Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:44, курсовая работа
Цели данной курсовой работы:
ознакомиться с теоретическими аспектами финансовой политики;
проанализировать в чем сходство и различие между долгосрочным и краткосрочным планированием;
на основе актуальных данных за 2009-2010 годы обосновать необходимость долгосрочного планирования на примере ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области.
Введение……………………………………………………………..
1. Сущность, содержание и значение стратегического финансового планирования на предприятии…………………………………………..
1.1. Сущность и методы стратегического финансового планирования на предприятии………………………………………………………………
1.2. Цели, функции и виды финансового плана, как основа стратегического планирования…………………………………………
2. Определения финансовой политики…………………….……
3. Проблемы и основные направления совершенствования стратегического финансового планирования на предприятии…….
Выводы……………………………………………………………
Список использованной литературы……………
И + Ен х К = min,
где И – текущие затраты, руб.;
К – единовременные затраты (капиталовложения), руб.;
Ен – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений.
В настоящее время нормативный коэффициент капиталовложений установлен в размере 0,15, что соответствует нормативному сроку окупаемости 6,6 года.
1.2 Цели, функции
и виды финансового плана, как
основа стратегического
Цель стратегического финансового планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д.
Целями финансового
Руководство любого предприятия
независимо от его вида и величины
обязано знать, какие задания
в области экономической
Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций5.
Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.
Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции – от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены – от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.
Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.
Краткосрочное и долгосрочное планирование
Различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы6.
В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).
Организация
стратегического финансового
Организация стратегического
финансового планирования зависит
от величины предприятия. На мелких предприятиях
не существует разделения управленческих
функций, и руководители имеют возможность
самостоятельно вникнуть во все проблемы.
На крупных предприятиях работа по
составлению бюджетов (планов) должна
производиться
При расчете, например, плановых
показателей реализации, а значит
и величины покрытия необходимо знать
условия производства и запланированные
отпускные цены. Чтобы обеспечить
действенную систему
В литературе две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх).
По методу break-down – руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.
Процесс стратегического финансового планирования включает в себя несколько этапов8.
На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий - бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о движении денежных средств.
Эти документы имеют важное значение для стратегического финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс предприятия входит в состав документов стратегического финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.
Второй этап предусматривает
составление основных прогнозных документов,
таких как прогноз баланса, отчета
о прибылях и убытках, движения денежных
средств (движение наличности), которые
относятся к перспективным
На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается процесс стратегического финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.
Жизнедеятельность предприятия
невозможна без планирования, «слепое»
стремление к получению прибыли
приведет к быстрому краху. При создании
любого предприятия необходимо определить
цели и задачи его деятельности,
что и обуславливает
Стратегическое финансовое планирование можно классифицировать на перспективное (стратегическое), текущее (годовое) и оперативное.
Стратегическое финансовое планирование хозяйствующего субъекта
В условиях рыночных отношений предприятия стали свободны от опеки со стороны государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать производственные и социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты9.
Схематически систему
финансового стратегического
Рисунок 1.2. Элементы
системы финансового
Она полностью включает систему планов, процесс планирования, подсистему управления планированием и частично – три других элемента: подсистемы организационного обеспечения, информационного обеспечения и принятия решений.
Система планов. Результатом процесса стратегического планирования, его выходом является плановая документация, так называемая «система планов», в которой находят отражение все виды планируемых показателей на конец соответствующих периодов.
Процесс планирования. Для того, чтобы разработка и использование сложной системы планов были бы эффективными, процесс планирования должен протекать организованно. Одно из главных преимуществ планирования – получение синергического эффекта, т.е. необходимо разрабатывать определенные механизмы использования этих оценок как основы для реализации преимуществ взаимодействия и взаимозависимости различных планов и подразделений предприятия.
Подсистема управления стратегическим планированием. Стратегическое планирование не возникает само по себе, оно нуждается в мотивации. Важными элементами мотивации являются отношение к нему руководителей и климат на предприятии. Процесс планирования должен быть формализован и им следует руководить.
Подсистема принятия решений. Планирование неразрывно связано с принятием решений о целях и стратегиях. Следовательно, никакая процедура планирования не будет до конца системной без упорядоченного подхода к его важнейшей фазе – принятию решений.
Информация о работе Стратегическое финансовое планирование на предприятии