Реструктуризация предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время все большее развитие получает новая для России область знаний и практического применения - реструктуризация предприятий и компаний. Широко используемая в бизнес-практике развитых стран Запада методология реструктуризации начинает завоевывать и российский рынок. Реализация программ реструктуризации может существенно повысить конкурентоспособность компаний и привести к преодолению негативных ситуаций в экономическом развитии. Понятие «реструктуризация» как процесс комплексного изменения методов и условий функционирования компании (предприятия) в соответствии с внешними условиями рынка и стратегией ее развития вошло в деловой обиход относительно недавно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА…………………………….5
1.1 Понятие, необходимость и причины реструктуризации…………….5
1.2 Виды реструктуризации……………………………………………….7
1.3 Порядок проведения реструктуризации…………………………….10
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере ОАО «ГМС Насосы»)……………………………………………13
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия………………...13
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ………………………………...19
3. РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОАО «ГМС Насосы»………………………….36
3.1 Реструктуризация предприятия за счет трансформации организационно-экономической системы ОАО «ГМС Насосы»………………………….36
3.2 Рестуктуризация службы сбыта ОАО «ГМСНасосы»……………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………44
Список использованных источников……………………………………..47

Файлы: 1 файл

курсовая фин менедж.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

 

Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра финансового менеджмента

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Финансовый менеджмент»

 

на тему «Реструктуризация предприятия»

 

 

 

Выполнила: Гамзатова Зульфия Апбазовна, студентка 5-го курса заочной формы обучения экономического факультета, группа Э092ЗСПВД

Подпись ________________________

 

Научный руководитель: Терещенко В.П.

Подпись _______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА…………………………….5

1.1 Понятие, необходимость и причины реструктуризации…………….5

1.2 Виды реструктуризации……………………………………………….7

1.3 Порядок проведения  реструктуризации…………………………….10

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере ОАО «ГМС Насосы»)……………………………………………13

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия………………...13

2.2 Анализ хозяйственной деятельности ………………………………...19

3. РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ  ОАО «ГМС Насосы»………………………….36

3.1 Реструктуризация предприятия за счет трансформации организационно-экономической системы ОАО «ГМС Насосы»………………………….36

3.2 Рестуктуризация службы сбыта ОАО «ГМСНасосы»……………...39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………44

Список использованных источников……………………………………..47

Приложения

Приложение А БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 2007 год

Приложение Б БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 2008 года

Приложение В БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС за 2009 года

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время все большее развитие получает новая для России область знаний и практического применения - реструктуризация предприятий и компаний. Широко используемая в бизнес-практике развитых стран Запада методология реструктуризации начинает завоевывать и российский рынок. Реализация программ реструктуризации может существенно повысить конкурентоспособность компаний и привести к преодолению негативных ситуаций в экономическом развитии. Понятие «реструктуризация» как процесс комплексного изменения методов и условий функционирования компании (предприятия) в соответствии с внешними условиями рынка и стратегией ее развития вошло в деловой обиход относительно недавно. Однако и в эпоху строительства социализма процессы реформирования, реорганизации, изменения методов функционирования как отдельных предприятий, так и целых отраслей народного хозяйства постоянно использовались, просто принятый в западном бизнесе термин у нас не употреблялся. Главная особенность реструктуризации в отличие от текущих отдельных изменений в производстве, структуре капитала или собственности, рынках сбыта и т.п. состоит в том, что она не является частью повседневного делового цикла компании. Именно необходимость комплексного характера преобразований, затрагивающих практически все стороны функционирования компании, обусловливает реструктуризацию. Важнейшим компонентом реформирования (едва ли не самым основным) является реструктуризация системы управления. В ней выделяются три сферы: управление производством, управление персоналом и интегрированное управление. Реструктуризации предшествует анализ оперативного и стратегического управления производством, способов выработки и принятия организационных решений. Важен также учет перспективы обновления и повышения качества продукции, предполагающей модернизацию производства и изменение структуры капитальных вложений, преобразование системы управления. Новая структура управления должна обеспечить оптимальную численность подразделений, иерархию подчинения, баланс процессов обновления и сохранения количественного состава кадров. Реструктуризация - один из эффективных рыночных инструментов развития успешного бизнеса. Актуальность темы курсовой работы в том, что реструктуризация предполагает комплексные и взаимосвязанные изменения структур, обеспечивающих функционирование предприятия в целом. Главная цель курсовой работы - это рассмотреть организацию в аспекте реструктуризации. Задачами работы, исходя из цели, являются:

изучение теоретических основ реструктуризации системы управления; 

проведение анализа финансового состояния предприятия и его организационной структуры; 

разработать основные методы реструктуризации предприятия за счет трансформации организационно-экономической системы ОАО «ГМС Насосы» и службы маркетинга. Объектом курсовой работы является ОАО «ГМС Насосы».

 

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

 

1.1 Понятие, необходимость и причины реструктуризации

 

В переводе с английского "реструктуризация" (restructuring) - это перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura) означает порядок, расположение, строение. Если рассматривать компанию как сложную систему, подверженную влиянию факторов внешнего окружения и внутренней среды, то термину "реструктуризация компании" можно дать следующее определение: Реструктуризация компании - это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее элементов), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды (Рисунок 1). Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом. Основной причиной, почему компании стремятся к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности1. Впрочем, и успешные компании часто проводят структурные преобразования. Ведь любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления и проведения реструктуризационных программ. С какими целями проводится реструктуризация? Традиционно собственники и менеджмент компании преследуют две цели: это повышение конкурентоспособности компании с последующим увеличением ее стоимости.

 

Рисунок1

Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность компании

Источник: Экономика фирмы

 

На сегодняшний день международная практика и опыт проведения реструктуризации в России свидетельствуют о том, что реструктуризация - это одна из сложнейших управленческих задач. Она не является единовременным изменением в структуре капитала или в производстве. Это процесс, который должен учитывать множество ограничений и специфику той компании, в которой он проводится. Следовательно, проводить его необходимо, уже имея четкие цели, концепцию реструктуризации, понимание каждого из ее этапов и методов, с помощью которых необходимо действовать. Основной причиной, по которой проводится реструктуризация предприятия, обычно является низкая эффективность работы компании, вызванная несоответствием бизнеса изменяющимся требованиям рынка. Следствием подобной ситуации становятся неудовлетворительные финансовые показатели, нехватка оборотных средств, высокий уровень дебиторской и кредиторской задолженности. Главные «болезни» предприятий, нуждающихся в реструктуризации: слишком высокая концентрация полномочий и ответственности высшего руководства, что приводит к демотивации менеджеров среднего звена; непрозрачная система учета, которая не позволяет определить успешно работающие и откровенно неэффективные структурные бизнес-единицы и службы; слишком громоздкая организационная структура, не обеспечивающая динамизм в развитии бизнеса; избыточность структуры имущественного комплекса, зачастую доставшегося в наследство от социалистического предприятия2. Особенно часто подобные проблемы возникают у государственных предприятий, которые за последние 10 лет сократили объемы бизнеса иногда в десятки раз, а структуру и систему управления сохранили в неизменном виде. Необходимость в реструктуризации может возникнуть и у вполне успешных компаний. Так, любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления. И дальновидные руководители проводят преобразования, не дожидаясь снижения эффективности бизнеса.

 

1.2 Виды рестуктуризации

 

В современной экономической теории сложилась следующая классификация видов реструктуризации хозяйствующего субъекта В зависимости от стадии развития хозяйствующего субъекта: а) оперативная (в некоторых источниках – реструктуризация в условиях кризиса) - осуществляется в целях вывода предприятия из сложившегося кризиса; б) стратегическая - осуществляется в целях поддержания хозяйствующего субъекта как действующего (увеличение стоимости собственного капитала, сохранение корпоративной стоимости и т. д.). В некоторых источниках оперативная реструктуризация также получила название реструктуризация кризиса, а стратегическая -реструктуризация развития. Наибольшее распространение в российской практике получила именно оперативная реструктуризация, механизм которой приводится в действие только после обнаружения явных признаков кризиса хозяйствующего субъекта. В зависимости от субъекта (инициатора) реструктуризации: а) пассивная - создание внешним агентом условий, при которых хозяйствующий субъект становится заинтересованным в проведении структурных преобразований; б) активная - реструктуризация, инициатором которой выступает непосредственно хозяйствующий субъект. В некоторых источниках под активной также подразумевается реструктуризация, проводимая достаточно интенсивно и охватывающая все стороны хозяйственной деятельности; пассивная в таком случае имеет противоположно-направленный вектор. В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой: а) внешняя - реструктуризация, направленная на изменение характера взаимодействия хозяйствующего субъекта с внешней средой и оказывающая непосредственное воздействие на изменении внешней среды (реструктуризация внешних связей хозяйствующего субъекта, реорганизация юридического лица и т. д.) б) внутренняя - реструктуризация, направленная на внутренние преобразования и условно не оказывающая либо оказывающая косвенное воздействие на изменение внешней среды. Внешняя реструктуризация при этом также подразделяется на отраслевую и межотраслевую в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов реструктуризации. Некоторыми специалистами по данному признаку классификации выделяется также смешанный тип реструктуризации, осуществляемый на уровне местного самоуправления и подразумевающий взаимодействие хозяйствующего субъекта (субъектов) и микрорайона (например, создание районных финансово-промышленных групп). Хотя это, вероятно, не самый лучший признак для выделения особого вида реструктуризации. В зависимости от охвата видов деятельности предприятия: а) комплексная - охватываются все стороны (аспекты) деятельности хозяйствующего субъекта; б) поэлементная - реструктуризации подвержены отдельные элементы экономической системы - предприятия (финансы, система управления, производство и т. д.); в) многоэлементная - реструктуризации подвержена совокупность некоторых элементов экономической системы. В некоторых источниках комплексная реструктуризация также называется всеобщей, а поэлементная и многоэлементная - специальной. В зависимости от времени проведения: а) долгосрочная; б)среднесрочная; в) краткосрочная. В зависимости от скорости проведения: а) длительная (эволюционная); б) мгновенная (революционная). Собственно говоря, под термином "эволюционная реструктуризация" понимается непрерывный процесс структурных преобразований внутри хозяйствующего субъекта, направленный на реализацию генеральной стратегии (миссии) предприятия. Таким образом, эволюционная реструктуризация может складываться из совокупности стратегических (преимущественно) и оперативных преобразований, проводимых в соответствии с определенным планом. В зависимости от степени подотчетности: а) централизованная - осуществляется на предприятии по инициативе и под контролем государственных или муниципальных органов либо какой-либо уполномоченной организации (1-го типа); осуществляется на местах по инициативе и под контролем центрального органа управления хозяйствующего субъекта (2-го типа); б) децентрализованная - осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно, на общих для всех основаниях (1-го типа); осуществляется исполнителями на местах, без согласования с генеральным планом реструктуризации всего хозяйствующего субъекта (2-го типа). В зависимости от временного промежутка реализации: а) текущая; б) перспективная. В зависимости от числа проводимых операций (этапов): а) однооперационная (одноэтапная); б) многооперационная (многоэтапная). В зависимости от темпов проведения реструктуризации: а) последовательная; б)скачкообразная, Последняя осуществляется, как правило, в случаях, когда деятельность предприятия характеризуется резкими колебаниями. В зависимости от формы собственности хозяйствующего субъекта: а) деприватизационная; б) послеприватизационная. Послеприватизационная реструктуризация, в свою очередь, может также принимать различные виды в случае смены формы собственности хозяйствующего субъекта. Следует отметить, что приведенная выше классификация видов реструктуризации при всей своей наглядности не совсем корректна с научной точки зрения, поскольку не имеет под собой единой базы (структуры). Вследствие этого все перечисленные виды разнородны, а некоторые - дублируют друг друга.

 

1.3 Порядок проведения реструктуризации

 

Каким образом проводить реструктуризацию компании? Как ни странно, этот вопрос до сих пор остается открытым. Единого рецепта реструктуризации для всех компаний не существует. Более того, даже последовательность этапов реструктуризации, не говоря уже о выборе инструментария, может существенно различаться в зависимости от состояния компании, ее потенциала, позиций на рынке, поведения конкурентов, характеристик производимых ею товаров и услуг и многих других факторов. Если следовать основным принципам метода управления проектами, то можно выделить несколько этапов реализации проекта реструктуризации (Рисунок 2).

 

Рис.2

Схема реструктуризации компании

 

Первый этап - определение целей реструктуризации. Собственники и менеджмент должны определить, что именно их не устраивает в текущей деятельности компании, и чего они хотят добиться в результате структурных изменений. От того, насколько грамотно они определят цели и круг задач, зависит дальнейшее развитие компании и соответственно судьба реструктуризационной программы. Второй этап - диагностика компании. Ее проводят для того, чтобы выявить проблемы компании, определить ее слабые и сильные стороны, понять перспективы развития и рентабельность дальнейшего инвестирования в этот бизнес. При проведении диагностики, как правило, осуществляется правовой, налоговый анализ, анализ операционной деятельности, рынка и инвестиционной привлекательности компании. Также изучается ее финансовое состояние, стратегия и деятельность руководства. Третий этап - разработка стратегии и программы реструктуризации. На этом этапе по данным, полученным в результате диагностики, составляется несколько альтернативных вариантов развития компании. Для каждого варианта определяются методы реструктуризации, рассчитываются прогнозные показатели, оцениваются возможные риски, объемы задействованных ресурсов. На основе различных критериев собственниками компании и менеджментом проводится оценка эффективности той или иной альтернативы и осуществляется выбор, в соответствии с которым разрабатывается программа реструктуризации. При этом формализуются и уточняются стратегические цели предприятия, детализируются качественные и количественные целевые параметры, которые должна достичь система с учетом ресурсных ограничений. Четвертый этап - осуществление реструктуризации в соответствии с разработанной программой. Формируется команда специалистов, задействованных в работе. Затем прорабатываются и последовательно реализуются все этапы программы. В ходе проведения четвертого этапа реструктуризации уточняются целевые показатели и, если происходит их отклонение от запланированных значений, компания осуществляет корректировку программы. И, наконец, пятый этап - сопровождение программы реструктуризации и оценка ее результатов. На последнем этапе команда, ответственная за реализацию программы, осуществляет контроль за исполнением целевых показателей, анализирует полученные результаты и подготавливает итоговый отчет о проделанной работе.

 

 

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ГМС НАСОСЫ»

 

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия

 

ОАО «ГМС Насосы» - уже более 60-ти лет является крупнейшим производителем насосов и насосного оборудования для нефтедобывающей, нефтехимической, судостроительной промышленностей, энергетических, коммунальных предприятий, агропромышленного комплекса и других ведущих отраслей народного хозяйства России. Насосный завод ОАО «ГМС Насосы» входит в первую сотню лучших предприятий страны. За время своего существования насосный завод выпустил более 4000000 насосов, в том числе и на экспорт. ГМС Насосы и сейчас уверенно конкурирует среди производителей насосов.

Сокращенное фирменное наименование общества: ОАО «ГМС Насосы».

Место нахождения предприятия: 303851, Россия, Орловская область, г. Ливны, ул. Мира, 231

Номера контактных телефонов общества, адрес электронной почты: (48677) 7-67-09, (48677) 7-28-92 (факс), jurist@livgidromash.ru.

Адрес страницы общества в сети «Интернет»: www.livgidromash.ru.

Филиалы и представительства общества: филиалов и представительств общество не имеет.

Уставный капитал общества составляет 28215800 (двадцать восемь миллионов двести пятнадцать тысяч восемьсот) рублей. Он составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами, в том числе 138579 (сто тридцать восемь тысяч пятьсот семьдесят девять) штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 200 рублей каждая и 100000 штук привилегированных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью пять рублей каждая.

26 августа 2010 года ОАО  «Ливгидромаш» было переименовано  в ОАО «ГМС Насосы». Изменение  названия предприятия проведено  в рамках первого этапа программы  реструктуризации ОАО «Группа  ГМС», реализуемой согласно утвержденной  в 2009 году стратегии развития компании до 2015 года.

Реструктуризация предусматривает ребрендинг ключевых компаний Группы, последующую консолидацию на их базе производственных, сбытовых и инжиниринговых активов Группы с целью создания специализированных бизнес-единиц по таким направлениям, как производство насосов и производство нефтегазового оборудования.

На сегодняшний день завод является крупнейшим поставщиком насосного оборудования для нефтеперерабатывающей, газовой и химической промышленности, атомной энергетики, аграрно-промышленного комплекса и других ведущих отраслей народного хозяйства. Завод выпускает более 300 типоразмеров насосов, в т.ч. горизонтальные, погружные, химические, питательные, бензиновые, нефтяные, маслонасосы, вихревые, фекальные, конденсатные; вакуумные насосы; разные насосы НКФ-54 и товары народного потребления.

Информация о работе Реструктуризация предприятия