Пути улучшения финансового состояния организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ финансового состояния предприятия ОАО «Вологодское авиационное предприятие» и разработка мероприятий по его улучшению.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
изучены понятие, цели и задачи финансового анализа предприятия;
определены методы и принципы организации финансового анализа;
определены основные направления и источники информации для анализа финансового состояния предприятия;
оценка состава структуры имущества организации;
анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности предприятия;
разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….2

1. Теоретические основы методики анализа финансового состояния ОАО «Вологодское авиационное предприятие»………………..……………………..4

2. Производственно-экономическая характеристика объекта исследования ОАО «ВАП»……………………………………………………………………...15

3. Анализ финансового состояния организации………………………..……...21
3.1 Анализ динамики и структуры активов и источников их формирования
3.2 Оценка финансовой устойчивости……………………………………….29
3.3 Анализ ликвидности и платежеспособности…………...……………….32
3.4 Оценка рентабельности и деловой активности………..………………..35

4. Пути улучшения финансового состояния организации…………………….41

Выводы и предложения………...……………………………………………….50

Список литературных источников………….……………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИА.docx

— 271.49 Кб (Скачать файл)

Первые три группы активов (наиболее ликвидные активы, быстрореализуемые и медленно-реализуемые активы) в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам предприятия. Текущие активы более ликвидные, чем остальное имущество предприятия.

Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом:

  • Наиболее срочные обязательства (П1)— краткосрочные кредиты банка, кредиторская задолженность по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, задолженность перед бюджетом.
  • Краткосрочные пассивы (П2) —кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, кредиторская задолженность.
  • Долгосрочные пассивы (П3) — долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы — статьи V раздела баланса «Долгосрочные пассивы».
  • Постоянные пассивы (П4) — статьи IV раздела баланса «Капитал и резервы» и отдельные статьи VI раздела баланса, не вошедшие в предыдущие группы: «Доходы будущих периодов», «Фонды потребления» и «Резервы предстоящих расходов и платежей».

Предприятие считается ликвидным, если его текущие активы превышают его краткосрочные обязательства. Предприятие может быть ликвидным в большей или меньшей степени. Для оценки реальной степени ликвидности предприятия необходимо провести анализ ликвидности баланса.

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются условия:

 

А1>=П1;  А2>=П2; А3>=П3; А4<=П4

 

Невыполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их убытком по другой группе, хотя компенсация может быть лишь по стоимостной величине, так как в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.

Помимо этого рассчитываются следующие коэффициенты, характеризующие платежеспособность предприятия, которые рассчитываются по данным бухгалтерского баланса:

  • Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств.

 

Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства                                                                        (7)

 

Расчет основывается на том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее. Размер превышения и задается коэффициентом текущей ликвидности. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находится в пределах 2-2,5. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе предприятие окажется под угрозой банкротства. Превышение основных средств над краткосрочными обязательствами, более чем в 2,5 раза считается также нежелательным, т. к. может свидетельствовать о нерациональности структуры капитала. Рост показателя в динамике - положительная тенденция.

  • Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности аналогичен по смыслу коэффициенту текущей ликвидности, но исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть - производственные запасы.

 

Коэффициент быстрой ликвидности = (Оборотные активы – Запасы) / Краткосрочные обязательства                                                                       (8)

 

Необходимость расчета этого показателя вызвана тем, что ликвидность отдельных категорий оборотных средств не одинакова. Следует учитывать еще одно ограничение в использование коэффициента ликвидности. Так, к наиболее ликвидным активам относится не только долгосрочные, но и краткосрочные ценные бумаги и чистая дебиторская задолженность. В условиях развитой рыночной экономики такой подход оправдан, и предприятие имеет целый ряд законодательно регламентируемых возможностей, с помощью которых оно может взыскать долг со своего клиента. В России такие условия отсутствуют. Поэтому вызывает сомнение целесообразности оценки ликвидности российских предприятий посредством текущей и срочной ликвидности, особенно в тех случаях, когда это не сопровождается подробным анализом показателей, участвующих в расчетах. Поэтому в большинстве случаев более надежной является оценка ликвидности только по показателям денежных средств. По международным стандартам уровень показателя должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7 - 0,8.

  • Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности, показывая, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно.

 

Коэффициент абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Ценные бумаги) / Краткосрочные обязательства                                                       (9)

 

В западной практике этот показатель рассчитывается редко. В России его оптимальный уровень 0,2 - 0, 5.

В следующей главах проведем анализ финансового состояния на примере ОАО «ВАП».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Производственно-экономическая  характеристика ОАО «Вологодское авиационное предприятие»

 

 

Полное фирменное наименование  общества на русском языке: Открытое акционерное общество  “Вологодское авиационное предприятие”.

Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке: ОАО “ВАП”.

Место нахождения общества: Российская  Федерация, Вологодский район Вологодской области.

 Адрес (место  нахождения) постоянно действующего  исполнительного органа юридического  лица (генерального директора общества), по которому осуществляется   связь   с   юридическим   лицом:  160015,  Россия, г. Вологда  –15, Аэропорт.

           Вологодское авиационное предприятие (ВАП) имеет штаб-квартиру в аэропорту «Вологда» (160015, г.Вологда, Аэропорт) и филиалы без юридического лица в виде аэропортов «Великий Устюг», «Кичменгский Городок», «Вытегра», расположенные в одноименных районных центрах Вологодской области.

          ВАП управляет федеральной собственностью на праве полного хозяйственного ведения.

          Государственное управление авиапредприятием осуществляется Федеральной авиационной службой России через Северо-Западное региональное управление (г. Санкт-Петербург).

          Аэропорт «Вологда» имеет армо-бетонную полосу (ВПП) 1500х42 м., аэропорты «В.Устюг», «Вытегра», «Кич.Городок» - асфальтно-бетонные ВПП 1350х30., способные принять самолеты типа Як-40 днем и ночью. ВПП оснащены системами ближних и дальних приводных радиостанций типа «ОСП» с обоих курсов захода на посадку и свето-техническим оборудованием для полетов ночью.

         Все аэропорты имеют подразделения авиационной метеослужбы, персонал и оснащение для управления воздушным движением. В аэропорту «Вологда» управление воздушным движением осуществляется филиалом государственного предприятия «Сев-Запаэроконтроль» (г. Санкт-Петербург).

        Все аэропорты имеют сертифицированный персонал для обеспечения полетов воздушных судов; средства подготовки аэродромов к полетам, обеспечения заправки воздушных судов авиаГСМ, места стоянок, помещения для обслуживания пассажиров; системы авиационной безопасности.

          Пропускная способность аэропортов в районных центрах – 50 пассажиров/час, в аэропорту «Вологда» - 200 пассажиров/час.

          В настоящее время Вологодское авиапредприятие эксплуатирует самолет Як-40, вертолеты Ми-2 и Ми-8 и выполняет работы по обслуживанию коммерческих рейсов регулярных внутриобластных пассажирских перевозок, обслуживанию газо-нефте-магистралей, ПСР и санавиации.

          В Северо-Западном регионе среди всех авиапредприятий (Ленинградский, Второй Ленинградский, Вологодский, Мурманский, Петрозаводский, Псковский, Новгородский) Вологодское авиапредприятие по численности личного состава и выполняемому объему работ уступало только Первому Ленинградскому авиапредприятию.

          Численность персонала предприятия составляет - 435 человек, разбитых на соответствующие структурные подразделения (структурная схема прилагается). Персонал, обеспечивающий безопасность полетов, сертифицирован; управленческий персонал (директор, заместитель директора) имеет высшую квалификацию, опыт работы в отрасли более 10 лет. 
          Базовый аэропорт «Вологда» располагает следующими основными зданиями и сооружениями:

  • здание аэровокзала;
  • здание управления;
  • котельная на жидком топливе;
  • складские помещения площадью ~ 3000 квадратных метров;
  • комплекс для обслуживания спецавтотранспорта на 100 единиц;
  • 2 закрытых дока с встроенными обогреваемыми помещениями для технического обслуживания всех типов эксплуатируемых воздушных судов;
  • мастерские для текущего ремонта авиатехники;
  • перрон на 12 ВС типа Як - 40, Ан - 24.

          В 1998 г. Вологодское авиапредприятие по решению государственных органов преобразуется в открытое акционерное общество без разделения на дополнительные юридические лица. 

Целью общества  является получение прибыли в процессе хозяйственной деятельности.

          Основными видами деятельности общества являются:

  • транспортные полеты для перевозки пассажиров, грузов, почты;
  • полеты по выполнению авиационных работ в отраслях народного хозяйства;
  • проведение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ;
  • техническое обслуживание воздушных судов других предприятий (организаций);
  • продажа авиабилетов на рейсы, выполняемые воздушными судами других авиапредприятий;
  • международная авиатранспортная деятельность;
  • предоставление услуг по аэропортовой деятельности;
  • обеспечение мер авиационной безопасности;
  • участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте;
  • противопожарное обеспечение полетов воздушных судов и объектов инфраструктуры предприятия;
  • торгово-закупочная и сбытовая деятельность;
  • осуществление коммерческой и посреднической деятельности;
  • другие виды деятельности, не запрещенные законодательством.

       Общество обеспечивает  защиту государственной тайны  при осуществлении заявленных  видов деятельности.

      Органами управления общества являются:

- Общее собрание  акционеров;

- Совет директоров;

- Генеральный директор (единоличный исполнительный орган общества).

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия. Совет директоров,  генеральный директор и ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном настоящим уставом. Ликвидационная комиссия при добровольной ликвидации общества избирается общим собранием в порядке, предусмотренном настоящим уставом. При принудительной ликвидации ликвидационная комиссия назначается арбитражным судом.

Уставный капитал общества составляет  278485   (двести семьдесят восемь тысяч четыреста восемьдесят пять) рублей.  Он составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами (размещенных акций). В том числе:

- из  69621 штук  привилегированных акций типа А номинальная стоимость 1 (один) рубль каждая;

- из   208864  штук  обыкновенных именных акций  номинальной стоимостью   1 (один)  рубль каждая.

          В 2012 году на рынке авиационных услуг Вологодской области произошли заметные изменения. Из-за прекращения бюджетного финансирования ОАО «ВАП» с 1 июля отчетного года было вынуждено прекратить пассажирские и чартерные перевозки на воздушных судах ЯК-40. По этой причине на территории Вологодской области остается один авиаперевозчик, выполняющий регулярные пассажирские рейсы – ООО «Авиапредприятие «Северсталь».

          Рассмотрим  производственно-экономические показатели  предприятия, которые представлены  в таблице 1.

 

 

 

 

 

Таблица № 1. «Производственно-экономические показатели ОАО «Вологодское авиационное предприятие» за 2011-2012 гг.»

№ п/п

Показатели

2011 г. Факт

2012 г.

Отклонение 2012 г.

план

факт

от факта 2011 г.

от плана 2011 г.

1.

Фактический пассажирооборот, млн.п.км.

2,8

-

0,9

30,8

-

2

Использование занятости кресел, %

38,1

-

32,2

84,5

-

3

Отправка пассажиров, чел.

5680

-

1625

28,6

-

4

Отправка почты, тн.

0

-

0

0,0

-

5

Отправка груза, тн.

0,4

-

0,1

14,3

-

6

Общий производительный налет, час:

-

-

-

-

-

 

Як – 40 (рег., нерег., прочий)

2373

1452

1498

63,1

103,2

 

Ми – 8

2758

3381

3646

132,2

107,8

 

Ми – 2

145

30

4

2,4

11,7

7

Исправность СВП, %

-

-

-

-

-

 

Як – 40

67,5

-

32,2

47,7

-

 

Ми – 8

89,2

-

90,1

101,0

-

 

Ми – 2

59,4

-

62,9

105,8

-

8

Выручка от перевозки пассажиров, тыс.руб.

10978

3794

3334

30,4

87,9

9

Выручка от перевозки почты, тыс.руб.

0

0

0

0,0

0,0

10

Выручка от выполнения заказных рейсов, тыс.руб.

48214

14451

26072

54,1

180,4

11

Доходы от вертолетов, тыс.руб.

109344

176966

181667

166,1

102,7

12

Доходы от аренды, тыс.руб.

37505

49879

41837

111,5

83,9

13

Доходы от прочей аренды, тыс.руб.

0

0

0

0,0

-

14

Прочая выручка, тыс.руб.

74299

38350

66390

89,4

173,1

Информация о работе Пути улучшения финансового состояния организации