Принятие решений и проблема делегирования полномочий на примере ЗАО «Мой Дом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 04:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию процессов разработки управленческих решений и делегирования полномочий.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимообусловленных задач:
– изучить теоретические основы принятия и реализации управленческих решений;
– изучить делегирование полномочий;
– проанализировать и дать оценку процессу разработки управленческих решений на предприятии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Принятие управленческих решений……………………………………………...5
1.1 Сущность и понятие управленческого решения…………………………….5
1.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям………………..8
1.3 Процесс разработки и принятия решений………………………………….10
2 Делегирование полномочий на современном этапе развития менеджмен-та……………………………………………………………………..…14
2.1 Понятие и сущность делегирования полномочий. Виды полномо-чий……………………………………………………………………….14
2.2 Централизация и децентрализация управления………………………...….16
2.3 Основные принципы делегирования полномочий……………………...….20
3 Анализ и оценка процесса разработки управленческих решений на предпри-ятии ЗАО «Мой Дом»……………………………………………….…...23
3.1 Характеристика предприятия и процесс принятия управленческих реше-ний на предприятии ЗАО «Мой Дом»……………………………..….…..23
3.2 Эффективность управленческих решений в ЗАО «Мой Дом»…………....32
3.3 Проблема делегирования и рекомендации по повышению ее эффективно-сти на предприятии ЗАО «Мой Дом»………………...…………..36
3.4 Предложения по совершенствованию процесса разработки управленче-ских решений на предприятии ЗАО «Мой Дом»……...………..…37
Заключение………………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………………..…..46

Файлы: 1 файл

Управленческие решения.docx

— 123.72 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Принятие управленческих  решений……………………………………………...5

1.1 Сущность и понятие  управленческого решения…………………………….5

1.2 Требования, предъявляемые   к управленческим решениям………………..8

1.3 Процесс разработки  и принятия решений………………………………….10

2 Делегирование полномочий  на современном этапе развития менеджмента……………………………………………………………………..…14

2.1 Понятие и сущность делегирования полномочий. Виды полномочий……………………………………………………………………….14

2.2 Централизация и децентрализация управления………………………...….16

2.3 Основные принципы делегирования полномочий……………………...….20

3 Анализ и оценка процесса  разработки управленческих решений   на предприятии  ЗАО «Мой Дом»……………………………………………….…...23

3.1 Характеристика предприятия  и процесс принятия управленческих  решений на предприятии ЗАО «Мой Дом»……………………………..….…..23

3.2 Эффективность управленческих  решений в ЗАО «Мой Дом»…………....32

3.3 Проблема делегирования  и рекомендации по повышению  ее эффективности на предприятии  ЗАО «Мой Дом»………………...…………..36

3.4 Предложения по совершенствованию  процесса разработки управленческих решений на предприятии ЗАО «Мой Дом»……...………..…37

Заключение………………………………………………………………………….43

Список литературы……………………………………………………………..…..46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Средством для достижения нормальных взаимоотношений между  уровнями управления в организации является делегирование полномочий.

Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которая принимает  на себя ответственность за их выполнение. Делегирование – действие, превращающий человека в руководителя.

Принятие решений играет центральную роль в совокупности всех организационных процессов. Все остальные процессы как бы разворачиваются вокруг него. Сам этот процесс может протекать по-разному. Однако при этом он обязательно проходит все стадии и этапы, которые ему присущи как организационному процессу[1].

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и имеет формализованный характер, т.к. решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.

Темой данной курсовой работы является принятие решений и проблема делегирования полномочий на примере ЗАО «Мой Дом». Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию процессов разработки управленческих решений и делегирования полномочий. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимообусловленных задач:

– изучить теоретические основы принятия и реализации управленческих решений;

– изучить делегирование  полномочий;

– проанализировать и дать оценку процессу разработки управленческих решений  на предприятии.

Объект исследования – ЗАО «Мой Дом». Предмет исследования – принятие решений и проблема делегирования полномочий.

Методы исследования. В работе используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: использовались методы экономического, статистического анализа, системного и ситуационного анализа, моделирования.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении определяется актуальность темы исследования, предмет, объект и задачи исследования. В основной  части исследуется поставленная проблема. В заключении сформулированы основные выводы по исследованию.

Важнейшим резервом повышения  эффективности всего общественного  производства является повышение эффективности  принимаемых решений,  которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.

Эффективное принятие решений  необходимо для выполнения управленческих функций.

При написании работы использовалась литература следующих авторов: Бражко, Е.И., Серебрякова, Г.В., Смирнов, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, Дурденко, В.А. Глухов, В.В. Виханский и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Принятие управленческих  решений

 

1.1 Сущность и  понятие управленческого решения

Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его  исходную и наиболее ответственную стадию. Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс, акт выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной, например выбор между сохранением старого курса и переходом к новому.

Решения, особенно в крупных  организациях, затрагивают интересы множества людей. Это требует их тщательной и всесторонней подготовки, на которую уходит много сил и средств. Тем не менее, успеха достичь удается далеко не всегда из-за невозможности учесть все факторы, предопределяющие результат (например, непредсказуемость поведения исполнителей), и воздействовать на них. На одни факторы, например на подчиненных, можно влиять непосредственно, на другие лишь опосредованно, через смежные факторы, третьи приходится принимать к сведению и стараться их нейтрализовать или застраховаться от них[3].

Однако считается, что  даже неудачное решение лучше  никакого. Сегодня принятие решения  выступает как процесс, требующий  организации и управления. На его эффективность влияют следующие факторы:

– понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение (определяет разрыв между рациональным и приемлемым решением);

– взаимоотношения внутри организации;

– занимаемая автором решения должность;

– личностные моменты (эмоции, иллюзия легкости, осторожность вследствие высокого уровня значимости, привычки и т. д.);

– располагаемое время;

– степень риска (последние два момента противоречат друг другу, менее рискованные решения требуют больше времени на подготовку и реализацию);

– основополагающие принципы, каковыми могут быть использование общепринятых норм; действия исходя из пользы большинства; приближение к цели (ее бывает трудно определить); достижение выгоды.

Эффективное решение должно быть:

– простым и логичным;

– приемлемым для большинства членов организации;

– экономичным (затраты на его подготовку и осуществление меньше результата);

– своевременным (чтобы успеть приостановить отрицательное развитие ситуации);

– ориентированным на стратегические цели и задачи (при сохранении свободы тактического маневра);

– устраняющим причины, а не следствия проблемы[2].

Процесс принятия такого решения  требует:

– четкого распределения подготовительной работы и возложения персональной ответственности на конкретных лиц;

– наличия правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации или отмены решения; нормативов, инструкций;

– учета требуемых для реализации решения ресурсов, степени влияния решения на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров (желательные и нежелательные, скрытые и явные последствия могут возникнуть и при отказе от принятия решения); действующего законодательства, этических норм; уровня риска и др.

Исходя из этого, определяются возможность и целесообразность работы над решением, его цели и приоритеты.

Встречаются два определения  теории принятия решений: расширенное  и узкое. В расширенном определении  принятие решений отождествляется  со всем процессом управления. В узком определении принятие решений – понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов. Многие авторы не соглашаются с узким определением, считая, что принятие решений не может ограничиваться лишь выбором наилучшего решения. В теорию принятия решений имеет смысл включать также и их исполнение, контроль и анализ результатов действий, последовавших за принятым решением. Неотъемлемой частью теории принятия управленческих решений является и генерирование альтернативных вариантов решений[5].

На рисунке 1 приведена  схема, определяющая место различных  стадий принятия решений в процессе управления.

 

 

Принятие решения

Уровень решений

   

Аналитическая основа принятия решений

 

     

 

Анализ и контроль

Уровень реализации решения

     
   

Управленческие  импульсы

 

     

Уровень действий

Исполнение  решения

 

 

Рисунок 1 – Стадии принятия решения в процессе управления

 

Таким образом, принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательном состоянии организации. Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация.

Черты управленческих решений: обоснованность; своевременность; комплексность подхода; законность; четкая формулировка задач; посильность исполнения; преемственность и согласованность с ранее принятыми решениями.

Управленческое  решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.

   Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящей к какому-либо выводу или к необходимым действиям[6].

   Решение может  приниматься человеком в трех  основных системах: технической, биологической и социальной. Решение, принятое в социальной системе и направленное на стратегическое планирование, организация управленческой деятельности, управление человеческими ресурсами, управление производственной и обслуживающей деятельностью, формирование системы управления компании, управленческое консультирование, коммуникации с внешней средой, называется управленческим.

  Как процесс управленческое решение – это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление управленческое решение – это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п.

Таким образом, управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов для достижения конкретной цели менеджмента[4].

 

1.2 Требования, предъявляемые   к управленческим решениям

Для того чтобы быть эффективным, решение должно удовлетворять ряду требований:

– быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени;

– содержать механизм реализации, т.е. включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений;

– быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных;

– готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени техпроцессов, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития нештатных, аварийных ситуаций;

– быть реализуемым, т.е. не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов;

–  быть гибким, т.е. изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий;

– предусматривать возможность контроля исполнения[3].

   Качество управленческого  решения зависит от ряда факторов:

– качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок;

– оптимального или рационального характера принимаемого решения;

– своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;

– соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующимся на нем методам управления;

– квалификация кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;

– готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.

   Чтобы быть качественным, управляющее решение должно быть  устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных и гибким – предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных будут переводить управленческие решения из разряда эффективных в число неэффективных. Требования к управленческим решениям и условия их достижения представлены в таблице 1.

 

Т а б л и ц а 1 –  Требования к управленческим решениям

Наименование требования

Условие достижения

– соответствие действующему законодательству и уставным документам предприятия;

– достижение своевременности (нельзя спешить или запаздывать);

– наличие четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться);

– возможность организационной выполнимости;

– наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля за его исполнением;

– учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной, экологической и других областях;

– наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) для реализации управленческих решений;

– наличие возможности обоснованного положительного результата.  

– контроль со стороны юриста, референта;

 

 

– знания и интуиция руководителя;

 

– формирование и доведение целей, сроков выполнения до каждого работника;

 

 

 

– заключение специалистов или экспертов;

 

– составление рабочих документов;

 

– заключение внешних экспертов;

     

 

 

– внедрение должностных инструкций и положений об отделах и службах;

  

 

– набор расчетов и предложений.

Информация о работе Принятие решений и проблема делегирования полномочий на примере ЗАО «Мой Дом»