Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 04:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию процессов разработки управленческих решений и делегирования полномочий.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимообусловленных задач:
– изучить теоретические основы принятия и реализации управленческих решений;
– изучить делегирование полномочий;
– проанализировать и дать оценку процессу разработки управленческих решений на предприятии.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Принятие управленческих решений……………………………………………...5
1.1 Сущность и понятие управленческого решения…………………………….5
1.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям………………..8
1.3 Процесс разработки и принятия решений………………………………….10
2 Делегирование полномочий на современном этапе развития менеджмен-та……………………………………………………………………..…14
2.1 Понятие и сущность делегирования полномочий. Виды полномо-чий……………………………………………………………………….14
2.2 Централизация и децентрализация управления………………………...….16
2.3 Основные принципы делегирования полномочий……………………...….20
3 Анализ и оценка процесса разработки управленческих решений на предпри-ятии ЗАО «Мой Дом»……………………………………………….…...23
3.1 Характеристика предприятия и процесс принятия управленческих реше-ний на предприятии ЗАО «Мой Дом»……………………………..….…..23
3.2 Эффективность управленческих решений в ЗАО «Мой Дом»…………....32
3.3 Проблема делегирования и рекомендации по повышению ее эффективно-сти на предприятии ЗАО «Мой Дом»………………...…………..36
3.4 Предложения по совершенствованию процесса разработки управленче-ских решений на предприятии ЗАО «Мой Дом»……...………..…37
Заключение………………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………………..…..46
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Принятие управленческих решений……………………………………………...5
1.1 Сущность и понятие
управленческого решения…………………
1.2 Требования, предъявляемые
к управленческим решениям……………
1.3 Процесс разработки
и принятия решений………………………………
2 Делегирование полномочий
на современном этапе развития менеджмента…………………………………………………
2.1 Понятие и сущность делегирования
полномочий. Виды полномочий……………………………………………………
2.2 Централизация и децентрализация управления………………………...….16
2.3 Основные принципы делегирования полномочий……………………...….20
3 Анализ и оценка процесса
разработки управленческих
3.1 Характеристика предприятия
и процесс принятия
3.2 Эффективность управленческих
решений в ЗАО «Мой Дом»…………...
3.3 Проблема делегирования и рекомендации по повышению ее эффективности на предприятии ЗАО «Мой Дом»………………...…………..36
3.4 Предложения по
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Средством для достижения нормальных взаимоотношений между уровнями управления в организации является делегирование полномочий.
Делегирование означает передачу задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которая принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование – действие, превращающий человека в руководителя.
Принятие решений играет центральную роль в совокупности всех организационных процессов. Все остальные процессы как бы разворачиваются вокруг него. Сам этот процесс может протекать по-разному. Однако при этом он обязательно проходит все стадии и этапы, которые ему присущи как организационному процессу[1].
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и имеет формализованный характер, т.к. решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.
Темой данной курсовой работы является принятие решений и проблема делегирования полномочий на примере ЗАО «Мой Дом». Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию процессов разработки управленческих решений и делегирования полномочий. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимообусловленных задач:
– изучить теоретические основы принятия и реализации управленческих решений;
– изучить делегирование полномочий;
– проанализировать и дать оценку процессу разработки управленческих решений на предприятии.
Объект исследования – ЗАО «Мой Дом». Предмет исследования – принятие решений и проблема делегирования полномочий.
Методы исследования. В работе используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: использовались методы экономического, статистического анализа, системного и ситуационного анализа, моделирования.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении определяется актуальность темы исследования, предмет, объект и задачи исследования. В основной части исследуется поставленная проблема. В заключении сформулированы основные выводы по исследованию.
Важнейшим резервом повышения
эффективности всего
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций.
При написании работы использовалась литература следующих авторов: Бражко, Е.И., Серебрякова, Г.В., Смирнов, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, Дурденко, В.А. Глухов, В.В. Виханский и другие.
1 Принятие управленческих решений
1.1 Сущность и
понятие управленческого
Принятие решений составляет суть управленческого процесса, его исходную и наиболее ответственную стадию. Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс, акт выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной, например выбор между сохранением старого курса и переходом к новому.
Решения, особенно в крупных организациях, затрагивают интересы множества людей. Это требует их тщательной и всесторонней подготовки, на которую уходит много сил и средств. Тем не менее, успеха достичь удается далеко не всегда из-за невозможности учесть все факторы, предопределяющие результат (например, непредсказуемость поведения исполнителей), и воздействовать на них. На одни факторы, например на подчиненных, можно влиять непосредственно, на другие лишь опосредованно, через смежные факторы, третьи приходится принимать к сведению и стараться их нейтрализовать или застраховаться от них[3].
Однако считается, что даже неудачное решение лучше никакого. Сегодня принятие решения выступает как процесс, требующий организации и управления. На его эффективность влияют следующие факторы:
– понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение (определяет разрыв между рациональным и приемлемым решением);
– взаимоотношения внутри организации;
– занимаемая автором решения должность;
– личностные моменты (эмоции, иллюзия легкости, осторожность вследствие высокого уровня значимости, привычки и т. д.);
– располагаемое время;
– степень риска (последние два момента противоречат друг другу, менее рискованные решения требуют больше времени на подготовку и реализацию);
– основополагающие принципы, каковыми могут быть использование общепринятых норм; действия исходя из пользы большинства; приближение к цели (ее бывает трудно определить); достижение выгоды.
Эффективное решение должно быть:
– простым и логичным;
– приемлемым для большинства членов организации;
– экономичным (затраты на его подготовку и осуществление меньше результата);
– своевременным (чтобы успеть приостановить отрицательное развитие ситуации);
– ориентированным на стратегические цели и задачи (при сохранении свободы тактического маневра);
– устраняющим причины, а не следствия проблемы[2].
Процесс принятия такого решения требует:
– четкого распределения подготовительной работы и возложения персональной ответственности на конкретных лиц;
– наличия правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации или отмены решения; нормативов, инструкций;
– учета требуемых для реализации решения ресурсов, степени влияния решения на другие функции и сферы деятельности организации, ее партнеров (желательные и нежелательные, скрытые и явные последствия могут возникнуть и при отказе от принятия решения); действующего законодательства, этических норм; уровня риска и др.
Исходя из этого, определяются возможность и целесообразность работы над решением, его цели и приоритеты.
Встречаются два определения теории принятия решений: расширенное и узкое. В расширенном определении принятие решений отождествляется со всем процессом управления. В узком определении принятие решений – понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов. Многие авторы не соглашаются с узким определением, считая, что принятие решений не может ограничиваться лишь выбором наилучшего решения. В теорию принятия решений имеет смысл включать также и их исполнение, контроль и анализ результатов действий, последовавших за принятым решением. Неотъемлемой частью теории принятия управленческих решений является и генерирование альтернативных вариантов решений[5].
На рисунке 1 приведена схема, определяющая место различных стадий принятия решений в процессе управления.
|
Принятие решения |
| |
Уровень решений |
|
|
|
Аналитическая основа принятия решений |
|||
|
|||
|
| ||
Управленческие импульсы |
|||
|
|||
Уровень действий |
|
Исполнение решения |
Рисунок 1 – Стадии принятия решения в процессе управления
Таким образом, принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательном состоянии организации. Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация.
Черты управленческих решений: обоснованность; своевременность; комплексность подхода; законность; четкая формулировка задач; посильность исполнения; преемственность и согласованность с ранее принятыми решениями.
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящей к какому-либо выводу или к необходимым действиям[6].
Решение может приниматься человеком в трех основных системах: технической, биологической и социальной. Решение, принятое в социальной системе и направленное на стратегическое планирование, организация управленческой деятельности, управление человеческими ресурсами, управление производственной и обслуживающей деятельностью, формирование системы управления компании, управленческое консультирование, коммуникации с внешней средой, называется управленческим.
Как процесс управленческое решение – это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление управленческое решение – это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п.
Таким образом, управленческое
решение – это результат
1.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Для того чтобы быть эффективным, решение должно удовлетворять ряду требований:
– быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени;
– содержать механизм реализации, т.е. включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений;
– быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных;
– готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени техпроцессов, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития нештатных, аварийных ситуаций;
– быть реализуемым, т.е. не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов;
– быть гибким, т.е. изменять цель и (или) алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий;
– предусматривать возможность контроля исполнения[3].
Качество управленческого
решения зависит от ряда
– качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок;
– оптимального или рационального характера принимаемого решения;
– своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;
– соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующимся на нем методам управления;
– квалификация кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
– готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.
Чтобы быть качественным,
управляющее решение должно
Т а б л и ц а 1 – Требования к управленческим решениям
Наименование требования |
Условие достижения |
– соответствие действующему законодательству и уставным документам предприятия; – достижение своевременности (нельзя спешить или запаздывать); – наличие четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться); – возможность организационной выполнимости; – наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля за его исполнением; – учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной, экологической и других областях; – наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) для реализации управленческих решений; – наличие возможности обоснованного положительного результата. |
– контроль со стороны юриста, референта;
– знания и интуиция руководителя;
– формирование и доведение целей, сроков выполнения до каждого работника;
– заключение специалистов или экспертов;
– составление рабочих документов;
– заключение внешних экспертов;
– внедрение должностных инструкций и положений об отделах и службах;
– набор расчетов и предложений. |
Информация о работе Принятие решений и проблема делегирования полномочий на примере ЗАО «Мой Дом»