Типы слияний компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – ознакомиться с экономической сущностью и спецификой сделок, связанных с слиянием компаний, проанализировать структуру и динамику сделок по слияниям в России.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
- определить экономическую сущность и специфику, связанных со слиянием компаний;
- изучить классификации этих сделок по разным критериям;
- проанализировать мотивы, которые побуждают компании вступать в подобные сделки;
- дать оценку особенностям развития сделок, связанных со слиянием компаний в России;
- определить перспективы подобных сделок в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛИЯНИЯ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 5
1.1 Особенности слияния компаний 5
1.2 Цели и мотивы осуществления сделок слияний, выбор объектов 8
1.3 Классификация типов слияний компаний 13
2 МЕХАНИЗМ И МЕТОДЫ СЛИЯНИЯ КОМПАНИЙ 18
2.1 Механизм проведения сделок по слиянию компаний 18
2.2 Методы оценки эффективности и последствия слияний 23
2.3 Современные тенденции и динамика российского рынка слияний компаний 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 548.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  исследований какого-либо экономического явления во многом определяется его ролью в развитии экономики в целом, причем важно объективно оценить его значимость не только на сегодняшний день, но и в дальнейшей перспективе.

     На  определенном этапе любой хозяйствующий субъект сталкивается с необходимостью реорганизации бизнеса в ответ на изменения внешней среды функционирования. Внешняя экспансия в настоящее время становится основным путем развития компаний.

     В современных условиях характерной чертой становится слияние не только компаний (фирм) разных стран, но и транснациональных компаний (ТНК). Учитывая количество, стоимость и распространение сделок, можно говорить, как считают международные эксперты, о появлении рынка фирм, на котором фирмы продаются и покупаются. Появление нового рынка компаний в дополнение к региональным и глобальным рынкам продукции и услуг приводит к возникновению интернациональной производственной системы.

     В настоящее время проблема слияний  разных компаний по-прежнему актуальна. Это обусловлено следующими причинами:

- сделки по слияниям оказывают глобальное воздействие на мировую экономику и на экономику отдельных стран. Укрупнение бизнеса делает его более влиятельным, менее подвластным регулированию и контролю не только со стороны национальных правительств, но и со стороны международных экономических организаций. Поэтому актуально рассмотрение тенденций и динамики сделок по слияниям. Данный факт свидетельствует о противоречивости подобных сделок.

- тенденции слияний быстрыми темпами распространяются и в России. Причем Российские компании участвуют в международных сделках, как в качестве приобретаемых компаний, так и наоборот.

- рынок слияний в 2010 г. испытывал серьезные трудности, количество сделок значительно сократилось. Однако рост активности на рынке слияний в ближайший год прогнозируют 79% российских экспертов. А значит востребованность профессий, относящихся к четвертичному сектору экономики (планированию и организации бизнеса), сохранится. Будут востребованы и специалисты по M&A (слияние и поглощение).

     Цель  данной работы – ознакомиться с экономической сущностью и спецификой сделок, связанных с слиянием компаний, проанализировать структуру и динамику сделок по слияниям  в России.

     Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:

      - определить экономическую сущность и специфику, связанных со слиянием компаний;

      - изучить классификации этих сделок по разным критериям;

      - проанализировать мотивы, которые побуждают компании вступать в подобные сделки;

      - дать оценку особенностям развития сделок, связанных со слиянием компаний в России;

      - определить перспективы подобных  сделок в России.

     Реферат написан на основе книг российских и зарубежных авторов, известных специалистов в области слияний компаний. В ней также использованы материалы периодических изданий, данные статистических сборников, отчеты международных организаций, обзоры и исследования консалтинговых компаний, законодательные акты и ресурсы сети Интернет.

     В работе использовали следующие методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, аналогия, сравнение) и специальные (группировка, аналитические таблицы, методы факторного анализа, регрессионный анализ и др.).

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛИЯНИЯ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

1.1 Особенности слияния компаний

     Рассмотрим теоретическую сущность таких процессов, как слияние и поглощение. Реорганизация предприятия может быть осуществлена в форме слияния предприятий.

     Слиянием  предприятий признается создание нового предприятия с передачей ему  всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий и прекращением деятельности последних. Реорганизация в форме слияния предприятий считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего предприятия - правопреемника. С этого момента, создавшие его предприятия считаются прекратившими свое существование.

     Слияние предприятий как способ реорганизации  предприятий означает укрупнение вновь  возникающего субъекта гражданского права  за счет прекращения нескольких предприятий, вследствие слияния. При этом все  права и обязанности каждого из них суммируются предприятием, возникающей в результате слияния, в соответствии с передаточным актом [3].

     На  совместном собрании учредителей всех участвующих в слиянии предприятий  принимаются решения о составе  учредителей, о размере уставного капитала и его распределении среди учредителей, об утверждении Устава нового предприятия, а также об избрании исполнительных органов создаваемого предприятия.

     При слиянии предприятий все права  и обязанности каждого из них  переходят к вновь возникшему предприятию в соответствии с передаточным актом.

     При процессе поглощения происходит сохранение как минимум одного юридического лица и переходом к нему прав собственности  остальных.

     Целью слияний и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке.

     На  самом деле любое акционерное  общество, функционирующее в условиях нормальной цивилизованной рыночной экономики  должно ставить эти цели перед  собой в качестве приоритетных целей  своей деятельности. При этом эти цели могут достигаться компанией с помощью использования как внутренних методов (повышение эффективности управления, использование более современных способов ведения бизнеса, новых технологий, повышение производительности труда и т.д.), так и внешних методов, к которым относится деятельность по слияниям и поглощениям.

     На  пути к достижению указанных выше целей компания разрабатывает конкретную стратегию своей деятельности. В  этом свете компания постоянно оценивает  свое положение на рынке, свои сильные и слабые позиции, ищет такие направления своей деятельности, следуя которым она добьется наибольших конкурентных преимуществ.

     Исходя  из этого компанией могут быть выбраны следующие основные стратегии, или концепции, своего развития [5]:

  1. усиление основных направлений своей деятельности;
  2. диверсификация деятельности;
  3. отказ (продажа) от неосновных направлений деятельности.

     Деятельность  по слияниям и поглощениям является одним из основных методов реализации перечисленных стратегий развития фирмы. В частности:

  1. если фирма занимает удачное положение на рынке, находясь в отрасли, обещающей ей хорошие перспективы развития, однако ей требуется усиление своих позиций для достижения конкурентных преимуществ в отрасли, то, используя механизм слияния и поглощений, она может достигнуть своей цели, объединяясь или приобретая компании того же сегмента рынка;
  2. часто компания может осуществлять слияния и поглощения фирм из других сегментов рынка для снижения риска своей деятельности (что достигается, например, через выпуск разнородной продукции, продукции находящейся на различных этапах своего жизненного цикла, через географическую диверсификацию в сбыте продукции - то есть, другими словами, через диверсификацию производства), для расширения сферы своего присутствия;
  3. если компания пересматривает свои позиции на рынке, находит новые приоритеты, выделяет для себя основные направления своей деятельности, освобождаясь от неосновных, проблемных направлений, и, наконец, если компания просто испытывает недостаток в деньгах, то она может эффективно использовать механизм слияний и поглощений для продажи или выделения отдельных подразделений, дочерних компаний.

     Теория  и практика современного корпоративного менеджмента выдвигает достаточно много причин для объяснения слияний  компаний. Выявление мотивов слияний очень важно, именно они отражают причины, по которым две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости объединенной компании является целью большинства слияний.

1.2 Цели и мотивы осуществления сделок слияний, выбор объектов

     Теория  и практика современного менеджмента  выдвигает достаточно много причин для объяснения слияний компаний. Выявление мотивов слияний очень  важно, именно они отражают причины, по которым две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости объединенной компании является целью большинства слияний компаний.

     Анализируя  мировой опыт и систематизируя его, можно выделить различные основные мотивы слияний и поглощений компаний (рисунок 1.1) [7].

     

     Рисунок 1.1 Основные мотивы слияний и поглощений компаний

     1) получение синергетического эффекта. Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Синергетический эффект в данном случае может возникнуть благодаря:

  1. экономии, обусловленной масштабами деятельности;
  2. комбинирования взаимодополняющих ресурсов;
  3. финансовой экономии за счет снижения трансакционных издержек;
  4. возросшей рыночной мощи из-за снижения конкуренции (мотив монополии);
  5. взаимодополняемости в области НИОКР;

     2) экономия, обусловленная масштабами, достигается тогда, когдасредняя величина издержек на единицу продукции снижается по мере увеличения объема производства продукции. Один из источников такой экономии заключается в распределении постоянных издержек на большее число единиц выпускаемой продукции. Основная идея экономии за счет масштаба состоит в том, чтобы выполнять больший объем работы на тех же мощностях, при той же численности работников, при той же системе распределения и т.д. Иными словами, увеличение объема позволяет более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы. Однако надо помнить, что существуют определенные пределы увеличения объема производства, при превышении которых издержки на производство могут существенно возрасти, что приведет к падению рентабельности производства.

     3) слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько компаний  располагают взаимодополняющими  ресурсами. Каждая из них имеет  то, что необходимо для другой, и поэтому их слияние может  оказаться эффективным. Эти компании после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая приобретает то, что ей не хватало, причем получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно.

  1. мотив монополии. Порой при слиянии, прежде всего, горизонтального типа, решающую роль играет (гласно или негласно) стремление достичь или усилить свое монопольное положение. Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль.
  2. выгоды от слияния могут быть получены в связи с экономией на дорогостоящих работах по разработке новых технологий и созданию новых видов продукции, а также на инвестициях в новые технологии и новые продукты. Одна фирма может иметь выдающихся исследователей, инженеров, программистов и т.д., но не обладать соответствующими производственными мощностями, сетью реализации, необходимыми для извлечения выгоды от новых продуктов, которые ими разрабатывались.

     6) повышение качества управления. Устранение неэффективности. Слияния  и поглощения компаний могут  ставить своей целью достижение  дифференцированной эффективности,  означающей, что управление активами одной из фирм было неэффективным, а после слияния активы корпорации станут более эффективно управляемыми.

     7) налоговые мотивы. Действующее налоговое законодательство стимулирует порой слияния и поглощения, результатами которых являются снижение налогов или получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом.

     8) диверсификация производства. Возможность использования избыточных ресурсов. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг). Этот мотив связан с надеждами на изменение структуры рынков или отраслей, с ориентацией на доступ к новым важным ресурсам и технологиям;

Информация о работе Типы слияний компаний