Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:56, контрольная работа
Одной из значимых теорий современного менеджмента является стоимостной подход к управлению. Его логическая стройность, простота понимания и относительная легкость применения позволила данному подходу занять свое место равно как среди академических теорий, так и в практике современного управления.
Центральная идея перехода к
управлению стоимостью в современном
понимании - это сдвиг в сознании
людей, когда отношение менеджера
к своим обязанностям в значительной
степени приобретает черты
Максимизация стоимости - это не разовая задача, а непрерывный и возобновляющийся цикл стратегических и оперативных решений.
Однако не стоит забывать, что главная задача управления стоимостью - наметить цели и пути изменения корпоративной культуры. Менеджера, ориентированного на стоимость, тонкости организационного поведения заботят не в меньшей мере, чем использование стоимости в качестве критерия эффективности и инструмента для принятия решений.
На стоимость компании
оказывают воздействие
Стоимость любого бизнеса зависит от разнообразных факторов, и, с точки зрения эффективности управления, первостепенное значение имеет задача определения приоритетов.
Факторы стоимости можно разделить на две условные группы: внешние факторы (факторы, возникающие независимо от волеизъявления менеджмента компании; однако это не означает, что наступление тех или иных событий нельзя было предвидеть и принять меры по минимизации негативных последствий); внутренние факторы (связанные с действиями менеджмента, отраслевой спецификой самого предприятия).
Внутренними факторами, влияющими на стоимость, могут выступать:
-темпы роста продаж продукции / услуг компании;
- темпы роста основных статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках;
- темпы роста чистой прибыли;
- норма доходности собственника (акционера, инвестора) и пр.
Внешними факторами, влияющими на стоимость, могут выступать:
- уровень инвестиционных,
маркетинговых, финансовых, производственных
и организационных рисков
- изменение налоговых ставок;
- изменение политической ситуации;
- появление новых конкурентов и пр.
Следующую классификацию факторов стоимости, влияющих на деятельность компании, можно разделить на две большие группы: финансовые и нефинансовые.
Выбор ключевых финансовых факторов осуществляется на основе как минимум 3 критериев:
- стратегии и жизненного цикла компании;
- потенциала улучшения показателей;
- волатильности (изменчивости) показателей.
В зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится компания, она использует различные стратегии максимизации отдачи на вложенные средства. Выделяют три стратегии в зависимости от жизненного цикла компании:
- стратегии роста;
- стратегия удержания позиций;
- стратегия «сбора урожая».
Стратегия роста. Рост – это стадия, которую предприятие проходит в самом начале своего жизненного цикла. Продукты и услуги на данном этапе обладают существенным потенциалом роста. Для того, чтобы капитализировать этот потенциал, необходимо привлечь значительные ресурсы с целью развития и продвижения новых продуктов и услуг; построить и расширить производственные мощности; инвестировать в системы, инфраструктуру и распределительную сеть; создать и развивать клиентскую базу. Общая финансовая цель на этой стадии развития бизнеса состоит в процентном росте дохода и объемов продаж в целевых сегментах.
Стратегия удержания позиций
применяется, когда высокие темпы
роста рынка сменились
При наступлении стадии стабилизации или стагнации рынка компания прежде всего заинтересована либо в продаже своего бизнеса, либо в получении максимальной отдачи от него.
Последний вариант называется стратегией «сбора урожая». В этом случае для поддержания приемлемых показателей рентабельности руководство компании должно снизить издержки настолько, насколько возможно. Ключевыми показателями являются удельные, прямые и общие издержки, а также период окупаемости новых капиталовложений, который должен быть наикратчайшим.
Следующий критерий при выборе ключевых финансовых факторов – потенциал улучшения показателей, так как часть факторов оказывает сильное влияние на стоимость компании, однако их улучшение может потребовать значительных ресурсов и времени. Например, не на всех рынках допустимо свободное манипулирование ценой, которое позволяло бы воздействовать на финансовые результаты компании. Часто цена диктуется рынком, и ее изменение происходит независимо от воли руководства компании.
Волатильность (изменчивость) показателей также является критерием выбора финансовых факторов при внедрении управления стоимостью. Концентрируясь на управлении исключительно факторами стоимости, которые имеют максимальный рейтинг с точки зрения чувствительности и могут быть улучшены в наибольшей степени, мы игнорируем другой класс факторов стоимости – те, которые определяют рисковость бизнеса и подверженность его изменениям во внешней среде. К таким факторам могут быть отнесены расходы на закупку сырья и материалов, цена продукции. Данные факторы диктуются рынком, их влияние в разное время может быть неоднородным.
Роль нефинансовых факторов в изменении стоимости компании необходимо неразрывно учитывать наряду с финансовыми. Такими факторами могут служить:
- внешние факторы (оценки аналитиков, рейтинговые оценки, политика государства и регуляторов);
- внутренние факторы (структура
бизнеса компании, деловая репутация,
корпоративное управление, нацеленность
компании на повышение
Что касается нематериальных активов, их тоже можно разделить на две группы:
- неамортизированные активы,
имеющие неопределенный срок
использования: подготовленный
- амортизированные активы,
имеющие определенный срок
Эти нематериальные активы оказывают
значительное влияние на стоимость
компании. Чрезвычайно важен трудовой
коллектив – уровень его
И, наконец, «доброе имя компании», goodwill: честность, соблюдение обязательств, кредитная история и так далее. Все это значит очень много, и все это очень сложно оценить. Goodwill включает в себя следующие факторы:
- фирменное наименование компании;
- ее репутация на рынке;
- технологическая и
- наличие налаженных связей с контрагентами и др.
Рассмотренные факторы позволяют компании иметь определенные конкурентные преимущества в бизнесе.
Таким образом, после того как высшее руководство поставило задачу перехода к созданию стоимости для акционеров, необходимо разобраться, какие элементы повседневных операций компании и ее важнейших инвестиционных решений сильнее всего влияют на величину извлекаемой стоимости.
При верном подходе определение таких стоимостных факторов помогает менеджерам в трех аспектах. Во-первых, руководители и персонал бизнес-подразделений осознают, за счет каких факторов их предприятия создают и максимизируют стоимость. Во-вторых, это способствует установлению приоритетности данных факторов и определению тех направлений, которые следует в первую очередь обеспечить ресурсами. В-третьих, появляется возможность объединить руководителей подразделений и их персонал на основе общего понимания важнейших приоритетов фирмы, то есть управления, ориентированного на стоимость.
Искусство современного управления – определить ключевые факторы и принимать такие решения в компании, чтобы достичь оптимальной комбинации всех ведущих факторов стоимости одновременно.
Корпоративная переориентация на максимизацию стоимости создала новое поле профессиональной деятельности: предоставление услуг по разработке, адаптации и внедрению "стоимостных" технологий управления4. Стремление участников рынка дифференцировать свое предложение привело к тому, что наряду с классической моделью дисконтированного денежного потока сегодня существует достаточно широкий спектр "новаторских продуктов", построенных на основе специально сконструированного экономического показателя, изменение которого и служит мерой успеха. EP, SVA, EVA®, REVA, CVA, CFROI, MVA, TSR, TBR - и это неполный перечень популярных акронимов. Что выбрать для внедрения в своей компании? Чаще всего это решение принимает финансовый руководитель, на основании личного опыта, или под влиянием рекламных буклетов консалтинговых и инвестиционных компаний. Соответствует ли разнообразию названий разнообразие возможностей?
Ответ может показаться неожиданным, но не смотря на периодически разгорающуюся острую полемику 5 о достоинствах одних и недостатках других, все модели по существу имеют одну идеологическую основу: новая стоимость создается тогда, когда отдача на предоставленный инвесторами капитал превышает ожидаемую доходность от вложений с аналогичным риском. В конечном итоге, делая выбор нужно руководствоваться не только проспектом компании-консультанта, но и соображениями здравого смысла. Какой бы термин или внешняя оболочка не использовались, применение любой из методик для стоимостных оценок даст один и тот же результат, если расчеты корректны и допущения согласованы6 .
В 80-х – 90-х годах происходила эволюция концепций управления стоимостью компании, повлекшая за собой появление целого ряда показателей, отражающих процесс создания стоимости. Наиболее известные из них – EVA, MVA и CFROI.
За основу финансовых
показателей целесообразно
Данная модель поможет руководителю:
отслеживать в динамике изменение стоимости компании;
увидеть, какие факторы влияют на изменение стоимости компании, и отследить величину их влияния;
построить систему принятия оперативных решений, основываясь на стратегической цели - повышение стоимости компании;
построить схему взаимосвязанных показателей, влияющих на достижение цели;
вовремя выявлять узкие места (снижение темпов изменения показателей и другие критические тенденции) и своевременно на них реагировать;
получить инструмент стратегического управления;
иметь общепринятый и понятный инвестору показатель, характеризующий эффективность работы предприятия.
В настоящее время многие иностранные инвесторы и акционеры требуют от российских компаний в своих отчетах отражать показатель EVA®. Главное достоинство управления компанией с использованием показателя EVA® - это то, что при расчете он учитывает стоимость капитала, в том числе и собственного капитала компании.
Данный показатель прост и эффективен в использовании, он может быть рассчитан как по предприятию в целом, так и по отдельным инвестиционным проектам. EVA® можно использовать и как инструмент принятия инвестиционных решений, и как универсальный показатель сравнения эффективности работы отдельных подразделений или предприятий холдинга. Хотя данный показатель при расчете использует большое количество допущений и прогнозов, он позволяет учесть все факторы, влияющие на эффективность работы предприятия. Показатель EVA® разработан в 90-х годах американской компанией Stern Stewart & Co и в настоящее время широко используется среди ведущих компаний мира.
EVA – финансовый
показатель, показывающий фактическую
экономическую прибыль
Показатель EVA определяется
как разница между чистой прибылью
и стоимостью использованного для
ее получения собственного капитала
компании. Стоимость использования
капитала определяется на основе минимальной
ожидаемой ставки доходности, необходимой
для того, чтобы рассчитаться как
с акционерами, так и с кредиторами.
Точно определив стоимость