Планирование производства и реализации продукции на примере ОАО «ЧМЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальным в данной теме исследования является планирование объема реализации продукции по взаимозависимым показателям, т.к. в условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции, не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж, т.е. реализации, является основой разработки производственной программы. Предприятие должно планировать и производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Основной целью в курсовой работе является изучение эффективного механизма планирования в аспекте реализации готовой продукции и в зависимости от объема производимого товара.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность финансово-экономического планирования реализации продукции………………………………………………………………….……5
1.1 Понятие планирования товарной, реализуемой, валовой и нормативно-чистой продукции на предприятии……………………………………………5
1.2 Особенности методики планового определения параметров реализации продукции………………………………………………………………………..8
1.3 Планирование реализации продукции в системе внешнего и внутрифирменного ………………………………………………………..…..16
Глава 2. Управление процессом планирования реализации продукции на примере цеха по изготовлению сыров ОАО «Челябинский молочный завод»……………………………………………………………………………22
2.1 Общая характеристика ОАО «Челябинский молочный завод»….....22
2.2 Планирование динамики выпуска и реализации готовой продукции…24
2.3 Планирование ассортимента, структуры и качества продукции цеха по изготовлению сыров ОАО «ЧМЗ»……………………………………………26
2.4 Выбор направлений совершенствования механизма планирования реализации продукции цеха по изготовлению сыров ОАО «ЧМЗ»…………30
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы…………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 119.34 Кб (Скачать файл)

  Материалы, заготовки и полуфабрикаты, полученные от поставщиков, если даже они завезены в цех, не включаются в незавершенное производство до тех пор, пока они не запущены в обработку на данном предприятии.

  Незавершенное производство (заделы) – необходимое условие обеспечения непрерывности и ритмичности работы производства. Незавершенное производство планируют в размерах минимальных, но достаточных для планомерного хода производства. На предприятии с устойчивой номенклатурой и коротким циклом производства (до двух месяцев) уровень незавершенного производства не претерпевает существенных изменений и в плане не учитывается.

  В условиях массового и крупносерийного производства изделий с длительными циклами производства уровень незавершенного производства на конец планируемого периода  зависит от среднедневного выпуска продукции  планируемого в последующем периоде и производственного цикла изготовления продукции.

  В стоимостной форме планируемая величина незавершенного производства на конец периода определяется по формуле:

, (1.4)

где   – себестоимость изделия;

 

– коэффициент, учитывающий соотношение цены и себестоимости;

 

 – коэффициент нарастания  затрат в незавершенном производстве.

 

   Этот коэффициент определяется отношением себестоимости изделия в незавершенном производстве к себестоимости готового изделия   по формуле:

. (1.5)

  Если условно принять, что все материалы для изготовления изделия запускаются в производство в первый день цикла, а все последующие затраты расходуются равномерно (рис. 1.1), то коэффициент нарастания затрат будет определяться по формуле:

, (1.6)

 

где   - коэффициент затрат на материалы в себестоимости изделия.

 

 

Этот средний коэффициент нарастания затрат рассчитан укрупненно.

Рис. 1.1 График нарастания затрат в незавершенном производстве

Здесь все материалы и комплектующие изделия   поступают в производство при запуске.

Деятельный метод расчета среднего коэффициента нарастания затрат (1.7) заключается в том, что по каждому виду затрат в незавершенном производстве – основной материал, полуфабрикаты, комплектующие изделия, заработная плата и прочие затраты – определяется средневзвешенным пребыванием их в общем цикле изготовления изделия. Здесь материалы поступают в производство при запуске, а комплектующие изделия в процессе поэтапной и общей сборки (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Детальный график нарастания затрат в незавершенном производстве

 

, (1.7)

 

где - затраты на материалы, поступающие в производство в начале цикла;

- средний уровень затрат на  данной стадии цикла;

– время пребывания затрат данной стадии в цикле.

 

  Когда возникает необходимость рассчитать объем незавершенного производства для каждого вида продукции по трудоемкости, то это определяется по формуле:

, (1.8)

 

где - трудоемкость;

- средний коэффициент готовности  изделий в заделе.

  Полуфабрикаты собственного изготовления – это изделия, технологический процесс производства которых закончен в одном цехе и которые подлежат доработке в других цехах предприятия.

  Валовой называется продукция, произведенная предприятием за планируемый период независимо от степени ее готовности. В состав валовой продукции входят товарная продукция и изменения остатков незаконченной продукции, полуфабрикатов, остатков незавершенного производства и запчастей к оборудованию своего производства.

, (1.9)

 

где - остаток незавершенного производства на конец планового периода;

- остаток незавершенного производства  на начало планового периода.

При укрупненных расчетах объем валовой продукции может быть определен через показатели валового и внутризаводского оборота. Валовой оборот – это сумма валовой продукции в рублях, выпускаемой всеми цехами завода. В него включаются все готовые изделия, продукция, изготовленная основными, вспомогательными и обслуживающими цехами завода, взаимные услуги независимо от назначения (внутри или на сторону) и изменения остатков незавершенного производства.

Внутренний оборот производственного предприятия представляет собой суммарный объем продукции, обращающийся между цехами, т.е. суммарный выпуск цехов, кроме цеха окончательной сборки и продукции цехов, отгружаемой потребителям и равен разности между валовым оборотом и валовой продукцией.

В него входят: стоимость полуфабрикатов своего производства, используемых на предприятии для выпуска готовой продукции, для ремонта оборудования, транспорта, изготовленная оснастка стоимость израсходованного инструмента и всех видов энергии собственной выработки, услуги транспорта, ремонтных подразделений и т.д. С помощью расчетов валового и внутреннего оборота устанавливают соответствие возможностей заготовительных и вспомогательных цехов и обеспечивают производство необходимыми полуфабрикатами и разного вида работами и услугами. Заработная плата производственного персонала определяется из калькуляции изделия как сумма основной и дополнительной заработной платы и отчислениями на социальные нужды.

Для производственного персонала по обслуживанию и управлению она рассчитывается через коэффициент по формуле:

, (1.10)

 

где - годовой фонд основной и дополнительной зарплаты с отчислениями на социальные нужды, руб.;

- годовой фонд основной и дополнительной  зарплаты с отчислениями на  социальные нужды производственных  рабочих, руб. Следовательно, сумма  заработной платы, подлежащей включительно  в норматив чистой продукции, определяется по формуле:

(1.11)

 

Прибыль, включаемая в норматив, является нормативной и рассчитывается по нормативу рентабельности , которая определяется по каждой позиции и устанавливается по отношению к себестоимости за вычетом материальных затрат , т.е.

, (1.12)

. (1.13)

 

Норматив чистой продукции на изделие определяется по формуле:

. (1.14)

 

При большой номенклатуре выполненных работ и прочей продукции норматив чистой продукции (НЧП) устанавливается для предприятия в виде коэффициента ее к стоимости соответствующей продукции и работ по ценам предприятия. Этот коэффициент определяется соотношением между объемом продукции, выраженном в ценах и НЧП, сложившимся на производстве за два истекших года, но он не может быть более единицы.

Объем производства, выраженный в НЧП, в планах и отчетах предприятия определяется:

1) по готовым изделиям  и продукции, планируется в натуральном  выражении через норматив в  виде:

, (1.15)

 

где m – номенклатура изделий;

- количественное задание по выпуску i-го вида продукции в натуральных единицах.

2) по продукции, планируемой  в стоимостном выражении, через  нормативный коэффициент чистой  продукции  по формуле:

, (1.16)

 

где   - объем планируемой продукции в стоимостном выражении.

3) по незавершенному производству  продукции с длительным циклом  путем умножения изменения остатков  незавершенного производства (в  руб.)   на коэффициент по формуле:

. (1.17)

 

Внутрипроизводственный норматив чистой продукции на комплект, деталь рассчитывается путем распределения общего норматива   на изделие пропорционально доле основной заработной платы производственных рабочих на данную единицу:

, (1.18)

 

где   - основная заработная плата рабочих на изделие;

- основная заработная плата рабочих  на определенный норматив.

 

 

 

1.3 Планирование реализации  продукции в системе внешнего  и внутрифирменного планирования

 

Важнейшими в системе планов, разрабатываемых на предприятии, являются планы производства и реализации продукции. Они должны быть сбалансированными, внутренне согласованными и взаимоувязанными с затратами, необходимыми для осуществления запланированных объемов работ.

В условиях рынка предприятие может преследовать различные цели. Выбор их зависит от ситуации, сложившейся к этому времени на рынке и от состояния дел на самом предприятии. Как правило, руководство предприятия выбирает одну из следующих стратегий поведения:

- выживание в долгосрочном периоде (особенно в кризисной ситуации);

- завоевание большей доли  рынка или выход на новый рынок;

- максимизация прибыли.

Очевидно, что применительно к промышленному предприятию любая из этих стратегий подразумевает ведение производственной деятельности.

Производство же, как известно, характеризуется целенаправленными затратами ресурсов для получения определенных результатов, причем понесенные затраты требуют постоянного соизмерения с достигаемыми при этом производственными результатами. Таким образом, прежде чем приступать к выпуску продукции требуется экономически обоснованно рассчитать объемы выпуска и реализации по каждому виду продукции.

Объемы производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.

Предприятие должно разрабатывать только те программы, которые оно может реально реализовать. Если устанавливать производственную программу исходя только из потребностей, она может оказаться необеспеченной возможностями производства, а следовательно нереальной. Если же её устанавливать только по возможностям производства, могут оказаться неудовлетворенными какие-либо потребности.

Таким образом, разработку планов производства и реализации продукции (производственной программы) должны предварять исследования внешней и внутренней среды предприятия. Производственная программа, является, по сути дела реализацией стратегии предприятия, выработанной в результате анализа данных, полученных по результатам исследования внутренней и внешней среды. С одной стороны, оно должно опираться на результаты изучения внешней среды предприятия, то есть на результаты маркетингового анализа. С другой, на результаты исследования внутренней среды, то есть на результаты анализа производственной мощности предприятия, его материально технической базы, анализа  затрат предприятия и т.п. Следовательно, эффективное планирование возможно лишь при системном подходе, то есть таком подходе, который бы учитывал бы все стороны этого процесса.

Современная внешняя среда характеризуется высокой скоростью изменений. Подвижность среды объясняется в первую очередь высокой насыщенностью потребительского спроса. Постоянно меняющиеся требования со стороны спроса диктуют сдвиги и других факторов внешней среды: технологий, средств связи, социальных отношений и т.д. Руководству каждого предприятия перед тем, как планировать объем производства и реализации, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам предприятие будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки её сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов и т.п. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство  капитала, его структура, а значит, - финансовая устойчивость предприятия. Другими словами, деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, основными задачами которого являются:

- изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков её сбыта и обоснование планов производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;

- анализ факторов, формирующих эластичность  спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;

- оценка конкурентоспособности  продукции и изыскание резервов повышения её уровня;

- разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;

- оценка эффективности производства и сбыта продукции.

Изучение рынка имеет первостепенное значение в достижении запланированных конечных результатов. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что только систематическое изучение рынка создает надежную основу для планомерной реализации продукции.

Планирование производственной программы невозможно без учета изменения цен на продукцию, предлагаемую предприятием на рынке, а также на сырье,  материалы, полуфабрикаты, необходимые для ее изготовления. Поэтому, разработке плана[ выпуска и реализации продукции должно предшествовать прогнозирование изменения цен. В условиях централизованно планируемой системы цены в большинстве случаев формировались либо по затратному принципу, либо вообще назначались произвольно. С переходом к рыночной экономике  цена перестает по своей сути быть мерилом издержек производителя и продавца и становится мерилом спроса и предложения. В нормально функционирующей экономике решающим фактором, определяющим ценовую стратегию фирмы, является именно взаимодействие спроса и предложения.

Планы по производству и реализации продукции также должны быть увязаны с потенциальными возможностями предприятия. Если производственные мощности предприятия используются недостаточно полно, то это приводит к увеличению доли постоянных издержек в общей их сумме, росту себестоимости продукции и как следствие уменьшению прибыли. Поэтому, в процессе исследования необходимо установить, какие изменения произошли в производственных мощностях предприятия, насколько полно они используются и как это влияет на себестоимость, прибыль,  показатели рентабельности и другие показатели.

Для определения потенциальных возможностей предприятия необходимо провести анализ производственно хозяйственной деятельности предприятия, в частности, анализ состояния основных фондов, оборотных средств, численности и квалификации работающих и т.п. От уровня материально-технической базы предприятия, степени использования его производственного потенциала зависят все конечные результаты хозяйствования, в частности объемы производства продукции, её себестоимость, прибыль,  показатели рентабельности и т.д.

Информация о работе Планирование производства и реализации продукции на примере ОАО «ЧМЗ»