Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:44, курсовая работа
Цели данной курсовой работы:
ознакомиться с теоретическими аспектами финансовой политики;
проанализировать в чем сходство и различие между долгосрочным и краткосрочным планированием;
на основе актуальных данных за 2009-2010 годы обосновать необходимость долгосрочного планирования на примере ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области.
Введение……………………………………………………………..
1. Сущность, содержание и значение стратегического финансового планирования на предприятии…………………………………………..
1.1. Сущность и методы стратегического финансового планирования на предприятии………………………………………………………………
1.2. Цели, функции и виды финансового плана, как основа стратегического планирования…………………………………………
2. Определения финансовой политики…………………….……
3. Проблемы и основные направления совершенствования стратегического финансового планирования на предприятии…….
Выводы……………………………………………………………
Список использованной литературы……………
Финансовая политика подразделяется
на государственную финансовую политику
и политику отдельно взятой хозяйственной
структуры. Финансовая политика выражает
интересы тех, кто её организует. Финансовая
политика, определяемая и проводимая
со стороны государственных
Финансовая политика, определяемая и проводимая работодателями организации в интересах данной организации через финансовые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации.
Финансовую политику организации
определяют учредители, собственники,
организует финансовое руководство. Исполнителями
финансовой политики являются финансовые
службы, производственные структуры, подразделения
и отдельные работники
Обобщая сказанное, сформулируем основное определение финансовой политики. Финансовая политика организации является составной частью её экономической политики и выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определённого направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде15.
Составляющие элементы объекта финансовой политики, с которыми она взаимодействует, образуют предмет финансовой политики. Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчётные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.
По направлению политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренней финансовой политикой организации называется политика, направленная на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации.
Внешней финансовой политикой организации называется политика, направленная на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях, в отношениях с различного рода внешними юридическими и физическими лицами (контрагентами).
Основными задачами конструктивной финансовой политики являются:
- обеспечение источников финансирования производства;
- недопущение убытков и увеличение массы прибыли;
- выбор направлений и оптимизация структуры производства с целью повышения его эффективности;
- минимизация финансовых рисков;
-рациональная организация финансовых потоков и расчётов, обеспечивающих максимальную их отдачу и минимальный риск;
- рациональное распределение полученной прибыли в расширение производства и потребление;
- поиск резервов улучшения финансового состояния и повышения финансовой устойчивости организации на основе экономического анализа.
Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач.
Решения, определяющие финансовую политику, подразделяют на краткосрочные и долгосрочные. Мероприятия по организации и использованию финансов представляются как краткосрочные, если они рассчитаны на период не более 12 месяцев или период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Они нацелены на принятие текущих решений и на управление в режиме реального времени. Финансовые решения и мероприятия, преследующие цель достижения определённых результатов за период более 12 месяцев и превышающие операционный цикл, относят к долгосрочной политике16.
Принципы формирования краткосрочной
и долгосрочной политики взаимозависимы.
Краткосрочные решения в
Стратегия (от греч. strategia – стратегия – избранный на период войны руководитель сухопутных или морских сил). Стратегией финансового управления или финансовой политики называют систему решений и намеченных направлений деятельности, рассчитанных на долгосрочную перспективу и предусматривающих достижение поставленных целей и финансовых задач по обеспечению оптимальной и стабильной работы хозяйственной структуры, исходя из сложившейся действительности и планируемых результатов. Стратегия – это искусство планирования руководства, основанное на правильных долгосрочных прогнозах. При этом выделяются приоритетные задачи и направления развития различных форм деятельности и разработки механизма их осуществления. Стратегию финансового управления в определённом смысле можно назвать стратегической финансовой политикой.
Тактика (лат. tactio – прикосновение, осязание, ощупывание). Тактикой финансового управления или финансовой политики называют совокупность приёмов и форм предпринимательской деятельности, направленных на достижение того или иного этапа финансовой стратегии, употребляемых в соответствии с конкретными ситуациями, возникающими при реализации стратегии. Это определение способа для каждого этапа, предусмотренного общим планом стратегии. Общее требование, предъявляемое к тактике, – способствовать развитию стратегии, а не препятствовать ей, не дискредитировать её. Иначе говоря, финансовая тактика – это текущие оперативные действия предпринимателя, подчинённые стратегическим целям и задачам финансового управления. В этом смысле тактику финансового управления можно назвать тактической финансовой политикой.
Не следует понимать временные
тактические отступления от стратегических
целей как препятствие
Было бы неверным отличать стратегию и тактику по установленному для всех случаев сроку выполнения управленческих программ. В реальном рыночном пространстве сроки стратегии и тактики могут меняться в зависимости от уровня стабильности экономики. В нестабильной экономике с частыми изменениями условий время стратегии значительно сокращается до периода, в течение которого продолжается развитие прогнозируемого процесса, его жизненный цикл. За стратегический период также может быть принят условный интервал времени, в течение которого прогноз о предполагаемых результатах может быть исполнен с достаточной вероятностью. Таким образом, понятие длительности перспективы становится относительным. Оно может означать период как свыше, так и менее года в зависимости от стабильности рынка, частоты изменений его условий, жизненного цикла рассматриваемого процесса.
Главная особенность стратегических
целей руководства заключается
в том, что они представляют собой
глобальный критерий системы, в качестве
которого выступает улучшение ключевых
показателей организации, например
максимизация прибыли или дохода
от продажи продукции, работ, услуг.
Поэтому особенностью стратегии
является качественная последовательность
действий и состояний, которые используются
для достижения целей организации.
Стратегические решения как решения,
связанные с изменением потенциала
организации, имеют существенные последствия.
Последствие возникает как
Можно перечислить несколько задач, которые необходимо решить при организации долгосрочной финансовой политики17:
1. Избежать финансовых трудностей и банкротства;
2. Выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;
3. Максимально увеличить объем продаж и сектор рынка;
4. Минимизировать расходы;
5. Максимизировать прибыль.
6. Максимизировать рыночную стоимость фирмы.
Приоритетность той или иной цели по-разному объясняется в рамках существующих теорий организации бизнеса.
В рамках традиционной неоклассической экономической модели предполагается, что любая фирма существует для того, чтобы максимизировать прибыль. Однако мы имеем в виду прибыль этого года? Если да, то такие действия, как откладывание на будущее технического обслуживания, невмешательство в постепенное сокращение товарно-материальных запасов и другие краткосрочные меры по сокращению расходов, приведут к увеличению прибыли в настоящем, но такая деятельность не обязательно является желательной.
Цель на максимизацию прибыли
может подразумевать «конечную»
или «среднюю» прибыль, но по-прежнему
не ясно, что это значит. Во-первых,
имеем ли мы в виду учет чистого
дохода или прибыли на акцию? Во-вторых,
что подразумевать под «
Часто приводится понятие «нормальной» прибыли, т.е. прибыли, устраивающей владельцев данного бизнеса. Действительно, прибыльность различных видов производств может существенно различаться, что не вызывает тем не менее стремления всех бизнесменов одновременно сменить свой бизнес на более прибыльный. В основе такого подхода лежит и весьма распространенная система ценообразования на производимую продукцию — «себестоимость плюс некая устраивающая производителя надбавка».
Другие исследователи выдвигают предположение, что в основе деятельности фирм и их руководства лежит стремление к наращиванию объемов производства и сбыта. Обосновывается это тем, что многие менеджеры олицетворяют свое положение (заработная плата, статус, положение в обществе) с размерами фирмы в большей степени, нежели с ее прибыльностью.
В рамках данной теории применяются и другие формальные критерии, в частности, для оценки эффективности данной фирмы в целом очень распространенным является показатель «доход на акцию»; для оценки эффективности инвестиций может применяться показатель «рентабельность инвестиций» (ROI). Однако принятие решений на основе этих и подобных им показателей не всегда очевидно.
Перечисленные выше цели отличаются, но имеют тенденцию принадлежать к двум классам.
Первый относится к прибыльности. Эта цель включает в себя объем продаж, сектор рынка и контроль над расходами, что относится, по крайней мере, потенциально, к различным способам получения или увеличения прибыли.
Вторая группа, включающая избежание банкротства, стабильность и безопасность, относится некоторым образом к контролированию риска.
К сожалению, эти два типа целей в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с некоторым элементом риска, таким образом, фактически невозможно максимизировать одновременно безопасность и прибыль. Поэтому нам нужна цель, одновременно включающая оба фактора.
Наибольшее распространение
в последние годы получила «Теория
максимизации богатства акционеров».
Разрабатывая эту теорию, исходили
из предпосылки, что ни один из существующих
критериев — прибыль, рентабельность,
объем производства и т.д. — не
может рассматриваться в
а) базироваться на прогнозировании доходов владельцев фирмы;
б) быть обоснованным, ясным и точным;
в) быть приемлемым для всех аспектов процесса принятия управленческих решений, включая поиск источников средств, собственно инвестирование, распределение доходов (дивидендов).
Считается, что этим условиям в большей степени отвечает критерий максимизации собственного капитала, т.е. рыночной стоимости фирмы. Повышение достатка владельцев фирмы заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в повышении рыночной цены их собственности. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост стоимости акций, должно приниматься владельцами и/или управленческим персоналом.
Главной целью финансовой политики является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.
Для реализации стратегических целей предприятию необходимо решать ряд тактических задач.
Финансовая тактика – это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде.
Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием.
Для обеспечения максимизации прибыли необходимо решение следующих задач18:
Информация о работе Стратегическое финансовое планирование на предприятии