Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 04:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию процессов разработки управленческих решений и делегирования полномочий.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимообусловленных задач:
– изучить теоретические основы принятия и реализации управленческих решений;
– изучить делегирование полномочий;
– проанализировать и дать оценку процессу разработки управленческих решений на предприятии.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Принятие управленческих решений……………………………………………...5
1.1 Сущность и понятие управленческого решения…………………………….5
1.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям………………..8
1.3 Процесс разработки и принятия решений………………………………….10
2 Делегирование полномочий на современном этапе развития менеджмен-та……………………………………………………………………..…14
2.1 Понятие и сущность делегирования полномочий. Виды полномо-чий……………………………………………………………………….14
2.2 Централизация и децентрализация управления………………………...….16
2.3 Основные принципы делегирования полномочий……………………...….20
3 Анализ и оценка процесса разработки управленческих решений на предпри-ятии ЗАО «Мой Дом»……………………………………………….…...23
3.1 Характеристика предприятия и процесс принятия управленческих реше-ний на предприятии ЗАО «Мой Дом»……………………………..….…..23
3.2 Эффективность управленческих решений в ЗАО «Мой Дом»…………....32
3.3 Проблема делегирования и рекомендации по повышению ее эффективно-сти на предприятии ЗАО «Мой Дом»………………...…………..36
3.4 Предложения по совершенствованию процесса разработки управленче-ских решений на предприятии ЗАО «Мой Дом»……...………..…37
Заключение………………………………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………………………..…..46
Итак, на данном предприятии существует функциональный принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. Для увеличения конкурентоспособности предприятия ЗАО «Мой Дом» важно иметь четко определенные и поставленные на исполнение цели и задачи, поскольку именно хорошо поставленная цель будет влиять на эффективность функционирования предприятия. Также необходимо, чтобы каждое подразделение предприятия поставило для себя определенную цель, которая в совокупности с другими поможет добиться общей цели. Для достижения целей предприятия каждое подразделение выполняет соответствующие задачи, соответственно задачи также оказывают не малую роль на внутреннюю структуру предприятия.
Процесс принятия управленческих решений на ЗАО «Мой Дом».
Принятие управленческих решений основывается на определенной документации.
Управленческая деятельность в части формирования и реализации решений на ЗАО «Мой Дом» состоит из этапов, представленных в таблице 5.
Т а б л и ц а 5 – Распределение полномочий при этапах технологии принятия решений в ЗАО «Мой Дом»
Этапы управленческого решения |
Субъекты управленческого решения |
Подготовка управленческого решения |
Генеральный директор |
Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения |
Генеральный директор |
Выполнение управленческого решения |
Все отделы и подразделения |
Планирование управленческого решения |
Генеральный директор, фин. директор, главный бухгалтер, ком. директор, директора подразделений |
Контроль за выполнением решения |
Генеральный директор |
Как видно из этапов процесса принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме принимает только один человек генеральный директор.
Итак, как видно из процесса принятия управленческих решений у лиц принимающих решения частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения поставленного генеральным директором.
Процесс руководства принятия решения в фирме ЗАО «Мой Дом» авторитарный. Принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме ЗАО «Мой Дом» принимает только один человек генеральный директор
В таблице 6 предоставлена оценка уровня принятия решений, которая оценивается по 5-ти балльной системе.
Т а б л и ц а 6 Оценка уровня принятия решений персоналом предприятия
Лицо, принимающее решение |
Оценка качества принятия решений |
Пояснения |
Директор |
3 |
Слишком авторитарные решения, редко использует мнения других специалистов |
Главный бухгалтер |
3 |
Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности |
Финансовый директор |
4 |
Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора |
Коммерческий директор |
4 |
Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора |
Начальник отдела кадров (делопроизводитель) |
3 |
Решения шаблонные, опираются на указания генерального директора |
Директора подразделений |
3 |
Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности |
Торговый персонал |
3 |
Не проявляют самостоятельности, опираются на указания генерального директора, директора подразделений |
Типовые проблемы предприятия ЗАО «Мой Дом».
О неэффективности существующего механизма принятия решений на предприятии ЗАО «Мой Дом» говорит тот факт, что на предприятии устаревшая система управления.
Сфера розничной торговли играет большую роль в нашей жизни, торгово-розничные компании – это коммерческие организации, продающие потребителю товары и услуги для личного и домашнего потребления. Розничные продавцы предоставляют товары и услуги только поштучно, их клиентами являются конечные потребители, которые покупают товары и услуги для личного пользования, а не для перепродажи третьим лицам.
Как сфера обслуживания розничная торговля должна полагаться на своих работников, которые представляют магазины потребителю, создавая важные точки соприкосновения с ними. Поэтому затраты на персонал должны составлять одну из наиболее важных статей расхода в отрасли. Однако у сферы розничной торговли как у создателя рабочих мест сложилась невысокая репутация. Розничные продавцы должны представлять людям услуги тогда, когда эти услуги действительно нужны, что увеличивает продолжительность рабочего дня и рабочей недели в отрасли.
Соответственно одной из проблем ЗАО «Мой Дом», является нехватка квалифицированного торгового персонала. В фирме постоянно идет текучка продавцов – консультантов, так после нового года уволились сразу четыре продавца.
В ходе работы был проведен устный опрос работников исследуемой организации. Было опрошено 26 из 36 сотрудников.
Размер заработной платы.
80% опрошенных отметили
среднюю удовлетворенность
Перспективы профессионального и служебного роста.
Опрос показал, что более половины сотрудников не видят перспективы роста в данной организации.
Руководству стоит проявлять большую заинтересованность в росте и прогрессе сотрудников. Это может выражаться в том, что работнику будет поручена более сложная работа, можно делегировать работнику больше ответственности за выполнение определенной работы.
Взаимоотношения с непосредственным руководителем.
80% опрашиваемых ответили,
что их не удовлетворяет
Только 40% опрошенных работников
удовлетворяет этот показатель. Это
связано с небольшой
Взаимоотношения, сложившиеся с коллегами по работе.
60% опрошенных ответили, что
их вполне удовлетворяет этот
показатель. В будущем в организации
следует реализовывать
Экспертам было предложено оценить сильные и слабые стороны предприятия. Эксперты на первом этапе анализа оценили весомости каждого из перечисленных параметров для отрасли.
Далее приведем обобщенный анализ сильных и слабых сторон предприятия ЗАО «Мой Дом».
Т а б л и ц а 7 – Анализ сильных и слабых сторон ЗАО «Мой Дом»
Составляющие внутренней среды |
Эффективность составляющих среды |
Важность | ||||||
Очень сильная |
сильная |
нейтральная |
слабая |
очень слабая |
высокая |
средняя |
низкая | |
Маркетинг: |
||||||||
Репутация организации и товаров |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
Рыночная доля |
+ |
+ |
||||||
Качество товаров |
+ |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
Производственные издержки |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
Затраты на распределение |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
|
Эффективность продвижения |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
Эффективность работы сбытовиков |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
Финансы: |
– | |||||||
Финансовая стабильность |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
Задолженность |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– | |
Уровень запасов |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– | |
Цена акций |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
Уровень инноваций |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
Финансовый учет |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– |
Организация и кадры: |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– | |
Предпринимательская ориентация |
- |
- |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
– |
Уровень организации управления |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
Окончание таблицы 7
Составляющие внутренней среды |
Эффективность составляющих среды |
Важность | |||||||
Очень сильная |
сильная |
нейтральная |
слабая |
очень слабая |
высокая |
средняя |
низкая | ||
Квалификация персонала |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– | |
Рациональность распределения прав и ответственности |
– |
– |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
- | |
Система ценностей: |
|||||||||
Система мотивации |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– | |
Психологический климат в коллективе |
– |
– |
– |
+ |
+ |
– |
– |
Исключительно большое значение для торговых предприятий имеет внешнее окружение. Для ее представления приведем краткую характеристику основных параметров внешней среды, также влияющих на предприятие ЗАО «Мой Дом» (таблица 8).
Т а б л и ц а 8 – Внешняя среда предприятия ЗАО «Мой Дом»
Макроокружение |
Налоговое бремя велико и не позволяет бизнесу активно развиваться Высокие таможенные пошлины, регистрация и лицензирование рынка Темпы инфляции усиливаются Политическое положение в стране стабилизировалось В обществе немало безработных, в том числе и в отрасли Постоянно улучшаются качественные характеристики |
Непосредственное окружение |
Невозможность поддержания матрицы товара, импортируемого из Европы, из-за постоянного изменения ассортимента производителями Покупатели чувствительны к изменению цен Рост доходов населения и фирм Временной график поставки товара определяется в зависимости от вида продукции и колеблется от одной до нескольких месяцев Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками |
Итак, уровень принятия решений на предприятии низкий, это отражается на его финансовом состоянии. Надо улучшить финансовый результат, увеличить долю рынка и эффективность системы управления в целом. Для этого, прежде всего, на предприятии необходимо совершенствовать систему разработки и принятия решений.
3.2 Эффективность управленческих решений в ЗАО «Мой Дом»
Предприятию «Мой Дом» рекомендуется:
– внедрить в управление алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте;
– распределить ответственность по сбору и анализу информации о ситуации;
– привлекать сотрудников фирмы к принятию решений, с предоставлением им больших полномочий;
– принятие решений осуществлять с помощью различных методов технологии принятия управленческих решений.
Оценка эффективности управленческого решения определяется не только его обоснованностью, но и степенью его реализации в соответствии с требованиями лица, принимающего решение.
Эффективность происходит от слова «эффект», означающего впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечатление может иметь организационную, экономическую, психологическую, правовую, этическую, технологическую и социальную окраску. Эффект может наблюдаться или формироваться [10].
Управление
эффективностью управленческого решения
реализуется посредством
Отношение результата и затрат характеризует эффективность какой-либо деятельности или явления. Она может быть положительной или отрицательной. Таким образом, можно говорить об организационной, экономической и другой эффективности.
Торговая деятельность ЗАО «Мой Дом» разделена на основную и управляющую и вспомогательную. Основная деятельность предполагает реализацию товаров, работ и услуг. Вспомогательная, выполняет ремонт и реконструкцию, строительство зданий, сооружений; ремонт служебного автотранспорта, снабжение необходимыми для работы предприятия материалами и т.д. Управляющая выполняет регулирующую и контролирующую функции.
В таблице 10 предоставлена динамика изменения товарооборота за последние четыре года.
Т а б л и ц а 10 Изменения товарооборота фирмы ЗАО «Мой Дом»
Показатель, тыс. руб. |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Товарооборот |
111945 |
134577 |
162111 |
195395 |
1 квартал |
17962 |
47652 |
26979 |
25296 |
услуги спец. станция |
- |
- |
- |
6659 |
2 квартал |
26744 |
59911 |
43189 |
47200 |
услуги спец. станция |
- |
- |
- |
9100 |
3 квартал |
29784 |
13572 |
45374 |
41617 |
услуги спец. станция |
- |
- |
- |
9600 |
4 квартал |
37456 |
44214 |
46570 |
45783 |
услуги спец. станция |
- |
- |
- |
10140 |
Издержки в т.ч: |
109480 |
133494 |
162038 |
196143 |
- стоимость товара |
43423 |
51167 |
61400 |
74035 |
- материалы, используемые при ремонте |
- |
- |
- |
12166 |
- аренда и коммунальные платежи |
6030 |
6210 |
6320 |
7125 |
- административные |
4250 |
7145 |
9560 |
8956 |
- оплата труда сотрудникам |
29545 |
32457 |
34120 |
43652 |
- налоги |
9548 |
9231 |
10250 |
12511 |
- питание |
2103 |
2468 |
2576 |
2874 |
- приобретение основных средств |
487 |
1644 |
3674 |
2548 |
- связь, информационные услуги |
316 |
531 |
562 |
463 |
-содержание автотранспорта |
1023 |
1455 |
1987 |
2145 |
- общеторговые |
855 |
1520 |
1987 |
2650 |
- технологические расходы |
1020 |
1999 |
2630 |
2880 |
- транспортировка товара |
3567 |
3658 |
5012 |
4950 |
- общехозяйственные нужды |
410 |
623 |
755 |
987 |
Информация о работе Принятие решений и проблема делегирования полномочий на примере ЗАО «Мой Дом»