Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности, методов и принципов финансового планирования в современных условиях, а также порядок разработки бизнес-плана на примере ООО «ПИТА-сервис».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить базовые понятия финансового планирования;
- изучить опыт стратегического финансового планирования;
- рассмотреть содержание бизнес-планирования на ООО «ПИТА-сервис».

Содержание работы

Введение 4
1 Сущность и назначение финансового планирования на предприятии 5
2 Организация стратегического финансового планирования в современных условиях 14
3 Бизнес-план – стратегический план предприятия, разработка финансовой стратегии предприятия 19
Заключение 34
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

5240 - Теория финансов - Стратегическое планирование на предприятии - курсовая - БГЭУ.doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)


РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 35 страниц, 19 табл., 3 рис., 16 ист.

 

финансы, финансовое планирование, финансовая стратегия, бизнес-планирование, финансовое прогнозирование

 

Объект исследования – проблема финансового планирования в современных условиях.

Предмет исследования -  процесс финансового планирования на предприятии (на материалах ООО «ПИТА-сервис»).

Цель работы: изучение сущности, методов и принципов финансового планирования в современных условиях, а также порядок разработки бизнес-плана на примере ООО «ПИТА-сервис».

Методы  исследования: аналитический, графический, индуктивный, синтеза, сравнительный, табличный.

Исследования  и разработки: изучены основные подходы и виды финансового планирования, проанализирована система стратегического финансового планирования, охарактеризован порядок разработки бизнес-плана (на материалах ООО «ПИТА-сервис».

Элементы  научной новизны: разработан бизнес-план ООО «ПИТА-сервис» на 2012 год.

Область возможного практического применения: в работе финансовой службы ООО «ПИТА-сервис».

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются  ссылками на их авторов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Финансы занимают особое место в  экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

Финансовое планирование тесно  связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений формирование финансовых ресурсов становится всё более актуальным, т.к. их ограниченность начинает лимитировать производство. В этих условиях одной из наиболее значимых функций управления предприятием выступает финансовое планирование, так как оно соединяет в единую систему функционирования – производство, реализацию товаров и развитие бизнеса.

Целью курсовой работы является изучение сущности, методов и принципов финансового планирования в современных условиях, а также порядок разработки бизнес-плана на примере ООО «ПИТА-сервис».

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

- определить базовые понятия  финансового планирования;

- изучить опыт стратегического финансового планирования;

- рассмотреть содержание бизнес-планирования на ООО «ПИТА-сервис».

Предметом исследования является процесс  финансового планирования на предприятии (на материалах ООО «ПИТА-сервис»). Объект исследования – проблема финансового планирования в современных условиях.

Методы проведения исследования: аналитический, графический, сравнительный, табличный.

В работе использованы научные труды  ведущих белорусских, российских и зарубежных учёных по вопросам управления финансами, в частности финансового планирования. В ходе исследования изучены и обобщены общая и специальная литература, разработки ведущих специалистов в области организации управления и решения практических задач. Использовались данные бухгалтерского и управленческого учёта ООО «ПИТА-сервис».

 

1 Сущность и назначение финансового планирования на предприятии

 

 

Место финансового планирования в рыночной экономике определяется тем, что планирование есть одна из функций управления, а финансовое планирование – функция управления финансами.

Функции управления – часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управляющей системы.

Понятие «функция» (лат. Functio - исполнение) означает соответствующую деятельность, определённый круг работ, выполняемый каким-либо материальным образованием или человеком, например функции министерства финансов, финансового отдела коммерческой фирмы или функции финансового менеджера.

Функция управления – планирование охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по их планомерному и целенаправленному воплощению в жизнь. План является бесполезным, если он не воплощается в конкретное дело.

Управление финансами осуществляется на территориальном уровне (государство, регион) и на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.

На территориальном уровне управление финансами происходит путём реализации финансовой политики государства, составными элементами которой являются бюджетная политика, кредитная политика и др. При этом широко используется финансовое планирование: бюджет как финансовый план региона; валютный план и др.[3, c. 51].

Финансовый  механизм представляет собой систему  действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. Следовательно, финансовое планирование есть составная часть финансового механизма.

Финансовому механизму  как инструменту воздействия  финансов присущи определённые функции. Такими функциями являются:

  1. Организация финансовых отношений;
  2. Управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Содержание первой функции  финансового механизма является создание им стройной системы денежных отношений, учитывающих специфику  осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности.

Действие функции финансового  механизма выражается через его  функционирование.

Финансовый механизм структурно состоит  из пяти взаимосвязанных элементов, к которым относят: финансовый метод, финансовый рычаг, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Одним из финансовых методов является финансовое планирование. И так, место финансового планирования в рыночной экономике определяется двумя моментами: во-первых, финансовое планирование – функция финансового менеджмента; во–вторых, финансовое планирование – метод финансового механизма.

Чтобы дать команду, надо составить задание, разработать  программу действий, определить исполнителей работ и т.д. А для этого разрабатываются планы финансовых мероприятий: эффективности вложения капитала, получения прибыли (дохода), снижения финансовых потерь и др.

Финансовое  планирование означает прежде всего  сознательную организацию финансового развития на основе гармоничной и по возможности оптимальной структуры целей и соответствующих им средств достижения [6, c. 82].

В то же время финансовое планирование - процесс разработки людьми конкретного плана финансовых мероприятии, т.е. обычный вид деятельности человека. Для того чтобы эта деятельность была успешной, необходимы методология и методика разработки финансового плана.

Планирование  финансов, как и любой другой вид  деятельности, имеет свою цель и свои задачи.

Целью планирования финансов является определение возможных объемов поступления денежных средств и их расходование в плановый период..

Финансовое  планирование - это разновидность  управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использования с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. В условиях рынка предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, и другими кредиторами и тем самым защищать себя от финансовых санкций, снижать риск банкротства.

Значение финансового  планирования заключается в следующем:

- намеченные стратегические цели предприятия преломляются в финансово-экономических показателях – объеме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.;

- устанавливаются стандарты  для упорядочения финансовой, информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении;

- определяются  приемлемые объемы финансовых  ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия;

- оперативные  финансовые планы создают базу  для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.

Разработка финансовых планов занимает важное место системе мер по стабилизации денежного хозяйства предприятия.

Основными задачами финансового  планирования являются:

  1. обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные, финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие;
  2. выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов предприятия;
  3. соблюдение интересов акционеров и инвесторов;
  4. определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными, страховыми и вышестоящими организациями; работниками предприятия;
  5. оптимизация налоговой нагрузки и структуры капитала;
  6. контроль за финансовым состоянием предприятия, целесообразностью планируемых операций и ситуаций.

Стратегия финансового планирования означает общее направление разработки финансового плана, источников поступления денег; источников прибыли.

Важным содержанием  финансового планирования в хозяйствующем субъекте является определение ею центров дохода (прибыли) и центров расхода. Центр дохода хозяйствующего субъекта - его подразделение, которое приносит ему прибыль. Центр доходов имеет и другое название - профит (фр. profit -выгода, прибыль).

Центр расхода - подразделение хозяйствующего субъекта, которое является убыточным или вообще некоммерческим, но важную роль в деятельности хозяйствующего субъекта. Например, многие западные фирмы при вложении капитала придерживаются принципа «двадцать на восемьдесят» (рисунок 1.1).

Принцип «двадцать на восемьдесят» означает, что 20% вложенного в предпринимательство капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% капитала приносят только 20% прибыли [8, c. 92].

 


%

100


 

 

 

20


  0       %


 

 

20   100


- капитал


- прибыль

Рисунок 1.1 - Схема  принципа «20 на 80»

Примечание - Источник: [8, с. 93, рисунок 7].

 

Исходя из этого, можно  считать, что сущность финансового планирования при рыночной экономике заключается в том, что в основу финансовой деятельности хозяйствующего субъекта положен финансовый план, разрабатываемый финансовой службой под руководством финансового директора и направленный на достижение общей цели - получение прибыли.

Организация финансового  планирования осуществляется в соответствии с определёнными принципами. Они вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют свои особенности [2, c. 37].

Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т.е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели.

Принцип координации  выражается в том, что нельзя планировать  эффективную деятельность одного подразделения предприятия вне связи с другими. Всякое изменение в планах одной структурной единицы должны быть отражены в планах других. Взаимосвязь и синхронность – ключевые черты координации планирования на предприятии.

Принцип участия означает, что каждый специалист предприятия  независимо от должности и выполняемых функций участвует в планировании.

Принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработаны планы непрерывно сменять друг друга (план закупок →  план производства → план по маркетингу). В то же время неопределённость внешней и внутренней среды функционирования требует корректировки и уточнения плана предприятия.

Принцип гибкости состоит  в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств. Гибкость планам придают резервы безопасности (ресурсы, производственные мощности и т.д.).

Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют  внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Эти общие положения целесообразно дополнить специфическими принципами финансового планирования.

Это принцип  соотношения сроков получения и  использования; средств — капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии