Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:57, курсовая работа
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в современной экономике конкурентоспособность любому хозяйствующему субъекту может обеспечить только эффективное управление движением активов предприятия, как оборотных, так и внеоборотных. Ведь капитал должен приносить доход, иначе хозяйствующий субъект разорится и станет банкротом. От обеспеченности оборотными активами, их структуры и уровня использования во многом зависят эффективность функционирования и финансовая устойчивость предприятий.
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления активами предприятия
Понятие, структура и методы управления активами
предприятия
1.2. Классификация активов предприятия
1.3. Принципы формирования и особенности управления
активами предприятия
Глава 2. Комплексный анализ состояния активов предприятия
ООО НПФ «Реактив»
2.1.Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО НПФ «Реактив»
2.2. Анализ состава, структуры и динамики внеоборотных
активов предприятия
2.3. Анализ состава, структуры и динамики оборотных
активов предприятия
2.4. Анализ оборачиваемости активов
Глава 3. Совершенствование управления активами предприятия
ООО НПФ «Реактив»
3.1. Разработка рекомендаций по повышению
эффективности управления активами предприятия
3.2. Управление активами с применением экономико-
математических методов и моделей
3.3. Экономическая эффективность предложенных
рекомендаций
Заключение 125
Список использованной литературы 133
Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль.
Корпоративная политика, способствующая эффективному управлению запасами, - первая составляющая успешного управления запасами. Другие необходимые составляющие – хорошее аппаратное и программное обеспечение и знания, необходимые для использования программного обеспечения.
Значение продуманной корпоративной политики в деле эффективного управления запасами неоценимо. Все сотрудники организации должны понимать фундаментальные основы, по которым составляется корпоративный бизнес план.
Прежде, чем изучать новые революционные способы определения, когда и сколько товаров заказывать, нужно удостовериться, что на складе - порядок. А для этого необходимо следовать определенной корпоративной политике и процедурам. Контролировать запасы и управлять ими.
Управление запасами
– это та область менеджмента,
в которой можно много выиграть
от использования эффективных
Управление дебиторской задолженностью.
Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продает товары другому предприятию или организации, совсем не значит, что товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности - векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). При выработке политики платежей предприятие исходит из сравнения прибыли, дополнительно получаемой при смягчении условий платежей и, следовательно, росте объемов продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности.
Увеличение
дебиторской задолженности
- увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.);
- увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации);
- увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.
Смягчение условий коммерческого кредита может заключаться в увеличении срока кредита для новых потребителей.
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.).
Активы предприятия
представляют собой контролируемые
им экономические ресурсы, сформированные
за счет инвестированного в них капитала.
Они характеризуются
Активы предприятия классифицируются по следующим основным признакам. По форме функционирования выделяют три основных вида активов: материальные, нематериальные и финансовые.
• Материальные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, имеющие материальную вещную форму.
• Нематериальные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности и генерирующие прибыль.
• Финансовые активы характеризуют имущественные ценности предприятия в форме наличных денежных средств, денежных и финансовых инструментов, принадлежащих предприятию.
По характеру участия
активов в хозяйственном процес
• Оборотные (текущие) активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую деятельность предприятия и полностью потребляемых (видоизменяющих свою форму) в течение одного цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования до одного года.
• Внеоборотные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе отдельных циклов хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования более одного года.
По характеру участия активов в различных видах деятельности предприятия они подразделяются на два основных вида: операционные и инвестиционные.
• Операционные активы представляют собой совокупность имущественных ценностей, непосредственно используемых в операционной деятельности предприятия с целью получения операционной прибыли.
• Инвестиционные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, связанных с осуществлением его инвестиционной деятельности.
По характеру финансовых источников формирования активов выделяют следующие их виды: валовые и чистые.
• Валовые активы представляют собой всю совокупность имущественных ценностей предприятия, сформированных за счет собственного и заемного капитала, привлеченного для финансирования хозяйственной деятельности.
• Чистые активы характеризуют стоимостную совокупность имущественных ценностей предприятия, сформированных исключительно за счет собственного его капитала.
По характеру владения активами предприятием они подразделяются на собственные, арендуемые и безвозмездно используемым.
• Собственные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, принадлежащие ему на правах собственности, находящиеся в постоянном его владении и отражаемые в составе его баланса. В практике учета к этой группе относятся также активы, приобретенные предприятием на правах финансового лизинга (находящиеся в полном его владении и также отражаемые в составе его баланса).
• Арендуемые активы характеризуют имущественные ценности предприятия, привлеченные им для осуществления хозяйственной деятельности на правах аренды (оперативного лизинга). Эти виды активов отражаются на забалансовых счетах учета.
• Безвозмездно используемые активы характеризуют имущественные ценности, переданные предприятию для временного хозяйственного использования на бесплатной основе другими субъектами хозяйствования. В составе баланса предприятия эти активы также не отражаются.
По степени агрегированности активов как объекта управления они подразделяются: на индивидуальные, отдельные группы и совокупный их комплекс.
• Индивидуальный актив характеризует вид (или разновидность) имущественных ценностей, который является единичным, минимально детализированным объектом хозяйственного управления (например, денежные средства в кассе; отдельная акция, приобретенная предприятием; конкретный вид нематериальных активов и т.п.).
• Группа активов характеризует часть имущественных ценностей, которые являются объектом комплексного функционального управления, организуемого на единых принципах и подчиненных единой финансовой политике (например, дебиторская задолженность предприятия; портфель ценных бумаг; основные средства и т.п.). Степень агрегированности таких групп активов — объектов функционального управления — предприятие определяет самостоятельно.
• Совокупный комплекс активов предприятия характеризует общий их состав, используемый предприятием. Такая совокупность активов предприятия характеризуется термином «целостный имущественный комплекс», который определяется как хозяйственный объект с законченным циклом производства и реализации продукции, оценка активов которого и управление ими осуществляется в комплексе.
По степени ликвидности активы предприятия подразделяются на следующие виды:
• Активы в абсолютно ликвидной форме, характеризующие имущественные ценности предприятия, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа.
• Высоколиквидные активы, характеризующие группу имущественных ценностей предприятия, которая быстро может быть конверсирована в денежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.
• Среднеликвидные активы, характеризующие группу имущественных ценностей предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.
• Низколиквидные активы, представляющие группу имущественных ценностей предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше).
• Неликвидные активы, характеризующие отражаемые в балансе отдельные виды имущественных ценностей предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не могут (они могут быть проданы лишь в составе целостного имущественного комплекса).
По характеру использования сформированных активов в текущей хозяйственной деятельности предприятия они подразделяются на используемые и неиспользуемые.
• Используемые активы характеризуют ту часть имущественных ценностей предприятия, которая принимает непосредственное участие в операционном или инвестиционном процессе предприятия, обеспечивая формирование его доходов.
• Неиспользуемые активы характеризуют ту часть имущественных ценностей, предприятия, которые, будучи сформированными на предшествующих этапах хозяйственной деятельности, не принимают в ней участий в настоящее время в силу различных объективных и субъективных причин.
По характеру нахождения
активов по отношению к предприятию выделя
• Внутренние активы характеризуют имущественные ценности предприятия, находящиеся непосредственно на его территории.
• Внешние активы характеризуют имущественные ценности предприятия, находящиеся вне его пределов у других субъектов хозяйствования, в пути или на ответственном хранении.
Несмотря на довольно значительный перечень рассмотренных классификационных признаков, он, тем не менее, не отражает всего многообразия видов активов предприятия, используемых в научной терминологии и практике финансового менеджмента. Ряд из этих терминов будут дополнительно рассмотрены в процессе изложения конкретных вопросов управления активами предприятия.
С позиций финансового
менеджмента классификация
Рисунок 1 — Классификация оборотных активов предприятия по основным признакам
Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов – вид оборотных активов, характеризующий объем входящих материальных потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия.
Запасы готовой продукции характеризуют объем выходящих материальных потоков в форме запасов произведенной продукции, предназначенной к реализации.
Текущая дебиторская
задолженность характеризует
К денежным активам относят
не только остатки денежных средств
в национальной и иностранной
валюте, но и краткосрочные
Размер остатка денежных активов, которым оперирует предприятие в процессе хозяйственной деятельности, определяет уровень его абсолютной платежеспособности, влияет на размер капитала, инвестируемого в оборотные активы, характеризует его инвестиционные возможности (инвестиционный потенциал осуществления предприятием краткосрочных финансовых инвестиций).
Информация о работе Управление активами предприятия (на примере ООО НПФ «Реактив»)