Платежеспособность и ликвидность на примере Бурятского ОСБ №8601 Байкальского банка Сбербанка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Исходя из сказанного, целью работы является изучение теоретических и методологических основ ликвидности и платежеспособности коммерческого банка, особенностей в современных условиях.
Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовать механизм управления ликвидностью банка, основные направления анализа ликвидности баланса банка и платежеспособности банка;
2. Выявить особенности организации управления ликвидностью в России в современных условиях;
3. Провести анализ финансового состояния банка, его активных и пассивных операций;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы управления ликвидностью и платежеспособностью банка 6
1.1 Понятие ликвидности банка 6
1.2 Основные направления анализа ликвидности баланса банка и платежеспособности банка 12
Глава 2 Анализ ликвидности и платежеспособности на примере Бурятского
Отделения №8601 Сбербанка РФ 19
2.1 Общая характеристика Сберегательного банка России 19
2.2 Характеристика Бурятского отделения №8601Байкальского банка
Сбербанка России 21
2.3 Анализ активов и пассивов Бурятского отделения №8601
Сбербанка России 23 2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности 30
2.5 Оценка финансовой устойчивости коммерческого банка 34
Глава 3 Пути повышения ликвидности и платежеспособности банка 39
3.1 Рекомендации по повышению ликвидности и платежеспособности
банка 39
3.2 Планирование, внедрение преобразований и стратегической
цели Сбербанка России 48
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложение

Файлы: 1 файл

Платежеспособность и ликвидность на примере Бурятского ОСБ №8601 Байкальского банка Сбербанка России.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

3) «Индустриализация»  позволит повысить эффективность,  управляемость и качество, принципиально и «разово» меняя логику работы систем и процессов «сверху вниз». Руководство Банка глубоко убеждено, что этого недостаточно для выполнения стратегических целей и миссии Банка. Важнейшим элементом стратегии развития Банка является внедрение идеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всех частях организации. Задача, которую ставит перед собой Банк, — сделать эффективность и качество делом каждого сотрудника в каждом подразделении, вовлечь как рядовых сотрудников, так и руководителей Банка в каждодневный процесс улучшения его работы, дать сотрудникам почувствовать себя активными участниками процесса развития Банка, а не просто пассивными исполнителями. Для достижения этого третьим направлением изменений станет формализация Производственной Системы Сбербанка (ПСС) как новой идеологии управления Банком. Разрабатываемый на базе технологий Lean, этот подход предполагает интегрированную работу по оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям «снизу вверх», создание в Банке систематической способности к обновлению и самосовершенствованию, а также изменение менталитета и ценностных установок сотрудников. Первым направлением работы Банка, которое будет затронуто этим процессом, станет организация работы розничных отделений и внутренних структурных подразделений (ВСП), однако поэтапно ПСС получит повсеместное распространение.

4) Осознавая  важность и приоритет российского  рынка банковских услуг для развития бизнеса, Банк ставит перед собой задачу стать значимым участником мировой финансовой системы, поэтому выделяет развитие операций на международных рынках как одно из приоритетных направлений. При этом Банк понимает, что развитие его международного присутствия и повышение его значимости (не только с точки зрения размера, но и степени участия в мировом финансовом секторе) будет достаточно медленным и постепенным процессом. Это еще больше подчеркивает необходимость того, чтобы первые шаги на пути превращения Сбербанка из крупного национального в международный банк делались уже сейчас.

Реализация  стратегии развития позволит Банку  укрепить позиции на российском рынке  банковских услуг и достичь финансовых и операционных показателей, соответствующих уровню высококлассных универсальных мировых финансовых институтов. В рамках стратегии Банк ставит перед собой цели по четырем основным направлениям:

1) Финансовые  результаты: увеличение объема прибыли  к 2014 году более чем в три  раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу на пять процентных пунктов, что позволит поддерживать рентабельность капитала на уровне не ниже 20%.

2) Положение  на российском рынке: укрепление  конкурентных позиций на основных банковских рынках (привлечение средств физических лиц, кредитование населения, привлечение средств и кредитование юридических лиц).

3) Качественные  показатели развития («здоровье»  банка): лучшие в России навыки  в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, современная система управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, адекватная требованиям и масштабам бизнеса ИТ - платформа, корпоративная культура, разделяемая всеми сотрудниками Банка, нацеленная на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокая степень лояльности клиентов.

4) Операции на  зарубежных рынках: поэтапное увеличение  объема и значимости международных операций за счет роста на рынках стран СНГ и Восточной Европы, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии. Увеличение доли чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5—7%, в том числе за счет дополнительных приобретений.

Успешное достижение поставленных целей будет способствовать росту рыночной капитализации и  выдвижению Банка в число лидирующих финансовых институтов мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За свою историю  Сбербанк прошел сложный путь становления - от открытия первых российских сберкасс до крупнейшего российского универсального коммерческого банка.

Целью курсовой работы являлось анализ ликвидности и платежеспособности коммерческого банка.

Ликвидность и  платежеспособность коммерческого  банка являются главными характеристиками деятельности банка, характеризующими их надежность и стабильность. Каждый коммерческий банк должен самостоятельно обеспечивать поддержание своей ликвидности на заданном уровне на основе как анализа ее состояния, складывающегося на конкретные периоды времени, так и прогнозирования результатов деятельности и проведения в последующем научно обоснованной экономической политики в области формирования уставного капитала, фондов специального назначения и резервов, привлечения заемных средств сторонних организаций, осуществления активных кредитных операций.

Процесс управления ликвидностью банка включает в себя совокупность действий и методов  по управлению активами и пассивами.

В процессе управления ликвидностью коммерческий банк должен так размещать средства в активы, чтобы они, с одной стороны, приносили соответствующий доход, а с другой стороны - не увеличивали бы риск банка потерять эти средства, т.е. всегда поддерживать объективно необходимое равновесие между стремлением к максимальному доходу и минимальному риску.

Основным направлением деятельности Сбербанка является комплексное  обслуживание корпоративных и частных  клиентов. Особое внимание уделяется  программам клиентского кредитования. В Сбербанке успешно реализуется  программа развития розничных услуг. Банк оказывает комплекс различных услуг для частных клиентов, содержащий оптимальный перечень продуктов и услуг, учитывающий различные уровни доходов, социальные возрастные, и другие характеристики потенциальных клиентов. Большое внимание уделяется работе с корпоративными клиентами по заключению договоров на реализацию зарплатных проектов, позволяющий оптимизировать процесс выплаты заработной платы того или иного предприятия.

На протяжении трех лет  доля активов, приносящих доход постепенно увеличивалась, это является положительной тенденцией и свидетельствует об улучшении управления активами банка. Кредитная политика отделения направлена на удовлетворение потребности населения, предприятий и организаций в заемных средствах

Соотношение собственных  средств к привлеченным в анализируемом периоде <1.Это означает, что банк проводит активные операции в основном за счет привлеченных средств, что увеличивает риск невозвратности средств вкладчиков.

В общем по всем нормативам ликвидности прослеживается положительная оценка.

Оценивая результаты по показателям финансовой устойчивости коммерческого банка можно сказать, что наблюдается практически по всем показателям рост в 2008 году, но они снижаются в 2009 году. Для эффективной работы банка и его финансовой устойчивости необходимо принять меры, нормализующие ситуацию.

В третьей главе  мы предложили мероприятия по повышению  ликвидности и платежеспособности.

По рассчитанным показателям можно сказать о  высокой эффективности управления банком по операциям привлечения  и размещения средств. Несмотря на высокие результаты, на протяжении 2010 года в деятельности банка не были преодолены ряд негативных тенденций и показателей, а именно, снижение доли средств юридических лиц в привлеченных ресурсах, высокая внутренняя стоимость банковских услуг, невысокие показатели ликвидности и как следствие наличие процентного риска. Также невыполнение ряда обязательных нормативов в связи с отсутствием некоторых видов операций.

Организация системы  управления активами и пассивами  оптимизирует основную деятельность по координации процессов привлечения и размещения средств на финансовых рынках с целью максимизации прибыли при сохранении необходимых уровней надежности и ликвидности банка. Таким образом, руководство банка должно разработать и использовать наиболее эффективную модель управления активными и пассивными операциями, учитывая возможные изменения процентных ставок. Эффективное управление активами и пассивами повысит ликвидность и платежеспособность коммерческого банка.

Также переход  Сбербанка РФ на новую стратегию ПСС (Производственная система Сбербанка) дает основание тому, что Сбербанк переходит на новый уровень. В данной стратегии большое внимание уделяется стандартам сервиса. С 2010 года идет переформатирование внутренних структурных подразделений, т.е. модернизация офисов. Постоянные внедрения инноваций во внутренней системе, позволяет сотрудникам избежать многих бюрократических моментов. Постоянное обучение и повышение квалификации сотрудников. Все это только повышает рейтинг Сбербанка и позволяет удерживать стойкую позицию на финансовом рынке.

Успешное достижение поставленных целей будет способствовать росту рыночной капитализации и  выдвижению Банка в число лидирующих финансовых институтов мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс РФ-М., 1995. (ст.140 (ч.1),ст.819(ч.2), ст.813(ч.2),ст.395(ч.1)
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. Федеральный закон РФ « О банках и банковской деятельности» № 17 от 03.02.1996 г.
  4. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. - Москва, 2000.-410с.
  5. Адибеков М.Г.. Кредитные операции: Классификация, порядок привлечения и учет. Банк внешнеэкономической деятельности. - М.: АО «Консалт -Банкир», 2003.-245с.
  6. Андросов А.М. Финансовая отчетность банка. М.: Менатеп-информ. 2006 – 464с.
  7. Аргунов И.А. Прибыльность и ликвидность: анализ финансового состояния банка //Банковский журнал.- № 3. 2008. -с.36
  8. Астахов А.В. Системный подход к управлению рисками крупных российских коммерческих банков // Деньги и Кредит.- № 1. 2008.- С.46-49
  9. Ачкасов А.И. Активные операции коммерческих банков.- М.: АО Консалтбанкир. – 2004.– 80с.
  10. Бабичева Ю.А. Справочное пособие.- М.: Экономика. 2004.- 98с.
  11. Банки и банковские операции: Учебник Под ред. Е.Ф.Жукова. М Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.-396с.
  12. Банковская система России (Настольная книга банкира). - М.: Дека.- 2003. книга II.-С. 63.
  13. Банковский портфель - 3: Книга менеджера по кредитам. Книга менеджера по расчетам. Книга менеджера по фондовым и трастовым операциям. Книга банковского бухгалтера и аудитора. - Москва, 2005.-265с.
  14. Банковское дело и финансирование инвестиций. / Под ред. Н. Брука, Всемирный банк реконструкции и развития, 2005. т. II. часть 1. - С. 6.
  15. Банковское дело. Учебник. / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика.-, 2005.
  16. Батраков Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Учебник для вузов. – М.: Логос, 2006.-450с.
  17. Белов В.Н. Кредитный потребительский союз // Бизнес и банки.- 2007.- №48.
  18. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства.- М.:ИО ЮНИТИ. – 2006. – 216с.
  19. Бломштейн Г.Д. Банковское дело и платежная система.- М.: Финансы и статистика.- 2005.– 186с.
  20. Букато В.PL, Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России/ Под ред. М.Х. Лапидуса. - М.: Финансы и статистика, 2004.-350с.
  21. Ведев А.Л., Лаврентьева И.С. Российская банковская система. Кризис и перспективы развития. - М.: Веди, 2004.-235с.
  22. Виниченко И.С. Анализ и контроль процентного риска // Банковские технологии.- № 6. 2000. – с. 41.
  23. Ямпольский М.М. Межбанковский кредит и ликвидность // Банковское дело.- № 8. 2008. – с.40.
  24. Ильясов C.М. Устойчивость банковской системы. Механизмы управления. М.: Юнити , 2001.-369с.
  25. Лаврушина О.И. Основы банковского менеджмента. – М.: Инфра-М, 2001. – 652с.
  26. Липка В.Н. Управление ликвидностью банка //Банковские технологии.- № 3. 2009. – с. 80.
  27. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. – М.: Перспектива, 2000. –221 с.
  28. Проскурин А.М. Анализ рентабельности банка и его структурных подразделений // Банковское дело.- №8. 2008. – с. 38.
  29. http://www.sbrf.ru/

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Коэффициенты  по ликвидности

Нормативы (%)

 

Нормативы, установленные ЦБ РФ

1

Н1(норматив достаточности капитала)

H1=ЛАм/ОВм*100%,

где - высоколиквидные активы

  - обязательства банка по счетам до востребования.

Min = 11%

2

Н2(норматив мгновенной ликвидности)

Н2=ЛАт/ОВт*100%,

где ликвидные активы,

  - обязательства до востребования и на срок до 30 дней.

Min = 20%

3

Н3(норматив текущей ликвидности)

Н3=Крд/(К+Од)*100%,

где - кредиты, выданные банком, размещенные депозиты, в том числе в драгоценных металлах, с оставшимся сроком до погашения свыше года, а также 50% гарантий и поручительств, выданных банком сроком погашения свыше года.

  - обязательства банка по кредитам и депозитам, полученным банком, а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка сроком погашения свыше года.

Min = 70%

4

Н4(норматив долгосрочной ликвидности)

Н4=ЛАт/(А-Ро)*100%,

где - общая сумма всех активов по балансу банка за минусом остатков на счетах оборотной ведомости банка.

 Ро – обязательные  резервы кредитной организации,  счета: 30202, 30204.

Max = 120%


 

.

 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Анализ  ликвидности коммерческого банка

№п/п

Показатели

Рекомендуемые значения

Выводы от сопоставления

Периоды

Изменения

01.01.07

01.01.08

01.01.09

(6-5)

(7-6)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Высоколиквидные активы (ЛАм), руб.

   

996371

1066512

1165072

107

109

2

Ликвидные активы (ЛАт), руб.

   

1698551

2401156

2621557

141

109

3

Всего ликвидных  активов, руб. (1+2)

   

2694922

3467688

3786649

129

109

4

Обязательства до востребования (ОВм), руб.

   

3900513

4120891

5191618

106

126

5

Обязательства до востребования и на срок до 30 дней (ОВт), руб.

   

1566620

2486320

2516395

159

101

6

Обязательства по кредитам, депозитам и ц/б, полученным на срок свыше 1 года (ОД), руб.

   

129829

202873

135180

156

67

7

Итого обязательств (4+5+6)

   

5596962

6810084

7843193

122

115

8

Капитал (К), руб.

   

216557

1511966

1437249

698

95

9

Обязательные  резервы банка в ЦБР, (Ро), руб.

   

125311

283578

316907

226

112

10

Кредиты выданные и депозиты размещенные сроком свыше 1 года, (КРД), руб.

   

39335

480118

648081

122

112

11

Совокупные  активы А, руб.

   

2343855

5409693

6380829

231

118

12

Коэффициент мгновенной ликвидности Н2, (1:4)*100%

Мин 20%

Н2>20% - банк платежеспособен  и ликвиден

Н2<20% - увеличивается  временной период оплаты долга

25.55%

25.88%

22.44%

101

87

13

Норматив текущей  ликвидности Н3, % (2:5)

Мин 70%

Н3<70% - не сбалансированность активов и пассивов

108.42%

96.57%

104.18%

89

108

14

Норматив долгосрочной ликвидности Н4, % (10:(6+8))

Мак 120%

Н4>120% - несбалансированность кредитной и депозитной политики, обратить внимание на доходность активов

11.36%

28.0%

41.22%

246

147

15

Норматив общей  ликвидности Н5, % (2: (11-9))

Мин 20%

Н5<20% - возникает  риск неплатежеспособности банка

76.56%

46.84%

43.23%

61

92

Информация о работе Платежеспособность и ликвидность на примере Бурятского ОСБ №8601 Байкальского банка Сбербанка России