставалась лишь нормативно фиксированная часть прибыли, направлявшаяся на формирование различных фондов производственного и социального назначения. Причем размер этих фондов определялся объемом затрат, плановыми показателями, публичной значимостью продукции и другими критериями, а не рентабельностью предприятия.

В конце концов, декларируемый  в Советском Союзе курс на безналоговое общество через прямое изъятие прибыли социалистических предприятий потерпел экономический крах, поскольку не предполагал заинтересованности хозяйствующих субъектов в результатах своей деятельности.

Начиная с середины 80-х гг. XX в. в России начинается переход от планово-распределительной экономики к рыночной, основанной на свободной конкуренции частных собственников. С 1991 г. в стране разворачивается широкомасштабная налоговая реформа, в результате которой постепенно создается современная налоговая система России. Важное значение здесь имело принятие Закона РСФСР от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также последующая кодификация налогового законодательства.

1.4. Правовой режим доходов и расходов организации

 

Доходами организации признаются увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением увеличения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не являются доходами, в частности:

- суммы НДС, акцизов,  налога с продаж, экспортных пошлин и другие бюджетные платежи и отчисления в государственные внебюджетные фонды;

- средства, подлежащие  перечислению по договорам комиссии, агентирования, финансирования под  уступку денежного требования (факторинг)  и иным коммерческим обязательствам в пользу комитента, принципала, бенефициара;

- платежи, совершаемые  в целях предварительной оплаты  товаров, работ, услуг;

- авансы и задатки;

- средства, выплачиваемые  в погашение кредита, займа,  ссуды, включая проценты за  их использование.

Таким образом, под доходами организации следует понимать только те поступления, которые приводят к увеличению капитала организации, т.е. средств, способных быть использованными для наращивания активов.

В юридическом смысле это предполагает отделение части  средств из выручки в связи с обременением выручки обязательствами, возникновение которых связано с получением самой выручки. Речь идет о многих видах расходов, связанных с осуществлением производственной деятельности: закупке сырья, материалов, энергоресурсов, оплате труда, внесения косвенных налогов в бюджет и т.д.

Экономическим и правовым механизмом получения организацией так называемого чистого дохода является исполнение обязательств, перечисленных выше, и тем самым "очистка" выручки от денежных средств, подлежащих перечислению в бюджет, внебюджетные фонды или другим организациям.

В связи с тем что  юридическая судьба доходов организации  во многом связана с источниками  их возникновения, существенное значение имеет классификация доходов  организации.

Доходы делятся на четыре основных вида:

1) выручка от производственно-хозяйственной  деятельности, под которой понимаются  средства, полученные в результате  осуществления уставной деятельности  организации, т.е. реализация товаров,  работ, услуг за плату по  установленным в административном порядке или согласованным с контрагентом ценам и тарифам;

2) операционные доходы:

Информация о работе Особенности налогообложения коммерческих предприятий