Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:22, дипломная работа
Цель работы – показать, что потребительское кредитование совершенствуется в клиентской направленности и показать, каким образом это происходит.
Задачи работы:
разобрать рынок потребительского кредитования;
проанализировать систему потребительского кредитования в ОАО «Альфа-Банк»;
Выявить новые подходы к потребитльскому кредитованию в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ………………………………………………………………………...6
1.1 Сущность потребительского кредитования…………………………..6
1.2 Основные формы потребителського кредитования………………...27
Выводы …………...……………………………………………………….37
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГ ОКРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛЬФА-БАНК»……..……………………………………. 38
2.1 Особенности потребительского кредитования в ОАО «Альфа-Банк»………………………………………………………..…………………… 47
2.2 Управление рисками при потребительском кредитовании в России…………………………………….. ……………………………………..44
Выводы …..……….……………………………………………………….59
3. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ КРЕДИТОВАНИЮ В РОССИИ………………………………………………………………………….60
3.1 Возможности государства по совершенствованию потребительского кредитования в России…………………………………………………………..60
3.2 Новые направления работы ОАО «Альфа-Банк» по потребительскому кредитованию………………………………………………74
Выводы …………..……………………………………………………….82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….86
1. Цель получения ссуды. За исключением покупки дома (предоставление средств для покупки недвижимости или связующих ссуд) и завещанных ссуд, персональные ссуды обычно берутся для:
2. Размер ссуды (опять за исключением ссуд на приобретение недвижимости и связующих ссуд), как правило, не превышает 3000000 рублей.
3. Капитал и доля клиента. В случае обращения за персональной ссудой заёмщику обычно достаточно внести 1/5 или 1/3 стоимости, хотя на это не существует каких-либо твёрдых правил.
4. Источники оплаты и способность к выплате (платёжеспособность). Источником оплаты служит регулярный доход клиента. Туда же включаются эксплуатационные и ремонтные расходы по тем покупкам, которые клиент собирается сделать. Совершенно очевидно, что достаточно знать на сколько реальна выплата ссуды с процентами при установленном размере выплат.
5. Срок предоставления ссуды. Является ли обоснованным срок выплаты ссуды, требуемой клиентом, исходя из той цели, ради которой она берётся? Например:
Пример некоторых видов персональных ссуд20:
1) Потребительский кредит кредитных учреждений имеет в основе две формы:
а) Прямые кредиты потребителя без посреднических торговых фирм. В Германии банки выдают клиентам-заёмщикам кредитные чеки на круглые суммы (10-20-50 марок), которые используются для оплаты товаров торговым фирмам. Эти фирмы в свою очередь получают у банков наличные деньги или перечисления на текущие счета. В данном случае в качестве кредиторов выступают банки, которым потребители погашают кредиты в установленные сроки;
б) Кредиты потребителям с поручительством торговых фирм. Банк заключает договор с торговой фирмой, обязуясь в пределах определённой суммы кредитовать её покупателей. Торговая фирма берёт на себя поручительство по долговым обязательствам заёмщиков банку и одновременно заключает договор со своими покупателями, в котором определяется сумма кредита, его условия и сроки погашения. Эти договоры передаются банку, который выплачивает фирме 80-90% суммы кредита, а остальную часть зачисляет на особый блокированный счёт. Покупатель погашает кредит по частям; купленные им в кредит товары служат обеспечением платежа. В случае непогашения в срок кредита соответствующие суммы взыскиваются банком с блокированного счёта.
5. Овердрафты
Овердрафт – форма краткосрочного кредита, предоставление которого осуществляется списанием средств по счёту клиента (сверх остатка на счету), в результате чего образуется дебетовое сальдо. Право пользования овердрафтом предоставляется наиболее надёжным клиентам.
С овердрафтами ассоциируются следующие факторы:
6. Скоринг – кредитование.
Из-за высокого объёма персонального кредитования и сравнительно небольшой суммы каждой ссуды, большинство банков не могут себе позволить провести оценку заявлений на предоставление ссуды, рассматривая каждый запрос в индивидуальном порядке. Поэтому вместо заявлений было введено скоринг - кредитование. Некоторые банки в установленном порядке запрашивают информацию о заявителе в кредитных справочных агентствах, другие делают это только в крайних случаях.
Скоринг - кредитование является обезличенной, но более простой и быстрой формой, чем деловая беседа.
Потенциальный клиент заполняет заявление по установленной форме, содержащее информацию о возрасте, семейном положении и стаже.
Каждый вопрос имеет максимально возможный балл, который будет выше для таких важных вопросов, как профессия, и ниже для таких вопросов, как возраст.
После окончательного подсчёта очков вручную или с помощью компьютера банк определяет, какую услугу разумнее предоставить клиенту: ссуду или овердрафт.
Выводы.
Сущность потребительского кредитования - потребительское кредитование отражает экономические отношения между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления. Его сущность выражается в срочности, возвратности и платности. Основными формами потребительского кредитования являются: покупка в рассрочку, кредитные карточки, овердрафт, автоматически возобновляемые ссуды, персональные ссуды, скоринг – кредитование. Все они разработаны для удобства клиента и предоставляются различным слоям населения.
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГ ОКРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛЬФА-БАНК»
2.1 Особенности потребительского
кредитования в ОАО «Альфа-
ОАО «Альфа-Банк» - один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг, являющийся универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и лизинг21.
На сегодняшний день ОАО «Альфа-Банк» является одним из лидеров российского рынка потребительского кредитования. Доля Альфа-Банка на рынке потребительского кредитования составляет 13,9%. На начало 2012 года в кредитном портфеле Альфа-Банка насчитывалось потребительских ссуд на сумму 87,61 млрд. руб., что выше уровня аналогичного периода 2011 года на 27,4%. Как видно, темпы роста потребительского кредитования в Альфа-Банке в 2011г. были выше темпов роста в других сферах его деятельности. Но, даже несмотря на это, в рейтинге банков по кредитованию населения Альфа-Банк спустился с 7-го места (на 1.01.2011г.) на 11-е (на 1.01.2012г.).
Сравнивая данные результаты с результатами других банковских учреждений, можно отметить, что Альфа-Банк в данном секторе, несмотря на абсолютный прирост объема потребительских кредитов за год (с 68,7 млрд. руб. до 87,61 млрд. руб.) в относительном приросте проигрывал другим банкам.
Так, за 2011 год:
- Сбербанк России увеличил объем потребительских ссуд в своем кредитном портфеле увеличился на 37,7% (с 1256,01 млрд. руб. до 1729,75 млрд. руб.22);
- Банк ВТБ 24 на 41,2% (с 382,85 до 540,64 млрд. руб.)23;
- Росбанк – на 39,1% (с 120,76 до 168,03 млрд. руб.)24;
- Газпромбанк – на 73% (с 83,2 до 108,34 млрд. руб.)25 и т.д.
Для более детального ознакомления с результатами деятельности Альфа-Банка в области выдачи потребительских кредитов в 2011 году обратимся к нижеприведенной таблице.
Таблица 2.
Данные Альфа-Банка по выданным кредитам в 2012 году
Место в рейтинге банков по потребительским кредитам |
Дата |
Потребительские ссуды, млрд. руб. |
Темп прироста(в процентах) |
Доля валютных потребительских кредитов(в процентах) |
7 |
1.01.2012 |
68,78 |
4,70 |
12,50 |
7 |
1.02.2012 |
68,19 |
-0,90 |
12,20 |
9 |
1.03.2012 |
63,57 |
-6,80 |
7,30 |
8 |
1.04.2012 |
66,36 |
12,70 |
6,90 |
7 |
1.05.2012 |
72,30 |
2,00 |
6,80 |
7 |
1.06.2012 |
73,90 |
2,20 |
6,70 |
10 |
1.07.2012 |
74,10 |
0,30 |
6,60 |
11 |
1.08.2012 |
76,62 |
3,40 |
6,20 |
12 |
1.09.2012 |
73,87 |
-3,60 |
6,60 |
12 |
1.10.2012 |
77,35 |
4,70 |
6,80 |
12 |
1.11.2012 |
79,59 |
2,90 |
6,10 |
11 |
1.12.2012 |
83,03 |
4,30 |
5,90 |
11 |
1.01.2013 |
87,61 |
5,50% |
5,50% |
Как видно из приведенной выше таблицы, в январе Альфа-Банк продолжил увеличивать объемы выдаваемых потребительских кредитов, в то время, как уже в феврале-марте отмечался существенный спад. Выйти на уровень начала 2011 года Банку удалось только к началу мая. Впоследствии (исключая август), объемы потребительского кредитования росли небольшими темпами (в среднем 2-5% в месяц) и, таким образом, к концу 2011года Альфа-Банк выбыл из десятки лидеров в сфере выдачи потребительских кредитов, спустившись на 11 место в общем рейтинге. Если на январь 2011г. ее размер составлял 15,2% от общего объема выданных потребительских кредитов, то, на начало 2012 года этот показатель снизился до 12,7%. Максимальный объем доли просроченной задолженности наблюдался на 1 марта 2011 года, и составил 10,48 млрд. руб. (16,5% от общего объема выданных потребительских ссуд)26.
Альфа-Банк активно занимается развитием розничного бизнеса. Сейчас появляется все больше программ на финансирование не товаров, а услуг. В Альфа-Банке наблюдается рост кредитования на туристические услуги, обучение, стоматологию.
Потребительский кредит прост, доступен для понимания, отвечает запросам практически любой категории заемщиков. Альфа-Банк предоставляет те услуги, которые необходимы клиенту. Скорость, удобство, минимальные требования — вот те основные качества, которые характеризуют целевой потребительский кредит на приобретение товара или услуги. Придя в магазин, покупатель в течение 15 минут может приобрести понравившуюся вещь в кредит, имея в кармане один лишь паспорт.
Так же основной особенностью кредита может являться предсказуемость. Ведь клиент не ждет, что Банк будет торговать продуктами в отделениях. Когда он приходит в банк, то ожидает, что его обслужат быстро, качественно и зададут ровно те вопросы, на которые он может ответить. Банк старается смотреть на свой бизнес и свои услуги глазами клиентов. То есть если клиент ожидает, что он должен провести в банковском офисе не более 5–10 минут, то Банк стремится к этому.
Для удобства клиентов в начале
августа Альфа-Банк разместил новую интернет-анкету на