Планирование производства и реализации продукции на примере ОАО «ЧМЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальным в данной теме исследования является планирование объема реализации продукции по взаимозависимым показателям, т.к. в условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции, не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж, т.е. реализации, является основой разработки производственной программы. Предприятие должно планировать и производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Основной целью в курсовой работе является изучение эффективного механизма планирования в аспекте реализации готовой продукции и в зависимости от объема производимого товара.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность финансово-экономического планирования реализации продукции………………………………………………………………….……5
1.1 Понятие планирования товарной, реализуемой, валовой и нормативно-чистой продукции на предприятии……………………………………………5
1.2 Особенности методики планового определения параметров реализации продукции………………………………………………………………………..8
1.3 Планирование реализации продукции в системе внешнего и внутрифирменного ………………………………………………………..…..16
Глава 2. Управление процессом планирования реализации продукции на примере цеха по изготовлению сыров ОАО «Челябинский молочный завод»……………………………………………………………………………22
2.1 Общая характеристика ОАО «Челябинский молочный завод»….....22
2.2 Планирование динамики выпуска и реализации готовой продукции…24
2.3 Планирование ассортимента, структуры и качества продукции цеха по изготовлению сыров ОАО «ЧМЗ»……………………………………………26
2.4 Выбор направлений совершенствования механизма планирования реализации продукции цеха по изготовлению сыров ОАО «ЧМЗ»…………30
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы…………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 119.34 Кб (Скачать файл)

К факторам, влияющим на величину затрат и результатов предприятия "изнутри" относятся факторы, характеризующие:

- принятую на предприятии  технологию проведения работ;

- используемую технику;

- производственную мощность предприятия по фазам работ;

- состояние материально-технической  базы;

- уровень организации  производства;

- численность работающих и их квалификацию;

- оснащенность предприятия основными фондами;

- величину имеющихся у предприятия  оборотных средств, скорость их оборачиваемости и т. д.

Влияние этих факторов на результаты работы предприятия безусловно велико. Так, изменения в технологии могут кардинально изменить расстановку конкурентных сил.

С другой стороны, эти факторы объединяет то, что их влияние в краткосрочном периоде на затраты и результаты производства остается неизменным. В краткосрочном периоде, как известно, предприятие не имеет возможностей для изменения размера производственных площадей, основного оборудования, базовой технологии и т.п. Выработка в этом случае, может изменяться только путем увеличения или уменьшения использования переменных ресурсов (производительный труд, сырье и материалы и т.д.)  , то есть объем производства можно увеличить, только лишь путем увеличения степени загрузки оборудования (количество станков и машин останется постоянным). Так как планирование выпуска и реализации продукции относится к краткосрочному планированию (на период фиксированных производственных мощностей), то влияние этой группы факторов на результаты и затраты предприятия будет оставаться неизменным.

Одним из инструментов изучения внутренней среды предприятия может стать управленческий учет. Создание современной системы управленческого учета обеспечит информационную поддержку процессу планирования. Современный управленческий учет можно охарактеризовать как систему внутрифирменного учета и отчетности, обеспечивающая связь между управлением и учетом ресурсов. Планирование же, как было отмечено выше, является первым и наиболее значимым этапом процесса менеджмента, т.е. управления. Следовательно, управленческий учет должен обеспечивать связь и между планированием и учетом ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Управление процессом планирования реализации продукции на примере цеха по изготовлению сыров ОАО «Челябинский молочный завод»

 

2.1 Общая характеристика  ОАО «Челябинский молочный завод»

 

  ОАО «Челябинский молочный завод» был основан в феврале 1939 года, как пришоссейный молокоприемный пункт, с первичной обработкой молока и отгрузкой его в Екатеринбург. С развитием города Челябинск возникла необходимость в снабжении населения молочными продуктами более широкой гаммы. Оснащение предприятия технологическим оборудованием позволило начать выпуск цельномолочной продукции: молока пастеризованного, кисломолочных продуктов, сметаны, творога.

  На договорных условиях ОАО «Челябинский молочный завод» ведет свою деятельность с организациями и предприятиями торговли осуществляет следующие виды хозяйственной деятельности( Устав ОАО «Челябинский молочный завод» № 78 -15.08.2001 г.):

§ производство молока и др. молочной продукции;

§ реализация молока и др. молочной продукции;

§ осуществление торгово-коммерческой и закупочной деятельности;

§ осуществление внешнеэкономической деятельности;

§ осуществление другой деятельности, не запрещенной законодательством РФ;

§ оказание медицинской и др. социальной помощи работникам предприятия.

Специалистами предприятия непрерывно велась работа по расширению ассортимента и улучшению качества продукции. Челябинская «молочка» начала пользоваться любовью покупателей и за пределами родного города. К концу 70-х существующие площади и оборудование, уже не могли удовлетворять растущий спрос на качественную продукцию ЧМЗ. Возникла необходимость в реконструкции и техническом перевооружении завода.

В 2000 году на заводе пущен в эксплуатацию цех по производству глазированных сырков и цех по производству творожной массы. Челябинский молочный завод предложил на суд покупателей 77 видов глазированных сырков и творожных масс. Цифра значимая даже в наше время.

Анализ производства и планирование реализации продукции будет проводиться на примере цеха по изготовлению сыров ОАО «Челябинский молочный завод» далее ОАО «ЧМЗ».

В данном производственном подразделении предприятия вырабатывается следующий ассортимент продукции:

Сыры плавленые колбасные: сыр плавленый колбасный (с массовой долей жира 40% в сухом веществе);

Сыры плавленые брикетные: Городской (жирность 30%); Орбита (жирность 20%); Сливочный (жирность 40%);

Сыры плавленые пастообразные: Янтарь (жирность 60%); Полярная сказка (жирность 30%); Кисломолочный (жирность 45%); Северный (жирность 50%); Сластена (жирность 30%); Шоколадный (жирность 30%);

Масло сливочное крестьянское (фасованное по 200г).

Основными конкурентами на рынке сбыта готовой продукции являются по колбасным сырам – сыродельные заводы различных регионов России (г. Петрозаводск, г. Иваново, г. Великие Луки, г. Брянск, г. Воронеж, г. Ростов на Дону); по плавленым ломтевым и пастообразным фирмы Германии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии и т.п.

Основными поставщиками сыров, масла, сухого молока в летний период по сниженным сезонным ценам являются молочные заводы: Санкт Петербурга (Лианозовский, Новомоссковский, Пармалат и др.), Калужской области (Бетлицкий, Барятинский, Кировский, Мосальский, Козельский, Юхновский и др.), работающие на местном сырье. В осенне-зимний период, из-за резкого снижения надоев молока, предприятие вынуждено искать поставщиков и закупать сырье по более высоким ценам в других регионах России и СНГ или на предприятиях, заготовивших сырье впрок. Сырьевая база очень не стабильна и носит сезонный характер. Единственным источником стабилизации цен на сырье является летняя закупка сырья, закладка на хранение с последующей его переработкой.

 

 

2.2 Планирование динамики  выпуска и реализации готовой  продукции

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

 

Таблица 2.1

Динамика производства и реализации продукции

Годы

Объем производства продукции, млн, руб

Темпы роста, %|

Объем реализации, млн. руб

Темпы роста, %|

   

базисные

цепные

 

базисные

цепные

2010

85000

100

100

83000

100

100

2011

88000

103,5

103,5

85000

102,4

102,4

2012

95000

111,7

108

97000

116,8

114,1


 

Из данных таблицы видно, что за три года объем производства может вырасти на 11,7% , а объем реализации продукции увеличится на 16,8%.

То, что плановый на 2012 год темп производства продукции может быть ниже темпа реализации, говорит о том, что нереализованная продукция на складах предприятия и неоплаченная покупателями в 2010 году реализована в 2011 году полностью.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической:

Тр = n-1Т1  Т2  ….  Тn ,

Тпр = Тр – 100%;

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции:

Твып.п = Т1  Т2  Т3 = 1,0  1,035  1,08 = 1,1178 = 1,0572 = 105,72 %

Тпр = 105,72 – 100 = 5,72 %

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:

Трп =1,0  1,024  1,141 = 1,1683 = 1,0809 = 108,09

Тпр = 108,09 – 100 = 8,09 %

Общий объем продаж выпускаемой продукции в денежном выражении фактически в 2010 году составлял 83000 млн. рублей, в 2011 году – 85000млн. рублей, а в 2012 году – может составить 97000 млн. рублей. То есть объем выпуска продукции может увеличился.

Далее можно проанализировать и дать оценку выполнению плана по производству и реализации продукции за отчетный период, 2011 год.

 

Таблица 2.2

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 2011 год.

Изделие

Объем производства продукции,Млн. руб

Реализация продукции, млн. руб

План

Факт

+, -

% к плану

план

факт

+, -

% к план

Колбасный

40000

44000

+4000

+ 10

39500

47000

+75000

+ 18,9

Брикетный

30500

32500

+2000

+ 6,5

30500

32000

+1 500

+ 6,5

Пастообразный

19000

18500

-5 000

- 2,63

19000

18000

- 1 000

- 5,2

Итого:

89500

95000

+5500

+ 13,9

89000

97000

+8 000

+20,2


 

  Из таблицы видно, что фактический выпуск сыра в отчетном году по сравнению с планом увеличился на 5500 млн. рублей, это составило 13,9 %, а реализации на 8000 млн. рублей, 20,2 %.

  Анализ и планирование реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

 

 

 

2.3. Планирование ассортимента, структуры и качества продукции  цеха по изготовлению сыров ОАО «ЧМЗ»

 

  При планировании формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система планового формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

- определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей:

- оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

- изучение жизненного  цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

 

Таблица 2.3

Выполнение плана по ассортименту продукции

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах, млн. руб.

Процент выполнения плана

Объем продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, млн. руб.

 

План

факт

   

Колбасный

40 000

89 500

110

40 000

Брикетный

30 500

32 500

106,5

30 500

Пастообразный

19 000

18 500

97,3

18 500

Итого:

89 500

95 000

106,1

89 000


 

 

  Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Из таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 99,4%.

 

К вып. п = 89000 / 89500  100 = 99,4%

 

  А если проводить анализ по изделиям, то процент выполнения плана по колбасному сыру составил 110%, по брикетному сыру –106,5 %, по пастообразному сыру – 97,3%.

   Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

  Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки.

ВПф = (Vф общ.  УДi ф  Цi пл) = 95000 млн. руб.

ВП усл. = (Vф общ.  УДi пл  Цi пл) = 94570 млн. руб.

ВП стр = ВПф – ВП усл = 95000 – 94570 = + 430 млн. руб.

 

Таблица 2.4

Анализ плановых обобщающих показателей качества продукции.

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

план

факт

Средневзвешенный балл качества продукции

0,65

0,81

0,75

Удельный вес, %

 

продукции высшей категории качества

700

801

801

экспортируемой продукции

50

50

50

 забракованной продукции

80

40

30

за рекламированной продукции

4

7

6

Потери от брака

520

450

400


 

  Из таблицы видно, что за отчетный год в цехе по изготовлению сыров ОАО «ЧМЗ» проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышения ее конкурентоспособности благодаря научному подходу в рамках планирования реализации продукции. Об этом свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества на 10% по сравнению с прошлым годом, а также изменения экспортируемой продукции. В отчетном году этот показатель составил 1%. Уменьшение забракованной продукции также говорит об увеличении качества. Далее важно проанализировать плановые потери от брака: по сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшился и составляет 400 млн. рублей.

Информация о работе Планирование производства и реализации продукции на примере ОАО «ЧМЗ»