Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 21:12, курсовая работа
Дебиторская и кредиторская задолженности предприятия являются важными факторами благополучного финансового состояния хозяйствующих субъектов. Экономический анализ расчетных операций проводится на основе данных бухгалтерского учета и позволяет установить законность осуществления расчетов, а также образования задолженности, ее состояние по сравнению с началом года, ее состав и сроки, причины образования задолженности, а также выявить резервы для улучшения состояния расчетных операций
Введение
Глава 1. Дебиторская и кредиторская задолженности как факторы финансово-экономического положения организации
1.1. Сущность дебиторской и кредиторской задолженности
1.2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностями
Глава 2. Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Спартак - отделочные материалы»
2.1. Экономическая характеристика предприятия
2.2. Методика экономического анализа организации, использующая показатели дебиторской и кредиторской задолженности
2.3. Анализ динамики, структуры и состояния дебиторской задолженности
2.4. Анализ динамики, структуры и состояния кредиторской задолженности
2.5. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия
3.1. Меры по оптимизации величины дебиторской задолженности ООО «Спартак-отделочные материалы"
3.2. Разработка модели снижения дебиторской и кредиторской задолженностей
Заключение
Расчетная часть (вариант 2)
Список использованной литературы
Кредиторская задолженность, в свою очередь, возникает у предприятия при получении денежных и иных имущественных взносов от учредителей, от поставщиков – рассрочек или отсрочек платежей, а также при несвоевременной оплате полученных товаров, работ, услуг, налоговых обязанностей самим предприятием. Такая задолженность означает временное использование чужих денежных средств. Кредиторская задолженность промышленного предприятия, таким образом, всегда сопряжена с последующим образованием дебиторской. Финансовая состоятельность хозяйствующего субъекта зависит от интенсивности притока денежных средств, идущих на дельнейшее погашение обязательств. Отсутствие минимально необходимого запаса денег указывает на кризисное состояние, избыток средств – на то, что предприниматель несет потери, связанные с инфляцией, а также с упущенной возможностью выгодного размещения и приращения временно свободных денежных средств.
Приток денежных средств хозяйствующему субъекту происходит как результат получения денежной выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг, получение авансов от покупателей и заказчиков. Кроме того, входящий финансовый поток возникает при эмиссии акций, получении учредительских денежных взносов, продажах имущества, при оплате дебиторской задолженности дебиторами. Еще приток денежных средств происходит вследствие получения долгосрочных и среднесрочных кредитов, займов, например, путем эмиссии облигации и векселей; но здесь происходит и отток – в виде: погашения задолженности по полученным ранее кредитам и займам, выплат процентов, дивидендов и выкупных сумм по векселям и облигациям. Исходящий от предприятия финансовый поток связан с исполнением денежных обязательств и обязательных платежей, выплатой заработной платы работникам.
Таким образом, от состояния расчетов предприятия со своими дебиторами и кредиторами зависит его финансовое состояние, платежеспособность и финансовая устойчивость, а также дальнейшее повышение эффективности его деятельности.
1.2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностями
Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.
Управление дебиторской задолженностью предполагает выполнение следующих мероприятий:
-разработка и реализация политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;
-разделение по группам клиентов в зависимости от объемов закупок, кредитной истории и предпочтения условий оплаты;
-контроль над погашением дебиторской задолженности;
-нахождение путей ускорения погашения долгов и уменьшения безнадежных долгов;
-установление условий продажи, гарантирующих сокращение и исключение невостребованных долгов;
-прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.
Выделяют следующие приемы управления дебиторской задолженностью.
-Анализ и учет продаж, оформление счетов и определение характера дебиторской задолженности.
-Проведение анализа дебиторов.
-Рассмотрение дебиторской задолженности по видам продукции для выявления «невыгодных» товаров.
-Расчет стоимости существующей в настоящий период времени дебиторской задолженности.
-Вычет из реальной стоимости дебиторской задолженности суммы безнадежных долгов.
-Контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.
-Принятие мер, стимулирующих сокращение задолженности (установление скидок при досрочной оплате).
-Анализ и оценка использования факторинга – продажи дебиторской задолженности.
С целью обеспечения быстрого притока денежных средств целесообразно разработать систему договоров с гибкими условиями сроков и формы оплаты. Существуют следующие приемы, помогающие предприятию максимально сократить дебиторскую задолженность.
1. Предоплата обычно используется в том случае, если имеются скидки.
2. Частичная предоплата включает предоплату и продажу в кредит.
3. Передача на реализацию предполагает сохранение предприятием прав собственности на продукцию до момента оплаты за них.
4. Выставление промежуточного счета используют при заключении долгосрочных контрактов, это помогает систематически получать денежные средства по мере выполнения отдельных этапов работы.
5. Банковская гарантия означает возмещение банком необходимых денежных средств в случае неуплаты дебитором долга.
6. Гибкое ценообразование предназначается для снижения степени инфляционного риска. Гибкие цены могут быть установлены:
-с учетом общего процента инфляции;
-с учетом индекса инфляции по конкретным видам продукции;
-в зависимости от фактического срока оплаты и прибыли от альтернативных вложений денежных средств.
Анализ дебиторской задолженности предполагает расчет коэффициентов инкассации. Расчет может производиться на основе реестра старения дебиторской задолженности. Реестр старения дебиторской задолженности содержит необходимую информацию для прогноза поступления средств. Коэффициенты инкассации – это доли денежных поступлений в текущем периоде от задолженности определенного срока по отношению к объему реализации периода возникновения задолженности. Используя данные о погашении дебиторской задолженности, можно рассчитать долю денежных средств в общей сумме поступлений. Коэффициенты инкассации рассчитываются следующим образом:
Отгрузка – Поступления = Изменение дебиторской задолженности (Отгрузка текущего месяца – дебиторская задолженность (0- 30) на 1-е число предыдущего мес).
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, применяемыми в настоящее время, являются:
а) факторинг;
б) учет векселей или их продажа на фондовом рынке;
в) форфейтинг.
Факторинг – разновидность торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств. Факторинг представляет собой инкассирование дебиторской задолженности покупателя и является специфической разновидностью краткосрочного кредитования и посреднической деятельности. Факторинг включает в себя: 1) взыскание (инкассирование) дебиторской задолженности покупателя; 2) предоставление ему краткосрочного кредита; 3) освобождение его от кредитных рисков по операциям.
Основной целью факторинга является получение средств немедленно или в срок, определенный договором. В результате продавец не зависит от платежеспособности покупателя. Банк заключает договор с покупателем о гарантировании его платежей в случае возникновения финансовых трудностей или с продавцом и покупателем о переуступке не оплаченных в срок платежных документов факторинговому отделу банка. Взаимоотношения банка и продавца по факторингу регулируются договором, При заключении банк проверяет кредитоспособность продавца и покупателя и с учетом этого определяет предельную сумму по операциям факторинга, в пределах которой поставка товаров может производиться без риска неполучения платежа. В рамках данной суммы банк автоматически оплачивает переуступаемые ему платежи. Договор может быть открытым и закрытым. При открытом договоре дебитор уведомляет об участии в факторинговой операции, при закрытом – дебиторы не ставят в известность о наличии факторингового договора. В договоре также оговаривается, предусматривается или нет право регресса, т. е. обратной переуступки требований (возврата их к продавцу).
Факторинг осуществляется следующим образом. Банк приобретает у хозяйствующего субъекта-продавца право на взыскание дебиторской задолженности покупателя продукции (работ, услуг) и в течение 2-3 дней перечисляет хозяйствующему субъекту 70-90 % суммы средств за отгруженную продукцию в момент их предъявления. После получения платежа по этим счетам от покупателей банк, перечисляет хозяйствующему субъекту оставшиеся 30-10 % суммы счетов за вычетом комиссионного вознаграждения.
Учет векселей или их продажа на фондовом рынке позволяет перевести дебиторскую задолженность в денежные активы. Учет векселей представляет операцию коммерческого банка по их выкупу по определенной цене в зависимости от его суммы, срока погашения и риска непогашения. При определении учетной цены векселя производится дисконтирование его будущей стоимости с учетом действующей на денежном рынке ставке процента (она может включать премию за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя). Обладая статусом ценной бумаги, вексель может быть также предметом купли-продажи на фондовом рынке, a s отдельных случаях использоваться и как средство платежа. Перечисленные операции осуществляются только с переводным векселем. Перевод векселя на другого исполнителя платежа осуществляется посредством индоссамента.
Форфейтинг представляет собой операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по коммерческому кредиту, оформляемую путем индоссамента переводного векселя в пользу банка. В результате форфетирования. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Особенно широкое использование форфейтинг может получить во внешнеэкономических операциях предприятия. По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга (но только по предоставленному коммерческому кредиту, а не по текущим расчетам) и учета векселей (но с их переводом только в пользу банка). В международных операциях форфейтинга в качестве документа, оформляющего коммерческий кредит, может выступать и переводной аккредитив.
Весьма актуальным является вопрос о сопоставимости дебиторской и кредиторской задолженности. Сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности – один из этапов анализа дебиторской задолженности, позволяющий выявить причины ее образования. Многие аналитики считают, что если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то организация рационально использует средства, т. е. временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает от оборота. Бухгалтеры с ними не согласны, потому что кредиторскую задолженность организация обязана погашать независимо от состояния дебиторской задолженности.
По итогам этого сравнения прогнозируются перспективы организации, ее финансовое положение, платежеспособность, а также разрабатываются рекомендации:
-следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, делает необходимым для погашения возникающей кредиторской задолженности привлечение дополнительных источников финансирования;
-контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;
-расширить систему авансовых платежей. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что организация реально получает лишь часть стоимости выполненных работ. Своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской и кредиторской задолженности, к которым относятся: просроченная задолженность поставщикам, в бюджет и др.; кредиторская задолженность по претензиям; товары отгруженные, не оплаченные в срок; поставщики и покупатели по претензиям; задолженность по расчетам возмещения материального ущерба.
Для снижения дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия необходимо снижать дефицит свободной денежной наличности. Для достижения сбалансированности дефицитного денежного потока в краткосрочном периоде необходимо разработать мероприятия по ускорению привлечения денежных средств и замедлению их выплат (рис. 1).
Рис. 1. Мероприятия краткосрочного характера по сбалансированности
дефицитного денежного потока
Поскольку данные мероприятия, повышая уровень абсолютной платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде, могут создать проблемы дефицитности денежных потоков в будущем, то параллельно необходимо разрабатывать мероприятия по сбалансированности дефицитного денежного потока в долгосрочном периоде. Результаты оптимизации денежных потоков должны находить отражение при составлении финансового плана предприятия на год с разбивкой по кварталам и месяцам.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И
КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
ООО «Спартак – отделочные материалы»
2.1. Экономическая характеристика предприятия
Объектом исследования курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Спартак - отделочные материалы». Фирма расположена в центральной части областного центра.
Юридический адрес общества: 610001, РФ, г.Киров, Октябрьский пр-т, 149.
ООО «Спартак - отделочные материалы» был образован в феврале 1993-го. Основное направление деятельности компании — реализация строительных отделочных материалов. Можно без преувеличения сказать, что компания является крупнейшим поставщиком строительных отделочных материалов на территории Кировской области. Являясь безусловным лидером в этом сегменте, поставляя продукцию ведущих производителей строительных отделочных материалов России и зарубежных фирм, предприятие строит свою деятельность, исходя из принципов и технологий развития бизнеса, базирующихся на передовом опыте ведущих зарубежных корпораций, умело и эффективно преломляя его сквозь призму специфики российской действительности. Товар от производителя до потребителя доставляется максимально оперативно и с высоким уровнем сервиса. Лейбл «Спартак -отделочные материалы» на упаковке стройматериалов является гарантом качества и в то же время защитой от подделок.
Основными потребителями продукции фирмы являются строительные предприятия Кировской области и близлежащих регионов, в том числе Республики Коми, Пермского края.
Обладая собственной материально-технической базой, необходимым автотранспортным и техническим парком, высокопрофессиональным инженерно-техническим и рабочим потенциалом, опираясь на постоянную поддержку своих заказчиков и партнеров, используя современные рыночные методы работы, ООО «Спартак – отделочные материалы» и дальше будет вести свои работы высококачественно и в короткие сроки.