Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:22, дипломная работа
Цель работы – показать, что потребительское кредитование совершенствуется в клиентской направленности и показать, каким образом это происходит.
Задачи работы:
разобрать рынок потребительского кредитования;
проанализировать систему потребительского кредитования в ОАО «Альфа-Банк»;
Выявить новые подходы к потребитльскому кредитованию в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ………………………………………………………………………...6
1.1 Сущность потребительского кредитования…………………………..6
1.2 Основные формы потребителського кредитования………………...27
Выводы …………...……………………………………………………….37
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГ ОКРЕДИТОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛЬФА-БАНК»……..……………………………………. 38
2.1 Особенности потребительского кредитования в ОАО «Альфа-Банк»………………………………………………………..…………………… 47
2.2 Управление рисками при потребительском кредитовании в России…………………………………….. ……………………………………..44
Выводы …..……….……………………………………………………….59
3. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ КРЕДИТОВАНИЮ В РОССИИ………………………………………………………………………….60
3.1 Возможности государства по совершенствованию потребительского кредитования в России…………………………………………………………..60
3.2 Новые направления работы ОАО «Альфа-Банк» по потребительскому кредитованию………………………………………………74
Выводы …………..……………………………………………………….82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….86
В Альфа-банке, практически
на каждой тороговой точке представлен
широкий ряд кредитных
В ОАО «Альфа-Банк» при наличии широкого выбора кредитных продуктов, можно добиться того, что каждый клиент, найдет для себя удобные условия.
Отсутствие первоначального взноса или же наоборот наличие 60% от суммы желаемой покупки не может являться проблемой. В Альфа-Банке первоначальный взнос клиент может сделать даже внеся 99% от заявленной суммы покупки.
Так же к условиям предоставления
кредита относятся такие
Если всё вышеперечисленное выполняется, то:
Рассмотрим распространенные
кредитные предложения ОАО «
Кредит «Быстро»29.
Валюта: Рубли.
Минимальная процентная ставка по кредиту: от 47%
Максимальная сумма: 100 000 рублей.
Максимальный срок: 24 месяца.
Комиссии за обслуживание: отсутствуют.
Особенности: Обеспечение не требуется.
Кредит «Десятка»30.
Валюта: Рубли
Минимальная процентная ставка по кредиту:21,25%
Максимальная сумма: 1 000 000 рублей.
Максимальный срок: 10 месяцев.
Комиссии за обслуживание: Отсутсвуют.
Особенности: обеспечение не требуется, подтверждение дохода 2-НДФЛ, рассмотрение заявки за 5 дней.
Кредит «Наличными»31.
Валюта: Рубли
Минимальная процентная ставка по кредиту: 20,99%
Максимальная сумма: 1 000 000 рублей.
Максимальный срок: 24 месяца.
Комиссии за обслуживание: Отсутствуют.
Особенности: обеспечение не требуется, подтверждение дохода 2-НДФЛ, рассмотрение заявки за 5 дней.
Спектр предлагаемых услуг так же зависит от торговой организации, на которой находится кредитный специалист Альфа-Банка. Разные компании готовы пойти на разные условия, и соответственно банкам приходится считаться с их мнением. Например, некоторые компании готовы предоставлять реализацию беспроцентных кредитов только на определенные виды товара, некоторые на весь свой ассортимент, другие такой возможности вообще не предоставляют.
Каждая организация
И тут возникает дилемма перед торговыми организациями, продавать товар в кредит или в рассрочку. Если они продают товар в кредит, то они получают всю сумму в оборот, если они продают в рассрочку товар, то они теряют проценты от оборота. Зато в целом он увеличивается. И тем более люди естественно больше желают взять товар в рассрочку, нежели приобретать его с переплатой.
2.2 Управление рисками при потребительском кредитовании в России
Кредитные операции – самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка. Банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Одновременно невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому управление кредитным риском является необходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка32.
Наиболее часто кредитный риск определяют как риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по обслуживанию кредитов или вероятность несоблюдения заемщиком первоначальных условий кредитного договора.
Кредитные операции важны для банков, а, значит, важным становится и разработка комплекса мероприятий по снижению риска кредитных операций и управление кредитным риском. Управление кредитным риском основывается на выявлении причин невозможности или нежелания заемщика выполнять свои обязательства и определении методов снижения риска. Целью управления кредитным риском является снижение вероятности неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору и минимизация потерь Банка в случае невозврата кредита.
Кредитный риск зависит от
внешних (связанных с состоянием
экономической среды, с конъюнктурой)
и внутренних (вызванных ошибочными
действиями самого банка) факторов. Возможности
управления внешними факторами ограничены,
хотя своевременными действиями банк
может в известной мере смягчить
их влияние и предотвратить
Управление кредитным риском является основным содержанием работы банка в процессе осуществления кредитных операций и охватывает все стадии этой работы – от анализа кредитной заявки потенциального заемщика до завершения расчетов и рассмотрения возможности возобновления кредитования. Управление кредитным риском составляет органичную часть управления процессом кредитования в целом.
Управление кредитным риском осуществляется
в следующей
Цель качественной оценки риска
– принятие решения о возможности
кредитования, приемлемости залогов
и т.п. Количественная оценка заключается
в присвоении количественного параметра
каждому кредиту с целью
Процесс управления кредитным риском включает в себя определение ставки кредитования. В результате отказа банков от принципа обеспеченности кредита (в его «чистом виде»), банки повышают кредитный процент при определении ставок потребительского кредитования, чтобы минимизировать потери при выдаче кредитов некредитоспособным заемщикам. При рассмотрении вопроса размера платы за кредит, банки должны учитывать следующие факторы:
Определение процентной ставки производится в соответствии с реальными границами кредитного риска, возникающего при кредитной сделке. Банковский процент отражает стоимость кредитных ресурсов, выступая в виде определенной суммы денежных средств, получаемой банком от заемщика за право пользования денежными средствами. При этом надбавка за риск выступает как определенная компенсация потенциальных потерь банка, вследствие невыполнения заемщиком своих обязательств. Надбавка за риск, устанавливаемая банком, отражает уровень кредитного риска конкретного заемщика.
При осуществлении кредитования в целях снижения возникающего кредитного риска банку необходимо принять во внимание три важных аспекта: кредитоспособность заемщика, степень отражения интересов банка в кредитном договоре, возможность удовлетворения иска на активы или доходы заемщика в случае непогашения задолженности.
Наиболее распространенными в практике банков мероприятиями, направленными на снижение кредитного риска являются:
Осуществляя кредитование на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности, регламентируя отношения кредитора и заемщика посредством кредитного договора (соглашения), коммерческие банки стремятся предоставить кредиты надежным клиентам, чтобы исключить риск непогашения и обеспечить своевременный возврат выданных средств. Поэтому первоочередной задачей банка становится правильная оценка и прогнозирование кредитоспособности потенциального заемщика.
Для оценки кредитного риска производится анализ кредитоспособности заемщика, под которой в российской банковской практике понимается способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Способность к возврату долга физического лица связывается с моральными качествами клиента, его искусством и родом занятий, семейным
Для оценки кредитоспособности физического лица банк использует разнообразную информацию. Этой информацией являются данные о заемщике, которые он указывает в анкете-заявлении, и различные базы данных.
Банк может применять следующую систему кредитного скоринга для оценки кредитоспособности индивидуальных заемщиков.
Таблица 3.
Система кредитного скоринга для оценки кредитоспособности индивидуальных заемщиков
Характеристики клиента |
Баллы |
Характеристики клиента |
Баллы |
1. Возраст клиента: |
6.Профессия, место работы: |
||
менее 30 лет |
5 |
управляющий |
9 |
менее 50 лет |
8 |
квалифицированный рабочий |
7 |
более 50 лет |
6 |
неквалифицированный рабочий |
5 |
студент |
4 | ||
пенсионер |
6 | ||
безработный |
2 | ||
2. Наличие иждивенцев: |
7. Продолжительность занятости. |
||
нет |
3 |
менее 1 года |
3 |
один |
3 |
менее 3 лет |
4 |
менее 3 |
2 |
менее 6 лет |
7 |
более 3 |
1 |
более 6 лет |
9 |
3. Жилищные условия: |
8. Наличие в банке счета: |
||
собственная квартира |
10 |
текущего и сберегательного |
6 |
арендуемое жилье |
4 |
текущего |
3 |
другое (живет с друзьями, семьей) |
5 |
сберегательного |
2 |
нет |
0 | ||
4. Длительность проживания по настоящему адресу: |
9.Наличие рекомендаций (в том числе других финансовых институтов): |
||
менее 6 месяцев |
2 |
одна |
3 |
менее 2 лет |
4 |
более двух |
5 |
менее 5 лет |
6 |
нет |
1 |
более 5 лет |
8 | ||
5. Доход клиента (в год), $: |
|||
до 10 000 |
2 | ||
до 30 000 |
5 | ||
до 50 000 |
7 | ||
более 50 000 |
9 |