Стратегическое финансовое планирование на примере ОАО «Свердловская энергосервисная компания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – оценка эффективности разработанной стратегии финансового планирования на примере ОАО «Свердловская энергосервисная компания».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи :
1) выявить сущность и роль финансового планирования
2) произвести анализ финансового состояния ОАО «Свердловская энергосервисная компания»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИИ………………………………………………4
1.1 Понятие стратегии и ее место в реализации миссии предприятия………...4
1.2 Система стратегических планов предприятия………………………………7
1.3 Этапы стратегического финансового планирования……………………...13
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СВЕРДЛОВСКАЯ ЭНЕРГОСЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ»………………………………………………………………….18
2.1 Оценка финансового положения и экономического потенциала компании…………………………………………………………………………18
2.2 Определение миссии предприятия и генеральных целей бизнеса на среднесрочную перспективу……………………………………………………25
2.3 SWOT-анализ…………………………………………………………….….26
2.4 Формирование бизнес-модели предприятия………………………………36
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СВЕРДЛОВСКАЯ ЭНЕРГОСЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ»……………………………………..38
3.1 Разработка стратегического плана развития (прогноз доходов , расходов , денежных потоков)……………………………………………………………...38
3.2 Оценка экономической эффективности стратегии………………………..44
3.3 Оценка финансовой реализуемости стратегии……………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

курсач фм.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

 

В качестве индикаторов  используются показатели, характеризующие  динамику, структуру и эффективность  экономики, состояние финансов, движение цен, занятость и т.п.

Основная задача индикативного  планирования заключается в обеспечении взаимоувязки и сбалансированности всех показателей развития экономики, решения крупномасштабных задач страны.

В зависимости от срока, на который составляется план, принято  различать:

1) долгосрочные (перспективные) планы;

2) среднесрочные планы;

3) краткосрочные (текущие) планы.

 

Долгосрочный план обычно охватывает длительные периоды времени  – 5-20 лет, а иногда и более. Такие  планы призваны определять долговременную стратегию предприятия. Долгосрочное планирование основывается преимущественно на экстраполяции сложившихся тенденций и соответствует оценке состояния объекта в будущем.

Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры долгосрочных планов, основывается на них и служит обеспечению их выполнения. Разрабатываются  среднесрочные планы на период от 1 до 5 лет.

Краткосрочные планы  разрабатываются обычно сроком до одного года. Включают годовые, квартальные, месячные, недельные (декадные) и суточные планы. Наибольшую популярность сегодня получили планы, разрабатываемые на годовой период – текущие планы. Планы сроком действия до 1 года обычно относятся к категории оперативных планов.

По содержанию плановых решений выделяют:

  1. стратегические планы;
  2. тактические планы;
  3. оперативно-производственные планы.

Стратегические планы, как правило, ориентированы на длительную перспективу и определяют основные направления развития хозяйствующего субъекта. Выступают основой, фундаментом, на котором строится вся система планирования предприятия.

В основе стратегического  плана – стратегия, т.е. совокупность генеральных целей и средств их достижения.

Цель стратегического  планирования – создание потенциала для выживания и развития предприятия  при динамичной внешней и внутренней среде.

В отличие от долгосрочного  планирования, основывающегося преимущественно на экстраполяции сложившихся тенденций и соответствующей оценке состояния объекта в будущем, стратегическое планирование – это планирование от будущего к настоящему, исходя из генеральных целей. Стратегия – не функция времени, а функция поставленной цели.

Функциями стратегического  плана являются:

  1. адаптация к внешней среде;
  2. распределение ресурсов;
  3. координация и регулирование;
  4. организационные изменения.

 

Стратегический план не имеет четкого алгоритма разработки и больше носит концептуальный характер, сопряжен со значительным риском.

Результатом стратегического  планирования является совокупность планов развития предприятия на длительную перспективу.

Тактические планы. Если стратегическое планирование рассматривается  как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое – процесс создания предпосылок для реализации этих возможностей.

В процессе тактического планирования принимаются решения  о том, как должны быть распределены ресурсы предприятия для достижения стратегических целей. Можно сказать, что стратегический план – это цели, стоящие перед предприятием, а тактический план – средство их достижения.

Тактический план – план экономического и социального развития предприятия, представляющий комплексную, развернутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности на соответствующий период.

Тактическое планирование начинается с глубокого технико-экономического анализа, позволяющего оценить достигнутый  уровень и выявить внутрипроизводственные резервы – возможности лучшего  использования всех ресурсов.

На основе тактических  планов:

  1. устанавливаются связи между структурными подразделениями;
  2. достигаются научно-обоснованные пропорции в производстве;
  3. разрабатываются бюджеты (сметы) по основным видам деятельности, осуществляется контроль за их выполнением.

 

Тактическое планирование, как правило, охватывает среднесрочный  и краткосрочный период – 3-5 лет. Тактические планы направлены на решение отдельных самостоятельных  проблем.

Очень часто на практике из тактического планирования выделяют оперативное планирование.

Оперативное (календарное, производственное) планирование –  завершающий этап в хозяйственной  деятельности предприятия. С помощью  оперативного планирования осуществляется конкретизация показателей тактических  планов с целью обеспечения повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его подразделений.

Оперативные планы обычно применяются для планирования отдельных  операций (производство, маркетинг).

По сферам планирования выделяют следующие функциональные планы:

  1. план маркетинга (сбыта);
  2. план производства (производственная программа, подготовка производства и др.);
  3. планирование персонала (потребности, переподготовки);
  4. план издержек производства и обращения;
  5. план финансов;
  6. план материально-технического обеспечения.

 

В производственно-структурном аспекте планы бывают:

1) корпоративные;

2) самостоятельных экономических  единиц;

3) отдельных подразделений.

 

По форме планов различают:

  1. программа – определяет развитие одного из важных аспектов жизни экономической организации. Например, программы по совершенствованию технологии, контроля качества и т.д. Включает основные положения и цели деятельности. Программа может содержать несколько проектов;
  2. проекты – весь процесс налаживания какой-либо деятельности, начиная с концептуальной проработки организационных вопросов, и кончая графиком конкретных мероприятий, которые обеспечат реализацию идеи. В отличие от программы, имеют установленную стоимость, график выполнения, технические и финансовые параметры, т.е. отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг.

 

Конечными целями программы  и проекта является создание и  освоение в производстве новой техники, технологий, содействующих выходу отечественной  продукции на мировой уровень.

 

1.3 Этапы стратегического  планирования 

 

Исходя из целей, стоящих  перед финансовым планированием  на предприятии, можно отметить, что  это – сложный процесс, включающий в себя несколько этапов.

На первом этапе анализируются  финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ней.

Второй этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предпринимательской предприятием.

Пятый этап – это осуществление  оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.

Завершается процесс  финансового планирования на предприятии  анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

 

Финансовое планирование на предприятии  включает в себя три основные подсистемы:

     1) перспективное финансовое планирование;

     2) текущее финансовое планирование;

     3) оперативное финансовое планирование.

 

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие  показатели, пропорции и темпы  расширенного воспроизводства, оно  является главной формой реализации целей предприятия.

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период от 1 года до 3 (редко – до 5) лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития предприятия, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Происходит это в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития предприятия. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

 

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия включает в себя следующие основные этапы:

  1. определение периода реализации стратегии;

2)  анализ факторов внешней финансовой среды предприятия;

3)  формирование стратегических целей финансовой деятельности;

4)   разработка финансовой политики предприятия;

5) разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;

    6) оценка разработанной финансовой стратегии.

 

Система текущего планирования финансовой деятельности предприятия  основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

 

Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов:

    1) плана движения денежных средств;

    2) плана отчета о прибылях и убытках;

    3) плана бухгалтерского баланса.

 

Основной целью построения этих документов является оценка финансового  положения предприятия на конец  планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности.

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

Информация о работе Стратегическое финансовое планирование на примере ОАО «Свердловская энергосервисная компания»