Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия на основе повышения эффективности использования основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 12:09, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - разработка путей улучшения финансовых результатов деятельности предприятия на основе повышения эффективности использования основных средств.
Задачами дипломной работы являются:
1) изучение теоретических основ оценки эффективности использования основных средств;
2) изучение показателей состава, структуры и эффективности использования основных средств;
3) анализ современного состояния деятельности предприятия, а также финансовых результатов его работы на современном этапе;
4) выявление и анализ влияния факторов на показатели эффективности использования основных средств;
5) разработать мероприятия по повышению эффективности использования основных средств и финансовых результатов деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ...7
1.1 Сущность, состав и структура основных средств предприятия…………. 7
1.2 Методика оценки эффективности использования основных средств…... 14
1.3 Взаимосвязь эффективности использования основных средств и финансовых результатов деятельности предприятия…………………... 19
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСТАНАЙСКОГО ФИЛИАЛА АО «НК «КТЖ»………………………………………. 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………... 27
2.2 Анализ эффективности и финансовых результатов деятельности…….. 37
2.3 Анализ состава, структуры и движения основных средств…………….. 45
2.4 Анализ эффективности использования основных средств……………... 50
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КОСТАНАЙСКОГО ФИЛИАЛА АО «НК «КТЖ»………………. 57
3.1 Проблемы повышения эффективности использования основных средств предприятия и пути их решения…………57
3.2 Финансовые результаты деятельности предприятия на перспективу… 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………....................... 74

Файлы: 1 файл

Основные средства.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

Имея ясное  представление о роли каждого  элемента основных фондов в производственном процессе, физическом и моральном  их износе, факторах, влияющих на использование  основных фондов, можно выявить методы, направления, при помощи которых  повышение эффективности использования основных фондов и производственных мощностей предприятия обеспечивает снижение издержек производства и рост производительности труда.

В условиях рыночных отношений на первый план выдвигаются  вопросы технического уровня, качества, надежности продукции, что целиком зависит от качества состояния техники и эффективности ее использования. Улучшение технического качества средств труда и оснащения работников ими обеспечивает основную часть роста эффективность производственного процесса.

При современных  высоких темпах научно-технического прогресса особенно актуальна необходимость  в модернизации устаревшей техники  и в быстрой ее замене более  совершенной. В условиях перехода к  рыночной экономике основные фонды - главная предпосылка, обеспечивающая дальнейший экономический рост за счет всех факторов интенсификации производства.

Улучшение использования  основных фондов и производственных мощностей означает также ускорение  их оборачиваемости, что в значительной мере способствует решению проблемы сокращения разрыва в сроках физического и морального износа, ускорения темпов обновления основных фондов. Наконец, эффективное использование основных фондов тесно связано и с другой ключевой задачей – повышением качества выпускаемой продукции, так как в условиях рыночной конкуренции быстрее реализуется и пользуется спросом высококачественная продукция.

Таким образом, успешное функционирование основных производственных фондов зависит от того, насколько полно реализуются экстенсивные и интенсивные факторы улучшения их использования. Все резервы повышения эффективности использования основных производственных фондов и мощностей можно свести к двум группам резервов - интенсивным и экстенсивным - в соответствие с показателями. При этом важно помнить, что в каждой отрасли возможности реализации резервов будут разными и требуют глубокого знания специфики отрасли.

Эффективность использования основных средств  оказывает непосредственно влияние  на повышение финансовых результатов  деятельности предприятия, что объясняется улучшением всех технико-экономических показателей, в том числе увеличением выпуска продукции, снижением ее себестоимости, трудоемкости изготовления, ростом прибыли и рентабельности производства.

 

 

ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСТАНАЙСКОГО ФИЛИАЛА АО «НК «КТЖ»

 

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

 

Республиканское государственное предприятие «Қазақстан темiржолы» было создано постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 января 1997 года № 129 «О реорганизации предприятий железных дорог Республики Казахстан» путем слияния республиканских государственных предприятий: Управления Алматинской железной дороги, Управления Целинной железной дороги и Управления Западно-Казахстанской железной дороги.

Целью слияния являлись оптимизация  структуры управления перевозочным процессом и ликвидация излишних звеньев, финансово-экономическое оздоровление железнодорожной отрасли.

В настоящее время, АО «НК  «КТЖ» имеет холдинговую структуру, основанную на обеспечении функциональной целостности и управляемости железнодорожной отрасли в перевозочном процессе. Единственным акционером АО «НК «КТЖ» является Акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», который решает задачи совершенствования системы корпоративного управления, повышения прозрачности бюджета, управляет деятельностью АО «НК «КТЖ» через Совет директоров, не вмешиваясь в его оперативную работу.

Кроме того, деятельность АО «НК «КТЖ» контролируется Министерством  транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, которое согласно Закону Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» от 8 декабря 2001 года № 266-II в качестве уполномоченного органа, осуществляет реализацию государственной политики в области железнодорожного транспорта, координацию, регулирование и контроль деятельности транспортного комплекса в Республике Казахстан.

АО «НК «КТЖ» осуществляет такие виды деятельности, как выполнение функций оператора магистральной  железнодорожной сети, перевозка  пассажиров и грузов железнодорожным транспортом. Указанная деятельность регулируется соответственно Законами Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» и «О естественных монополиях и регулируемых рынках».

На сегодняшний  день железнодорожный транспорт  является важнейшей составляющей частью производственной инфраструктуры Республики Казахстан. Географические условия Казахстана (отсутствие прямого выхода к морю, наличия судоходных рек), обширность территории, сырьевая структура производства и размещение производительных сил, неразвитость автотранспортной инфраструктуры делают роль железнодорожного транспорта в экономике чрезвычайно важной.

Железнодорожная отрасль Казахстана является развивающейся  сферой экономики, производственный и  технический потенциал, которой  стабильно увеличивается в последнее время и обеспечивает занятость более 156 тысяч человек. Несмотря на экономические трудности, процессы развития железнодорожного транспорта Казахстана никогда не прерывались. При этом практически все инвестиционные проекты, имея общегосударственный масштаб, финансировались исключительно за счет средств самой отрасли.     Например, в очень сложный период, в 1991-1994 гг., полностью завершена начавшаяся в 1987 году электрификация железнодорожного участка Арысь - Шу общей протяженностью 567 км.

В 1993 началась крупномасштабная деятельность по электрификации линии  Шу-Алматы. Ее ключевое и завершающее «звено2 - состоявшийся в 2000-2001 гг. перевод на электрическую тягу 138-километрового участка Узын-Агаш - Алматы (фактическая стоимость работ - почти 4,3 млн. тенге). Таким образом, электрифицирован весь 1200-километровый путь между Астаной и Алматы, а протяженность электрифицированных железных дорог в Казахстане достигла 4 тысяч км.

Одним из важнейших  событий стало строительство 184-километрового участка Аксу-Дегелен - первой новой железной дороги суверенного Казахстана (сметная стоимость - почти 6,5 млрд. тенге). Работы, проводившиеся с 1998 г., завершилась торжественной стыковкой в декабре 2000 г., а затем, 19 июня 2001 г., - торжественным открытием регулярного движения с участием Президента Казахстана Н. Назарбаева.

Эта магистраль, по кратчайшему  маршруту соединив промышленные области  республики, Павлодарскую и Восточно-Казахстанскую, во многом позволила завершить создание национальной железнодорожной сети на востоке Казахстана. В итоге значительно уменьшилось время движения пассажиров и грузов во всем обширном северо-восточном регионе страны, осваиваются богатые природные ресурсы на новых территориях, создаются тысячи новых рабочих мест, а существенное сокращение транспортной составляющей в себестоимости продукции явилось действенным стимулом для развития местной экономики.

Столь же важное общенациональное значение имеет и начавшееся в 2001 году строительство почти 400-километровой магистрали Алтынсарино-Хромтау. «Срезая» путь между другими важнейшими областями республики - Костанайской и Актюбинской, она, в среднем, на 1500 км сокращает железнодорожные расстояния между всеми северными, центральными и западными регионами страны. Формирующийся при этом новый международный коридор позволит по кратчайшему маршруту соединить территорию Казахстана как с регионом Каспия, так и с портами Балтийского и Черного морей.

Среди сделанного АО «НК  «Казакстан темiр жолы» за последние годы - широкое внедрение информационных технологий, систем диспетчерской централизации, капитальный ремонт многих сотен километров пути. В 1997 -2001 гг. АО «НК «Казакстан темiр жолы» осуществило капитальный ремонт и модернизацию (а порой фактически заново отстроило) десятки зданий вокзалов на всех значительных станциях республики.

В полной мере понимая значение для республики новой столицы - Астаны, АО «НК «Казакстан темiр жолы» приняло активное участие в реализации важных градостроительных проектов. В частности, в результате капремонта создан новый вокзальный комплекс, а бывший Дворец железнодорожников станции Акмола реконструирован в Национальный театр оперы и балета имени Куляш Байсеитовой - один из лучших в СНГ.

Кроме этого, предприятие  активно содействовало созданию новых жилых массивов столицы. С участием АО «НК «Казакстан темiр жолы» завершаются работы по возведению «Транспорт Тауэр» в самом высоком, 34-этажном здании Астаны разместятся ведущие структуры транспортно-коммуникационного комплекса страны.

Капитал АО «НК «Казакстан темiр жолы» формируется из собственного и привлеченного (заемного) капитала. На начало года стоимость собственного капитала составляла более 1 млрд. долларов США, а привлеченного - 257 млн. долларов США, в том числе долгосрочные обязательства - 94 млн. долларов США.

Имущество АО «НК «Казакстан темiр жолы» составляют внеоборотные и оборотные активы. Стоимость основных средств на начало текущего года составляла более 920 млн. долларов США, прочих внеоборотных активов - 118 млн. долларов США, текущих активов - около 220 млн. долларов США.

Средствами Компании распоряжается  государство, которому принадлежит 100 % акций. Управляет деятельностью АО «НК «Казакстан темiр жолы» Совет директоров, куда входят представители Правительства Казахстана и Президент Компании.

Путевое хозяйство  является основной и наиболее фондоемкой отраслью железнодорожного транспорта. В условиях исключительности значения железных дорог в жизнедеятельности  Республики Казахстан без надежной работы именно этой отрасли невозможно себе представить нормальное функционирование экономики страны. В период формирования системы новых экономических и политических отношений железнодорожный транспорт остался одной из немногих отраслей, обеспечивающих функционирование экономики страны. Девяностые годы характеризуются беспрецедентным изменением условий эксплуатации железных дорог, основным показателем которых является резкий спад объемов перевозок.

В Департаменте пути и сооружении Акционерного общества «Национальная компания «Казахстан темiр жолы» разработана Инвестиционная программа развития отрасли до 2020 года. Основной целью программы является вывод отрасли на качественный новый технический уровень посредством:

- реабилитации  инфраструктуры на основных магистралях  с применением             современной путевой техники;

-  строительства новых железнодорожных линий;

- создания отечественной  базы заводского ремонта путевой  техники и новых импортозамещающих производств, для последующего восстановления и обновления средств малой механизации;

- формирования  отечественной отраслевой путевой  науки;

- внедрения  новых ресурсосберегающих технологий  в производственные процессы,

- применения современных диагностических средств в целях перехода от планово-предупредительной системы ремонта основных средств к системе ремонта по их состоянию и выполненной работе.

Реализация  предусмотренных программой проектов позволит в дальнейшем обеспечить стабильное развитие отрасли с плановой заменой путевых машин путем комплектования парка с повышенными технико-экономическими параметрами и модернизацией элементов инфраструктуры в соответствии со своевременными требованиями.

Это даст возможность  к 2018 году приблизить техническую оснащенность казахстанских железных дорог к мировому уровню и достичь высокой степени конкурентоспособности.

Инвестиционная  программа разработана, с одной  стороны, с учетом ряда исторических факторов, типичных для большинства  стран СНГ, – технологической  зависимости железнодорожных систем Советского Союза от единого центра, неразвитости альтернативных транзитных коридоров, значительного физического и морального износа основных средств железнодорожного транспорта, технологического отставания от передовых достижений науки и техники, наличия большого количества избыточных производственных мощностей, подвижного состава и контингента, связанного с резким падением объемов перевозок в девяностых годах.

В последние  годы руководство Департамента пути и сооружении АО «НК «Казахстан темiр жолы» (АО «НК «КТЖ») принимают коренные меры по улучшению управления производством, совершенствования системы управления как комплекса мер, включающих:

- дальнейшее развитие хозяйственной реформы;

- совершенствование планирования,

- улучшение структуры и функций управления;

- внедрение автоматизированных систем управления;

- совершенствование системы работы с кадрами.

Главным вопросом в данное время является качественное изменение в сторону экономической  рентабельности всего железнодорожного транспорта.

Информация о работе Пути улучшения финансовых результатов деятельности предприятия на основе повышения эффективности использования основных средств