Разработка и реализация бизнес-плана организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является получение опыта в исследовании ОАО «Московско-Тверской пригородной компании», также цель курсовой работы заключается в получении новых знаний относительно сущности изучаемого предприятия, проблемных вопросов темы и возможных путей их решения.
Для достижения указанной цели в процессе исследования были поставлены следующие задачи: изучить сущность бизнес -планирования, проанализировать цели и разработки бизнес-плана, систематизировать основные методы и планы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...…....3
1 Бизнес - планирование на предприятии……………..…………………………….......5
1.1 Сущность и значение бизнес – планирования……………………………..……....5
1.2 Цели разработки бизнес-плана……………………..…………….………………....6
1.3 Особенности бизнес - планирования в России………….………………..………..7
1.4 Состав бизнес-плана………………………………………...……………………….9
1.5 Обеспечение конкурентоспособности……………………..…………………...…10
1.6 Оценка рынка сбыта …………………………………………….………..………..11
1.7 Сведения о конкурентах……………..……………………………………………..12
1.8 План маркетинга……………………..…………………………………………..…13
1.9План производства………………………..……………………………………..….15
1.10Финансовый план……………………………………..……………………..…….16
2. Аналитическая часть …………………………………………..………………..……19
2.1 Анализ динамики и структуры актива баланса………………………..............…19
2.2 Анализ динамики и структуры пассива баланса…………………………..……..26
2.3 Оценка финансовой устойчивости предприятия ………………………….….....30
2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия……….......................37
2.5 Анализ деловой активности………………………..................................................41
2.6 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия……………......…45
2.7 Анализ показателей рентабельности……..………………………………….…....48
2.8 Оценка вероятности банкротства предприятия по модели Альтмана…….....….52
2.9 Анализ безубыточности предприятия.....................................................................54
2.10 Расчет эффекта финансового рычага………………………….............................58
Заключение…………………………………….………………………………….…..….61
Список использованной литературы………………………………..……………..…...62
Приложения………………………………………………………………..……………..64
Приложение 1 «Бухгалтерский баланс»…………………………………..………..…..64

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 8.20 Мб (Скачать файл)

          Наиболее распространенными областями бизнес - планирования в сегодняшней экономической ситуации в России являются:

- создание бизнес - линий (продуктовых линий, инвестиционных  проектов) как совокупность прав  собственности, долгосрочных привилегий  и конкурентных преимуществ, специального (по возможному применению) и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников и сбыта продукта), которые обеспечивают возможность получать определенные доходы;

- разработка бизнес-планов  специального назначения финансово-экономического  характера: эмиссия новых акций  открытыми акционерными обществами; подготовка к продаже приватизируемых  предприятий; подготовка к продаже  обанкротившихся предприятий, выставляемых  на конкурс; выкуп акций (паев) в  закрытых компаниях типа ООО, закрытых АО или пая в товариществах  при выходе из состава одного  из акционеров (учредителей, пайщиков); обоснование вариантов санации  предприятий банкротов.[18]

1.4 Состав бизнес-плана

          Бизнес-план начинается с раздела, называемого резюме. Этот раздел составляется в конце работы над бизнес-планом. Он содержит основные сведения о предполагаемых мероприятиях и является преамбулой к основной части документа. Желательно, чтобы он занимал не более двух машинописных страниц. Этот раздел важен потому, что он должен произвести благоприятное впечатление на предполагаемых инвесторов.    Прочитав резюме, инвестор или начнет изучать бизнес-план дальше, или отклонит проект сразу, не вдаваясь в детали.[11]

          Резюме должно быть написано  предельно ясно, просто и лаконично, оно должно содержать минимум  специальных терминов. Предполагается, что документ читает не имеющий  специальных знаний инвестор, собирающийся  вложить средства в проект. При  этом его интересуют прежде всего два вопроса: что он получит в результате успешной реализации проекта и каков риск потери денег?

          Резюме содержит следующие сведения:

• что именно предполагается сделать (суть проекта);

• за счет чего осуществляется проект (каковы источники финансовых и других ресурсов);

• чем данный вид продукции или услуг лучше других;

• основные финансовые результаты на период планирования: прогноз объема реализации в натуральных единицах, выручка от реализации продукции, общая стоимость проекта или затраты, прибыль, рентабельность вложений, сроки возврата заемных средств.[5]

 

1.5. Обеспечение конкурентоспособности

          Теория и практика рыночного  хозяйства свидетельствуют о  том, что наиболее правильным  является подход, при котором  в основу выбора заложен критерий  обеспечения конкурентоспособности. При этом выделяют два типа  преимуществ: низкие издержки и  специализация.

          Выбор стратегии конкуренции  зависит от того, какими возможностями располагает предприятие. Разумеется, эта стратегия не является раз и навсегда заданной. В процессе развития предприятия становится ясно, во что следует вкладывать средства исходя из ситуации на рынке.[4]

          Конкурентные преимущества делятся  на преимущества низкого и  высокого порядка. К преимуществам низкого порядка относятся возможности использования более дешевого сырья, материалов, рабочей силы. Эти преимущества являются неустойчивыми, ими могут воспользоваться и конкуренты, они не всегда обеспечивают длительного лидерства. Итак. во втором разделе бизнес-плана содержатся следующие сведения:

• какие потребности может удовлетворить данный товар или вид услуг;

• каковы особенности товара, чем он отличается от других, существующих;

• насколько долго этот товар будет новинкой на рынке;

• какие патенты или лицензии следует приобрести для производства этого товара;

• образец товара, а если это невозможно, то эскиз, фотография, рисунок, макет;

• предложения по сервисному послепродажному обслуживанию;

• оценка цены;

• оценка затрат;

• оценка прибыли на единицу товара.[3]

1.6. Оценка рынка сбыта

          Это самый важный раздел, и  на него нельзя жалеть ни  средств, ни сил, ни времени. Если  проект большой, то для подготовки  этого раздела потребуется участие  специалистов - маркетологов. Многие неудачи коммерческих проектов связаны с переоценкой емкости рынка: товар произведен, но сбыта нет.[1]

          Главный вопрос, на который должен  быть найден ответ в данном  разделе, — определение объема  продаж в натуральных единицах. От правильного расчета этого  показателя зависят и все дальнейшие  расчеты, связанные с организационной структурой предприятия, расходом сырья и материалов, численностью работающих, объемом финансовых вложений. Обычно исследования рынка сбыта связаны с обработкой большого объема информации.

         В разделах бизнес-плана отражаются следующие дaнные:

• кто будет покупать товар;

• когда покупать (при этом очень важно учесть сезонность производства и сбыта продукции);

• сколько покупать;

• по какой цене.

Необходимо иметь прогноз изменения этих данных на весь период планирования, как правило, на три года.[9]

1.7. Сведения о конкурентах

О конкурентах полезно знать следующее:

• какие фирмы производят аналогичную продукцию; каковы их объемы продаж;

• качество их продукции, основные технические характеристики;

• цены; ценовая политика;

• система снабжения и сбыта.

           Оценивая конкурентов, необходимо  уделить внимание достоинствам  и недостаткам их продукции  и производства. Важно особо остановиться  на достоинствах конкурентов, что  дает возможность использовать  уже накопленный опыт для развития  собственного производства. Недостатки  конкурентов могут дать реальный  шанс выиграть в борьбе с  ними, находя более рациональные  решения.[9]

           Если на стадии исследования  рынка обнаружится, что нет реальной  возможности проникнуть на него, то следует искать другое направление  бизнеса. Лучше потратить время  и деньги на маркетинговые  исследования и получить при  этом отрицательный результат, чем  вложить большие средства в  проект и потерпеть неудачу. Потери  при этом несравнимо больше.

          Направления конкурентной борьбы  должны быть продуманы на стадии  планирования, поскольку в текучке  ежедневных дел уже некогда  будет прорабатывать такие вопросы.[7]

1.8. План маркетинга

К основным элементам плана маркетинга относятся:

• схема распространения товаров;

• ценообразование;

• реклама;

• методы стимулирования продаж;

• организация послепродажного (сервисного) обслуживания;

• формирование общественного мнения о фирме и товарах.

          Полный план маркетинга — это  отдельный очень важный документ. В бизнес-плане рекомендуется изложить его в сжатом виде, не вдаваясь в детали.[6]

           Схема распространения товаров  — это ответ на вопрос: как будет продаваться товар? Диапазон ответов здесь обширный. Соответственно велика разница в затратах. Самым дорогим решением является создание собственных фирменных магазинов, самым дешевым — продажа со склада готовой продукции предприятия оптовым покупателям. Есть преимущества и недостатки в каждой схеме распространения товара, у каждой формы торговли. Задача плана маркетинга состоит в том, чтобы найти наиболее подходящий вариант и при этом учесть затраты.

           Для увеличения объема продаж  и лучшей информирование покупателя  фирмы обычно используют рекламу. Крупные компании расходуют на  рекламу огромные средства, иногда  до 10% валовой выручки. В пятом  разделе бизнес-плана приводятся  данные об организации рекламы  и расходах на нее. При организации  рекламы важным является принцип  ее доведения до максимального  числа потенциальных потребителей  при минимальных расходах.[15]

          Существуют различные методы стимулирования продаж, например продажа оптовых партий со скидкой, продажа по принципу “десять плюс один” (когда при покупке десяти одинаковых единиц товара в качестве подарка фирмы дается еще одна бесплатно), продажа в кредит, розыгрыш различных лотерей, премии продавцам за увеличение выручки и т.п. Очевидно, что всякого рода подарки, скидки и премии должны быть подсчитаны и включены в издержки. Расчет должен доказать, что расходы на тот или иной способ стимулирования оправдываются увеличением прибыли за счет роста объема продаж.                                                  

          Если фирма производит сложную  в техническом отношении продукцию, то, скорее всего, ей придется  организовывать сервисное послепродажное обслуживание своего товара: установку, подключи гарантийный ремонт. Это потребует дополнительных расходов на подготовку персонала, выпуск запасных частей и организацию. Также расходы могут быть больше или меньше в зависимости от способа организации сервисного обслуживания, но в любом случае интересы покупателя должны быть на первом месте. Кроме того, практика показывает, что изделия с гарантией покупаются более охотно, чем без нее. Расходы, на сервисное обслуживание покрываются за счет более высокой цены на изделие.[3]

          Стратегия маркетинга предусматривает  формирование положительной репутации  фирмы и ее товаров у общественности. Этому направлению деятельности, называемому паблик рилейшнз, уделяется большое внимание. В бизнес-плане можно предусмотреть такие мероприятия. Паблик рилейшнз не является прямой рекламой товара, однако с положительный образ фирмы в конечном итоге, так же как и реклама, способствует увеличению объемов продаж.[8]

1.9 План производства

          Необходим только для тех проектов, в которых предусматривается производство какой-либо продукции. Данные раздела должны быть обоснованы на длительную перспективу — два-три года, для крупных проектов - четыре-пять лет. Раздел включает следующую информацию:

·   где будет организовано производство: на действующем или на новом предприятии;

·   какие необходимы производственные мощности и каков их рост по годам;

·   какие сырье, материалы, комплектующие изделия необходимы, где и когда их приобретать, по какой цене;

·   возможна ли производственная кооперация: с кем, на каких условиях;

·   какое оборудование потребуется, когда, где его предполагается приобрести, по каким ценам;

·   схема производственных потоков, включая точки контроля качества.

           Каждый из этих подразделов содержит расчет расходов на производство.

           Контроль качества должен быть предусмотрен таким образом, чтобы технологический процесс исключал бы возможность выпуска некачественной продукции. Нерационально проводить контроль качества только на заключительной стадии производства, когда можно лишь зафиксировать наличие бракованной продукции. Качество сырья должно контролироваться на стадии подготовки производства; затем следует контроль качества полуфабрикатов, чтобы еще можно было исправить возникшие отклонения, и, наконец, контроль качества готового изделия. Для контроля качества нужны стандарты.[13]

           В плане производства необходимо предусмотреть утилизацию отходов и решение других вопросов, связанных с экологией, иначе предприятию придется платить штрафы за нарушение экологических требований.

          На основе плана производства осуществляется оценка издержек и их динамики по годам.[15]

1.10 Финансовый план

 

   Финансовый раздел  бизнес-плана включает в себя  три основных плановых документа:

·   баланс организации,

·   план прибылей и убытков,

·   прогноз движения наличности.

 

     Кроме того, при составлении  бизнес-плана проводится так называемый  анализ чувствительности.

 

     Анализ чувствительности - это метод изучения эффекта изменений текущей чистой стоимости (чистой дисконтированной стоимости) проекта в связи с изменением ключевых параметров проекта- затрат на исследование и разработки, строительных издержек, размеров рынка, цены, издержек производства, затрат на рекламу и сбыт и т. п.[17]

Чистая дисконтированная стоимость- это показатель эффективности инвестиций, предпринятых в рамках предпринимательского проекта.

 

     Дисконтирование стоимости- это определение текущей стоимости будущих денежных доходов фирмы, которые должны быть получены в результате реализации проекта. Чем выше дисконтированная стоимость проекта, тем он эффективнее.

 

     Формула, по которой  рассчитывается дисконтированная  стоимость, такова:

PV=CF(1+r)n,

где PV- дисконтированная (текущая)стоимость проекта;

 

       CF- кэш- флоу (поток наличности) в будущий период времени. Кэш-флоу - это сумма чистого дохода и амортизации, то есть совокупные накопления, характеризующие денежное обогащение фирмы;

 

      r- ставка процента;

 

      n- число лет, за которое производится суммирование дохода.

 

  Чистая дисконтированная  стоимость- это дисконтированная  стоимость за вычетом первоначальных  инвестиций.

NPV=PV-I I,

где, NPV- чистая дисконтированная стоимость;

 

        PV- дисконтированная стоимость;

 

        I I- первоначальные инвестиции.

 

      Критерием эффективности бизнес-проекта является положительная величина чистой дисконтированной стоимости. Таким образом, анализ чувствительности позволяет определить, не приведут ли изменения ключевых параметров проекта к снижению чистой дисконтированной стоимости до отрицательной величины, то есть к утрате эффективности проекта. Другими словами, этот метод определяет, насколько чувствителен проект к изменениям. Предварительное применение анализа чувствительности в рамках бизнес-планирования позволяет снижать предпринимательских риск, избегать непроизводительных вложений капитала.[14]

         Ещё одна важная составляющая финансового раздела бизнес-плана- это определение источников капитала (фондов), необходимых для деятельности фирмы. Эта часть финансового плана актуальна как для небольших, только вступающих в бизнес фирм, так и для крупных предприятий, нуждающихся в дополнительном притоке капитала.

Информация о работе Разработка и реализация бизнес-плана организации