Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 20:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ финансового состояния предприятия ОАО «Вологодское авиационное предприятие» и разработка мероприятий по его улучшению.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучены понятие, цели и задачи финансового анализа предприятия;
определены методы и принципы организации финансового анализа;
определены основные направления и источники информации для анализа финансового состояния предприятия;
оценка состава структуры имущества организации;
анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности предприятия;
разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния.
Введение………………………………………………………………………..….2
1. Теоретические основы методики анализа финансового состояния ОАО «Вологодское авиационное предприятие»………………..……………………..4
2. Производственно-экономическая характеристика объекта исследования ОАО «ВАП»……………………………………………………………………...15
3. Анализ финансового состояния организации………………………..……...21
3.1 Анализ динамики и структуры активов и источников их формирования
3.2 Оценка финансовой устойчивости……………………………………….29
3.3 Анализ ликвидности и платежеспособности…………...……………….32
3.4 Оценка рентабельности и деловой активности………..………………..35
4. Пути улучшения финансового состояния организации…………………….41
Выводы и предложения………...……………………………………………….50
Список литературных источников………….……………………
Первые три группы активов (наиболее ликвидные активы, быстрореализуемые и медленно-реализуемые активы) в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам предприятия. Текущие активы более ликвидные, чем остальное имущество предприятия.
Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом:
Предприятие считается ликвидным, если его текущие активы превышают его краткосрочные обязательства. Предприятие может быть ликвидным в большей или меньшей степени. Для оценки реальной степени ликвидности предприятия необходимо провести анализ ликвидности баланса.
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются условия:
А1>=П1; А2>=П2; А3>=П3; А4<=П4
Невыполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их убытком по другой группе, хотя компенсация может быть лишь по стоимостной величине, так как в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.
Помимо этого рассчитываются следующие коэффициенты, характеризующие платежеспособность предприятия, которые рассчитываются по данным бухгалтерского баланса:
Коэффициент
текущей ликвидности = Оборотные активы
/ Краткосрочные обязательства
Расчет основывается на том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее. Размер превышения и задается коэффициентом текущей ликвидности. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находится в пределах 2-2,5. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе предприятие окажется под угрозой банкротства. Превышение основных средств над краткосрочными обязательствами, более чем в 2,5 раза считается также нежелательным, т. к. может свидетельствовать о нерациональности структуры капитала. Рост показателя в динамике - положительная тенденция.
Коэффициент
быстрой ликвидности = (Оборотные активы
– Запасы) / Краткосрочные обязательства
Необходимость расчета этого показателя вызвана тем, что ликвидность отдельных категорий оборотных средств не одинакова. Следует учитывать еще одно ограничение в использование коэффициента ликвидности. Так, к наиболее ликвидным активам относится не только долгосрочные, но и краткосрочные ценные бумаги и чистая дебиторская задолженность. В условиях развитой рыночной экономики такой подход оправдан, и предприятие имеет целый ряд законодательно регламентируемых возможностей, с помощью которых оно может взыскать долг со своего клиента. В России такие условия отсутствуют. Поэтому вызывает сомнение целесообразности оценки ликвидности российских предприятий посредством текущей и срочной ликвидности, особенно в тех случаях, когда это не сопровождается подробным анализом показателей, участвующих в расчетах. Поэтому в большинстве случаев более надежной является оценка ликвидности только по показателям денежных средств. По международным стандартам уровень показателя должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7 - 0,8.
Коэффициент
абсолютной ликвидности = (Денежные средства
+ Ценные бумаги) / Краткосрочные обязательства
В западной практике этот показатель рассчитывается редко. В России его оптимальный уровень 0,2 - 0, 5.
В следующей главах проведем анализ финансового состояния на примере ОАО «ВАП».
2. Производственно-экономическая
характеристика ОАО «
Полное фирменное наименование общества на русском языке: Открытое акционерное общество “Вологодское авиационное предприятие”.
Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке: ОАО “ВАП”.
Место нахождения общества: Российская Федерация, Вологодский район Вологодской области.
Адрес (место
нахождения) постоянно действующего
исполнительного органа
Вологодское авиационное предприятие (ВАП) имеет штаб-квартиру в аэропорту «Вологда» (160015, г.Вологда, Аэропорт) и филиалы без юридического лица в виде аэропортов «Великий Устюг», «Кичменгский Городок», «Вытегра», расположенные в одноименных районных центрах Вологодской области.
ВАП управляет федеральной собственностью на праве полного хозяйственного ведения.
Государственное управление авиапредприятием осуществляется Федеральной авиационной службой России через Северо-Западное региональное управление (г. Санкт-Петербург).
Аэропорт «Вологда» имеет армо-бетонную полосу (ВПП) 1500х42 м., аэропорты «В.Устюг», «Вытегра», «Кич.Городок» - асфальтно-бетонные ВПП 1350х30., способные принять самолеты типа Як-40 днем и ночью. ВПП оснащены системами ближних и дальних приводных радиостанций типа «ОСП» с обоих курсов захода на посадку и свето-техническим оборудованием для полетов ночью.
Все аэропорты имеют подразделения авиационной метеослужбы, персонал и оснащение для управления воздушным движением. В аэропорту «Вологда» управление воздушным движением осуществляется филиалом государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» (г. Санкт-Петербург).
Все аэропорты имеют сертифицированный персонал для обеспечения полетов воздушных судов; средства подготовки аэродромов к полетам, обеспечения заправки воздушных судов авиаГСМ, места стоянок, помещения для обслуживания пассажиров; системы авиационной безопасности.
Пропускная способность аэропортов в районных центрах – 50 пассажиров/час, в аэропорту «Вологда» - 200 пассажиров/час.
В настоящее время Вологодское авиапредприятие эксплуатирует самолет Як-40, вертолеты Ми-2 и Ми-8 и выполняет работы по обслуживанию коммерческих рейсов регулярных внутриобластных пассажирских перевозок, обслуживанию газо-нефте-магистралей, ПСР и санавиации.
В Северо-Западном регионе среди всех авиапредприятий (Ленинградский, Второй Ленинградский, Вологодский, Мурманский, Петрозаводский, Псковский, Новгородский) Вологодское авиапредприятие по численности личного состава и выполняемому объему работ уступало только Первому Ленинградскому авиапредприятию.
Численность
персонала предприятия составляет - 435 человек,
разбитых на соответствующие структурные
подразделения (структурная схема прилагается).
Персонал, обеспечивающий безопасность
полетов, сертифицирован; управленческий
персонал (директор, заместитель директора)
имеет высшую квалификацию, опыт работы
в отрасли более 10 лет.
Базовый
аэропорт «Вологда» располагает следующими
основными зданиями и сооружениями:
В 1998 г. Вологодское авиапредприятие по решению государственных органов преобразуется в открытое акционерное общество без разделения на дополнительные юридические лица.
Целью общества является получение прибыли в процессе хозяйственной деятельности.
Основными видами деятельности общества являются:
Общество обеспечивает защиту государственной тайны при осуществлении заявленных видов деятельности.
Органами управления общества являются:
- Общее собрание акционеров;
- Совет директоров;
- Генеральный директор (единоличный исполнительный орган общества).
Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия. Совет директоров, генеральный директор и ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном настоящим уставом. Ликвидационная комиссия при добровольной ликвидации общества избирается общим собранием в порядке, предусмотренном настоящим уставом. При принудительной ликвидации ликвидационная комиссия назначается арбитражным судом.
Уставный капитал общества составляет 278485 (двести семьдесят восемь тысяч четыреста восемьдесят пять) рублей. Он составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами (размещенных акций). В том числе:
- из 69621 штук привилегированных акций типа А номинальная стоимость 1 (один) рубль каждая;
- из 208864 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая.
В 2012 году на рынке авиационных услуг Вологодской области произошли заметные изменения. Из-за прекращения бюджетного финансирования ОАО «ВАП» с 1 июля отчетного года было вынуждено прекратить пассажирские и чартерные перевозки на воздушных судах ЯК-40. По этой причине на территории Вологодской области остается один авиаперевозчик, выполняющий регулярные пассажирские рейсы – ООО «Авиапредприятие «Северсталь».
Рассмотрим
производственно-экономические
Таблица № 1. «Производственно-экономические показатели ОАО «Вологодское авиационное предприятие» за 2011-2012 гг.»
№ п/п |
Показатели |
2011 г. Факт |
2012 г. |
Отклонение 2012 г. | ||
план |
факт |
от факта 2011 г. |
от плана 2011 г. | |||
1. |
Фактический пассажирооборот, млн.п.км. |
2,8 |
- |
0,9 |
30,8 |
- |
2 |
Использование занятости кресел, % |
38,1 |
- |
32,2 |
84,5 |
- |
3 |
Отправка пассажиров, чел. |
5680 |
- |
1625 |
28,6 |
- |
4 |
Отправка почты, тн. |
0 |
- |
0 |
0,0 |
- |
5 |
Отправка груза, тн. |
0,4 |
- |
0,1 |
14,3 |
- |
6 |
Общий производительный налет, час: |
- |
- |
- |
- |
- |
Як – 40 (рег., нерег., прочий) |
2373 |
1452 |
1498 |
63,1 |
103,2 | |
Ми – 8 |
2758 |
3381 |
3646 |
132,2 |
107,8 | |
Ми – 2 |
145 |
30 |
4 |
2,4 |
11,7 | |
7 |
Исправность СВП, % |
- |
- |
- |
- |
- |
Як – 40 |
67,5 |
- |
32,2 |
47,7 |
- | |
Ми – 8 |
89,2 |
- |
90,1 |
101,0 |
- | |
Ми – 2 |
59,4 |
- |
62,9 |
105,8 |
- | |
8 |
Выручка от перевозки пассажиров, тыс.руб. |
10978 |
3794 |
3334 |
30,4 |
87,9 |
9 |
Выручка от перевозки почты, тыс.руб. |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
10 |
Выручка от выполнения заказных рейсов, тыс.руб. |
48214 |
14451 |
26072 |
54,1 |
180,4 |
11 |
Доходы от вертолетов, тыс.руб. |
109344 |
176966 |
181667 |
166,1 |
102,7 |
12 |
Доходы от аренды, тыс.руб. |
37505 |
49879 |
41837 |
111,5 |
83,9 |
13 |
Доходы от прочей аренды, тыс.руб. |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
- |
14 |
Прочая выручка, тыс.руб. |
74299 |
38350 |
66390 |
89,4 |
173,1 |
Информация о работе Пути улучшения финансового состояния организации