Управление активами предприятия (на примере ООО НПФ «Реактив»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в современной экономике конкурентоспособность любому хозяйствующему субъекту может обеспечить только эффективное управление движением активов предприятия, как оборотных, так и внеоборотных. Ведь капитал должен приносить доход, иначе хозяйствующий субъект разорится и станет банкротом. От обеспеченности оборотными активами, их структуры и уровня использования во многом зависят эффективность функционирования и финансовая устойчивость предприятий.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления активами предприятия
Понятие, структура и методы управления активами
предприятия
1.2. Классификация активов предприятия
1.3. Принципы формирования и особенности управления
активами предприятия
Глава 2. Комплексный анализ состояния активов предприятия
ООО НПФ «Реактив»
2.1.Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО НПФ «Реактив»
2.2. Анализ состава, структуры и динамики внеоборотных
активов предприятия
2.3. Анализ состава, структуры и динамики оборотных
активов предприятия
2.4. Анализ оборачиваемости активов
Глава 3. Совершенствование управления активами предприятия
ООО НПФ «Реактив»
3.1. Разработка рекомендаций по повышению
эффективности управления активами предприятия
3.2. Управление активами с применением экономико-
математических методов и моделей
3.3. Экономическая эффективность предложенных
рекомендаций
Заключение 125
Список использованной литературы 133

Файлы: 1 файл

Управление активами предприятия на примере ООО НПФ Реактив.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Пассивы предприятия  аналогичным образом группируются в четыре группы П1, П2, П3, П4, по срокам их оплаты. При хорошей струкуре активов и пассивов выполняются соотношения:

А1 ≥ П1 
          А2 ≥ П2 
         А3 ≥ П3 
         А4 ≤ П4

 

 

1) Текущие активы,  состоящие из денежного капитала и средств, которые могут быть быстро трансформированы в наличные  деньги.

2) Основной капитал  с длительным сроком службы, используемый предприятием при производстве товаров и услуг.

3) Прочие активы,  которые включают нематериальные активы,  не имеющие натурально-вещественной формы, капиталовложения  в другие компании, долгосрочные ценные бумаги,  расходы будущих периодов  и различные другие активы.

Управление активами - деятельность коммерческой организации  по прибыльному (с минимальным риском) размещению собственных и привлеченных средств.

Выделяют управление текущими активами, управление оборотными средствами, превращение ликвидных активов в факторы производства, управление фиксированными активами (основными средствами), управление нематериальными активами.

Основные задачи и принципы управления активами предприятия:

- Увеличение активов. Любое увеличение  активов означает использование фондов.

- Уменьшение пассивов. Пассив предприятия  включает все, что оно должно  другим: банковские займы, выплата  поставщикам и налоги. Фонды, получаемые  предприятием, могут пойти на  уменьшение пассива, например, возврат  банковских займов.

- Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл.

Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую  продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

- Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:

- планирования закупок необходимых материалов;

- введения жестких производственных систем;

- использования современных складов;

- совершенствования прогнозирования спроса;

- быстрой доставки.

Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается.

Одной из основных обязанностей финансового менеджера предприятия  является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование. Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку «плюсы» добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет. То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью.

Капитал в денежной форме  представляет собой пассивы фирмы, а в производственной форме – активы фирмы. Активы отражают в стоимостном выражении все имеющиеся у организации материальные и нематериальные 
(интеллектуальная собственность) и денежные ценности, а также имущественные права с точки зрения их состава и размещения или инвестирования.

Капитал фирмы существует в двух основных формах: основного  капитала и оборотного капитала. Основной капитал характеризует ту часть  используемого фирмой капитала, который  инвестирован во все виды его внеоборотных активов. В состав внеоборотных активов входят:

- нематериальные активы;

- основные средства;

- незавершенное строительство;

- доходные вложения в материальные ценности;

- долгосрочные финансовые вложения;

- прочие нематериальные активы.

Основные средства - это часть имущества фирмы, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Основные средства отражаются в бухгалтерском учете по их первоначальной стоимости, т.е. по сумме затрат на их изготовление или приобретение, на транспортировку, монтаж и других затрат, связанных с вводом в действие основных фондов.

К основным средствам  как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и другие основные средства.

К основным средствам  также относятся капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, земля, недра и другие природные ресурсы).

Активы предприятия  представляют собой контролируемые им экономические ресурсы, сформированные за счет инвестированного в них капитала, характеризующиеся детерминированной  стоимостью, производительностью и способностью генерировать доход, постоянный оборот которых в процессе использования связан с факторами времени, риска и ликвидности.

Управление активами подразумевает деятельность по прибыльному (с минимальным риском) размещению собственных и привлеченных средств.

Как правило, вся совокупность активов, может быть разделена на следующие группы:

1) Активы, связанные с  текущим обслуживанием производственной  мощности фирмы — внеоборотные  и оборотные активы, которые постоянно  должны находиться в готовности к запуску в производство и не ограничивать его в рамках производственной мощности фирмы. Многолетний опыт показал, что при равных условиях гарантированное выполнение этих требований возможно лишь в том случае, когда финансирование этой группы активов осуществляется за счёт собственных или, в крайнем случае, долгосрочных заёмных источников.

2) Резервные активы, необходимые  для защиты первой группы активов  от различных рисков — от  поломок оборудования, срывов поставок  сырья, непогашения дебиторской задолженности не гарантирована ни одна фирма. Резервы, создаваемые для страхования от этих эксцессов, должны финансироваться из тех же источников, за счёт которых финансируется страхуемый ими актив. Однако фирме лучше организовать другие формы страхования, не требующие постоянного наличия резервов.

3) Инвестиционные активы, связанные с расширением бизнеса  — капитальные вложения, которые  оказывают влияние не на сегодняшние,  а на будущие мощности фирмы,  поэтому в случае нарушения  текущего финансового равновесия фирма может от них отказаться.

4) Активы, не связанные  прямо с производственными мощностями  — это так называемые социальные  активы, находящихся на балансе  предприятия (детские сады, профилактории,  дома культуры и т.п.). Финансирование этой группы активов исходит из общего критерия ликвидности: актив следует держать на балансе фирмы (если в этом есть необходимость) до тех пор, пока сохраняется возможность его продать без потерь.

Процесс формирования активов  предприятия должен строиться на основе следующих принципов:

1) Учет ближайших перспектив  развития деятельности предприятия.

2) Обеспечение соответствия  объема и структуры формирования  активов объему и структуре производства и сбыта продукции.

3) Обеспечение оптимальности  состава активов с позиций  эффективности хозяйственной деятельности.

Процесс формирования активов  предприятия осуществляется по следующим этапам:

1) Оптимизация соотношения  совокупных размеров внеоборотных  и оборотных активов предприятия,  используемых в процессе его деятельности.

2) Оптимизация соотношения  между активной и пассивной частью внеоборотных активов.

3) Оптимизация соотношения 3-х основных видов оборотных активов:

    • суммы запасов ТМЦ;
    • суммы дебиторской задолженности;
    • суммы денежных активов.

4) Обеспечение условий  ускорения оборота активов в процессе их использования.

5) Выбор наиболее прогрессивных  видов активов с позиций обеспечения роста рыночной стоимости предприятия.

Управление капиталом предприятия.

Капитал предприятия  характеризует общую стоимость  средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных  в формирование его активов.

Капитал предприятия  классифицируется по следующим признакам:

- По принадлежности предприятию - собственный и заемный капитал.

- По объекту инвестирования выделяют основной, который инвестирован во все виды внеоборотных активов; оборотный капитал - в оборотные активы.

- По характеру использования в хозяйственном процессе выделяют работающий капитал - та часть, которая принимает участие в формировании доходов и обеспечении всех видов деятельности; и неработающий капитал - та часть, которая инвестирована в активы, не принимающие участия в деятельности и формировании доходов предприятия (например, средства, инвестированные в неиспользуемые помещения и оборудование).

- По характеру использования собственниками выделяют потребляемый капитал - изъятие части капитала для выплаты дивидендов, процентов, удовлетворения социальных потребностей персонала; и накапливаемый (реинвестируемый) капитал - характеризует различные формы его прироста в процессе капитализации прибыли, дивидендных выплат.

Процесс формирования капитала предприятия строится на основе следующих принципов:

1) Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия.

2) Обеспечение соответствия объема  привлекаемого капитала объему  формирования активов предприятия.

3) Обеспечение оптимальности структуры капитала с позиций его эффективного функционирования.

4) Обеспечение минимизации затрат  по формированию капитала из различных источников.

5) Обеспечение высокоэффективного  использования капитала в процессе  хозяйственной деятельности.

Управление затратами и себестоимостью.

Наконец, эффективное функционирование предприятия, постоянное возрастание  величины его чистой прибыли невозможно без тщательно продуманной политики управления затратами, связанными с  производством и реализацией  продукции.

Затраты — это стоимость ресурсов, используемых в дальнейшем для получения прибыли или достижения иных целей организации.

Существует единая для всех отраслей промышленности классификация затрат, которая служит основой для разработки сметы затрат на производство и реализацию:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- прочие затраты.

Реализация политики управления по каждому из указанных  направлений позволит предпринимателю  добиться наилучших результатов в процессе организации и осуществления предпринимательской деятельности.

Управление  запасами предприятия.

Управление запасами - это оптимизация запасов произведенных  товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия. Управление запасами в логистике — оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.

Информация о работе Управление активами предприятия (на примере ООО НПФ «Реактив»)