Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности, методов и принципов финансового планирования в современных условиях, а также порядок разработки бизнес-плана на примере ООО «ПИТА-сервис».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить базовые понятия финансового планирования;
- изучить опыт стратегического финансового планирования;
- рассмотреть содержание бизнес-планирования на ООО «ПИТА-сервис».
Введение 4
1 Сущность и назначение финансового планирования на предприятии 5
2 Организация стратегического финансового планирования в современных условиях 14
3 Бизнес-план – стратегический план предприятия, разработка финансовой стратегии предприятия 19
Заключение 34
Список использованных источников 35
С помощью стратегического
- оптимального распределения и использования производственных, финансовых и трудовых ресурсов;
- господствующего положения на рынке;
- адаптации к внешней рыночной среде посредством анализа сильных и слабых сторон организации, использования ее преимуществ, оценки потенциальных рисков.
Стратегическое финансовое планирование в современных условиях охватывает период от 1 года до 3 (редко – до 5) лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.
Стратегическое планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития предприятия, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Происходит это в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития предприятия. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения [11, c. 94].
Процесс формирования финансовой стратегии предприятия включает в себя следующие основные этапы:
- определение периода
- анализ факторов внешней финанс
- формирование стратегических целей финансовой деятельности;
-
разработка финансовой
-
разработка системы
-
оценка разработанной
Важным моментом при разработке финансовой стратегии предприятия является определение периода ее реализации. Продолжительность этого периода зависит в первую очередь от продолжительности периода формирования общей стратегии развития предприятия. Кроме этого, на него воздействуют и другие факторы, такие, как: динамика макроэкономических процессов; изменения, происходящие на финансовом рынке; отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельности предприятия.
Достаточно важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится анализу факторов внешней среды путем изучения экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия, кроме этого, особое внимание отводится учету факторов риска.
Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия является следующим этапом стратегического планирования, главной задачей которого является максимизация рыночной стоимости предприятия. Система стратегических целей предприятия должна формироваться четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях – нормативах. Обычно в качестве таких стратегических нормативов используются: среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников; минимальная доля собственного капитала; коэффициент рентабельности собственного капитала предприятия; соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия и др.
На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.
В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, на предприятии формируются «центры ответственности», определяются права, обязанности и меры ответственности их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии предприятия.
Заключительным этапом разработки финансовой стратегии предприятия является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.
Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией предприятия, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.
Во-вторых,
оценивается согласованность
В-третьих,
оценивается реализуемость
В заключение оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на основе прогноза динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких, как рост деловой репутации предприятия, повышение уровня управляемости финансовой деятельностью его структурных подразделений и т.п.
Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии предприятия на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. Прогнозирование базируется на обобщении и анализе имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Важный момент при осуществлении прогнозирования – признание факта стабильности изменения показателей деятельности предприятия от одного отчетного периода к другому.
Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств, контроля над запасами. Прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предполагают завоевать своей продукцией.
Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года, в условиях нестабильной конъюнктуры – на год. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции, расчеты на второй и третий годы носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований [13, c. 190].
Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах. В любом случае они помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия.
Объем будущих продаж можно рассчитать используя следующие методы.
1. Эвристические. Они основаны на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участников рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Этот метод представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя, однако не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры.
2. Анализ временных рядов.
Большое влияние на объемы продаж оказывает фактор сезонности, например, продажа бытовой отопительной аппаратуры неравномерно распределяется в течение года, увеличиваясь в осенне-зимний период.
Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объеме продаж, связанные с временем потребления продукции. Например, объемы продаж кирпича и цемента тесно увязываются с планами строительства. И поэтому этот метод широко используется преимущественно в отраслях с ярко выраженной цикличностью.
3. Эконометрические модели. С помощью этих моделей определяется корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, изменение учетной ставки НБ РБ, темпа инфляции т.п.), а также от отраслевых показателей (состояние отрасли, уровень конкуренции в ней, емкость отраслевого рынка). Сочетание результатов, полученных с помощью исследования этих методов, позволяет учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках. С помощью этого отчета определяется сумма прибыли в предстоящем периоде. Прогноз отчета о прибылях и убытках содержит следующие статьи:
1. Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и акцизов).
2. Себестоимость реализации продукции.
3. Коммерческие расходы.
4. Управленческие расходы.
5. Прибыль (убыток) от реализации (ст. 1 - ст. 2 - ст. 3 - ст. 4).
6. Проценты к получению.
7. Проценты к уплате.
8. Доходы от участия в других организациях.
9. Прочие операционные доходы.
10. Прочие операционные расходы.
11. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (ст. 5 + ст. 6 - ст. 7 + ст. 8 + ст. 9 - ст. 10).
12. Прочие внереализационные доходы.
13. Прочие внереализационные расходы.
14. Прибыль (убыток) планового периода (ст. 11 + ст. 12 — ст. 13).
15. Налог на прибыль.
16.Отвлеченные средства.
17.Нераспределенная прибыль (убытки) планового периода (ст. 14 — ст. 15 - ст. 16) [13, c. 191].
При проведении прогнозного анализа прибыли на практике широко используется метод «издержки — объем — прибыль», который позволяет
определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности;
установить размер желаемой прибыли;
увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации (ценовых факторов, динамики объемов продаж).
Метод «издержки — объем — прибыль» называют анализом безубыточности. Сущность метода заключается в нахождении точки, в которой прибыль равна нулю, или точки безубыточности. Действительно, для предприятия, функционирующего на рынке, необходимо знать не только, что оно получит прибыль, но и когда оно ее получит. Прогноз баланса входит в состав основных документов стратегического финансового планирования. Понятие «баланс» означает равновесие, равенство активов и пассивов, т.е. то, что используемые предприятием средства по своей стоимости должны быть равны денежным суммам, поступающим из разных источников. Баланс представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. В активе баланса можно выделить наиболее активную часть средств: текущие активы (счет в банке, касса, дебиторская задолженность), запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемные средства предприятия, их структура и прогнозы их изменения средств на планируемый трехлетний период.
Итак, стратегическое финансовое планирование включает в себя разработку финансовой стратегии и осуществление финансового прогнозирования. В рамках стратегического планирования осуществляется прогноз продаж и расчет финансовых показателей деятельности предприятия в плановом периоде.
Основным элементом стратегичес
Основной целью бизнес-плана является определение основных направлений осуществления хозяйственной деятельности, направленной на наращивание объемов производства, расширения рынков сбыта, увеличение экспорта продукции и получение максимальной прибыли.
В современной деловой практике разработка и составление бизнес-плана направлена на следующие цели:
- получение кредитных средств. Поскольку банк несет большие кредитные риски, кредитуя проект, ему необходимо получить определенные гарантии в возврате кредита и процентов по нему. Одной из форм такой гарантии служит профессионально составленный бизнес-план;
- поиск инвестора для реализации коммерческой идеи или инвестиционного проекта организации. Каждому инвестору требуется информация о той финансовой отдаче, которую он получит от вложения своих средств в бизнес-проект, причем данная информация должна быть как можно более точно доказана. Бизнес-план и есть тот документ, в котором инвестор найдет всю необходимую обоснованную информацию;
- реализация внутренних задач организации, заключающихся в определении стратегии компании и способов ее осуществления, повышении эффективности финансового менеджмента и планировании реструктуризации бизнеса.
Этим целям соответствуют разные виды бизнес-планов:
- бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта, в котором излагаются для потенциального партнера или инвестора результаты маркетинговых исследований, обосновывается стратегия освоения рынка, предполагаемые финансовые результаты. В результате его составления формируется основа для переговоров с потенциальными инвестором и партнером для выяснения степени их заинтересованности или возможной вовлеченности в проект;
- бизнес-план организации, где определяется стратегия развития организации на предстоящий плановый период с указанием основных финансовых показателей для обоснования объемов инвестиций, производственных и трудовых ресурсов;
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии