Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:56, контрольная работа
Одной из значимых теорий современного менеджмента является стоимостной подход к управлению. Его логическая стройность, простота понимания и относительная легкость применения позволила данному подходу занять свое место равно как среди академических теорий, так и в практике современного управления.
Одним из существенных факторов, влияющих на рыночную стоимость компании, является также область ее деятельности или отраслевая принадлежность. С этой точки зрения современная экономика условно делится на две части – традиционную и новую экономику. Критерием деления отраслей на новую и традиционную экономику является то, какой из двух ниже названных факторов в большей степени влияет на рыночную стоимость предприятий, принадлежащих этим отраслям:
- объявленные, прошедшие аудит и ожидаемые в ближайшем будущем прибыли;
- прогнозируемые
на длительный срок прибыли
или денежные потоки от
К традиционной экономике
можно отнести те отрасли, в которых
на рыночную стоимость предприятий
решающее влияние оказывает первый
фактор (примерно на 70% определяет уровень
рыночной стоимости акций). В новой
высокотехнологичной экономике, наоборот,
решающее значение для увеличения рыночной
стоимости предприятий имеет
информация о перспективах получения
будущих прибылей, подтвержденная материальными
свидетельствами первого
Предприятия высокотехнологичных
отраслей имеют, как правило, более
высокий уровень рыночной стоимости.
Анализ российского фондового рынка
за 2003 г. указывает на стремительный
рост акций предприятий
Если акции компании не котируются на бирже, большинство руководителей также берут курс на максимизацию стоимости компании на основе управления, ориентированного на стоимость. Так как самый распространенный мотив внедрения VBM – не предстоящая продажа или выход на фондовый рынок, а интерес к повышению эффективности функционирования компании.
Система управления стоимостью уже сегодня апробируется на российских предприятиях таких как ОАО «Компрессорный завод», ОАО «Приват-Инвест» ( ) , ОАО «РБК Информационные Системы», инвестиционн ая компания «Атон» и «Альфа-Банк», ОАО «ТГК-6», ОАО «УК «Арсагера» ( ) – это компании, акции которых котируются на фондовом рынке. Можно сделать вывод, что таких компаний единицы, стоимость для которых определяется рыночной капитализацией компании, таким образом, легко следить за повышением и снижением стоимости.
Компании, акции которых не размещены на фондовом рынке, также могут применять в своей деятельности управление, ориентированное на стоимость компании.
В настоящее время
существует множество фирм, предлагающих
услуги по определению стоимости
компаний, внедрению управления стоимостью
в компании, также проводятся различные
курсы для персонала
Таким образом, анализ информационных поисковых систем показал, что проблеме управления, ориентированного на стоимость в последние 2-3 года уделяется большое внимание, это приоритетное направление для российских компаний.
Концепция управления
стоимостью появилась в странах
с развитым фондовым рынком и в
тех компаниях, стоимость которых
ежедневно оценивается этим рынком.
Существует точка зрения, согласно
которой фондовый рынок немного
искажает реальную цену компании, потому
что стоимость акций
Но для российских руководителей важно понимать, что концепция управления стоимостью возникла в связи с фондовым рынком. Если компания ставит для себя серьезные цели на долгосрочную перспективу и ей для этого требуется внешний капитал, руководителю такой компании необходимо внедрить управление, ориентированное на стоимость.
В России стоимостный подход активно внедрялся, в основном, крупными компаниями, такими как «Русал», «Калина», «Нижфарм». Так, например, компания «Нижфарм» подготовилась к IPO, но не вышла на фондовый рынок. Вместо этого владельцы продали компанию. В принципе, в компании было достаточно денег для развития и стояла задача не столько привлечения дополнительных финансовых ресурсов, сколько реальной оценки стоимости бизнеса. Когда есть такая оценка, все привязанные к ней механизмы мотивации начинают работать. Похожей логикой руководствовались в концерне «Калина», с той разницей, что компания и подготовилась, и успешно разместила в 2004 году свои акции на ММВБ; это обеспечило ей рост капитализации и снижение ставок кредитования.
С другой стороны, если компания не ставит перед собой задач подготовиться к IPO или к продаже, управление стоимостью может не использоваться. Многие компании, которые начинают думать об управлении стоимостью, делают это под влиянием моды. Они внедряют эту технологию, в то время как им нужно просто наращивать объемы продаж или ориентироваться на прибыль как главный показатель. В данном случае прибыль – более понятный показатель с точки зрения принятия текущих решений. Конечно, управлять стоимостью – это полезно. Но возникает вопрос своевременности. В нашей стране много примеров внедрения системы ключевых показателей эффективности, которые не работают, потому что компании не сумели привязать ключевые показатели к мотивации.
Стоимость непубличной компании будет воспринята потенциальными контрагентами (будущими инвесторами, совладельцами, партнерами) с большой скидкой: никаких убедительных доводов того, что заявленная стоимость «реальна» непрозрачная компания предоставить не сможет. Другими словами, риски компании будут учтены в стоимости фактически дважды. Следует два вывода:
Во-первых, стоимость непубличной компании – это прямая функция от фундаментальных параметров бизнеса: рентабельности, эффективности управления активами, темпов роста производства и т.д.
Во-вторых, если компания
рассчитывает на серьезное отношение
контрагентов, определенные усилия все
же придется приложить для повышения
прозрачности и улучшения управления.
Высокие требования к внутренней
и внешней корпоративной
Таким образом, особенности
российской деловой среды не могут
не создавать определенных трудностей
для внедрения концепции
Перечень препятствий следует начинать с внутренних характеристик российских компаний, определяющих их подходы к построению бизнеса. Первая группа проблем связана со сложившимися традициями анализа и управления. К факторам этого рода надо отнести следующие: неразвитость систем финансового планирования и разработки прогнозных данных; слабую взаимосвязь между финансовым и маркетинговым планированием; неадекватность систем внутреннего управленческого учета, не позволяющих или затрудняющих выделение данных по сегментам бизнеса, по отдельным уровням управления и центрам ответственности, по отдельным функциям бизнеса; нехватку культуры анализа бизнес-процессов. Острой проблемой является сильная приверженность бухгалтерскому мышлению, рассуждения профессиональных менеджеров о будущем компании в терминах объемов продаж и бухгалтерских прибылей, отвечающих уровню оперативного управления.
Вторая по значимости группа факторов уходит корнями в менталитет самих собственников. Многим из них свойствен взгляд на стоимость как на механическую сумму стоимости активов либо как на текущую рыночную капитализацию компании открытого типа, что выражается в непонимании сочетания и взаимодействия факторов, влияющих на стоимость.
Необходимо выделить
и еще одну группу сложностей, которые
имеют внешний для компании характер
и связаны со спецификой российского
рынка капитала. Внедрение концепции
управления стоимостью требует другого
уровня аналитики – выходящей
за рамки бухгалтерских данных, и
вынуждает активно использовать
данные рынка капитала для выявления
экономической прибыли и
Таким образом, готовность
к внедрению концепции
В целом, управление стоимостью компании должно быть непрерывным процессом. Внедрение данного управления занимает у большинства компаний два года и состоит из пяти этапов. В качестве одного из способов можно выделить стоимостное управление по центрам финансовой ответственности. Разделяя ответственность между подразделениями, мы определяем, кто и за что на предприятии реально отвечает, получаем возможность оценить результаты и оперативно скоординировать действия подразделений, создать грамотную систему мотивации сотрудников для выполнения поставленных задач.
Необходимо обеспечить тщательное распределение полномочий, проработку соподчиненных показателей, увязанных с целевыми заданиями компании по увеличению стоимости для всех уровней финансовой ответственности. Без определения оптимальной структуры таких уровней и выделения «центров стоимости» внедрение управления, ориентированного на стоимость, не будет эффективным инструментом для роста стоимости всей компании в целом.
Отсутствие стиля
мышления у российских компаний, сфокусированного
на экономической прибыли и
Итак, в самом
общем виде под управлением стоимостью
компании понимается комплекс управленческих
решений и мероприятий, направленных
на изменение стоимости компании.
Интерес к оценке собственности впервые
был проявлен в классической и современной
экономике. К сороковым годам прошлого
столетия во многих странах были разработаны
в основном схожие между собой принципы
и методики оценки. К концу семидесятых
годов по мере расширения оценочной деятельности,
развития международных финансовых институтов
и интеграции национальных рынков возникла
необходимость выработки единых международных
стандартов оценки. В структуре этих стандартов
важное место занимает оценка предприятия,
которая в рыночной экономике интерпретируется
как оценка бизнеса.
Сегодня за термином
«Управление стоимостью» стоит
процесс непрерывной
Источником сто имости служит комплекс взаимосвязанных видов деятельности, которые в большинстве компаний уже налажены. Главное — в какой мере эти виды деятельности приспособлены к созданию стоимости, а также превратились ли ценности и поведение, способствующие созданию стоимости, в «образ жизни» корпорации.
Хотя все компании,
акции которых свободно обращаются
на фондовом рынке, неизбежно сталкиваются
с необходимостью создания стоимости
для акционеров, каждой из них приходится
выбирать собственный путь к цели,
исходя из своих стартовых позиций
и индивидуальных установок. Достигнув
должного порядка в финансовых, стратегических
и организационных областях, компании
могут добиться устойчивого повышения
эффективности своей
Все действия компании
должны базироваться на стоимостном
мышлении, которое, в свою очередь, обуславливается
наличием двух компонентов — системы
измерения стоимости и
Главный вопрос, связанный
с измерением стоимости, заключается
в том, осознают ли менеджеры, каким
образом создается стоимость
и как фондовый рынок оценивает
компании. Если его конкретизировать,
возникнут следующие вопросы. Умеют
ли менеджеры поддерживать равновесие
между долгосрочными и
Стоимостная идеология
отражает заинтересованность высшего
руководства компании в создании
стоимости для акционеров. Такая
идеология проявляется в