Управление активами предприятия (на примере ООО НПФ «Реактив»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в современной экономике конкурентоспособность любому хозяйствующему субъекту может обеспечить только эффективное управление движением активов предприятия, как оборотных, так и внеоборотных. Ведь капитал должен приносить доход, иначе хозяйствующий субъект разорится и станет банкротом. От обеспеченности оборотными активами, их структуры и уровня использования во многом зависят эффективность функционирования и финансовая устойчивость предприятий.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления активами предприятия
Понятие, структура и методы управления активами
предприятия
1.2. Классификация активов предприятия
1.3. Принципы формирования и особенности управления
активами предприятия
Глава 2. Комплексный анализ состояния активов предприятия
ООО НПФ «Реактив»
2.1.Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО НПФ «Реактив»
2.2. Анализ состава, структуры и динамики внеоборотных
активов предприятия
2.3. Анализ состава, структуры и динамики оборотных
активов предприятия
2.4. Анализ оборачиваемости активов
Глава 3. Совершенствование управления активами предприятия
ООО НПФ «Реактив»
3.1. Разработка рекомендаций по повышению
эффективности управления активами предприятия
3.2. Управление активами с применением экономико-
математических методов и моделей
3.3. Экономическая эффективность предложенных
рекомендаций
Заключение 125
Список использованной литературы 133

Файлы: 1 файл

Управление активами предприятия на примере ООО НПФ Реактив.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

 

1.3. Принципы формирования и особенности управления активами предприятия

 

Управление активами предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с их формированием, эффективным использованием в деятельности предприятия и организацией оборота.

Как и весь финансовый менеджмент, управление активами подчинено цели роста рыночной стоимости предприятия. В процессе реализации этой цели управление активами предприятия направлено на решение следующих основных задач:

  1. Формирование достаточного объема и необходимого состава активов, обеспечивающих заданные темпы развития деятельности предприятия. Эта задача реализуется путем определения потребности в необходимых активах, намечаемых к использованию в процессе деятельности предприятия, оптимизации соотношения отдельных из видов и привлечения наиболее эффективных их разновидностей с позиций уровня производительности и потенциальной доходности предстоящего использования.
  2. Обеспечение максимальной доходности (рентабельности) используемых активов при предусматриваемом уровне коммерческого риска. Максимизация доходности (рентабельности) активов достигается за счет их использования в наиболее эффективных направлениях деятельности предприятия и коммерческих операциях предприятия. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что максимизация уровня доходности активов достигается, как правило, при существенном возрастании уровня коммерческих рисков, связанных с их использованием, так как между этими двумя показателями существует прямая связь. Поэтому максимизация доходности (рентабельности) используемых активов должна обеспечиваться в пределах допустимого коммерческого риска, конкретный уровень которого устанавливается собственниками или менеджерами предприятия с учетом их финансового менталитета (отношение к степени допустимого риска при осуществлении хозяйственной деятельности).
  3. Обеспечение минимизации коммерческого риска использования активов при предусматриваемом уровне их доходности (рентабельности). Если уровень доходности (рентабельности) используемых активов задан или спланирован заранее, важной задачей является снижение уровня коммерческого риска операций или видов деятельности, обеспечивающих достижения этой доходности (рентабельности). Такая минимизация уровня рисков может быть обеспечена путем диверсификации операций и направлений операционной деятельности предприятий, связанных с использованием активов; избежание отдельных видов коммерческих рисков; эффективных форм их внутреннего и внешнего страхования.
  4. Обеспечение постоянной платежеспособности предприятия за счет поддержания достаточного уровня ликвидности активов. Эта задача решается в первую очередь за счет эффективного управления остатками денежных активов и их эквивалентов. Однако в процессе решения этой задачи следует иметь в виду, что излишне сформированные денежные активы, обеспечивая высокий уровень платежеспособности предприятия, теряют свою стоимость под влиянием факторов времени и инфляции. Поэтому задача поддержания достаточного уровня платежеспособности относится к числу оптимизационных, в процессе решения которой должны учитываться различные экономические интересы предприятий. Необходимая платежеспособность предприятия обеспечивается также высоким уровнем ликвидности готовой продукции, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и некоторых других видов активов предприятия.
  5. Оптимизация оборотов активов. Эта задача решается путем эффективного управления денежными и материальными потоками активов в процессе отдельных циклов их кругооборота на предприятии; обеспечением синхронности формирования отдельных видов потоков активов связанных, с деятельностью предприятия; минимизацией совокупных затрат на организацию оборота активов во всех их формах.

Все рассмотренные задачи управления активами предприятия теснейшим  образом взаимосвязаны, хотя отдельные  из них и носят разнонаправленный характер. Поэтому в процессе управления отдельными активами отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой по критерию возможного роста рыночной стоимости предприятия.

Управление  оборотными активами.

Основным источником информации для анализа оборотных активов является бухгалтерский баланс (форма № 1) элементами оборотных средств являются:

- материальные ресурсы;

- готовая продукция на складах предприятия, товары для перепродажи;

- дебиторская задолженность;

- денежные средства.

Под составом оборотных активов понимают совокупность элементов, образующих оборотные активы. Деление оборотных активов на оборотные производственные фонды и фонды обращения определяется особенностями их использования и распределения в сферах производства продукции и ее реализации.

Существенное практическое значение имеет группировка оборотных  активов по методам управления и  источникам формирования. По методам  управления можно выделить две группы активов:

1) Нормируемые − запасы материалов, незавершенное производство, готовая продукция, товары, т.е. активы, по которым устанавливаются обоснованные расчетные нормативы. Анализ в данном случае состоит в сопоставлении фактических активов с нормативами, определении и оценке причин выявленных отклонений.

2) Ненормированные − активы, уровень и динамика которых определяется  внешними факторами и в меньшей мере зависят от деятельности предприятия. К ним относятся: товары отгруженные; дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.

По источникам формирования выделяют три группы (собственные и привлеченные и заемные средства).

При определении рационального  соотношения источников формирования оборотных активов средств исходить из того, каждому элементу оборотных  активов должен соответствовать определенный источник финансовых ресурсов:

1) Нормативной сумме запасов сырья, материалов и полуфабрикатов должны соответствовать собственные источники формирования оборотных активов. Нормативу незавершенного производства, расходов будущих периодов, а также средним остаткам готовой продукции на складе должна соответствовать планируемая сумма банковского кредита.

2) Дебиторская задолженность заказчиков должна полностью покрываться кредиторской задолженностью поставщикам материальных ресурсов.

3) Денежные средства могут формироваться за счет внутренней задолженности (задолженность перед персоналом предприятия, задолженность участникам по выплате доходов; доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов).

Анализ оборотных активов  нужно проводить на основании таких методов и приемов как:

- вертикальный,

- горизонтальный,

- сравнительный.

Оборотные активы при  движении находятся на всех стадиях  и во всех формах. Это обеспечивает непрерывный процесс производства и бесперебойную работу предприятия.

Управление  внеоборотными активами.

С учетом особенностей цикла  стоимостного кругооборота внеоборотных активов строится процесс управления этими видами долгосрочных активов предприятия. Несмотря на многообразие состава операционных внеоборотных активов по отдельным видам и группам, цель финансового менеджмента в этой области относительно проста — обеспечить своевременное обновление и повышение эффективности использования операционных внеоборотных активов. С учетом этой цели формируется политика управления внеоборотными активами предприятия.

Политика управления внеоборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся  в финансовом обеспечении своевременного их обновления и высокой эффективности использования.

Внеоборотные активы - это фундаментальная основа любого бизнеса. От того, как они сформированы на «старте» компании, как они управляются потом, как изменяется их структура и качество, насколько эффективно они используются в хозяйственном процессе, зависит, в конечном итоге, долгосрочный успех или неудачи бизнеса. Следовательно, внеоборотные активы (основной капитал) требуют постоянного и грамотного управления ими. Поэтому управление внеоборотными активами является важнейшей задачей финансового менеджмента.

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование управления активами предприятия ООО НПФ «Реактив»

3.1. Разработка рекомендаций по  повышению эффективности управления  активами предприятия

 

Проанализировав деятельность ООО НПФ «Реактив», можно заключить, что в основных моментах они придерживаются стратегии, направленной на укрепление своих позиций на рынке. На данном этапе развития, стратегия компании полностью соответствует ситуации, она является законченной и полностью согласованной, отсутствуют разногласия, все деловые моменты четко определены. 

Миссия ООО НПФ «Реактив» - формирование и развитие рынка удобных и полноценных рабочих мест как общего пользования, так и для специальных химических лабораторий.

Существующие конкуренты в этом сегменте рынка, также могут  предложить качественную продукцию и ассортимент, поэтому конкуренция на этом рынке высока.

Цель ООО НПФ «Реактив» - сохранение, укрепление и расширение позиций предприятия на рынке, повышение эффективности и конкурентоспособности деятельности.

Для достижения поставленной цели в рамках управления активами ООО НПФ «Реактив» необходимо укреплять финансовое состояние в целом, увеличивать оборачиваемость оборотных средств, эффективность использования внеоборотных активов.

Сформулируем основные задачи ООО НПФ «Реактив», направленные на усиление его позиций на рынке:

- увеличение прибыли  на 5% в год;

- увеличение доли на  рынке на 2% в год;

- поддержание тренда  устойчивого финансового положения.

Проблема эффективной структуры активов многих существующих предприятий различных отраслей  хозяйства  и  сфер  деятельности  становится достаточно актуальной на данный момент времени. Анализ показал, что главной причиной такого состояния предприятия является неумелое управление, т.е. низкая квалификация большинства финансовых служб как среднего, так и  высшего звена, а во многих предприятиях их просто нет.

Итак, проанализировав  финансовое состояние предприятия  можно выявить не только положительные  моменты в деятельности предприятия, но и такие, которые требуют разработки:

- капитал предприятия  сформирован за счет нераспределённой прибыли, кредиторской задолженности и краткосрочных заемных средств, можно сделать вывод о не эффективной финансово-кредитной политике предприятия;

- размещен капитал  также не эффективно, так как большую его долю занимают сырьё, материалы и другие ценности, а также дебиторская задолженность и пассивная часть основных средств, следовательно необходимо предпринимать меры по их своевременному востребованию;

- дебиторская  задолженность составляет 21,83% всех активов предприятия, что говорит о неэффективности работы с покупателями и иммобилизации   большей части активов в дебиторскую задолженность.

Надо заметить, что привлечение  заемных средств в оборот предприятия  – явление нормальное. Это содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что они не замораживаются на продолжительное время  в обороте и своевременно возвращаются.

Произошли существенные изменения  в структуре заемного капитала. Следует  отметить, что он был сформирован из значительной доли кредиторской задолженности и займов ООО НПФ «Реактив». В 2009 году по сравнению с 2008 годом предприятию удалось снизить величину краткосрочных обязательств в 2,7 раз, но не смотря на это, по прежнему наблюдается значительная доля задолженности по налогам и сборам (377 тыс.руб.), задолженность перед прочими кредиторами (723 тыс.руб.). Главный акцент руководству предприятия необходимо сделать на принятии мер по недопущению просроченной кредиторской задолженности, что приводит к начислению штрафов и к ухудшению финансового положения предприятия. Стоит отметить, что шаги в этом направлении предпринимаются, кредиторская задолженность перераспределилась в пользу «безопасных» кредиторов –  собственных работников, но подобное положение дел может привести к снижению заинтересованности собственных работников в работе с данным  предприятием, что в конечном итоге повлечет за собой ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности.

«Дерево проблем» – это наглядное  изображение незамкнутого графа, в котором факторы разнесены по отдельным уровням, соответствующим вершинам дерева. Исследование проблемы, в конечном счете, сводится к выявлению факторов и оценке степени их влияния на комплексный параметр путем построения «дерева проблем» (дерево причинно-следственных связей) (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Дерево проблем ООО НПФ «Реактив»

 

В нашем случае, при определении  коэффициентов значимости факторов, необходимо применить формально-логический анализ с использованием экспертных оценок на всех уровнях «дерева проблем».

Это решение было принято исходя из организационно-управленческой структуры  предприятия, поэтому экономическое  благосостояние исследуемого предприятия  напрямую зависит от знания рынка  и изыскания новых рыночных ниш, которые рассматриваются в «дереве проблем».

Коэффициент значимости данного фактора  имеет высокое значение. Это связано  с тем, что неэффективное использование  основных фондов, находящихся на балансе предприятия, приводит к низкой эффективности предприятия.

Проанализировав проблемы предприятия  можно предложить следующие решения, которые приведены на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 – Дерево решений

 

В настоящее время при анализе  фактической себестоимости, выявлении  резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса предоставления услуг - средства, предметы труда и сам труд.

Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости:

  • повышение производительности труда;
  • внедрение передовой техники и технологии;
  • лучшее использование оборудования;
  • сокращение административно-управленческих и других накладных расходов.

Экономия, обусловливающая фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов:

- совершенствование организации  производства и труда. Снижение  себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов;

- улучшение материально-технического  снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

Информация о работе Управление активами предприятия (на примере ООО НПФ «Реактив»)